Усилитель для гитары 6п14п 6н2п

Усилитель для гитары 6п14п 6н2п

SE или однотактные схемы — это усилители, в которых сигнал усиливается одним усиливающим элементом (лампой, транзистором) последовательно на каждом каскаде. Эти системы работают в чистом классе А и ценятся многими аудиофилами благодаря их хорошей микродинамике и точности в представлении деталей. Простота также является преимуществом. Недостатками этих схем являются: низкая энергоэффективность (класс A), низкий коэффициент усиления, немного более высокий уровень искажений. Представляем здесь макет такого усилителя.

Предполагается, что это простая и дешевая система, которую можно построить имея минимальный опыт в электронике. Обычно самой дорогой частью лампового усилителя являются трансформаторы громкоговорителей, силовые трансформаторы и лампы. Поэтому, чтобы снизить затраты, предлагаем использовать акустические трансформаторы от старого лампового телевизора (понадобятся два). В таком телевизоре вы также найдете радиолампы, более мощные резисторы, некоторые высоковольтные конденсаторы также пригодятся.

Лампы, необходимые для создания этого усилителя, можно также достать разобрав старое радио. Сетевые трансформаторы можно намотать или купить. Конечно это не Hi-End усилитель, а простой усилитель для начинающих, но звук уже будет заметно отличаться от «кремния». Хотя качество звука в ламповых усилителях сильно зависит от трансформаторов громкоговорителей. Предлагаемые для сборки небольшие трансформаторы, используемые в ламповых телевизорах, не имеют очень хороших частотных параметров. Реально хороший трансформатор большой, тяжелый и довольно дорогой.

Схема усилителя на 6П14П + 6Н2П

Список элементов

Усилитель

  • R1, R1A — 1 кОм,
  • R2, R2A — 470 кОм,
  • R3, R3A — 150 кОм,
  • R4, R4A — 1-1,5 кОм,
  • R5, R5A — 150-200 кОм
  • R6, R6A — 470 кОм,
  • R7, R7A — 1 кОм,
  • R8 — 500-1000 Ом, отрегулируйте ток сетки, чтобы он не превышал 5 мА,
  • R9, R9A — 120-180 Ом, подберите для получения нужного тока катода,
  • R10, R10A — 5-20 кОм,
  • R11 — 10-20 кОм,
  • P — 2×47 кОм / логарифмический,
  • C1, C1A — 100 мкФ / 16 В,
  • C2, C2A — 100-220 нФ / 250 В,
  • C3 — 100 нФ / 400 В,
  • C4 — 47 мкФ / 400 В,
  • C5, C5A — 100 мкФ / 25 В,
  • C7 — 33-100 пФ, выбрать чтобы он не срезал высокие частоты и сигнал осциллографа был правильным,
  • C6, C6A — около 1 нФ / 250 В припаять непосредственно к выходам трансформатора громкоговорителя.

Блок питания

  • R101 — 400-1000 Ом / 5 Вт,
  • R102, — 3-5 кОм / 1 Вт,
  • R103 — 270 кОм / 0,5 Вт,
  • R106 — 0,8-1,5 кОм чтобы светодиод светил достаточно ярко,
  • R104, R105 — 100 Ом,
  • C101 — 100 нФ / 400 В, C102, C103, C104, 105 — 100 мкФ / 400 В,
  • C106, C107 — 47 мкФ / 400 В,
  • M1 — диодный мост выпрямитель 5-10 А / 600 В,
  • трансформатор питания 220 В / 250 В — 0,15 А, 6,3 В — 2,5 A.

Схема очень проста. На рисунке показан один канал, другой идентичен. Сигнал со входа через потенциометр P подается на триоды малой мощности (L1), работающие в схеме с общим катодом. После усиления на пентод (L2) подается через конденсатор C2. Трансформатор громкоговорителя (его анодная обмотка) является нагрузкой для этой лампы. Вторичные обмотки трансформатора позволяют питать динамик или наушники.

Усилитель охвачен петлей отрицательной обратной связи, которая уменьшает искажения и расширяет частотную характеристику. Однако это делается за счет усиления. Обратная связь берется с выхода динамика трансформатора и через резистор R10 подается на катод первой лампы (L1). Конденсатор С7 используется для возможной фазовой коррекции. Конденсаторы C3, C4 и резистор R11 образуют фильтр для предотвращения возбуждения усилителя. Аналогичную роль играют резисторы R1 и R7 в цепях ламповых сеток.

