- Изучаем схему лампового гитарного усилителя Marshall JCM900.
- KOMITART — развлекательно-познавательный портал
- Разделы сайта
- DirectAdvert NEWS
- GNEZDO NEWS
- Друзья сайта
- Статистика
- Гитарный усилитель Marshall JCM800 – 50 Ватт.
- Уважаемый Пользователь! О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:
- Ламповый усилитель Marshall Jcm800 18Watt (внутренности)
- Клон Marshall JCM 800 — ламповый комбоусилитель для гитары на 12AX7, EL34
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Изучаем схему лампового гитарного усилителя Marshall JCM900.
Hi Gain Master Volume MK III и Hi Gain Dual Reverb — начало исследования:
1. Предусилитель — формирователь чистого лампового звука, лёгкого овердрайва
и глубокого перегруза.
Серия JCM900 изначально вышла под рекламным слоганом: «Усилитель, в котором вам не захочется ничего модернизировать».
По сравнению с предыдущими моделями — усилители серии JCM900 звучат не только более «остро» и «резко» на перегрузе (что большинством музыкантов было расценено как шаг к более современному звуку), но и обладают по сравнению с 800-ой серией намного более чистым и приятным неперегруженным звучанием.
И тут ясен пипидастр, что главным ответственным за звук в любом ламповом маршаловском гитарном аппарате, будь то комбик или голова, является предварительный усилитель, в котором и происходит основная церемония формирования АЧХ и динамических процессов всего изделия.
Причём, попытки имитировать данное легендарное звучание посредством транзисторных построений, в большинстве случаев к ожидаемому результату не приводит. И связано это не с неспособностью транзисторов «звучать по ламповому» (ВАХ полевых транзисторов достаточно близки к ламповым), а с игнорированием тонких нюансов и схемотехнических изысков «непростых» британских специалистов.
Так что давайте рассмотрим схему узла предварительного усиления «Marshall JCM900» и попытаемся разобраться — для чего нужна та или иная деталюшка.
Рис.1
Большинство музыкантов, решившихся на самостоятельное повторение данного усилителя, взяли за основу не оригинальную схему, приведённую производителем, а более удобную для прочтения — схему с сайта www.heavypage.narod.ru, гуляющую в сети. А потому и не включили в состав своих поделок цепочку R9, D1 (Рис.1). А зря! Практически во всех схемах, разработанных и вылизанных как котовьи причиндалы просвещёнными британцами, всякая деталюшка аккурат стоит на своём месте и каждая выполняет свою важную функцию.
Входной каскад на элементе V1.1 — это обычный усилитель с общим катодом. В его функции входит не только усиление входного сигнала, но и некоторое обогащение его спектра частотами 2-ой гармоники, что особенно ощутимо при звучании чистой (неперегруженной) гитары, либо при низком уровне перегруза. Для того, чтобы каскад лучше справлялся с этой задачей, его рабочая точка аккуратно смещена вверх по отношению к середине передаточной характеристики.
Коэффициент усиления каскада зависит от параметров используемой лампы и может находиться в интервале 33. 37дБ.
Цепочка R5, C4 — это простейший ФНЧ 1-го порядка, который с учётом выходного сопротивления предыдущего каскада имеет частоту среза 3,6кГц.
Далее следует очень хитро-включённый (между сеткой и катодом) потенциометр R6, выступающий в качестве первого регулятора усиления.
При низких уровнях входного сигнала, усилительный каскад ОК на элементе V1.2 имеет усиление примерно такое же, как и предыдущий. При увеличении же величины напряжения на катоде V1.2 сверх уровня открывания диода D1, значение усиления отрицательной полуволны остаётся прежним, а положительной — повышается на несколько дБ.
С9-С11, R11-R13 — это частотозависимый регулятор усиления с глубиной регулировки 20дб.
АЧХ данного регулятора имеет ярковыраженную зависимость от угла поворота потенциометра R12, позволяя минимизировать тембральную зависимость выходного сигнала от степени его ограничения (перегруза).
Выход регулятора подключён к диодному ограничителю амплитуды сигнала и выполнен по схеме, сочетающей в себе комбинацию диодного моста Br1 и одиночного диода D2. Диодный мост содержит внутри себя элементы с малым прямым падением напряжения и явно был выбран разработчиками не из соображений экономии. Не стоит пытаться заменить эту комбинацию на что-то другое.
