Уроки гитары соло блюз

Учимся играть блюз на гитаре – часть 4. Табулатуры, минусовки, видеоуроки

Придумать что-то новое в блюзе невозможно. Весь жанр построен на постоянном переосмыслении классических стандартов. Успех блюза заключается в личности самого музыканта и его умении рассказать своей музыкой интересную историю.

Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам нужно больше практиковаться. Для этого есть 3 основных направления:

  1. Изучение и разбор табулатур;
  2. Импровизация под минусовки;
  3. Работа над фразировкой с помощью видеошкол.

Блюзовые табулатуры

Начать лучше всего с работы с табулатурами. Изучить лики и фразы, разобрать несколько композиций.

Для удобной работы с гитарными табулатурами вам нужна программа Guitar Pro. Это незаменимый помощник начинающего гитариста.

Guitar Pro 6

Программа дает возможность разбирать по партиям целые песни. Вы также можете редактировать табулатуры, писать свои и заниматься «под минус».

Преимущество Guitar Pro заключается в том, что в табах указываются длительности нот, паузы и приемы игры. И все это вы можете прослушать в midi-формате.

Трек в программе GuitarPro 6

Также до сих пор в Сети можно найти табы в текстовом виде.

ВАЖНО! Учебные материалы

По ссылке доступен для скачивания архив с основными блюзовыми ликами. Табы любимых песен для Guitar Pro вы сможете самостоятельно найти в интернете.

Блюзовые минусовки

Следующим шагом будет работа с минусовками (англ. Backing track). Основная цель упражнений с бэкинг-треком — научиться импровизировать и применять полученные навыки на практике.

Минусовки доступны на Youtube по запросу «Blues Backing Track».

Запрос Guitar Backing Track на YouTube

На сайтах GuitarBackingTrack.com и GuitarVoice.com можно бесплатно скачать аудиофайлы с «минусами».

Сайт GuitarVoice.com Сайт GuitarBackingTrack.com

Разница с «минусовками» GuitarPro — в звучании. Программа воспроизводит midi-файлы, а здесь вы слышите запись реальных инструментов. Вы не только учитесь импровизировать, но и работаете с общим звучанием музыкального коллектива.

Видеоуроки

Очень важно уделять внимание технике игры на гитаре. Идеальным вариантом является работа с педагогом. Учитель поставит технику, укажет на ошибки в постановке рук и звукоизвлечении.

Если у вас нет возможности работать с учителем, воспользуйтесь бесплатными видеоуроками на Youtube. Авторы роликов показывают приемы игры и акцентируют внимание на основных ошибках новичков.

Вот перечень каналов, на которых учат играть блюз:

Больше видеоуроков доступно по запросам «Уроки блюза» и «Blues Lessons».

Советы начинающим

  1. Слушайте больше блюзовой музыки

Чтобы играть музыку этого жанра, вы должны знать основные клише и жанровые особенности. Блюзовая песня строится по определенным канонам. Если вы их не знаете, то никогда не сможете сочинить собственный блюз.

  1. Играйте больше блюзовых стандартов

Теоретических знаний недостаточно. Играйте песни, «квадраты», соло, учите риффы. Чем больше будет ваш технический багаж, тем проще вам будет.

  1. Оттачивайте новые технические приемы

Представьте, что технические приемы – это слова. Чем больше вы будете их знать, тем более интересную историю вы сможете рассказать в своей музыке.

  1. Развивайте слух

Технические приемы потребуют от вас умение слышать ноты и не допускать фальши. Для развития слуха используйте мобильные приложения. Занимайтесь хотя бы 15-20 минут в день по дороге на работу или учебу.

  1. Импровизируйте

Импровизация – важнейшая часть блюзового соло. Кроме того, так вы применяете полученные знания на практике и отрабатываете технические приемы.

  1. Изучайте принципы формирования звука у лучших блюзменов

Вы можете сносно владеть инструментом, но звучать паршиво. Современная гитара – это не только умение извлекать ноты из инструмента, но и звук. У каждого великого блюзмена свой узнаваемый фирменный тембр. Вы никогда не спутаете теплый и мягкий звук гитары Би Би Кинга с резким и хлестким звучанием Стиви Рэя Вона.