Радиолампа L2 может работать в двух режимах — пентод и триод. Режим пентод более мощный, с большим искажением. Режим триода менее эффективен, но имеет меньше искажений. Изменение режима работы может быть сделано с резистором R8. Он в режиме триода должен иметь небольшое значение — обычно это 100 Ом. Если хотим использовать режим пентод для работы усилителя, подключаем R8 как показано на схеме. Можно дать и более высокое значение но так, чтобы ток, протекающий через сетку 2, был немного меньше 5 мА. Как правило значение резистора составляет 500-1000 Ом.

Для подключения громкоговорителей необходим трансформатор, который изменит высокое напряжение в анодной цепи подходящим для сопротивления динамиков или наушников. Для этой цели идеально подходят популярные и простые в добыче трансформаторы из старого лампового телевизора. Естественно понадобится два, по одному на канал.

Можете поэкспериментировать с другими лампами, вместо 6П14П использовать более мощные пентоды (например 6L6 или другие) но помните, что это требует изменения напряжения питания, силовой трансформатор должен иметь также большую мощность. Значения элементов, определяющих рабочую точку лампы, тоже должны быть соответствующим образом подобраны, и трансформаторы АС должны быть адаптированы к типу ламп. Схемы таких усилителей можно легко найти на нашем сайте.

Блок питания усилителя

Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.

Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить — последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.

После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).

Печатные платы УНЧ

Можно собрать УНЧ навесным монтажом, а можно на платах печатных. На чертеже плат с лампами отмечен способ соединения с другими элементами усилителя (потенциометр, трансформаторы). Все соединения выполнены с использованием витой пары, то есть пары жестко скрученных проводов. Это должно устранить или, по крайней мере, уменьшить наведенный шум в проводах.

В основе металлическое шасси. Позади трансформаторов громкоговорителей находится тороидальный силовой трансформатор, помещенный в металлическую банку, которая уменьшает сетевые помехи, распространяемые этим трансформатором.

Усилитель действительно играет тепло и как-то по-другому, у него большая глубина звука, больше объём. Хотя он даёт только 2 Вт мощности, звучание идеально подходит для небольшой комнаты!

Внимание! Электронные устройства обычно питаются от сети 220 В. Сетевое напряжение опасно, поэтому используйте хорошо продуманные решения конструкций, чтобы не подвергать себя и других пользователей поражению электрическим током. В ламповых устройствах также имеются высокие напряжения. Производите любые регулировки только когда источник питания выключен и после разрядки высоковольтных конденсаторов. Лампы и некоторые резисторы нагреваются до высоких температур.

Лампы из-за высокого входного сопротивления очень чувствительны к внешним помехам. Поэтому используйте экранированные кабели. Металл, подключенный к массе корпуса усилителя, защитит усилитель от ловли внешних помех.

Вас может заинтересовать:

Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6П14П
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
  2. 6Н2П
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные

Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 Χ 12.

Такое желание одолело и меня в 2008 году, но за отсутствием денег на профессиональный аппарат, я начал искать пути к материальному воплощению этой идеи более доступными средствами. Поскольку опыт сборки микросхемных усилителей мощности, светомузыки и гитарных эффектов позволял ближе познакомиться и с ламповой схемотехникой.

Осенью 2009 года, вдохновившись рэковым стерео усилителем «Peta-10» от компании «AMT Electronics», я решил собрать гитарный оконечник по аналогичной схеме, которая больно напоминала схему Fender Blues Junior. Этот фактор, конечно же, только прибавлял весомости данной задумке.
Хотя, стоит признать, самым первым знакомством с лампой был проект по переделке усилителя от киноустановки «Ломо 90У-2». Зверь был похож на советскую хлебницу, однако приобрёл к себе на борт два тумблера включения, индикаторную лампочку и джеки 6.3 на вход и выход.

Схема Fender Blues Junior достаточно проста для неискушенного в лампе радиолюбителя, не требует сложной отстройки, кроме установки напряжения смещения. Подбор ламп в такой бюджетной схеме тоже не является обязательным. Вместо 12ax7 и El84 ставятся отечественные 6н2п и 6п14п без всяких доработок. Единственное, накал для 6н2п нужен 6 В, а не 12 – как для 12ах7.

В итоге у меня получилась такая схема двухтактного усилителя на 6п14п с автосмещением, отличающаяся полезными дополнениями в блоке питания. А именно, RC цепью в первичной обмотке силового трансформатора, которая гасит щелчёк при включении/выключении усилителя. В накальные обмотки я поставил резисторы 100R/0,5W, что снизило в несколько раз низкочастотный фон 50 Гц, слышимого в динамике. Ещё рекомендуется провода накала перекручивать друг с другом для дальнейшего понижения помех. Эту инновацию я проверил на своём опыте — 100% подтверждённый факт.

