Усилитель для гитары 6п3с схема

Двухтактный почти “триодный” УНЧ на 6П3С и 6П3С-Е

(полная авторская версия)

Типовой режим ламп выходного каскада (из справочника):

Еа = 360 В, Еg2 = 270 В, Eg1 = минус 22,5 В, Raa = 6,6 КОм,

Ia = 2 x 44 mA, Ig2 = 2 x 2,5 mA, При U вх = 0.

Ia = 2 x 66 mA, Ig2 = 2 x 7,5 mA, При Uвх = 45 В амп. P = 26,5 Вт, Кни = 2 %.

В справочных данных для этой лампы не было найдено рекомендации по проценту напряжения на экранной сетке для ультралинейного включения. Поэтому, волевым решением, основываясь на собственном опыте разработчика, было принято значение 33 %. Однако, надо понимать, что ультралинейное включение значительно снижает выходную мощность усилителя относительно приведенных справочных данных для “чистого” двухтактного усиления в режиме класса AB. Это происходит за счет того, что при открывании лампы, при положительной полуволне входного напряжения, снижается не только анодное (выходное) напряжение, но и напряжение экранной сетки, что приводит к уменьшению амплитуды анодного тока, относительно значения, до которого могла бы открыться лампа при постоянном напряжении экранной сетки. Характеристики лампы выходного каскада за счет введения ультралинейной обратной связи приближаются к триодным. Плавно же изменяя процент переменного напряжения на экранной сетке, ну, например, с помощью потенциометра, можно установить оптимальное соотношение между максимальной выходной мощностью и “триодностью” звучания. Но это лучше делать каждому радиолюбителю индивидуально на свой вкус. Разумеется, приведенные в справочных данных 26,5 ватт при переменном напряжении на экранной сетке в 33 процента от анодного, не могут быть получены, но усилитель при этом будет звучать особенно нежно.

Проведя аналогичные расчеты, как и для предыдущей схемы, Находим:

Uaa = 592 В, Ua = 296 В, Ua эфф = 210 В.

По приведенным выше расчетам также замечаем, что выходную мощность в 26,5 Вт мы сможем получить с трансформатора ТАН лишь на нагрузке 4 Ома. На нее и будем рассчитывать наш усилитель. Нужный коэффициент трансформации для соотношения сопротивлений 6600 к 4-ем, составит 40,6.

Поскольку напряжение на нагрузке в 4 Ома при выходной мощности 26,5 Вт должно быть 10,3 В, мы можем использовать при точном подборе нужного соотношения витков отводы накальных обмоток. Нас устроят такие варианты включений: 5 + 5 = 10 В (с небольшой перегрузкой на 0,3 В), 5 + 5 + 1,3 = 11,3 В и полное включение: 5 + 5 + 1,3 + 1,3 = 12,6 В.

Итак, нам надо подобрать трансформатор, имеющий двойной набор обмоток с напряжениями в двух комбинациях: 110 + 100 и 127 + 83. В реальном подобранном трансформаторе эти напряжения могут быть немного больше, но ни в коем случае – меньше! И при этом, чтобы нашлась еще одна (пара, разумеется) обмотка для питания экранной сетки с напряжением 210 / 3 = 70 В.

Как уже говорилось ранее, мощность выбираемого трансформатора должна быть в районе 100 Вт. Однако, представляет интерес использовать для этой схемы чуть более мощные трансформаторы со стержневым сердечником и расположением обмоток на двух симметричных катушках. Это ряд трансформаторов от ТАН69 до ТАН82 с мощностью 122 Вт.

По рассчитанным исходным данным нас удовлетворяют два трансформатора:

ТАН72-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 24 (анод) и 56 – экран;

ТАН73-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 20 (анод) и 80 – экран;

При этом “ультралинейная” экранная обмотка у ТАН72 составит 24 % от анодной, а у ТАН73 – 35 %. Схемы включения обоих трансформаторов одинаковы.

При этом, чтобы максимально точно выдержать нужный коэффициент трансформации, нагрузку надо подключать к выходным накальным обмоткам, соединенным на напряжение 11,3 В (5 + 1,3 + 5). В этом случае коэффициент трансформации составит:

для ТАН72 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 24) / 11,3 = 40,9 и при этом Raa = 6686 Ом.

