Усилитель для гитары ссср
Помимо успехов в рок-музыке город Свердловск известен как производитель музыкальных инструментов и различного эстрадного оборудования.
В начале 70-х годов ХХ века фабрика музыкальных инструментов «Урал» наладила выпуск электрогитар «Тоника» и «Урал». Несмотря на очевидные недостатки, это были первые фабричные электрогитары советского производства, которые удовлетворили потребность тысяч самодеятельных ансамблей на территории всей страны. Безусловно, эти модели гитар являются легендарными и самыми известными в СССР. Их активно скупают зарубежные коллекционеры.
Свердловский завод электроавтоматики (ныне НПО «Вектор») в 70-е освоил выпуск усилителей, звуковых колонок, клавишных электромузыкальных инструментов и другой аппаратуры непосредственно для вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. Эти изделия так же получили широкое распространение в стране.
В 80-е годы в г. Качканар открылся филиал «Вектора», который выпускал музыкальное оборудование под маркой «Форманта».
В других городах страны также выпускалось подобное оборудование, однако, целый ряд изделий уральского производства превзошёл конкурентов по многим показателям. Самым ярким изделием НПО «Вектор» считается синтезатор «Поливокс», который используется даже известными зарубежными музыкантами.
Однако, музыкальное оборудование советского производства (за редким исключением) не отвечало требованиям музыкантов, поэтому использовалось, в основном, начинающими самодеятельными коллективами. Все музыканты мечтали играть на импортных инструментах и аппаратуре, которые не были общедоступны, поэтому не могли удовлетворить спрос.
В конце 60-х годов соседние социалистические страны начали поставку в СССР музыкального оборудования: «Beag» (Венгрия), «Regent» (ГДР), «Tesla» (Чехословакия) и другие. Данное оборудование превосходило отечественные образцы по всем показателям и было в дефиците. Оно распределялось Министерством культуры по очагам культуры крупных городов. Провинция почти не видела этого дефицита.
Ещё тяжелее дело обстояло с приобретением музыкального оборудования капиталистических стран.
В этих условиях в СССР широкое распространение получило производство самодельных электрогитар и звукоусилительного оборудования. Эти изделия звучали лучше, чем фабричные советские и изготовлялись, главным образом, на заказ.
Город Свердловск отличился и на этом поприще. Спрос на хорошую аппаратуру был большой, а снабжение «фирменным» оборудованием в Свердловске было намного хуже, чем в Москве или Питере.
Кроме того, в Свердловске были условия для частного производства электронного оборудования – наличие талантливых инженеров и высокотехнологичной производственной базы (заводы военно-промышленного комплекса).
Предприимчивые свердловские умельцы сумели организовать подпольный выпуск звуковых усилителей и колонок, используя связи на заводах. Основная масса этих изделий по характеристикам примерно соответствовала аппаратуре соседних стран социализма, но некоторые такие изделия уральских мастеров превосходили даже буржуазные аналоги.
Такая самодельная аппаратура успешно использовалась ресторанными музыкантами, коллективами домов культуры, школ и ВУЗов. Для продажи её по безналичному расчёту использовались различные схемы, например, через комиссионные магазины. Некоторые образцы аппаратуры были искусно подделаны под известные бренды и формально выдавались за настоящие. Музыканты знали о их «самопальности», но качество их устраивало.
Тем не менее, в середине 80-х годов это запрещённое производство и продажа аппаратуры были пресечены органами внутренних дел, но и сегодня данные изделия свердловских умельцев можно обнаружить в различных уголках постсоветского пространства. Например, только Валерий Казанцев (известный частный производитель) изготовил, начиная с 1976 года более 1000 штук усилителей «Marshall». Основная их часть была переправлена в Москву.
Сегодня, несмотря на отсутствие дефицита фирменного музыкального оборудования, кустарное производство гитар и аппаратуры в Екатеринбурге продолжается. Спрос на эти изделия объясняется соотношением цены и качества.
