Урок с пением нот

Урок с пением нот

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ «ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ НОТЫ!»
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Данная работа представляет собой конспект урока по предмету сольфеджио «Теперь мы знаем ноты!». Урок расчитан на закрепелние материала, посвященного изучению музыкальной грамоты.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 224.55 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ксения Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы Калининского района города Санкт-Петербурга «Академический»

Конспект урока по предмету сольфеджио в первом классе

«Теперь мы знаем ноты!»

Цель: закрепление у учащихся знаний о нотах и длительностях.

  1. Повторение расположения нот на нотном стане
  2. Повторение основных длительностей
  3. Выработка навыка пения с листа простейших мелодий по нотам.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель : Ребята, всю первую четверть мы с вами изучали нотную грамоту и теперь пришла пора закрепить все ваши знания. Сегодня на урок к нам пришли ваши родители, чтобы убедиться в том, что вы уже почти что профессиональные музыканты!
За правильные ответы сегодня вы будете получать жетоны и в конце нашего урока мы выберем главного победителя, а точнее того, кто станет главным дирижером нашей группы.

Итак, для начала попробуйте разгадать мои загадки:

На листочке, на страничке —
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ответ: Ноты)

Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке. (Ответ: нота Ре)

Нота говорит: “Мерси!”,
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины. (Ответ: нота Си)

Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор. (Ответ: нота До)

Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке. (Ответ: нота Ля)

Облачившись в сарафаны
И фату из целлофана,
Нота-фараон опять
В саркофаг ложится спать. (Ответ : нота Фа)

Учитель: Молодцы, ребята ! С этим заданием вы легко справились. А теперь проверим, знаете ли вы где живут ноты?
Ученики : на Нотном стане

Уч : А кто может рассказать стихотворение про этот необычный «домик для нот»?

Один из учеников рассказывает стих и получает жетон:

Пять линеек параллельных

Нотным станом будем звать

Снизу их всегда считаем

Раз, два, три, четыре, пять!

Уч : Давайте достанем свои ноты-карточки и будем задавать друг другу вопросы. (Дети достают 7 карточек с нотами, и по очереди каждый называет ноту, которую поднимают все остальные. Справившиеся быстрее всех, получают жетоны.)

Уч : Ну что ж, думаю ваши родители убедились в том, что ноты вы теперь знаете на отлично. А давайте вспомним, какие бывают длительности у нот?

Ученики: Целые, половинные, четверти, восьмые.
Уч : Совершенно верно! Мой волшебный кубик длительностей поможет мне узнать точно, кто их выучил без ошибок.

(Каждый ученик по очереди кидает кубик и называет выпавшую длительность. За правильные ответы получают жетоны)

Уч : Ребята, а кто сможет рассказать стихотворение про все длительности?

Ученик: Нота целая , она белая

Очень важная и протяжная

Нота половинная , нота тоже длинная,

Но короче целой, штиль у ноты белой

Четверти проворные, эти ноты черные

Штиль их украшает, все под них шагают.

Покороче вслед за ними ноты назовем восьмыми ,

Хвостик каждой одолжим и за ними побежим!

(Рассказывает стихотворение и показывает каждую длительность.)

Уч : Итак, я вижу что все вы хорошо знаете и ноты и длительности. Теперь настала пора обратиться к настоящей живой музыке. Попробуем свои знания применить на практике.

Для начала давайте немного распоемся и споем гамму До-мажор . А что это, гамма До-мажор ?

Ученики: Гамма – это звуки, расположенные по порядку о тоники до тоники. А Тоника – это I ступень лада, ее еще называют Королевой. (Жетоны за правильные ответы).

Уч : Все правильно! Давайте выберем дирижера, который будет помогать нам петь гамму. (Выбирается один из учеников, встает перед классом с дирижерской палочкой).

Под аккомпанемент учителя дети исполняют гамму сначала четвертями, затем восьмыми и шестнадцатыми. Дирижируют в размере 2/4.

Перед пением гаммы вспомнить такие понятия как crescendo, diminuendo, staccato, legato. Постараться применить их при пении.

Уч : Ну что ж, а теперь давайте попробуем спеть по нотам небольшую песню. (Каждому выдаются ноты детской песни «Паровоз»)

Паровоз

Уч : Для начала давайте прочитаем ноты этой песни в правильном ритме.

(Один из учеников читает ноты и хлопает ритм песни. Получает за это жетон)

Уч : В какой тональности написана эта мелодия?

Ученики: В До-мажоре

Уч : Как вы это определили?

Ученики: Так как песня начинается и заканчивается на ноте до

Уч : В какой динамике мы будем исполнять эту мелодию?

Уч: Меццо-форте, то есть не очень громко

Уч : А каким штрихом ее нужно исполнять?

Уч: Легато, то есть плавно и связно. На это указывают лиги.

Уч : В каком размере написана песня?

Уч: В размере 2/4. То есть в каждом такте не больше двух четвертей

Учитель: Молодцы! На все мои вопросы вы ответили правильно, теперь давайте исполним эту песню.(Ребята поют, следя по нотам)

Давайте прочитаем слова этой песни и споем ее со словами (Один ученик читает вслух слова песни. Поют хором.)

Учитель : А кто может спеть один эту мелодию? (Желающий исполняет песню и получает жетон)

Учитель : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моими заданиями, и думаю, теперь вы хорошо запомнили названия нот, их расположение на нотном стане, а также выучили название всех длительностей.

Настала пора подвести итоги и выбрать главного дирижера нашей группы. (Считаем жетоны, выбираем победителя).
Давайте еще раз исполним песню «Паровоз», теперь уже под управлением нашего дирижера. (Ребята еще раз исполняют песню)

Домашнее задание : Выучить песню «Паровоз» наизусть нотами и словами, попробовать записать в тональности Ре-мажор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Прибавление чисел 7,8,9» по программме В.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века».

Тема «Прибавление чисел 7,8,9» по программме В.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века».

Данная работа представляет собой конспект урока по музыке «Путешествие в оркестровую яму». Урок посвящен музыкальным инструментам, входящим в состав симфонического оркестра.

Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио «Под музыку дружно шагаем». Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм.

Знакомить детей с временами года через танцевально-игровую гимнастику.

Конспект учебного занятия по предмету «Музыка» по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Источник

Оцените статью