Урок сольфеджио что такое аккорд

Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты»

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Ж. Н. Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты» / Ж. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6237/ (дата обращения: 02.06.2021).

Методическое обоснование темы: урок входит в систему занятий по изучению темы «Аккорды», объемной по своим масштабам и одной из центральных в учебном предмете «Сольфеджио». Непосредственно знакомство с аккордами происходит в 1-ом классе, а их дальнейшее изучение растягивается на все годы обучения в музыкальной школе.

В основе занятия лежат различные формы работы с аккордовыми гармоническими последовательностями (так называемыми у теоретиков «цифровками»). На данном этапе у обучающихся уже имеются предварительные навыки определения аккордовых цепочек на слух. Практическая значимость урока заключается в том, что учащиеся на основе теоретических знаний и практических навыков должны почувствовать некоторую свободу в обращении с аккордами ( «слышу — строю — пою» ). И в заключение урока своеобразным открытием для них должно стать определение знакомых аккордовых построений в нотах, в «живой» музыке различных композиторов.

На организационном этапе урока необходимо уделить внимание созданию рабочей обстановки и настроить школьников на творческое мышление. Проверка домашнего задания способствует дальнейшей активизации внимания у учащихся и мотивации к активному творческому восприятию.

Темы программы: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий лада», «Доминантовый септаккорд», «Обращения доминантсептаккорда».

Место урока в изучаемой теме : Урок представляет собой исключительно практическое занятие, синтезирующее в себе несколько тем программы, рассредоточенных по разным классам обучения: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий», «Доминантсептаккорд и его обращения». Изучаемые по спиральному принципу, т. е. с постепенным углублением, все эти темы находят свое непосредственное целевое применение в настоящем практическом занятии.

Тема урока : Аккордовые гармонические последовательности на уроке сольфеджио и в произведениях различных композиторов.

Тип урока : урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.

Вид урока : практическая работа.

Цель урока : развитие навыков аккордового гармонического мышления и восприятия аккордовых последовательностей на слух.

Задачи урока:

— упорядочить теоретические знания по превалирующим темам;

— закрепить в практических упражнениях слуховые навыки;

— создать условия для активного развития гармонического слуха учащихся;

— стремиться к осознанному и точному интонированию в 3-хголосном пении;

— формировать умение оперировать классической терминологией;

— повысить у учащихся интерес к предмету путем применения различных форм ансамблевого музицирования;

— подчеркнуть взаимосвязь предмета «Сольфеджио» с другими учебными дисциплинами музыкально-теоретического цикла и произведениями мировой классической музыкальной литературы;

создать условия, способствующие формированию у учащихся интереса к классической музыке.

Основные методы:

Метод обучения

Форма деятельности

Метод вербальной передачи информации и слухового восприятия информации учащимися

— рассуждения, беседа с учащимися

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации учащимися

— наглядный материал (дидактические карточки с гармоническими «блоками»)

— работа с нотным текстом

Метод передачи информации с помощью практической деятельности

— определение на слух, построение и исполнение гармонических последовательностей

— анализ и определение аккордов в музыкальных произведениях

Активные формы обучения:

— индивидуальная форма работы — самостоятельное определение на слух и построение нотами аккордовых цепочек, распределение «блоков» в правильной последовательности;

— групповая форма работы — унисонное и трехголосное исполнение аккордовых цепочек, работа учащихся в группе, реализация коммуникативных навыков общения;

— привлечение обучающихся к активному мышлению путем рефлексии, основанной на субъективном осознании гармонических основ в классических музыкальных произведениях.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока : фортепиано, доска, электропиано, синтезатор, портреты композиторов, нотные издания, наглядный материал (дидактические карточки-блоки), мультимедийная аппаратура.

Целевая аудитория : учащиеся 6-го класса музыкального отделения МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств».

Продолжительность урока : 45 минут.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

— повторение теоретического материала (главные ступени, трезвучия главных ступеней с обращениями, неустойчивые аккорды доминантовой группы — Д 7 с обращениями)

— определение аккордовых последовательностей на слух, цифровая запись в тетради, затем запись нотами

— пение цепочки последовательно и трехголосно

— анализ аккордов в произведениях композиторов различных стран и эпох.

4. Оценка результативности урока, запись домашнего задания.

Конспект урока.

