Уроки фортепиано ребенок 4 года

Некоторые особенности обучения игре на фортепиано детей 4-х, 5-ти лет

Светлана Олеговна Смирнова

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №7», г. Нижний Новгород

Некоторые особенности обучения игре на фортепиано детей 4-х, 5-ти лет

В данной статье мы поговорим о начальном этапе работы с детьми 4-х, 5-ти лет при обучении их игре на фортепиано.

В последние годы преподаватели разных дисциплин сталкиваются с одной и той же тенденцией: обучение детей, их общее развитие (языки, счет, чтение, рисование, музыка, физическое развитие и т. д.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Интеллектуальное и физическое воспитание ребенка с первого дня жизни более не считается экcпериментом и в настоящее время все большее число родителей принимают такой метод, в достаточной степени оправдывающий себя. Нас интересует этап развития 4-х, 5-тилетних детей. Конкретно – их музыкальная подготовка.

В музыкальные школы всё чаще принимают детей без конкурсного отбора. Рациональное зерно в этом есть, так как порой ребенок, не сумевший на приеме прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую либо очень простую мелодию, в результате годовых занятий достигает таких успехов, что обгоняет определенно способных и изначально ярких и одаренных детей. В связи с этим хочется указать позицию Санкт-Петербургского педагога-музыканта Т. Юдовиной-Гальпериной на необходимые качества при приеме детей в муз. школу: 1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание); 2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу); 3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка; 4. Отсутствие зажатости. Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.

В свете данного вопроса необходимо указать на особенности психологического развития детей 4-х,5-ти и 6-ти лет в сравнении, с учетом классических взглядов и новейших исследований в этой области.

Изначальная музыкальная одаренность не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Многое определяется умственным развитием, интеллектуальным потенциалом. Интересный факт. За рубежом проводились работы, посвященные изучению музыкальных способностей у умственно-отсталых детей. Такие дети могут иметь абсолютный слух, хорошую музыкальную память, играть по слуху на различных музыкальных инструментах, узнавать мелодию, но при этом им недоступно сочинение музыки и умение ее «читать». Таким образом, музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии способностей умственных.

По результатам исследований разных лет к музыкальным способностям относятся: 1) эмоциональная отзывчивость на музыку; 2)музыкальный слух в многообразии всех своих видов (мелодический, тембровый, динамический, вокальный, гармонический, внутренний); 3) чувство ритма; 4) музыкальная память.

Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. Причем по следующей схеме: первоначально формируется ощущение темпа по принципу от быстрого к медленному; затем становится доступным восприятие метра и, наконец, в последнюю очередь, — чувство ритма по степени усложненности (1- равные длительности, 2- принцип суммирования, 3- принцип дробления). И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.

Развитие непосредственно музыкального слуха также имеет свои этапы. Следует указать, наиболее высокий скачок в развитии музыкального слуха наблюдается именно у детей в возрасте 4-х лет. В первую очередь у детей проявляется способность узнать мелодию, далее — умение услышать ее видоизменения. Потом они (дети) ощущают тонику и ладовую окраску в попевках, далее – дифференцируют интервалику (звуковысотные соотношения) и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом, а на основе пения и сольфеджирования подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.

Наконец, музыкальная память. Она, естественно, зависит от степени развития муз. данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы сначала опознания, потом воспроизведения муз. звучания ( как и в муз. слухе). Мы слышим, воспринимаем музыку в ее образно – эмоциональном спектре, анализируем ее строение, развитие, реагируем на нее двигательно и, наконец, зрительно. По наблюдениям, дети одного уровня слухового и музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Следовательно, одной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка. Соответственно, музыкальная память – это многокомпонентное образование, требующее «панорамного» развития всех своих проявлений.

Остался открытым вопрос об эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Его мы рассмотрим ниже, в разделе «Слушание музыки».

Организация занятия. Оценка. Демонстрация результатов.

У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, кинестетическим путем. В 6 лет наступает, так называемый, «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения. Поэтому, обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его приоритетно — образном восприятии, фантазии и только потом — о логике в познании. «Больше сказки, больше фантазии в музыке», — говорила А. Артоболевская. « Игровая форма, поэтика, образ, мини-театр», — вторит ей Т. Юдовина-Гальперина.

Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать со 100% отдачей – 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому возникает проблема организации занятия. Многие преподаватели находят выход в делении урока на два полноценных занятия поминут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с педагогом, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.

Обязательно, на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует вести учет выносливости, следить за настроением, не торопить, не требовать излишней чистоты и точности. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной. Каждый педагог индивидуально, на свое усмотрение может установить систему поощрений малыша (начиная с «солнышек»-5; «облачков»-4, кончая орешками, конфетками — драже и т. д.).

Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки. Американский психолог Глен Доман рассказывал, что в их «Системе всестороннего обучения и развития детей» [6] первым выступлением 3,4-хлетних музыкантов считается выход на сцену во фраке со скрипкой в руке, поклон и уход за кулисы. Все! Спектр эмоций, полученный за эти мгновения, стоит многого.

Основные направления работы.

Что касается основных направлений работы, то, бесспорно, донотный период и ансамблевое музицирование составляет значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.

Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:1.Слушание музыки.2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.3.Посадка, организация игровых движений.4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.7.Развитие игровых навыков.8.Ансамблевое музицирование.

Эта работа интересна и многогранна. В данной статье мы остановимся только на отдельных её составляющих, на, упоминаемом уже, донотном периоде.

Цель – создание музыкально-эстетической базы ребенка, опираясь на которую он разовьет весь свой музыкально-слуховой комплекс.

Эмоциональную отзывчивость ребенка 4-5-ти лет на музыку можно сформировать только на основе подлинно художественных произведений и доступности изложения музыкального материала, интересных бесед о характере образности музыки, ее форме, средствах выразительности. Помимо этого можно и нужно использовать движение под музыку, учитывая подвижность и активность малышей. Движения разного рода (ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук; «танцевальные картинки»: скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и т. д.) помогают раскрыть особенности произведения и развить ребенка. Конечно, с этой задачей прекрасно справляются теоретики на уроках ритмики у малышей. Но, учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 25 минут), необходимость динамического (двигательного) разнообразия урока, кусок «теоретического хлеба» можно отобрать. С этой целью рекомендуется знакомиться со сборником и «Раннее музыкально-ритмическое развитие»[14]. Представленный музыкальный материал помогает детям не только понять музыку с точки зрения образа, настроения, но и, главное, развивает чувство ритма, ощущение формы, помогает понять метр, почувствовать разные темпы и т. д.

Как частный случай такого метода разрядки на уроке и развития ребенка можно рекомендовать совет С. Альтерман из ее сборника » 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.»[2], которая предлагает танец-игру «Руку правую вперед».

Еще один немаловажный момент. Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему поможет демонстрация картинок, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.

Очень продуктивно — прослушивание программных пьесок с ярко выраженными музыкальными характеристиками, понятным образным содержанием. См. приложение 1. Пьесы типа «Флейта и оркестр» В. Белого, «Гопак» из оп. «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Марш Черномора» из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки помогают ребенку понять и сопоставить динамику, контрастное звучание разных характеристик.

Автор книги » Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» [7] советует использовать для прослушивания детские сочинения: «Ленивый Миша и веселый Гриша» Марины Алексеевской 7-ми лет; «Грустный утенок» Наташи Марковой 8-ми лет (мироощущения юного композитора и юного слушателя во многом соприкасаются). К данным песенкам в книге имеются картинки.

Конечно, нельзя забывать и о признанных программных шедеврах мировой классики, как-то: «Детском» и «Юношеском» альбомах П. Чайковского и Р. Шумана.

Слушая с малышами музыку, последовательно и постепенно проводится работа по развитию разных видов слуха. Для активизации ладового слуха полезно проигрывание одного и того же материала в мажоре и в миноре. С. Альтерман [2] предлагает проделать это с «Кисонькой» В. Калинникова. Затем со словами «Я ушла», «Я пришла» сыграть Т5\3 и t5\3 и сравнить окраску звучания. А потом определить лад в разных песенках. Например, » Мишка с куклой» М. Качурбина и » По малину в сад пойдем » А. Филиппенко. Тембровый слух на первых порах развивается при слушании и анализе звучания одной попевки (а затем пьески) в разных регистрах. Одновременно происходит знакомство с интонацией и клавиатурой: вопрос » Ты кто?» — ответ » Я — ре» (си, до, любая нота) или «Ты где?» – » Я здесь»: в любом регистре «разговаривают» разные «зверюшки». Пение, вначале лишь минимум звуков, развивает вокальный мелодический слух ( ми-ре-до, ми-ре-до:»спать пора до утра»). Но надо учитывать, что выбор диапазона у каждого ребенка индивидуален. Во-первых, строение лор-органов изначально, с рождения определяет диапазон ребенка. Во-вторых, по средним показателям в 4-5 лет ребенок может спеть 5-8 нот от «ре» до «си» 1-й октавы. К тому же дети, как правило, поют не весь диапазон мелодии, а лишь максимально удобные, доступные для них нотки. Пение без слов (та-та, ля-ля и т. д.) облегчает детям задачу чистого интонирования.

