Уроки ноты для баса

Уроки ноты для баса

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

Нотная грамота для бас-гитары

Теоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку вцелом,стать универсальным музыкантом,что очень важно. Хорошая техника еще не означает,что вы хороший музыкант,а вот знание как использовать вашу технику,в каком направлении двигаться,знание гамм,арпеджио,упражнений,фразировка,и многие другие знания делают из вас индивидуальность.

0 1 3 5-номер лада

ми фа соль ля-название ноты

Знаки альтерации

-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.)
-бемоль. Понижает ноту на пол тона.
-бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.

Длительность звука (счет)

Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.

Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длинне,нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и.
половинная нота. Вдва раза короче целой ноты. Считается: раз и два и.
четвертная нота. Вдва раза короче половинной ноты. Считается: раз и .
восьмая нота. Вдва раза короче четвертной ноты. Считается: раз.
шестнадцатая нота. Вдва раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара.
тридцать вторая нота. Вдва раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.

Источник

Нотация партий бас гитары для начинающих

Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.

Основные определения

Сперва дадим несколько определений:

Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.

Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.

Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.

Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.

Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D , на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E . Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.

Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):

Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.

Отличия в записи бас гитары и фортепиано

Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Альтерация, ключевые и проходящие знаки.

При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.

Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);

Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);

дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);

Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);

Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;

Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.

Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары

Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).

Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.

Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.

Поясню на нотном примере.

В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.

Запись нот буквами

Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.

A B C D E F G
ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger), 4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

tacet — не играть;

N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

Источник

Изучаем ноты басового ключа

Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.

В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы (счёт линеек ведётся снизу вверх).

Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.

Басовый ключ – ноты большой и малой октав

Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

1) Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

2) Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Оцените статью