Вестник Педагога
Автор: Ларина Оксана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Камбарская ДШИ»
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Камбарка
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре»
Дата публикации: 20.06.2016
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок
Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары.
преподаватель по классу гитара Ларина О.В. 2016г.
Открытый урок преподавателя по классу гитары Лариной О.В.
Тема урока: Развитие и совершенствование навыков игры в классе
Дата, время проведения- 18.03.2016г.
Место проведения- ДШИ г.Камбарка
Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова). Навык- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).
Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта- исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально- слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучении. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте. Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
2.Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.
Развивающие:
1. Развитие у ученика исполнительского мастерства; 2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; 3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.
Обучающие:
1. Закрепление теоретических знаний; 2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.
Воспитательные:
1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов. 2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3.Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы,
Тип урока:
комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы:
показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
— принцип единства художественного и технического развития; — принцип постепенности и последовательности; — принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; — принцип индивидуального подхода в работе с учащимся; Участник урока — Старков Алексей, ,учащийся 3 класса гитары, ОП художественно- эстетической направленности. Алексей имеет средние музыкальные данные.
4.1.Организационный момент. (1 этап)
Цель этапа- настрой учащегося на эффективную учебную деятельность. Сообщение темы урока. Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке. Объяснить значимость темы.
4.2. Гамма До мажор. (2 этап)
Цель этапа — Техническое развитие ученика. Задачи: 1. Приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники. 2. Закрепление изученных теоретических знаний. Проигрывание учеником гаммы До мажор в две октавы в аппликатуре ,А.Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m. Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении; — при смене позиции теряет непрерывность исполнения. Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы. Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки: — большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»); — не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления; — пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции- смотрим на ноту до V позиции). — отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65 Проигрывание гаммы. Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами. Проигрывание каденции. Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
4.3. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения. Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио. На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть. Проигрывание этюда. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении: — не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука. Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
4.4 М.Каркасси. Рондо Е — dur (4 этап)
Цель этапа- Подготовка к концертному выступлению. Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы. Задачи: Совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.
Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения. Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер. Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод. Формула данного рондо- АВАСАВА А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С ( 2 эпизод)- А – dur. Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена. Проигрывание рондо. Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучания при переходе рефрена на 2 эпизод. Достижение единого темпа- работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие . Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л.Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе- выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован- выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам. Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4.5. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
5.Заключение.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
6.Материально- техническое обеспечение:
— гитара- 3шт; — фортепиано- 1шт; — нотные сборники (педагогический репертуар); — метроном; — компьютерное обеспечение.
7.Используемые источники:
1.А.М.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» 3.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» 4.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста» 5.Интернетисточники
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инстументе.
Источник
План-конспект открытого урока по специальности (гитара) «Дидактические игры на уроках гитары в подготовительном классе с применением мультимедийных технологий (компьютера)»
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
Включение дидактических игр в учебный процесс на начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте повышает интерес обучающихся к занятиям на инструменте. А создание на уроке «ситуации успеха» повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок для начинающих в классе гитары | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по специальности (гитара)
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ГИТАРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (КОМЬЮТЕРА)».
Пищемуха Ирина Анатольевна
преподаватель дополнительного образования
по классу гитары
ГБОУ РК «КУВКИ ЛИ»
Цель: развитие музыкальных способностей, освоение основных гитарных компетенций (посадки за инструментом, постановки, расположения нот на гитарном грифе).
Образовательные: обобщить и закрепить полученные умения и навыки.
Развивающие: развивать музыкально-творческое мышление, метроритмический слух, способность к эмоциональному восприятию музыки (через динамические оттенки).
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке.
Применение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, упражнения, формирующие правильную посадку и постановку.
Форма урока: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Методы ведения урока: игры и игровые упражнения, беседа, наблюдение, контроль, развитие навыка самоконтроля у учащейся, накопление умений и знаний, игра на инструменте (индивидуальная и в ансамбле).
Оборудование: гитары, подставки под ногу, нотная литература, компьютер, карточки к играм и упражнениям.
Организационный момент: приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
Разминка: упражнение «лошадка», направленное на раскрепощение двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Проблемная ситуация: использование музыкального лото. Уч-ся должна собрать лото (по принципу пазлов), отвечая на вопросы.
Упражнение «Овощные ритмы», для развития чувства ритма (с использованием компьютера).
Закрепление пройденного материала с применением игровых технологий (музыкального лото) – освоение приемов игры тирандо и апояндо, динамических оттенков, приема глиссандо, арпеджио.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители. Сегодня мы с учащейся 1«а» класса Костиковой Дашей представляем вам открытый урок на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ГИТАРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (КОМЬЮТЕРА)».
Итак, начинаем наш урок.
Гитара – один из самых неудобных инструментов в плане посадки и постановки. Очень часто у учащегося возникает сильное напряжение игрового аппарата во время игры на гитаре. Для того чтобы освободить игровой аппарат, учащийся должен почувствовать эту свободу сперва без инструмента. Поэтому сначала необходимо усадить учащегося на стул и проследить за тем, чтобы игровой аппарат был максимально свободным. Для этого мы используем упражнение «лошадка». В этом упражнении также используется компьютер.