( Преподаватель ). Сегодня на уроке сольфеджио мы с вами будем работать над аккордовыми гармоническими последовательностями. Наше занятие носит чисто практический характер. Для начала давайте мы с вами вспомним, из каких аккордов складываются распространенные гармонические последовательности. А сделать это можно, только повторив определенные теоретические темы. Поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, подготовка к которым составляла часть вашей домашней работы.

(Вопросы учащимся) . Какие аккорды составляют основу для гармонических последовательностей? Что такое главные ступени? Какие аккорды относятся к тонической функции? Какие аккорды относятся к субдоминантовой функции? Какие аккорды входят в группу доминанты[1]?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Гармонические последовательности складываются из аккордов, построенных на главных ступенях лада, а также их обращений. Именно эти аккорды являются основными при построении гармонических цепочек. Главными ступенями для каждого лада являются те, которые показывают его окраску: в мажоре на главных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре — минорные. Это I, IV и V ступени. Эти ступени отличаются от других ступеней тем, что имеют названия (Тоника, Субдоминанта, Доминанта).

( Преподаватель ). Молодцы. Эти темы вы помните хорошо. А теперь давайте вспомним, как мы начинали определять на слух аккордовые последовательности в тональности. Я рассказывала вам о том, что целая аккордовая цепочка — это большая постройка (например, дом или замок), которая собирается из кубиков как детский конструктор. И мы можем разобрать ее, разложить на отдельные элементы — кубики. Эти формообразующие кубики мы назвали «блоками». Сейчас мы с вами вспомним основные наши блоки, которые составляют каркас для больших построений. Это 4 главных блока:

Распределяю заготовленные карточки-блоки на доске и вместе с учащимися называем все аккорды.

( Преподаватель ). А теперь давайте вспомним, как они звучат.

Играю эти аккордовые заготовки, выделяя мелодическую линию нижнего голоса.

( Преподаватель ). Какой из трех голосов я сейчас проводила более отчетливо, акцентируя на нем ваше внимание?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Более ярко, громко и заметно звучал нижний голос, линия баса.

( Преподаватель ). Мне тут же хочется задать вам следующий вопрос: «А для чего я его подчеркивала, зачем вам нужно слушать более внимательно именно нижний голос?»

(Ожидаемые ответы учащихся) . Именно по нижнему голосу мы точно определяем ступень, которая звучит в данный момент в басу, и, значит, можем назвать аккорд. Потому что каждый аккорд строится на своей, определенной ступени. Так, Т5 3 строится на I ступени, Т 6 на III ступени и т. д.

Двое-трое учащихся вызываются к доске и под каждым аккордом подписывают ступени.

( Преподаватель ). Теперь давайте исполним линию баса одновременно со звучанием аккордов. Я играю, и мы пропеваем ступень в нижнем голосе. Так и называем ее, какой она является по счету: «первая — первая — первая», далее будет «первая — седьмая — первая» и т. д.

Играю аккордовые блоки, одновременно пропевая вместе с учащимися мелодическую линию басового голоса.

( Преподаватель ). Что еще мы с вами заметили? Какие блоки стоят на месте, а какие из них двигаются? И в каком направлении происходит это движение?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Первые два блока стоят на месте, показывая нам Тонику, первую ступень лада, обыгрывая ее с помощью аккордов Субдоминанты и Доминанты. А третий и четвертый блоки уходят от первой ступени; третий — движется вверх, а четвертый — вниз.

( Преподаватель ). Правильно. Вы можете у себя в тетрадях добавить к блокам стрелочки, показывающие направление движения в этих цепочках.

А теперь приступим к определению аккордов на слух. Я вам играю последовательность, а вы записываете ее в виде аккордовой цифровки.

Внимание! Гармоническая сетка прозвучит 2 раза, от начала до конца, с небольшим перерывом. Слушаем внимательно. Вот тональная настройка.

Играю тоническое трезвучие тональности Ре мажор [2] .

Аккордовая последовательность проигрывается два раза в сдержанном темпе, от начала до конца. (Т5 3 — S6 4 — T5 3 — S 6 — D5 3 — D 7 — T 3 ).

( Преподаватель ). Записали? Давайте проверим.

Учащиеся называют аккорды. В случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса. К доске выходит один из учеников и записывает цифровку.

( Преподаватель ). Мы с вами идем далее и сейчас прослушаем и запишем еще одну последовательность. Будьте внимательны, также слушаем 2 раза.

Проверяем записанные аккорды, в случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса.

( Преподаватель ). А для дальнейшей работы нам понадобится эта последовательность в виде нотной записи.

