Уроки для фортепиано для левой руки

Развитие техники игры левой рукой

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Источник

Уроки игры на фортепиано. Как научиться играть двумя руками

Урок 4, часть первая

Вот мы и подошли к самому интересному и интригующему моменту – как научится играть двумя руками.

Есть две основных проблемы, из-за которых игра двумя руками становится сложной:

Первая. Назовем ее Руки-крюки
И вторая. Координация рук.

Чтобы научиться играть в две руки, нужно решить обе эти проблемы. Чем мы сейчас и займемся. Итак, первое – руки крюки. Что я имею в виду? Дело в том, что на начальном этапе руки и пальцы могут вообще вас не слушаться.

Попробуйте сыграть вот это (предлагаю скачать лист с упражнениями, для удобства. И пока не обращать внимания на партию левой руки, она нам пригодится только в следующем уроке). Или, если можете, играйте прямо с экрана компьютера:

А теперь посмотрите как бы со стороны, как вы играли. Может быть, вы пошли легким путем и сыграли все ноты одним пальцем? Или двумя?

Соблюдайте аппликатуру!

Если да, то попробуйте снова, на этот раз играйте До большим пальцем, далее всеми пальцами по порядку до мизинца, которым вы сыграете ноту Соль. Играйте ноты именно этими пальцами. Получается?

Кстати, если вы скачали учебник для первого класса ДМШ (а я надеюсь, вы скачали), то вы можете заметить, что на некоторых песенках рядом с нотами проставлены цифры. Эти цифры называются аппликатурой и обозначают, каким пальцем какую ноту нужно играть.

Скорее всего на этом этапе трудностей у вас не возникнет. Пальцы правой руки (если вы правша, конечно) разработаны обычно хорошо. Это неудивительно, ведь в основном всю мелкую работу, да и не мелкую тоже, мы делаем правой рукой. Так что для нашего мозга нет в этом ничего нового.

Теперь попробуйте сыграть все то же самое, но левой рукой. (Начнете, естественно, с мизинца). Вот здесь могут возникнуть сложности. Левая рука разработана меньше, мелкая работа для нее непривычна. Вот здесь и появляются руки-крюки. Если человек не может играть просто одной левой рукой, то играть обеими руками одновременно, конечно, и вовсе невозможно. Выход здесь один – разрабатывайте левую руку. Играйте ею побольше. Вообще для развития техники разрабатываются специальные гаммы. Если хотите, пользуйтесь ими. Но для простоты можно хотя бы просто перебирать пальцами все клавиши вашего фортепиано или синтезатора подряд. Так вы тоже разовьете пальцы. Делайте это и правой, и левой рукой, соблюдая ритм и постепенно наращивая темп. Добейтесь того, чтобы ваши пальцы стали вас слушаться.

Рано или поздно это случится. Скорее всего даже, что на это не уйдет много времени. Тогда будьте уверены – игра двумя руками не за горами.

Правильное прикосновение

Еще один небольшой нюанс, раз уж мы заговорили про руки-крюки. Играя на фортепиано, рояле или синтезаторе касаться клавиш нужно подушечками пальцев. Это особенно касается прекрасных женщин, у которых часто бывают длинные ногти. Увы, с ногтями придется попрощаться. Опора всей руки должна приходиться именно на самые кончики пальцев. Как раз то место, где выступает отрастающий ноготок. Так что при наличии ногтей придется играть ими, а не пальцами, что, разумеется, весьма неудобно. Пальцы при игре должны принимать округлую форму а не быть почти прямыми или уж тем более фаланги не должны сгибаться под прямым углом (именно это получится, если все-таки пытаться играть с длинными ногтями). Это важно, потому что при неправильном положении рук вы будете быстрее уставать, соответственно, игра превратится в безрадостную необходимость. Кстати, на нашем сайте есть прекрасная статья о том, что делать, если фортепиано не приносит удовольствия.

Пока упражняйтесь, а в следующем он-лайн-уроке мы рассмотрим вторую проблему, из-за которой игра двумя руками становится трудной.

Если вы хорошо учились, то после этого урока вам уже будет по силам небольшое, но красивое произведение — «Тамбурин» Рамо (для фортепиано, облегченная версия). Скачивайте ноты и играйте на здоровье!

Источник

Оцените статью