В 2010 году Рок-центр «Сфинкс» организовал выставку аппаратуры и муз. инструментов свердловского производства (фабричного и кустарного). Была представлена лишь часть экспонатов музея уральского рока и музыкального оборудования. На мероприятии присутствовали легендарные мастера и разработчики изделий, а так же известные уральские музыканты и активисты рок-движения.
Экспозиция изделий НПО «Вектор» и рекламных плакатов этих изделий (70-80г.);
Экспозиция первых самодельных электрогитар и приспособлений для их усиления;
Экспозиция электрогитар, изготовленных мастером Н.Зуевым;
Экспозиция звукоусилительной аппаратуры, ныне изготовляемой фирмой Сергея Блинова «Fortex»;
Новая разработка В. Казанцева – усилитель «VEEKEY AUDIO»;
Импровизированный комплект лампового звукоусилительного оборудования, подключенного для игры ансамбля: «Regent-60» (2 шт.), ламповый пульт-ревербиратор «BINSON», ранее принадлежащий Преснякову Старшему, самодельные колонки и гитарные усилители.
Гвоздём программы было живое выступление группы «The Фуфлз» на данном оборудовании. Таким образом, было воссоздано звучание ансамблей 70-х годов.
Данная краткая историческая информация подготовлена Владимиром Ведерниковым. Она не является исчерпывающей, поэтому мы обращаемся к тем, кто непосредственно занимался изготовлением аппаратуры и гитар в те годы. Просим присылать информацию на
Первым откликнулся В. Казанцев. Предлагаем вам его статью по этой теме.
Как все начиналось (Валерий Казанцев).
Валерий Казанцев на выставке
В 70 годах в Болгарском журнале «Телевизия и электроника» была опубликована схема усилителя «Маршал» Все началось с Юрия Филимонова. Он тогда работал в организации «Музпрокат» и имел радиотехническое образование. Он сделал «макетный» усилитель, и когда опробовал его, оказалось, что качество превзошло все ожидания.
Так как я по профессии был музыкант, то я сразу оценил их качество. Я тоже сделал несколько таких макетных усилителей и 1976 году поехал в Ленинград к своему знакомому гитаристу. Он репетировал в группе, где на барабанах играл Владимир Киселев. В последствии руководитель группы Земляне. У него была своя аппаратура, среди которых присутствовали усилители «Маршал» английского производства.
Мне разрешили все это срисовать, и по приезду в Свердловск я стал изготавливать подобные усилители. Дизайн был немного изменен. Чуть меньше габаритные размеры ящика. Кстати, качество не отличалось от оригинала. Некоторые детали усилителей изготавливались на заводе ЭМА (электро медицинской аппаратуры). Ради этого я даже помогал местной заводской самодеятельности. В 80 годах усилители уже производили больше десяти человек в нашем городе. Это было для многих хорошим приработком к инженерной зарплате. В СССР тогда такого плана усилители производили только на Украине.
Валерий Казанцев с семьей и «Маршалами» (конец 70-х)
Раньше на этом заводе ЭМА делали стойки микрофонные и колонки типа «Регент 60». Стойку на завод притащил Камиль Бекселеев, певец и бас гитарист . Была такая группа «О чем поют гитары» под руководством старшего Преснякова. (у них была фирменная стойка «Dynacord»). С нее и содрали.
Для изготовления надписи «Marshall» сделали пресс-форму в экспериментальном цехе ЭМА. Сейчас там магазин мебели. Это было на втором этаже. Еще там делали шасси и деревянные ящики. Цех там был хороший по дереву. Джеки делались там же по началу токарем Васей.
Потом уже джеки делали в Каменске на каком то заводе, вроде военном (много и дешево). Привозили их ко мне тысячами, а я отправлял их в Москву знакомым, которые работали у Стаса Намина. Наполнили весь союз ими.