С ограничителя сигнал поступает на очередной каскад ОК, выполненный на элементе V2.1. По большей части он выполняет ту же функцию, что и V1.1 — обогащает сигнал чётными гармониками.
Каскад на V2.1 — это катодный повторитель, имеющий относительно низкое выходное сопротивление, необходимое для корректной работы трёхполосного темброблока (или эквалайзера, как его называет производитель), реализованного на R18-R21, C14-C16.
Ну и завершающая цепь — это резистивный делитель R22-R23. Он осуществляет уменьшение уровня поступающего на него сигнала до значений, приемлемых для работы последующих каскадов.
А вот теперь можно расслабиться, выкурить сигаретку и посмотреть форму выходного сигнала при различных положениях регулирующих элементов.
Итак. Темброблок я отключил, выходной делитель R22-R23 оставил, на вход подал синус частотой 1кГц и амплитудой 100мВ.
.
.
.
Рис.2
Поскольку диаграммы, изображённые на Рис.2, никаким боком не являются японскими комиксами, то и рассматривать мы их будем слева направо и сверху вниз.
Первая диаграмма соответствует уровню усиления блока 40дБ. Этот режим является относительно близким к началу ограничения сигнала и считается предпочтительным для получения на выходе чистого (неперегруженного) звука.
Кг равен 1,35%, преобладающей является 2-ая гармоника, уровень 3-ей ниже её на 8дБ, остальные находятся на уровне шумов и в расчёт могут не приниматься. Вот он — знаменитый ламповый звук.
На второй диаграмме (усиление 45дБ) — лёгкий перегруз, так любимый многими блюзменами.
На 3-5 диаграммах — усиление: 50, 60 и 70дБ. Несмотря на почти 20-кратное (по отношению к началу перегруза) увеличение амплитуды сигнала, идёт постепенное, мягкое и практически симметричное ограничение.
И наконец, последняя диаграмма — уровень усиления 75дБ (или в 5600 раз по напряжению). Налицо потеря симметрии выходного сигнала, что подсыпет немного песка в звучание инструмента. Однако, как «редкий щегол со шнобелем дочешет до середины Днепра, а если дочешет, так гикнется и копыта отбросит», так и редкий музыкант вывернет до максимума ручку усиления маршаловского JCM900.
И для кучи приведу графики изменения АЧХ усилителя в зависимости от положения потенциометра 2-го регулятора усиления (R12).
.
.
Рис.3
На первом рисунке (Рис.3) приведена АЧХ (с максимальным подъёмом характеристики 5,8кГц), соответствующая положению регулятора, при котором обеспечивается минимальное усиление.
На последнем (с максимальным подъёмом 1кГц) — соответствует положению максимального усиления.
Между ними — характеристики с промежуточными положениями регулятора.
А можно ли заставить полупроводниковые изделия заставить запеть голосами, подобными Marshall-овским усилителям? Сложно! Но, если усвоить механизмы усиления вакуумных триодов и понимать, как происходят процессы формирования сигнала внутри в той или иной ламповой конструкции — то можно.
Именно этим мы и займёмся на следующей странице.
Источник
KOMITART — развлекательно-познавательный портал
Разделы сайта
DirectAdvert NEWS
GNEZDO NEWS
Друзья сайта
Статистика
Гитарный усилитель Marshall JCM800 – 50 Ватт.
Гитарный усилитель Marshall JCM800 – 50 Ватт.
Модель 2204. Принципиальная схема усилителя.
Гитарный усилитель Marshall JCM800_Схема
В этой статье мы с вами поделимся принципиальной схемой лампового гитарного усилителя Marshal JCM800 модели 2204, который выпускался в середине восьмидесятых годов. Мощность усилителя составляет 50 Ватт. Реализована схема на лампах 12AX7 и 6550 в выходном каскаде. В выходном каскаде можно применить лампы EL34, с небольшими изменениями, об этом ниже. Схема двухтактная. Смотри изображение ниже:
Основная масса компонентов смонтирована на плате с последующим соединением с остальными элементами посредством проводов. Трансформаторы, дроссель, лампы, регуляторы, входные и выходные разъемы, предохранитель и колодка питания монтируются на шасси.
Оригинальные размеры шасси — 686 х 165 х 63,5 мм.
Оригинальные размеры ящика — 737 х 275 х 210 мм.