Учащейся предлагается сесть на стул лицом к спинке стула. Локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное комфортное ощущение для того, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.
Учитель усаживает учащуюся на стул и включает песню, во вступлении к которой имитируется цоканье лошадиных копыт. Девочке предлагается двигаться, как будто она едет на лошади, двигая плечами и руками. Как только Даша почувствует свободу движений, можно переходить к освоению стандартной посадки за инструментом. На инструмент нужно опираться так же, как опираются на спинку стула. Учитель во время этого упражнения играет на гитаре пьесу Г. Синицыной «Лошадка»:
Я катаю, скок да скок, разукрашенный возок,
В нем Ариши и Наташи, Саши, Вани, Пети, Маши.
А учащаяся двигается в ритме стихотворения.
Суть этой дидактической игры в том, что большая картина-полотно разрезана на шесть равных частей. С обратной стороны картины написаны ответы на вопросы-задания. А сами вопросы-задания написаны на большой таблице (по размеру картины). Если учащаяся правильно отвечает на вопросы, то, выкладывая ответы на таблицу, складывает картину. Если ответы не верны, картина не получится. Музыкальное лото выкладывается на протяжении всего урока. Отвечая на вопросы, учащаяся затем прорабатывает предложенные приемы (вопросы-задания) на инструменте, а так же повторяет пройденный теоретический материал. В этом упражнении мы используем проблемный метод.
На следующем этапе нашего урока учащейся предлагается сыграть в игру « Музыкальное лото».
Даша берет карточку с заданием-лото: «Прием игры, при котором пальцы правой руки «шагают по струнам». Даша правильно отвечает на вопрос. Этот прием называется апояндо. Мы кладем картинку на таблицу с ответом.
Далее мы прорабатываем этот прием на инструменте. Мы с Дашей выучили песенку, при игре которой используется прием апояндо. Эта песня «Андрей-воробей». После того, как учащаяся правильно сыграла этот прием, мы играем «Андрей-воробей» в сопровождении аккомпанемента педагога. Прием апояндо используется при игре гаммаобразных пассажей, а также для того, чтобы выделить мелодический голос при игре мелодии с гармоническим сопровождением.
Даша берет следующую карточку-задание «Играем громко». Учащаяся правильно отвечает на вопрос. Это форте. Выкладывает картинку. В этом задании мы повторили термин «форте», а также научились соразмерять силу удара пальцем по струне с последующим освобождением мышц.
Для проработки этого задания мы исполняем Р.Н.П. «Дин-дон». Эту песню мы играем двумя руками. Для того чтобы подготовить пальцы левой руки к игре на инструменте, Даше предлагается следующее подготовительное постановочное упражнение «Зарядка». В этом упражнении отрабатывается точный удар пальцев левой руки по струнам.
Учитель. Даша, для того, чтобы хорошо сыграть песню «Дин-дон», мы должны размять наши пальцы, сделать зарядку. Прикладываем пальцы левой руки на уровне пятого лада на шестую струну, при этом все пальцы стоят на ладах. И под ритм стихотворения начинаем, не высоко поднимая пальцы, свободно, но точно бросать их на струну: «На зарядку выходите, силу воли покажите».
Учитель. Даша, на прошлом уроке мы с тобой играли песню «Дин-дон». Как мы ее играли, каким динамическим оттенком, громко или тихо? Правильно, громко! А почему?
Учащаяся . Потому что это – призыв, колокола, мы должны созвать всех друзей, чтобы помочь кошке потушить пожар.
Учитель. Правильно, давай сыграем эту песенку громко.
В этом упражнении также мы развиваем эмоциональное восприятие музыки через игру с динамическими оттенками.
Учитель. А сейчас мы сыграем упражнение «Слоненок». Это упражнение также играется апояндо, но большим пальцем правой руки. Это упражнение используется для того, чтобы разграничить действие большого пальца и остальной кисти, что помогает освободить мышцы правой руки. Действует только большой палец. Задача этого упражнения: следить, чтобы большой палец в расслабленном состоянии соскальзывал с одной струны на другую. (Слоненок уснул и упал). Упражнение делается в сопровождении стихотворного текста: « Наш слоненок задремал, и с кровати он упал».
В этих двух упражнениях мы отрабатываем прием апояндо для большого пальца (бас) и отдельно для указательного, среднего и безымянного пальцев.
На гитаре мелодические линии и бас желательно играть апояндо.
Для того чтобы учащаяся отдохнула, мы проведем физкультминутку (используем здоровьесберегающие технологии). Упражнение «Буратино»:
Буратино потянулся встать, потянуться.
Раз нагнулся, два нагнулся наклониться в стороны.
Руки в стороны развел свободно развести руки в стороны.
Видно, ключик не нашел пожать плечами.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать встать на носочки и потянуться.
Учитель. А теперь мы отдохнули. Я предлагаю Даше снова взять карточку с заданием.