Много комплектующих для изготовления усилителей приобреталось в магазине «Юный техник», с разборки старых телевизоров. Теоретически, из телевизора можно было сделать
усилитель. Трансформаторы, конденсаторы электролитические, кстати, венгерские в телевизорах использовали. Даже в каких то телевизорах шли лампы выходные, которые мы использовали в усилителях (6П41С). В мощных «оконечниках» точно их использовали. Еще 6П45С, а в основном это были лампы 6П3С как выходные (почти аналог 6L6), входные лампы 6Н2П.
Кстати, до сих пор наши заводы делают лампы для «буржуев», например, завод «Светлана» в Питере. Называется «Совтек», но уже с ихней маркировкой: 12AX7 6L6 EL34.
Трансы сам мотал. Был у меня станок, сам сделал. Приспособил к столу от ножной швейной машины. Я кстати, до сих пор использую этот станок, но уже без стола, так как сейчас витков мало в импульсных блоках питания. А для ламп надо было мотать по несколько тысяч витков. Там без ножного привода не обойтись было.
Прилагаю фото этого станка. Там даже видно, где ремень проходил к приводу и форма его, что бы входил вместо швейной машины.
Провод трансформаторный в разных местах брали, на ЭМА, на заводе медтехники, вообщем, раньше с проводом медным не было проблем — вся промышленность его использовала. Ящики обтягивали дерматином. Иногда тоже в «Юном технике» его брали. Клеили на столярный клей. Динамики раньше использовали кинаповские, импорта почти не было. (4А32, 2А9, 2А12 и т.д.)
Вот приблизительные цены на услуги заводов в то время:
шасси — 10 руб.
стойка микрофонная — 50 руб.
ящик под усилитель — 10 руб.
пресс-форма «Marshall» — 180 руб , изготовление надписи 10-15 коп.
пресс-форма»Peavey»- 250 руб.
пресс-форма сетевых разъемов — 400 руб.
ящик под колонку — 25 руб.
Фотопечать надписей сзади и спереди на усилителе на алюминиевой основе делалась на разных военных заводах.
Комментарий В.Ведерникова.
Как я понял из этой информации – любой советский радио завод в то время, теоретически, мог изготовлять аппараты вроде Маршала (если бы очень захотел). Взял бы правильную фирменную схему, обозвал бы усилитель другим именем, сделал правильный дизайн, договорился о поставке ламп, кинаповских динамиков и т.д.
В конструкторских бюро были продвинутые люди, но продвигать идеи и пробивать поставки комплектующих при совковой системе было сложно. Большой личной заинтересованности ни у кого не было, поэтому производили то, что не требовало больших усилий — из того, что было доступно (хилые динамики, не качественные радио детали и т. п.).
Только личная финансовая заинтересованность и сообразительность частных умельцев позволила создать нормальную аппаратуру (причём, при использовании отечественных комплектующих). Нелегальные производители сумели достичь лучших результатов, чем легальные предприятия.
Из всей советской звукоусилительной аппаратуры для музыкантов можно отметить, пожалуй, лишь продукцию «ЛОМО».
Источник
«Мария» с «Ритмом». Советский ламповый комбик.
День добрый всем любителям старой и необычной аудиотехники! Продолжаю серию статей о старых ламповых усилителях, сегодня предлагаю немного отступить от общей темы и поговорить об одном гитарном комбике. Это «Мария» — комбинированный гитарный усилитель состоящий из встроенной акустической системы и лампового усилителя «Ритм». Впервые система была создана в 1975 году и не ограничивалась комбиком. Полный комплект был в разы интересней — два усилителя со встроенной акустикой и набор из трех гитар «Мария-Ритм», «Мария-Лидер» и «Мария-Бас». «Мария-Ритм» — 12-тиструнная гитара с пластиковым корпусом. «Мария-Лидер» — шестиструнная полуакустика с корпусом из листового полистирола. «Мария-Бас»- просто нормальная бас гитара.