Ниже показано фото входных разъемов и схема их подключения:
Входные разъемы усилителя
Ниже смотрите таблицу напряжений на выводах ламп усилителя:
Обратите внимание, что в таблице представлены напряжения для использования ламп 6550 в выходном каскаде. Такие лампы ставили в схему в родном америкосовском варианте. Для применения в выходном каскаде ламп EL34 необходимо изменить номиналы трех резисторов:
● Заменить RG 150 кОм на 220 кОм;
● Заменить RB1 47 кОм на 56 кОм;
● Заменить RB2 120 кОм на 220 кОм.
Далее приведем для вас несколько снимков усилителя:
Это задняя сторона комбика.
Это вид на шасси сверху. Так располагаются элементы схемы в родном варианте.
Вид со стороны трансформаторов.
Это вид на левую сторону печатной платы усилителя и монтаж панелек входных ламп.
Вид на правую сторону печатной платы усилителя и панельки выходных ламп, конденсаторы, предохранители и т.д.
Вид на переключатель.
Лицевая панель. Входные разъемы и регуляторы.
Обратная сторона лицевой панели. Регуляторы.
Уважаемый Пользователь! О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:
Источник
Ламповый усилитель Marshall Jcm800 18Watt (внутренности)
Всем привет.
Сегодня хочу рассказать вам о том, как сделать своими руками настоящую ламповую голову.
Если кто не знает, гитарные усилители можно поделить на 2 вида:
1) Комбоусилители (В корпусе сразу уже имеется динамик).
2) Головы (От английского Head). Требуют колонку, которая именуется гитарным кабинетом.
О последней мы сегодня и поговорим.
Не буду утверждать, какой из этих видов лучше. По моему мнению, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Сборка и фотографии товарища G1KuL1N, с форума forum.cxem.net .
Итак, начнем со схемы
На схеме мы можем увидеть стандартный предварительный усилитель, на двойных триодах 12АХ7. И выходной каскад, который выполнен на EL84. Все просто, как и зачастую все ламповое.
Если хотите добиться отсутствия фона, вам нужно:
— Во первых добиться достаточной экранировки. Ато можно даже радио «поймать».
— Во вторых не пренебречь советом и развести землю «звездой» (это когда все провода заземления соединены в одной точке и не образовывают паразитных цепей).
Источник
Клон Marshall JCM 800 — ламповый комбоусилитель для гитары на 12AX7, EL34
Первое это кабинет для комбо. В качестве материала была взята 18 мм березовая фанера. Отличный крепкий материал и с хорошими акустическими свойствами. Раскроил лист и начал сборку при помощи деревянных шкантов 8 мм и клея ПВА.
Для оклейки была куплена винил-кожа черного цвета с рельефом. Клеил на клей № 88 от HENKEL (1 кг). Эта работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а то легкий кайф будет обеспечен.
Для окантовки углов очень хорошо вписались уголки от старого фибрового чемодана. После небольшой реставрации углы стали выглядеть лучше фирменных.
Затем покраска внутри кабинета и обтяжка лицевой панели декоративной тканью. Для этой цели отлично подошел противоскользящий коврик для багажного отсека автомобиля. Продается в автомагазине размером 1 м х 1 м по цене около 100 рублей. Это прорезиненная ткань достаточно пористая, препятствия звуку не создает и смотрится очень эстетично.
Далее приступил к изготовлению шасси. Попался хороший лист нержавейки, материал хороший, но очень трудно обрабатываемый. Но немного терпения и на выходе отличное «корыто».
В качастве силового трансформатора был взят ТАН 115, без доработок, для этой схемы очень подходящий девайс. В качестве выходного трансформатора был взят намотанный на трансомоталке (из ранней статьи) для этого усилителя отличный трансформатор.
Все элементы установил на шасси и начался монтаж.
Лицевую и тыльную панели изготовил методом ЛУТ на оргстекле, затем покрыл краской золотой металик. Краска наносилась на оргстекло на надписи с тыльной стороны панели. Получилось очено неплохо. И вот оно сердце моего комбоусилителя в сборе.
Вопросы настройки не освещаю, только замечу, что конструкция при условии правильного монтажа работает сразу, необходимо только подстроить режимы выходных ламп.
И наконец окончательная сборка. Логотип, изготовленный с помощью ручного старого лобзика в течение часа, тоже неплохо вписывается в общую картину. Вся работа неспеша заняла около двух месяцев, ведь для себя времени не жалко.
Это был мой первенец, потом были еще похожие конструкции, но об этом в следующей статье.
Дерзайте!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.
Источник