К доске вызывается один из учеников, который в момент начала записи обнаруживает к своему и всеобщему удивлению, что нам неизвестна тональность.

( Преподаватель ). А вот, наконец, и возник перед нами вопрос — какая тональность? Предлагаю вам попробовать самим определить ее, можно попробовать «угадать»… Сегодня мы с вами работаем в тональности D dur.

Учащийся записывает аккордовую последовательность нотами [3] .

( Преподаватель ). Давайте пропоем эту цепочку. Сначала традиционно, от баса последовательно к верхнему голосу.

Теперь наоборот, сверху вниз[4].

И, наконец, наше любимое занятие, которое мы прозвали «Бутерброд»!

Невозможно, наверное, представить себе бутерброд без хлеба. Так вот, роль хлеба для нас и выполняет басовый голос, это основа, фундамент всей аккордовой постройки. Средний голос и верхний — предлагаю вам пофантазировать и самим представить, что именно будет в нашем бутерброде.

Разделяемся на 3 голоса и поем эту цепочку трехголосно, с постепенным наслаиванием голосов друг на друга.

Несколько раз пропеваем цепочку в трехголосном виде, стараясь добиться максимальной интонационной точности. Прослушиваем чистое звучание каждого тянущегося аккорда.

( Преподаватель ). Сейчас я вам сыграю еще раз цепочку, а вы послушаете и скажете мне, что изменилось в ней?

Играю ту же самую последовательность в одноименной тональности (ре минор).

(Ожидаемые ответы учащихся) . Последовательность была мажорная, а стала минорная. Но при этом высота звучания не изменилась, поменялось только настроение.

( Преподаватель ). Верно. Я вам сыграла аккорды в тональности ре минор , до этого у нас был Ре мажор . Что надо сделать с нашей нотной записью, чтобы вся аккордовая последовательность моментально очутилась в миноре? Как называется эта тональность по отношению к начальной тональности?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Ре мажор и ре минор — это одноименные тональности. У них одинаковая I ступень. Поэтому можно просто поменять ключевые знаки, и мы сразу окажемся в миноре. А для аккордов доминантовой группы надо добавить повышение VII ступени.

Пропеваем аккорды в ре миноре.

( Преподаватель ). А сейчас вам предстоит совершить небольшое открытие. Но для начала вопрос — как вы думаете, зачем мы вообще так подробно изучаем и разбираем аккордовые соединения? Для чего они нам нужны?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Мы изучаем аккорды для того, чтобы правильно их соединять друг с другом; невозможно представить себе любое музыкальное произведение без аккордов; из аккордов можно подобрать аккомпанемент к мелодии и т. д.

( Преподаватель ). А различные композиторы использовали их в своих произведениях? Соблюдали ли они правила построения таких цепочек? Или это важно только на уроках сольфеджио, при изучении теории? Как вы думаете?

(Ожидаемые ответы учащихся) [5]. Наверное, композиторы просто сочиняли музыку, не задумываясь о правилах. Главное для них было передать в звуках свои внутренние ощущения и переживания. Но, может быть, они и придерживались правил, потому что мы знаем, что все композиторы хотели совершенствоваться и изучали музыку других знаменитых композиторов.

( Преподаватель ). Вот мы сейчас это и проверим. Рассмотрим 4 произведения, которые были написаны разными композиторами.

Учащиеся, условно поделенные на 4 группы, получают на парты ноты одного из четырех произведений.

( Преподаватель ). Обратите, пожалуйста, внимание на авторов, с которыми мы работаем. Давайте их назовем. Это Иоганн Себастьян Бах, живший в эпоху барокко; Леопольд Моцарт, отец великого австрийского классика; Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической школы, и Сергей Васильевич Рахманинов, яркий выразитель романтических идей. Мы видим, что каждый из них обладает своим собственным стилем. Дата рождения и смерти каждого у вас указаны. Составляя ленту времени, которая хронологически отражает годы жизни, мы видим следующую картину:

И. С. Бах

Л. Моцарт

М. И. Глинка

С. В. Рахманинов

1685–1750

1719–1787

1804–1857

1873–1943

Как вы думаете, могли встречаться эти композиторы? Конечно, нет. Ведь они жили в разное время и почти все в разных странах.

Обратите внимание на названия произведений, это танцы: у зарубежных авторов — два менуэта, а у русских — две польки. Интересен для нас и тот факт, что все 4 данные произведения в оригинале написаны в одной и той же тональности. Это ре минор.