для ТАН73 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 20) / 11,3 = 40,2 и при этом Raa = 6457 Ом.

Наличие обоих трансформаторов (а они стоят очень не дорого) открывает возможность для эксперимента с величиной переменного напряжения на экранной сетке.

В анодную цепь лампы нужно включать начало первичной (сетевой) обмотки. У этого вывода минимальная емкость на остальные обмотки. Затем, последовательно включаются секции анодных обмоток в порядке увеличения их нумерации выводов. Такое включение обмоток позволяет получить максимальную полосу пропускания трансформатора, в общем-то не предназначенного для использования в качестве выходного.

В данной схеме использовано комбинированное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада. Автоматическое смещение за счет общего тока обеих ламп обеспечивает 40 % напряжения смещения, а остальные 60 % – задаются от отдельного выпрямителя и схему балансировки.

Единственное отличие предварительного каскада от предыдущей схемы в том, что фазоинвертор с расщепленной нагрузкой питается более высоким анодным напряжением, чтобы обеспечить хорошую линейность усиления при значительном размахе (двойной амплитуде) парафазных напряжений (два раза по 45 вольт).

Первое включение и регулировка усилителя полностью идентичны предыдущей схеме. Выпрямители собраны по классическим двухполупериодным схемам и в пояснениях не нуждаются.

Чувствительность усилителя на частоте 1 КГц при максимальной выходной мощности составляет 0,775 вольта эффективного значения. А полоса пропускания при средней выходной мощности 8,5 Вт от 24 Гц до 24КГц по завалам минус 3 дБ.

Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.

Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.

Вот кратенькое эмоциональное описание звучания усилителя с разными лампами:

6П3С-Е – Звук упругий, как будто слегка скомпрессированный, мощные низы, и очень четкие верхи. Но этот звук давит и долго его не послушаешь. Она по звучанию как раз под гитарные комбики! Это ж аналог американской 5881, которая в этих комбиках как раз и используется. Электрогитарный у нее звук. Она все-таки не совсем 6L6, которая почти точный аналог нашей 6П3С.

6П3С – Прозрачный естественный звук с очень хорошим разделением и слышимостью как тихих, так и мощных звуков. Четко слышны все призвуки и разные инструменты.

6Ф6С – Очень интересное звучание. Можно слушать целый день – не утомляет. Все очень прозрачно, нежно и музыкально!

6550 – Сильный мощный звук. Солидный, можно сказать. Низы звучат, как выражается мой братишка, что “аш шуба заворачивается”!

EL34 – Глубокие мощные низы, очень нежные верха и жесткая середина. Голос очень жестко звучит. Однако при этом нежно звучит рояль.

6П6С – никак. Дохло и невкусно. Не годится она в этот усилитель. Слабовата.

И еще увидел разницу в звучании, которую вносит предварительная лампа.

6Н8С – наша, классическая, дает немного размазанный мягкий звук.

6Н8С-6SN7 фирмы RFT 1954 года. Были такие с двойным названием, дают очень жесткий и четкий звук, – как будто по прописям он прописан! И верхи становятся как стальные!

6Н9С – в комплекте с EL34 дает довольно интересное звучание с подчеркиванием верхних частот. Очень сильно подчеркиваются щеточки. Однако, низы звучат относительно бесцветно. А в комплекте с 6П3С – вообще никакого звучания не было… так, что-то непонятное и “никакое”.

Лампы 6550 и EL34 мощноваты для этого усилителя. Поставить их можно и они нормально работают, но для них надо более высокие напряжения и более мощные трансформаторы – раза в два-три! И питание разное. На 6550 надо, по хорошему-то, 600 вольт на аноды и 300 вольт на экранные сетки, а на EL34 – 800 и 400, соответственно. Тогда они запоют. Под них надо трансформаторы на заказ мотать! Или покупать у серьезных аудиофильных компаний. Это уже очень серьезные лампы.

Однако, оптимально этот усилитель работает на обычных лампах 6П3С с предварительным каскадом на 6Н8С. Что и рекомендую!