Даша берет следующую карточку-задание «Играем щипком». Учащаяся правильно отвечает на вопрос. Это тирандо. Выкладывает картинку. Для закрепления приема тирандо мы играем упражнение «Чайки».
Учитель. Даша, вспомни, как чайка ловит рыбу.
Учащаяся. Чайка не кидается как камень в море, она по дуге летит к морю, хватает рыбу из воды, и также по дуге взлетает.
Учитель. Правильно, также и пальцы правой руки не дергают струну вверх, а цепляют ее кончиком и по дуге тянут ее в сторону другой струны и отпускают. Сыграй, пожалуйста, указательным и средним пальцем правой руки на струне «ми», а потом на струне «си» песенку про чайку:
«Если чайке друг волна
С рыбкой вынырнет она».
Приемом тирандо играется арпеджио, немелодические ноты среднего голоса, а также этот прием можно использовать в качестве тембровой краски.
При проведении урока с начинающими очень важна смена деятельности, иначе учащиеся быстро устают. В качестве такой смены деятельности, а также для развития чувства ритма мы используем на уроках дидактическую игру «Овощные ритмы». Для этой игры нам снова понадобится компьютер.
Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным. Освоение метроритма, таким образом, связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных игр и игровых ситуаций. Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению различных понятий музыкальной грамоты: длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д.
По своей природе ребенок очень активен, через движение он познает окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения (например, хлопки под музыку, шаги и т.д.).
Упражнение «Овощные ритмы» является достаточно сложным, поэтому сначала педагог должен показать ребенку, как выполняется это упражнение, затем хлопает вместе с учащейся, и только затем учащаяся хлопает ритм сама.
(Играет музыка, на мониторе ритмично появляются картинки различных овощей. Когда появляется изображение маленьких овощей, хлопаем восьмыми длительностями, больших – четверными).
Учитель. Сейчас Даша снова берет карточку с заданием. Как называется прием «волны»? Правильно, арпеджио. Сейчас мы сыграем. Представь, волна поднимается (делаем крещендо к верхней ноте), затем волна опускается (диминуэндо).
Это упражнение мы используем не только для освоения приема арпеджио, но и для того, чтобы познакомиться с динамическими оттенками крещендо и диминуэндо.
Далее мы вновь обращаемся к использованию здоровьесберегающих технологий.
Учитель. Даша, ты помнишь сказку о репке? Каких героев этой сказки ты помнишь?
Учащаяся. Деда, Бабу, Внучку, Жучку, Мышку.
Учитель. Надень, пожалуйста, на пальцы вязаных героев. И поработай пальчиками, как будто эти персонажи здороваются друг с другом.
«Мы играли, мы играли, наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем и опять играть начнем».
Теперь вновь обратимся к нашей картине. Учащаяся берет новую карточку с заданием и правильно отвечает на вопрос. Задание: «Играем тихо».
Учащейся предлагается сыграть ранее выученную колыбельную песню «Не летай, соловей».
Учитель. Даша, почему мы играем эту песенку тихо, пиано.
Учащаяся. Потому что, это колыбельная, если мы будем играть ее громко, ребенок проснется, а соловей улетит.
Далее учащейся предлагается исполнить песню, не глядя на струны.
Дело в том, что если учащийся на начальном этапе все время смотрит на струны, у него искажается осанка, а, следовательно, посадка и постановка, что впоследствии ведет к нарушению здоровья, а также некачественному звуку и невозможности исполнить некоторые приемы игры на инструменте. Поэтому очень важно сидеть за инструментом ровно, не наклоняясь к гитаре, чтобы посмотреть на струны. Песня «Не летай, соловей» очень удобна для достижения этой цели, так как исполняется в одной позиции и на одной струне.
Учитель. У нас осталась последняя карточка с заданием. Как называется прием «скольжение». Правильно, это глиссандо.
Изучение этого приема мы также используем как постановочное упражнение. Учитель играет любые гаммообразные пассажи на своей гитаре, а учащаяся, поставив все пальцы на одну струну, двигает руку по грифу вверх и вниз. Необходимо следить за тем, чтобы рука двигалась по одной линии и в одной плоскости, не соскальзывая с грифа.
Учитель. Даша, сегодня мы складывали картину. Получилась у нас картина, правильно ли ты ответила на все вопросы? Правильно, картина получилась. Молодец! Сегодня мы очень хорошо поработали. Мы повторили ранее выученные пьесы, несколько музыкальных терминов, вспомнили различные приемы игры. Какие ? (учащаяся перечисляет). То, чем мы сегодня занимались на уроке, ты должна будешь повторить дома (пьесы, термины). Это будет твоим домашним заданием.
В заключении можно добавить, что включение дидактических игр в учебный процесс на начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте повышает интерес обучающихся к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность, таким образом, учащийся активнее усваивает знания. А создание на уроке «ситуации успеха» повышает мотивацию к обучению, поддерживает увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
Cписок используемой литературы
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.
2. Гитман А. Донотный период начального обучения гитариста – М., 2003 г.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. – М.,1985.
Источник