Большой выбор песенного материала — в «Музыкальной грамоте» Вырыпаевой.[4]

Слушать музыку с ребенком нужно постоянно. Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.

Знакомство с инструментом. Изучение клавиатуры.

Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т. д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, порой не знают цифр, непоследовательно считают, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: высоко летают птицы, мухи, комарики с тоненьким голосом (высокий регистр); в реке, глубоко в болоте лежит большой бегемот (низкий голос); а в гости к птичкам и к бегемоту ходят детишки с мамами (средний регистр). Интересный вариант объяснения регистров у Т. Прокофьевой [13]: построить дом, в котором жильцы занимают этаж в соответствии со своим голосом (чем ниже голос, тем ниже этаж). Так же можно решить вопрос с октавами (с помощью «дома» или «дерева»). Или назвать первую октаву именем ученика (гномик Паша, кукла Катя), вторую – птичкой-невеличкой, третью — мухой-цокотухой. А большая октава – та самая, где живет тот бегемот с низким голосом (в болоте).

Т. Юдовина-Гальперина [17] предлагает свой вариант запоминания октав: I – матрешки поют; II – матрешки танцуют; III – матрешки рисуют; IV – матрешки спят; малая октава – маленький сад (одно маленькое дерево); большая октава – большой сад (одно большое дерево); контроктава – парк.

У Е. Королевой [7] можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.

Ноты (и, соответственно, названия клавиш) рекомендуется «подкрасить». Цвета, наиболее воспринимаемые 3-4-х летним ребенком – красный, синий, желтый, зеленый. Можно подключить белый, оранжевый, фиолетовый. Важно знать, что 4-х летний ребенок различает мелкие предметы на удалении 30-35 см, поэтому ноты должны быть крупными. Параллельно с изучением можно группировать и записывать цветные нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.

Знакомство с клавишами начинайте со стишков, например, «Про Ваню» (Е. Королева)./См. приложение 2/, а нотки можете представить в образе разных птичек, которые сидят на веточках /по высоте/ на дереве. Черные клавиши тоже обязательно характеризуем – два братца: смелый и скромный; три сестренки: старшая, средняя, младшая.

А С. Барсукова [3] предлагает вырезать из своего сборника и раскрасить «немую» клавиатуру.

После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать на них песенку. См. приложение 1. Закрепляется материал также на играх. Рекомендуется заглянуть к Т. Прокофьевой [13], к Т. Юдовиной — Гальпериной [17] и к Е. Королевой [7].

Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О. Мандельштама). На первых уроках поиграйте на фортепиано с открытой механикой. Сей процесс для малыша, поверьте, весьма увлекателен и, главное, полезен.

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины («длинные пальцы» – Т. Юдовина-Гальперина), удобство движений всей руки без излишеств и зажатостей. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А. Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.

(старейший, уважаемый нижегородский педагог) говорила, что спина – это озеро. Руки – шланги, по которым вода течет в квартиры – ладошки, из кранов – пальчиков.

Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Разлеты»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.

Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Например: на подвижность 1-го пальца: «щелчки» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев: хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун» [17],«Крабик», «Паучок» [13];на кистевые движения:«Помашем маме», «Стирка» «Дирижер» [17], «Колобок» [1];на крупные мышцы: «Петрушка», «Балерина», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах: «Слон», «Кошка» (С. Альтерман, Т. Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика [17] — дабы побороть любое волнение на сцене.

Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство (импровизация).

Цель – на основе работы по развитию музыкально-слухового комплекса научить ребенка анализировать свои слуховые ощущения и реализовывать их в 1) сочинительстве, 2) транспорте, 3) подборе по слуху. Из трех вышеназванных навыков подбор – самый сложный процесс и развивается он на более позднем этапе. Объяснения таковы. Основные качества, определяющие развитие навыков подбора, транспорта и сочинительства – это слух и музыкальная память. По итогам психологических исследований у детей в возрасте 4-х лет формируется опознающий элемент музыкальной памяти – умение узнать ранее слышанную мелодию. Только к 5-ти годам развивается воспроизводящая память. Причем, сначала ее ритмическая структура, а потом мелодическая. Именно поэтому ребенок порой не узнает им же играную песенку в исполнении, например, другого ученика или педагога – неразвита опознавательная память. Узнавание происходит только после прохлопывания ритмической структуры пьески и проговаривания слов.