Я исполняю на фортепиано по очереди первый период каждой пьесы, а учащиеся должны проследить по нотам и «узнать» на слух то произведение, которое досталось именно им.

( Преподаватель ). И теперь ваше главное, самое интересное, задание — под нижним голосом подписать аккорды, которые мы легко можем определить по басовой линии в левой руке.

Учащиеся подписывают аккорды:

Л. Моцарт Менуэт

М. Глинка Полька

С. Рахманинов Итальянская полька

( Преподаватель ). Давайте сверим, что у нас получилось? Похожи ли эти аккорды на наши записанные последовательности? Посмотрите внимательно. Мы видим почти полное совпадение!!

Заключение . Так вот оказывается, что все композиторы во все времена, и наверное, во всех странах, где только существовала теория музыки, конечно же, изучали эти аккорды, и в своих произведениях очень строго придерживались правил. И в этом вы сейчас смогли убедиться лично. Знание основ построения гармонических «цифровок» помогает вам запоминать музыкальный материал наизусть и музицировать.

Рефлексия . Постарайтесь каждый для себя решить, подумав предварительно, как же действовал композитор? Может быть, он просто «слышал» внутри себя музыку, или, например, мелодию? И не задумываясь о правилах, записывал нотами. Или сначала композитор выстраивал по всем правилам аккордовые соединения, а потом к ним присочинял мелодию? Как бы действовали вы, если бы вы были композиторами?

Оценка результативности урока и домашнее задание . По результатам работы на уроке происходит выставление дифференцированных оценок учащимся (в целях стимулирования мотивации предпочтительнее выставлять только оценки «отлично» и «хорошо»).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается сочинить мелодию. Я предлагаю им действовать по 2-му варианту: сочинить мелодию на уже готовый гармонический каркас (тот, что в классе был записан нотами в тетради и на доске). А можно за основу взять любую из разобранных аккордовых последовательностей. «У вас, ребята, появляется уникальная возможность почувствовать себя в роли композитора».

Анализ эффективности проведения открытого урока. Урок разработан с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся старшего класса, для которых характерна активная жизненная позиция. Ведущий вид деятельности — познавательный. Поэтому именно форма поисково-творческого обучения для них актуальна на данном этапе. Большое значение я придаю эвристическому методу при общении на уроке с учащимися, предоставляя им возможность самостоятельно найти единственно верное решение, совершить небольшое открытие, опираясь на ранее изученный материал.

  1. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985
  2. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М., 1980.

[1] За счет использования такой формы опроса, как фронтальный, должны быть опрошены несколько учащихся. Желательно задействовать каждого шестиклассника.

[2] Звуковысотно тональность учащимся не озвучивается. Исходя из собственного опыта, замечу, что для ребят, как правило, вопрос тональной окраски не является актуальным. Ежели кто-либо из них вспомнит о тональности и спросит, я мягко ухожу от ответа, обращая их внимание на то, что на данном этапе прослушивания это не является принципиально важным моментом. А главное – «зацепиться» за Тонику и почувствовать основу – линию баса. Или, как вариант, предлагаю каждому ученику представить себе любую тональность, например, свою любимую. Также возможно субъективное определение тональности по насыщенности, красочности звучания и цветовому ощущению гармонической последовательности. Здесь, на мой взгляд, важно постараться избавить учащихся от привычки мыслить исключительно в До мажоре.

[3] В целях экономии аудиторного времени можно вызвать к доске ученика, который быстро и сразу верно справится с заданием. Но это не всегда педагогически целесообразно. Возможно преднамеренное «приглашение» к доске одного из «слабых» или «медлительных» учеников. Как другой вариант, можно предложить игровой момент: записанная заранее на доске правильная последовательность все это время скрывалась за карточками-блоками.

[4] Возможно пропевание по голосам «вразброс», в произвольном порядке. Но данная форма работы не является главной целью настоящего урока, а также может вывести за временные рамки. Если продолжительность урока составляет более 40-45 минут, преподаватель вправе позволить себе эту форму работы.

[5] Здесь по традиции учащиеся делятся на два лагеря. Одни искренне верят, что композиторы сочиняли музыку исключительно по зову души и не задумывались о правилах соединения аккордов. Другие учащиеся твердо убеждены в том, что все композиторы знали правила и строго соблюдали их.

Источник

Читайте также:  Как раньше записывали ноты
Оцените статью