Уроки вокала как петь по нотам

Правильно проводим распевку перед пением

Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.

Подбирать распевки нужно учитывая специфику тембра, особенности вокалиста, исполнительского направления, а также задач, на решение которых направлены упражнения. Так распевки для взрослых мужчин или женщин будут полностью отличаться от детский. А распевки для баритонов будут будут проходить совершенно в другой тональности, нежели у сопрано.

Зачем нужна распевка для голоса?

Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут.

Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.

Читайте также:  Легкие сонаты для пианино

Составляющие распевки

  • Дыхательная гимнастика. Первое, чему учится вокалист — правильно дышать. Это нужно делать не грудью, а диафрагмой. Знаменитые исполнители нередко нарушают это правило, чем усложняют себе задачу. В качестве дыхательной гимнастики можно провести комплекс упражнений йоги, чтобы избавиться от зажимов в теле, которые возникают после длительных напряжений, поднятия тяжестей, а также длительное пребывание в одном положении.

На заметку: не нужно ограничивать себя временными рамками во время дыхательной гимнастики. Нужно потратить на неё столько времени, сколько необходимо для полного расслабления, чтобы голосовые связки могли работать на полную мощь.

  • Шумовые упражнения. Это ещё один вид упражнений на дыхание. Для выполнения необходимо взять один из гласных, набрать полные легкие воздуха и протянуть гласный звук так долго, как это возможно. Этому упражнению нужно уделить как минимум 5 минут, а после приступать к следующему этапу.

  • Голосовые упражнения. Это самая сложная и самая важная часть распевки. Здесь уже необходимо выполнять упражнения для разогрева на гласные буквы или вокализы. Но начать нужно с букв. Их можно тянуть, исполнять всё выше или ниже, отрабатывать стаккато, а также многое другое. Вокализы уже для исполнителей с опытом. Голосовые упражнения сложно выполнять без знания нот, поэтому для начала стоит изучить нотную грамоту, чтобы понимать о чём идёт речь.

Основные правила и нюансы для начинающих вокалистов

Распевки тоже нужно проводить правильно, иначе можно повредить голосовые связки и так и не приступить к исполнению произведению или уроку по вокалу, поэтому важно запомнить несколько простых правил:

  1. Для начала стоит распеться в комфортной тональности, чтобы разогреть связки. Только после этого можно приступать к пению на высоких нотах без риска надорвать связки.
  2. Распеваются обычно по хроматической гамме только в примарной зоне, то есть комфортной для исполнителя тональности, не задевая высоких и низких нот, который исполнитель не может вытянуть. После стоит пробовать брать по одной ноте сверху и снизу, чтобы натренироваться к резкой смене мелодии и уметь сразу попадать в ноты даже при резком перепаде.
  3. Разминка полностью зависит от умений и опыта исполнителя, но важно начинать распевку для разогрева голоса с одной ноты, постепенно переходя на терцию, потом квинту. Заканчивается разминка на диапазоне в октаву или даже больше. Начинающий вокалист не сможет справиться с упражнениями с диапазоном в октаву, поэтому стоит остановиться на квинте.
  4. Набор упражнений и их длительность определяется только за счёт опыта вокалиста. Начинающим исполнителям придётся тратить на разминку и оттачивание голосовых техник большую часть урока вокала для начинающих. Опытные вокалисты могут обойтись исполнением нескольких вокализов.

Главное — даже опытным исполнителям нельзя пренебрегать музыкальными распевками, так как никто не защищен от травм голосовых связок.

  1. Если при распевке появляется чувство, что голос звучит как-то иначе, чем обычно, то стоит провести разминку в щадящем режиме и отказаться от сложных и серьезных упражнений. Если голос не приходит в норму и это никак не связано с простудами, то стоит обратиться к специалисту, так как связки могут быть повреждены. Врач назначит выполнение определенных упражнений, но от вокала на некоторое время придется отказаться.
  2. Не стоит щадить себя во время распевки и петь тихо. Разминаться нужно в полный голос, но избегать при этом перехода на крик или форсирования, так как использовать такие приемы при выступлении нельзя. Также не стоит слишком сильно атаковать звук, так как можно сорваться. Если нет возможности распеваться в полный голос, то можно попробовать делать это с закрытым ртом.

Упражнения для распевки

Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.

Пение с закрытым ртом

Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.

«Ми, мэ, ма, мо, му»

После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.

Извлечение звука губами

Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.

Глиссандо

Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.

Распевка в нос

Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.

Вьени

В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.

Стаккато

Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков. Нужно следить за отрывистостью.

Диапазон

Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».

«Бри-брэ-бра-бро-бру»

Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.

Скороговорки

Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала.

Завершающий совет

Важно приложить усилия на распевке, но не выкладываться на полную и приберечь силы для предстоящего выступления или урока. Если переусердствовать, то можно лишиться сил, необходимых для пения.

Источник

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Оцените статью