Поскольку в схеме 2 экранные сетки выходных ламп питаются в 1,38 раза более низким напряжением, чем аноды, это эквивалентно, если бы к экранным сеткам были бы приложены не 24 % и 35 % переменного анодного напряжения, а 33 % и 48% соответственно.

Автором был выполнен такой усилитель на трансформаторе ТАН73, и при столь большом значении переменного напряжения на экранной сетке, 48%, выходная мощность усилителя составила 12 ватт. При этом его звучание очень напоминало усилители на триодах.

В общем, игрушка что надо. И это на обычных дешевых ТАН-ах!

Вы так профессионально и заразительно описали Ваши усилители на ТАН-ах , что я на старости лет решил попробовать собрать схему №2 на 6П3С-Е. Собрал два моноблока. Высылаю Вам их фотографии. Это моя вторая конструкция на лампах (первая — осциллограф была построена после школы в 1975 году).

Идея использовать 4-х литровую кастрюлю в качестве корпуса пришла после посещения хозяйственного магазина. Корпус, если его изготавливать, учитывая и эстетику и функциональность — дорогостоящая и трудоёмкая деталь, а тут — готовое изделие — никелированное, с ручками и не дорогое (350 р.). Случайно высота кастрюли совпала с высотой трансформатора. Вырезал электролобзиком крышку из 5-ти мм. дюраля и она стала главным несущим элементом. Кастрюля не претерпела никаких изменений. Можно в любой момент использовать по прямому назначению. Стоял вопрос вентиляции, но за полчаса работы ничего особенно не нагрелось. Самым горячим элементом оказался резистор в катодах 6п3с, но я увеличил его мощность в 2 раза. В конце-концов можно отверстий насверлить (как в дуршлаге), но этого пока не понадобилось.

Лампы закрыты от повреждения красивыми решеточками — подставками то ли для зубных щёток, то ли для чего то ещё, купленными в том же хозяйственном.

Вот, собственно, и всё.

Огромное спасибо Вам, Сергей за такой отзыв о моей конструкции. Покажу жене, может не так будет гундеть, что квартиру канифолью провонял. Осмелюсь пригласить Вас в гости на «рюмочку чая».

С уважением, Борис Трунов

Кастрюльки на кухонном подоконнике. Два оконечника и предварительный усилитель:

Компоновка оконечного усилителя:

Монтаж оконечного усилителя. Вид сбоку:

Монтаж оконечного усилителя. Вид сверху:

Автор: Сергей Комаров, UA3ALW

Журнал «Радио» № 5, 2005

Из сайта radiostation.ru

12 комментариев: Двухтактный почти “триодный” УНЧ на 6П3С и 6П3С-Е

Спасибо за очень интересную со всех сторон РАБОТУ! Информация расчёта коэффициента соотношения анодных и экранных обмоток в ультралинейном усилителе есть в журнале Радио №11 1958 г. С уважением Геннадий.

P.S. Действительно ТАН-73 ближе к оптимальному коэффициенту: 80 В у ТАН”а и примерно 83 В по расчёту. Геннадий.

Да, нечего сказать! Спец суперглухой раз 6п6с у него никакая. Я офигеваю!

Может спец и суперглухой, но комментатор, мягко говоря, никакой!
Внимательнее надо читать! сказано же:”Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме(ключевое : В ЭТОЙ СХЕМЕ) были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.

Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.”
Сколько отзывов про 6С33С, с Е и без, хороших и плохих и что? Какая бы хорошая лампа ни была, она сама по себе не запоет. Усилитель- это система! А тут трансы выходные ТН практически без переделки- дешево и сердито. Как говорится, “Учись, студент!”)

Хотелось бы понять как можно есть звучание. Ложкой или вилкой?)
Вообще весь этот субъективисткий бред малоинформативен и выглядит смешно.
Как насчёт померить ачх Кг и Ки? Не… Мы мерим упругость и мать его прозрачность. Как точно)
По большому счёту усилитель надо мало-мало пересчитывать и трансы немножко переделывать под разные лампы. Поэтому без изменений что-то звучит, а что-то нет.