В выборе трансформаторов предпочтение было отдано советским ТН-36 и анодному зелёному собрату из серии ТА. Выходной трансформатор на железе ТП-30 мне любезно предоставил Маричев С.Н.
Я нашёл лист дюрали и, недолго думая, решил использовать его в качестве шасси. Навесной монтаж был выполнен на лепестках ламповых панелей и на пластиковых клеммах (всё-таки все элементы не разместишь на лепестках, как бы этого не хотелось).

Регулировок никаких не предусматривалось, потому что изначально эта функция отводилась для предварительного усилителя. Этим объясняется и следующее решение: входной и выходной джеки 6.3 тоже убраны на заднюю панель. Фейс аппарата получался выдержанным в стиле технического минимализма: кнопки включения накала и анодного и индикаторная лампочка. Как показала практика использования, никакие крутилки на переднй панели особо и не требуются. При желании можно поставить на вход потенциометр 100 К с логарифмической зависимостью для регулировки громкости. Здесь всё зависит от ваших технических задач.

Я подключал гитару вначале в комбик «Ibanez Tone Blaster 30R», в котором реализовал цепь разрыва «send & return», после джека возврата с петли эффектов впаял потенциометр громкости, который убирался в ноль. Таким образом, сигнал снимался с предварительного усилителя этого комбика и подавался на вход лампового оконечника, выход которого был законнектен с гитарным кабинетом, оборудованным 12-дюймовым динамиком Eminence Cannabis Rex.

Результат первого лампостроительства удовлетворил на все 100%. И по объёму, и по громкости, и по передаче высоких частот. Транзисторный оконечник комбика я больше никогда не использовал. Настолько он казался беднее обертонами по сравнению с лампой. А вот преамп комбика со встроенным ревером, в принципе, выдавал вполне сносное звучание. Даже для джазовой игры на полуакустике Greg Bennett Royal.

Итак, изготовление лампового усилителя своими руками — это не сложнее сборки TDA7294, главное здесь сводится к поиску и выбору качественного выходного трансформатора и отстройке напряжения смещения. Если же схема с автосмещением — тогда дело ещё проще, нужно подобрать только резисторы в катодной цепи.

Источник

Усилитель на 6Н2П+6П14П. Простой, ламповый, гитарный

В начале декабря я задумал сделать подарок моему другу по форуму любителей японской литературы. Он был переводчиком двух книг, которые стали одними из моих любимых, я и решил хоть чем-то отблагодарить его за труды. Зная, что он гитарист, мечтающий о ламповом комбике, решил сделать для него простенький ламповый усилитель.

Сама схема не претендует на новизну. В этой статье я скорее хочу рассказать, как из груды хлама сделать красивую и полезную в быту гитариста вещь.

Содержание / Contents

Я знал, на каком неламповом гитарном комбике друг играет, и что сопротивление динамика 4 Ома. К динамику можно подключить внешний ламповый! Схему решил использовать уже проверенную, 6Н2П + 6П14П, для домашнего музицирования вполне достаточно.

Обычно я не заморачиваюсь по поводу корпуса и варю из кусков металла любую конструкцию, в которую бы поместились получившиеся платы с трансформаторами, но на этот раз варить ничего не хотелось, да и времени для этого было мало.

Поскрёб по сусекам на работе и откопал раздербаненый корпус от автомобильного зарядного устройства для автоаккумуляторов времён расцвета социализма. Из него неизвестные мне добрые люди вытащили всё, что могли, за исключением пары неоткушенных проводов. По скромным прикидкам в него могли поместиться трансформатор и плата усилителя. О вмещении дросселя можно было не мечтать.

Использовать анодный и накальный трансформатор по отдельности так же не представлялось возможным, ни одного трансформатора ТАН в закромах не оказалось. В этой связи я решил посетить одно из злачных мест Пензенской области – радиобарахолку, где мне посчастливилось приобрести ТАН-31.

Примерно прикинул расположение элементов в корпусе, и вот как я предполагал разместить элементы (справа налево):
• Трансформатор питания, который я решил отделить медным экраном от основной платы.
• Радиатор охлаждения стабилизатора накала. Я хотел организовать накалы предусилительной и оконечной лампы постоянным стабилизированным напряжением, но впоследствии от стабилизатора пришлось отказаться в виду нехватки места. А без добротного радиатора использование стабилизатора дело рискованное.
• Основная плата.
• Выходной трансформатор.
• На обратной стороне лицевой панели плата блока тембров.

Лицевая панель выглядела не парадно. В отверстие, под которым красуется надпись «ВКЛ» даже с большим чувством юмора не вкрутить потенциометр громкости. Решение нашлось быстро, как при создании многоканальной Системы 5.1 я использовал алюминиевый лист для выполнения на нём гравировки, так и тут решил закрыть всю лицевую панель алюминиевым листом с выгравированными надписями. С целью дальнейшего роста мастерства изготовления поставил перед собой задачу полностью скрыть элементы крепления алюминиевого листа к корпусу, чтобы создавалось впечатление, что к корпусу ничего не прикручено и он цельный.