Источник

Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E.

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до

Мажорная форма CМинорная форма C

  • форма ля

Мажорная форма AМинорная форма A

  • форма соль

Мажорная форма GМинорная форма G

  • форма ми

Мажорная форма EМинорная форма E

  • форма ре

Мажорная форма DМинорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.

Аккорд E в системе СAGED Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.

Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.

I, IV, V ступени в песне “Перекресток”

Источник

Уроки гитары соло блюз

В этой категории собраны уроки гитары на акустической и электрогитаре в стиле блюз. Так же здесь публикуются статьи, советы и рекомендации от лучших блюз-гитаристов. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле блюз, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

    Волшебные ритмы соула

    В этом уроке рассмотрим 5 упражнений для ритм-гитары в стиле соул. Табы и аудиоприложение прилагаются.

    5 320
    3
    Как разнообразить грув с помощью дабл- и трипл-стопов

    В этом уроке рассмотрим 8 примеров в стиле кантри, блюз и госпел. Большая часть примеров урока исполняется техникой гибридного звукоизвлечения.

    1 625
    1
    Игра соло на фоне смен гармонии в блюзе

    В этом уроке рассмотрим 6 примеров исполнения блюзового соло на фоне стандартной смены гармонии. Если Вы хотите начать сочинять собственные гитарные соло, этот урок для Вас.

    1 898
    1
    8 способов разнообразить двенадцатитактовый блюз

    В этом уроке рассмотрим 8 упражнений с нотами, табулатурами и аудиоприложением, которые помогут разнообразить партию ритм-гитары в двенадцатитактовом блюзе.

    2 918
    5
    Гэри Кларк мл. – новая звезда на небосклоне блюза

    Десять интересных блюзовых риффов и фраз в стиле Гэри Кларка Вы найдете в этом уроке. Табулатуры, ноты и аудио прилагаются.

    1 751
    3
    Дань стилю соло-гитары Дуэйна Оллмэна (Duane Allman)

    В этом уроке разберем особенный и неповторимый стиль игры на гитаре Дуэйна Оллмэна (Duane Allman). К уроку прилагаются 8 примеров с табулатурами и аудио.

    2 698
    3
    Педальный тон в ритм- и соло-партиях

    Что такое педальный тон на гитаре, и как его использовать при игре ритм- и соло-партий в стиле блюз, — Вы узнаете из этого урока. Табулатуры и аудио к уроку прилагаются.

    1 225
    0
    В глубины блюза с Джоном Ли Хукером и Лайтнин Хопкинсом

    Энди Эйлдорт рассказывает о творчестве мастеров блюза Джона Ли Хукера и Лайтнин Хопкинса. Табы и аудио прилагаются.

    1 909
    1
    Чикагская легенда блюза Мэджик Сэм и его неповторимый стиль

    В этом уроке разберем Sam’s Boogie — оригинальную тему Мэджика Сэма со сложной техникой звукоизвлечения. Табулатуры и аудио прилагаются.

    1 566
    0
    Теле-трюки Роя Бьюкенена

    В этом уроке разберем 7 упражнений и одно полноценное соло на электрогитаре в стиле медленного блюза. Табулатуры, ноты и аудиотреки прилагаются.

    1 444
    3
    Как сделать аранжировку интереснее?

    Урок гитары от гитариста Денниса Дель Гаудио. 6 упражнений, которые помогут сделать Вашу гитарную аранжировку интереснее.

    3 339
    2
    Ритмические смены и блюз

    В этом уроке рассмотрим 10 упражнений, основанных на блюзовой прогрессии. Используя ее, Вы сможете сочинять свои собственные мелодии и соло в стиле блюз и джаз.

    1 954
    3
    Кантри-мудрость Кита Урбана

    В этом уроке представлены десять упражнений с нотами, табулатурами и аудиоприложением в стиле кантри от гитариста Кита Урбана.