Навык сочинительства предоставляет большие возможности для самовыражения ребенка. Вначале – это просто перебор пальцами по клавишам в разных регистрах, в разных темпах (тембровые характеристики с сопутствующими пояснениями ребенка – про кого поем; сочинение музыкальных сказок). Затем появляются элементарные мелодические движения вверх и вниз по клавишам подряд или через нотку. Ритмическая структура беспорядочна или используется равномерный ритм. Такие проявления музыкального сочинительства или импровизации характерны для детей в самом начале 4-го жизни (еще мал его музыкальный опыт, не усвоен музыкальный язык, из которого ребенок черпает «строительный материал» во всей его сложности). Важнейший момент. Дети этого возраста с готовностью откликаются на просьбу о сочинении или импровизации. Позже над ребенком начинают давлеть социальные штампы – а как надо играть?, а как Саша сыграл? и т. д.

Транспонирование на первых порах происходит не на базе слуховых ощущений, а на основе ориентировочного анализа: вверх – вниз, близко – далеко. С развитием слуха транспонирование приобретает характер всё более творческого процесса нахождения верно звучащей ноты.

Наконец, подбор. Подбор нетрудных мелодий доступен ребенку при наличии определенного багажа музыкальных впечатлений с опытом их анализа. Ученик должен слышать и дифференцировать движение мелодии, ее интервальный состав (к месту сказать, в 4 года дети лучше слышат широкие интервалы), ладовую окраску. Уместно использовать игру «Музыкальная лесенка» [11], на которой располагают нотки исполняемой песенки. Для тренировки реакции на изменение высоты звука рекомендуются игры «Зайчик», «Соседи», «Бусы» [13]; вопрос-ответ «Ты где?» – «Я здесь», «Ты кто?» – «Я – до» [2].

В 4 года у детей происходит накопление тембровых, темповых, первичных интонационно-ритмических, жанровых впечатлений. Их реализация идет с 5-ти лет и последующие 2-3 года. В 5 лет в импровизациях — ритм, но мелодической основы как таковой в законченном виде нет. Ритмические формулы, как правило, повторяются (простейшие секвенции вверх и вниз; суммирование; иногда возможно различное сочетание несложных ритмов). Постепенно, с возрастом вместе с ритмической структурой проявляется и мелодическая основа. Развивают импровизацию и сочинительство разного рода задания: досочинить, подобрать мелодию к стихам, придумать аккомпанемент и т. д. См. приложение 1.Большой раздел «Сочиняем сами» у Е. Королевой [7]: сочинение по картинкам, на заданные интонации-настроения (сердито, ласково, жалобно, спокойно и т. д.), в басовом ключе, к стихам, мелодизация заданных ритмов.

Параллельно в работу с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам. Но это — тема отдельного, серьезного методического разговора.

Данную же работу закончим основными требованиями по структуре урока.

Структура урока. Основные принципы правильного обучения.

На занятии с 4-летним малышом должен общаться не преподаватель, а добрый и понимающий друг. Повторюсь. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.

Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал Программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.

Упомяну об «Основных принципах правильного обучения», называемых «Золотыми правилами». Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.

1. Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.

2. Учите с удовольствием.

3. Уважайте ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создайте подходящую атмосферу для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ребенок этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованны и последовательны.

9. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

10. Помните об основном законе: «Если вам и ребенку не интересно – прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-то не так».

Очень хочется пожелать всем нам, чтобы наши занятия всегда были интересны, и ни у кого не возникло мысли, что мы «делаем что-то не так».

Автор статьи: (преподаватель Детской Школы Искусств №7 г. Нижнего Новгорода).

1. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». 1986г. Москва.

2. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор». 2003г. С-Петербург.

3. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс». 2004г. Ростов-на-Дону.

4. «Музыкальная грамота». Москва.

5. «Первые нотки». Изд. «Феникс» 2001г. Ростов-на-Дону.

6. Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.

7. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». 2001г. Москва.

8. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс».2005г. Ростов-на-Дону.

9. «Школа юного пианиста». Изд. «Северный олень». 2000г. С — Петербург.

10. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 1973.

11. . «Наглядные пособия как средства оптимизации структуры урока в подготовительном классе». Библиотека НХК им. Сивухина.2002г. Н. Новгород

12. . «Музыкальная азбука». Изд. 1990г. Ленинград.

13. Прокофьева. Т. Методическая работа «Подружись с фортепиано!». Изд.2003г. Н.Новгород

14. . «Раннее музыкально — ритмическое развитие детей». Изд.2003г. Москва.

15. . Фортепианный альбом «От пяти до пятидесяти». Изд. «Композитор».1993г. С- Петербург.

16. Шмидт-. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград 1985г.

17. Юдовина- « За роялем без слез или я — детский педагог». Изд.2000г. С-Петербург.

Источник

Оцените статью