Нарисовал макет для гравировки лицевой панели и примерно представил вид готового усилителя.

Выгравировал лицевую панель. Подробное описание процесса химической гравировки вы можете прочитать в моей статье о Gold Tube’s .

Просверлил отверстия для крепления к корпусу. Используя винты в потай 3×10 прикрутил лист алюминия к корпусу. В местах болтовых соединений выполнил зенковку сверлом на 5. У болтов сточил головку до диаметра, который бы полностью утапливался в зенкованное гнездо.

Места соединений залил суперклеем в 2 слоя, после чего зашлифовал места заливки до полностью гладкой поверхности. Были места, где при тщательном осмотре были видны небольшие ямки, эти отверстия тщательно протёр спиртом и заново залил клеем. Повторял до момента идеальной гладкости, в ином случае были бы видны неровности после покраски.

После просверлил отверстия под вход и потенциометры, выточил прямоугольное отверстие под кнопку включения питания и обработал шлифмашиной.

В задней панели сделал отверстия под аудиозажимы, зажим заземления и гнезда питания и предохранителя. С помощью всё той же шлифмашины снял слой старой краски с основания, верхней крышки и задней панели. Покрасил всё чёрной глянцевой алкидной краской. Места гравировки залил белой алкидной глянцевой краской с помощью кисти.

На заднюю панель установил фурнитуру.

↑ Схема усилителя

Перейду непосредственно к самой схеме. Она проста, предусилитель + катодный повторитель на 6Н2П и оконечник на 6П14П. Накал ламп организовал постоянным током по схеме «ёмкость – диод – ёмкость». Питание анодов на классическом фильтре «ёмкость – резистор – ёмкость».

Собрал схему, на выходе небольшой фон – результат отсутствия дросселя в цепи фильтрации анодного напряжения и не совсем грамотной разводки земли. Одним словом, спешил. Помучился с разного рода доработками, но ничего не помогло. Решил переразвести землю на плате и использовать электронный дроссель на полевом транзисторе IRF830.
Опытным путём было выяснено, что уровень пульсаций в этой схеме с 4 конденсаторами суммарной ёмкостью 4,4 µF аналогичен классическому LC-фильтру с ёмкостью порядка 350 µF. По габаритам и стоимости электронный дроссель в выигрышном положении. Многие бывалые могут меня раскритиковать. Я понимаю, что обычный дроссель на 3-5 Гн даст лучшие результаты, но что делать, если его просто некуда ставить, корпус не позволяет. На фото ниже транзистор без радиатора, впоследствии я прикрутил к нему небольшой радиатор.

Из особенностей схемы усилителя отмечу ещё наличие полноценного блока тембров в разрыве между предусилителем и катодным повторителем. «Высокие», «низкие», «средние» и «уровень» – всё, что нужно для ловли гитаристом удовлетворяющих оттенков звучания. Плата блока тембров отделена от основной и крепится к задней стенке лицевой панели. Не хотелось мне тянуть паутину проводов к каждому потенциометру, поэтому развёл платку, к которой идут всего три провода – вход, выход и земля.

Никаких каскадов искажения в схеме нет. У адресата подарка уже есть педаль лампового хайгена для гитары, да и места в корпусе нет.

Переразводка земли и использование электронного дросселя свели фон на нет.

В качестве выходного трансформатора я использовал ТВ-2Ш, по причине отсутствия альтернатив. Все элементы установил в корпус, запаял провода питания трансформатора и выходы вторичных обмоток выходного трансформатора к гнезду питания и аудиозажимам, соответственно. Закрыл крышкой. На потенциометры поставил ручки Boss 19,5 мм. Всё готово!

Перед отправкой в течение двух дней проводил прогон усилителя по 6 часов. Ничего не погорело, не появилось никаких посторонних призвуков и шумов. До нового года оставалось 14 дней и медлить было уже нельзя, нужно было высылать подарок и надеяться на почту России.

В «комплект поставки» вошёл сам усилитель, 2 запасные лампы, кабель питания, 2-метровый аудиокабель для подключения к динамику и даже 25-Ваттный паяльник с минимальным запасом олова и канифоли. Хоть я и запаял на аудиокаль клеммы подключения к динамику, всё равно решил перестраховаться и выслал паяльник, вдруг клеммы не подойдут.

Почта России не разочаровала и не превратила подарок в прошлогодний, всё пришло вовремя. Адресат был приятно удивлён.

↑ Файлы

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Оцените статью