    5 583
    0
    Тайны медленного блюза

    Сегодняшний урок мы посвятим игре медленного блюза на электрогитаре. Вы поймете, что играть медленный блюз ничуть не легче, чем играть быстрый блюз.

    2 497
    2
    В глубины блюза: Джон Скофилд

    8 упражнений в стиле блюз и бибоп, написанные в стиле легендарного гитариста Джона Скофилда. Табулатуры, ноты и аудио прилагаются.

    3 522
    0
    В глубины блюза: Соединяя точки

    В этом уроке Вы узнаете, как объединить различные позиции на грифе гитары в одну. Так Вы обретете свободу в игре, не ограничиваясь рамками позиций.

    1 761
    0
    Мы рождены для буги!

    Если Вы только знакомитесь с таким музыкальным стилем как буги-вуги, этот урок для Вас. Табы, ноты и аудио-приложение 10 упражнений ждут Вас в этом уроке.

    6 865
    0
    Надоели одни и те же блюзовые фразы? Придайте им восточный колорит! Часть 1

    Этот урок поможет Вам разнообразить стандартные надоевшие блюзовые фразы и добавит в них восточный и европейский колорит.

    1 762
    0
    В глубины блюза: Ларри Карлтон

    В этом уроке разберем 10 гитарных фраз в духе Ларри Карлтона, которые познакомят Вас со стилем этого блюзового гитариста. Табы, ноты и аудио треки прилагаются.

    2 570
    3
    Тягучий блюз

    В этом уроке представлены 8 упражнений для акустической и электрогитары, которые научат Вас играть медленный тягучий блюз.

    17 477
    6
    Восемь лучших тернэраундов

    В этом уроке Вы узнаете, что такое тернэраунд, а так же разберете восемь примеров тернэраундов с нотами и табами для электрогитары.

    3 289
    3
    Фредди Кинг – легенда блюз-гитары

    В этом уроке предлагаю познакомиться со стилем игры на гитаре легендарного блюзового гитариста Фредди Кинга.

    1 501
    1
    Пятерка классических блюзовых тернэраундов в стиле Дельта-блюз

    В этом уроке Вы познакомитесь с пятью классическими блюзовыми тернэраундами от таких гитаристов, как Чарли Паттон и Роберт Джонсон.

    3 180
    1
    Изысканные соло Мэтта Скофилда

    В этом уроке представлены 2 12-ти тактовых соло в духе Мэтта Скофилда. Треки, ноты и табулатуры к примерам прилагаются.

    1 490
    1
    Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только

    Дабл-стопы — один из самых важных приемов кантри-гитары – как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. В этом уроке представлены 6 упражнений.

    3 555
    0
    Десять способов разрешения музыкального напряжения

    В этом уроке представлены 10 упражнений на разрешения различных блюзовых аккордов. Изучив все примеры, Вы сможете понимать блюз значительно лучше.

    5 837
    3
    Пятерка отборных блюзовых фраз от Джими Хендрикса, Ти-Боун Уокера, Элмора Джеймса, Стиви Рэя Вона и Джонни Винтера

    В этом уроке будут фразы в духе Ти-Боун Уокера, Джонни Винтера, Стиви Рэя Вона, Элмора Джеймса и Джими Хендрикса. К каждой из них мы добавим немного теории и дадим совет по исполнению.

    7 117
    0
    Техасский блюз со Стиви Рэем Воном

    Урок для тех, кто хочется научиться играть как Стиви Рэй Вон. В уроке представлены 4 упражнения в стиле техасского блюза.

    3 178
    4
    И снова о блюзе: Тройная Линди

    В этом уроке Вы разберете 3 блюзовые фразы, после чего, их можно соединить воедино.

    1 387
    0
    Космическое кантри: Бенды – нелегкая задача!

    В сегодняшнем уроке Вы познакомитесь с различными видами бендов на гитаре. Примеры использования бендов различных блюзовых гитаристов.