Лампопоклонник потер свою лампу и ответил:
Не… Мы энто не мерим, мы в энто верим – в приятные “низы” и хорошую прозрачность средних частот и четкость “верхов”.
Ну нравится некоторым вторая гармоника однотакта, а уж как приятен букет нечетных гармоник выходного транса – никакими Кг и Ки не передать…
Эту границу психоакустики с психиатрией вовсю эксплуатируют производители ламп, надо быть настороже.

Интересно куда собирали усилитель для самодела на ГДШ в tqwp или готовым АС типа Ригонда/Симфония.

Усилитель с глубокой общей оос сделает любые лампы среднезвучащими, услышать разницу в звуке 6п3с от 6п6с- не знаю, кем нужно быть. Нет там разницы. В выходной мощности и выхсопре- да, а в звуке как бы не шибко. Смотрели спектры такого унча с разными лампами наобум- все одинаково там. А схемы Комарова очень грамотные. Очень опытный конструктор.

Как обычно, высказался впереди схемы, а она…. без ООС.
Разумеется, лампы будут все звучать по-разному. Одно плохо: вся эта линейка тетродов и пентодов имеет внутреннее в триоде от 1,4 ком и выше. 6П6С-у неё 2 кома.И слабенькая. Согласен с Комаровым, сухо звучит, нет какого-то витамина. Точно так же звучит и её супервариант , 1515, редкая , с некопченой колбой. А вот 6П3С в пушпуле- красота. Красивый звук , трудно поменять его на что-то другое. Но я сумел.

Собрал этот усилок.выходные трансы мотал сам на осм-0.16.ВВЕ небольшие изменение.звук конечно приятный на 6п3с

Я не понимаю почему эту схему присваивают Комарову. Это стандартная схема из учебников 60 годов. Только трансформаторы были Ш образные а не ТАН. У ТВЗ для 6П3С первичка моталась проводом 0,23мм. для согласования с сопротивлением лампы. Эту схему собирают на практических занятиях в институте связи на готовом шасси за 6 часов. Со всеми измерениями. Комаров тогда ещё пешком под столом ходил.

Просто все остальное уже присвоили дарлингтоны и прочие лофтин-уайты. Теперь мы хотим наши звонкие дать имена.

Источник

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо

Содержание / Contents

↑ Исходная схема Нобу Шишидо

Автор любезно обозначил все режимы ламп. Все честно, без подвохов.

↑ Моя схема усилителя на лампах 6П3С

В выходном каскаде еще больше непривычного. Лампы работают в пентоде. Вторая сетка стабилизирована не относительно земли, а относительно анодного питания. Так проще реализовать применение газоразрядного стабилитрона. Это понравится ортодоксальным лампостроителям. Лампе особо по барабану, относительно чего будет стабилизирована сетка. Гасящим резистором служит внутренее сопротивление лампы.

Резистор на 100к устраняет щелчок при запуске стабилитрона. Можно собрать традиционный стабилизатор, на каменном стабилитроне, на микросхеме, относительно массы, анодного, как кто хочет. Но сетку желательно стабилизировать. Звук тогда динамичней, точнее.

Выходной трансформатор. Железо ОСД-03 (аналог ОСМ-0,16), первичка – 2500 с отводом от середины, намотана проводом 0,4. Вторичка для акустики 8 Ом – 96 витков. Получаем приведенка – 6к, активное сопротивление 55 Ом, индуктивность 30Гн. Трансформатор мотался для 6С4С. Несмотря на свою «триодность» очень хорошо прижился в этой конструкции.

↑ Блок питания

Я люблю использовать отдельные трансформаторы, как минимум анодный и накальный. Анодный на холостом ходу 350+350 В. Накальный ТН-56. Кенотрон 5Ц8С. Можно применить два 5Ц3С или демпферные диоды 6Д22С.
Ноу-хау – диоды шоттки. Считаю, технически они отправили кенотроны в историю. Уступают разве что дизайном и отсутствием плавного пуска.

↑ О звуке

Собирал на 6П3С усилитель Манакова с несамобалансирующимся ФИ каскадом. Так вот, слушать эту лампу не мог. В этом усилителе 6П3С не узнать. Звук мощный, динамичный и музыкальный.
С некоторого времени полюбил двухкаскадную раскачку и все меньше верю в «короткий тракт». Достойная раскачка дает достойный результат.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Оцените статью