Гитары лично мне интересны чуть меньше, чем никак. Поэтому поговорим про главное — про сердце комбика — ламповый усилитель «РИТМ». Это возможно один из первых и самых распространенных музыкальных усилителей для электрогитар. Характеристики системы: номинальная мощность 20 Ватт, уровень шумов 60 Дб; КНИ меньше 1,5 %; диапазон частот 60-12000 Гц. В «Марию» «Ритм» устанавливался без каких-либо изменений, поэтому замена переднего щитка могла производиться вместо старого и стоить отметить она немного лучше. Но есть один ньюанс — оригинальный «Ритм» имел тумблер переключения входов, у «Марии» же этого переключателя нет. Как происходит переключение входов при одновременно подключенных гитарах? если знаете то пишите в комментариях! Нам требуется пояснительная команда.
Источник
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
А были в СССР ламповые усилители для музыкантов ?
А были в СССР ламповые усилители для музыкантов ?
#1 Непрочитанное сообщение Gi » 23 мар 2010, 22:08
#3 Непрочитанное сообщение Gi » 23 мар 2010, 22:51
#6 Непрочитанное сообщение Gi » 23 мар 2010, 23:18
Жаль, что секреты гитарного звука в то время были практически секретами. В журналах с умным видом публиковали какую-то полупроводниковую ересь.
Жертвы железного занавеса и тут мы все. Окромя фарцы.
который живёт на процент от сбыта, дадад
нашли у кого спрашивать
вы бы ещё куда положить кошелёк у карманных воров поантиресовались.
. старенькая Ригонда очень сильно напоминает ещё более старенький однотактный Феньдер Ватта на 4
оч. классическая была весчь, знаменитая модель, название не помню
и громкоговорители в Ригонде. не совсем правильно гитарные, но похожие
. промышленный аппарат с шестью 6П14П назывался «усилитель Ритм»
последний альбом «того» Воскресения (с Никольским) был писан в частности именно через такой
на обложке LP есть фото.
не нада
при сбросе нагрузки смерть выходному трансформатору и/ или лампе
у меня сквозь 6П6С такие искры шибали.
. был усилитель Ритм, целенаправленно гитарный
был несокрушимый и легендарный УМ-50, вошедший в пестни, книги и народные предания — покажите мне совецких времён гаражноподвального басиста, который не играл через такой
был УО-4 ака Солист, на 6Р3С
был У100У-4.2, большой зелёный ящик тоже на 6Р3С
был усилитель от электрооргана Прелюдия, на ГУ50
были и остались мадьярские BEAG, очень хорошая вещь. Вот ёлок «тогда» к ним не было
был, в конце концов, Прибой, аналогично на 6Р3С — типичный Маршаловский оконечник, даже не ультралинейный, хотя считался бытовым хайфаем
в общем, не так чтобы на каждом углу «было» (при социализме ничего толком не было), но попадались.
Источник
Усилители СССР
237 комментариев: Усилители СССР
В списке нет почему-то Ода-102-стерео
Есть руководство по эксплуатации со схемами ода 102(т102,мп303,ум102,уп102). Если кому надо, поделюсь.
И 15ас 213 туда же.
Павел, если делитесь безвозмездно, пришлите мне на почту пожалуйста ldsound.ru@gmail.com я добавлю на сайт.
Я на днях сфоткаю. Вас устроит?
Павел, есть “усилитель полный ОДА у 202 стерео”, у него выходы на АС выполнены на разъемах Din5, подписаны ЛК,ПК. Подскажите как распаять штекер Din5 для подключения к АС.
Извините, не подскажу. С таким усилителем не сталкивался.
Нет также усилителей микрон
Дополнительные экспонаты нужны? Усилитель Венец
Усилитель Сигма 200
Хотелось бы в список радиотехника ум7011
такого не было если только на бумаге.
Сегодня очередной экспонат из СССР. Усилитель Форманта М100 (моно)
Усилитель этот кстати имеет 2 полноценных канала, на фото как раз вынута и лежит плата ун одного из каналов, на каждом из радиаторов по 4 транзистора выходных, только он наверное мостом включён на выходе, поэтому и моно именуется, другого об’яснения не нашёл.
Да вы что?! Это конкретный моно усилитель. С 8ю транзисторами. Один провод выход на колонки. Вы схему то от него посмотрите.
Источник