    2 629
    3
    «Couldn’t Stand the Weather» – классика от Стиви Рэя Вона

    Сегодня Энди Эйлдорт (Andy Aledort) познакомит нас с особенностями игры Стиви Рэя Вона в композиции Couldn’t Stand the Weather.

    1 297
    1
    Упражнения на основе пентатонических гамм – скорая помощь для гитариста

    Если вы играете американский джаз, блюз, фолк или рок, вам постоянно приходится иметь дело с пентатоническими гаммами. А значит, этот урок для Вас.

    11 369
    3
    Стиви Рэй Вон и Джимми Вон играют на гитаре с двумя грифами — видео

    Это видео было снято в феврале 1987 года в Новом Орлеане на борту лайнера S.S. Presidente. Стиви Рэй Вон и Джимми Вон играют на гитаре с двумя грифами/

    1 263
    0
    Блюзовые фразы Би Би Кинга в джазовых соло

    Сегодняшнее занятие мы посвятим трем классическим фразам Би Би Кинга, которые будут полезны для всех джазовых гитаристов, желающих пополнить свой арсенал интересных ходов и решений.

    7 696
    2
    Блюз на электрогитаре — видео

    В этом уроке Джон Хьюзенстамм расскажет о работе комбинаций септаккордов и пентатонических гамм, а так же Вы увидите несколько простых идей в первой позиции пентатонической гаммы А минор.

    2 627
    1
    Блюзовая гамма в тяжелой музыке — видео

    Сегодня мы будем говорить о фразе, основанной на «блюзовой гамме» Е мажор. Так же я покажу возможность использовать традиционную блюзовую гамму в более тяжелой музыке.

    2 120
    3
    Смешанная блюзовая гамма – свежая идея для вашего соло

    Сегодня мы поговорим о смешанной блюзовой гамме, в которую входят ноты как минорной, так и мажорной блюзовых гамм. С ее помощью можно эффектно подчеркивать смену аккордов, не теряя при этом качественного блюзового звучания.

    11 098
    6
    Как победить рутину – помощь гитаристам. Фразировка

    Сегодня мы поговорим о фразировке и о том, как сделать ваши соло более музыкальными, придать им некоторую схожесть с вокальными партиями, а также о том, как играть и выражать в своем творчестве именно то, что хочется, а не просто перебирать «удачные» идеи и ходы, уже придуманные кем-то другим.

    2 007
    0
    Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи

    В этом уроке рассмотрены ритмические упражнения для электрогитары в стиле блюз. Эти упражнение нацелены на то, чтобы Вы стали профессионалом в блюзовой ритмике.

    5 033
    0
    Основы блюзовой ритмики

    В этом уроке Вы познакомитесь с основами блюзовой ритмики. Вы научитесь считать доли при игре на гитаре в стиле блюз и узнаете, как обозначается в нотах блюзовая ритмика.

    4 300
    5
    Другие примеры риффов

    В этом уроке опубликованы дополнительные примеры риффов для блюза. Табулатуры с блюзовыми риффами присутствуют.

    1 705
    3
    Риффы в блюзе

    В этом уроке представлены табулатуры двухтактовых риффов для электрогитары в стиле блюз.

    2 891
    3
    Риффы для электрогитары в стиле блюз

    В этом уроке Вы познакомитесь с термином рифф. Так же познакомитесь с примерами риффов для электрогитары в стиле блюз.

    4 765
    3
    Блюз в тональности ЛЯ

    В этом уроке мы разберём блюз в тональности А (ля). Приведенное в уроке упражнения крайне просты технически, но очень эффективны.

    5 609
    3
    Классическая схема блюза

    Классическая двенадцатитактовая блюзовая схема очень проста, и все же большинство «чайников» ухитряются в ней запутаться. В этом уроке разберемся, как выглядит классическая схема блюза для гитары.

    3 901
    3
    Блюз для акустической гитары

    В этот курс вошло 15 примеров (небольших, но эффективных упражнений), которые в той или иной степени служат для повышения мастерства игры на гитаре в стиле блюз.

    Источник

    Оцените статью