Усилитель звука для гитары как называется

Виды гитарных усилителей

В статье о формировании электрогитарного звука мы с вами разобрались какое оборудование для этого используется. Теперь поговорим непосредственно об усилителях. Их разновидности по принципу работы, достоинства и недостатки. Итак, начнем по порядку. Гитарные усилители по принципу работы делятся на 4 типа:

  1. Ламповые
  2. Транзисторные
  3. Цифровые
  4. Гибридные (транзисторный+ламповый или цифровой+ламповый)

Также усилители делятся по формфактору на головы (Head) и комбоусилители. Отличие вторых от первых в том, что в комбиках помимо предусилителя и усилителя мощности, присутствует еще и динамик. То есть это 3 в 1. В настоящее время производятся как ламповые комбоусилители, так и транзисторные и цифровые комбоусилители (моделирующие).

Я не буду в этой статье заниматься сравнением лампа против цифры, транзистора и т.д., уже столько на эту тему выпустили всяких видео, что уже тошно от холиваров. Если вам интересно, можете посмотреть на ютубе. Здесь же будут собраны сухие факты, достоинства и недостатки каждого из типов усилителей. Также я выскажу свое мнение по поводу нескольких гитарных мифов о лампе.

Гитарный ламповый усилитель

Первые гитарные усилители были собраны в те годы, когда в электронике для усиления сигнала использовали только электронные лампы. На смену им позже пришли полупроводниковые технологии — транзисторы. Но тем не менее, ламповые усилители по-прежнему остаются популярными, потому что дают более яркое звучание и лучший овердрайв. Основой формирования звука является электронная лампа

Лампы производятся и по сей день и активно используются. Особенно в гитарном мире. Рассмотрим основные достоинства и недостатки лампового усиления.

Читайте также:  Veston kus 25 banana укулеле

Достоинства

  • Звук имеет отличную динамику. Грубо говоря, усилитель очень отзывчив на силу удара по струне.
  • Насыщенность звучания. Звук насыщается ламповыми нелинейными искажениями, которые довольно приятны человеческому уху. Вы слышите «тот самый гитарный саунд».
  • Лампы красиво светятся в усилке =)

По достоинствам по сути все. Хоть их и мало, но есть самое главное — это отличный узнаваемый гитарный звук, к которому пока еще не подобрались цифровые и транзисторные усилители.

Недостатки

  • Громоздкость и большой вес. В виду принципа работы и схемотехники, весят они довольно прилично. Например, голова на 100Вт имеет массу около 30кг. Согласитесь, не очень удобно.
  • Лампы со временем требуют замены. Да, недостаток, особенно если учесть, что транзисторы со временем менять не нужно. Но по сути, если вы играете дома, то менять их придется с периодичностью лет 5 наверно. У меня дома стоит ламповый гаврош 10 уже 4 года. Я играю каждый день по 2-3 часа. Лампы еще не менял ни разу.
  • Хрупкость ламп. Усилитель не любит падений и встрясок.
  • Высокая громкость для получения хорошего звука. Да, усилок придется «разогнать». На малой громкости, как правило, они звучат хуже.
  • Высокая стоимость.

Теперь немного о мифах. Бытует мнение, что на лампе есть какие то чудесные нюансы звука, которые больше нигде не слышны. И если начинающий гитарист учится играть на транзисторном или вообще не дай Бог на цифровом усилителе, то он обречен. Типа не будет он там слышать ошибок своих, а на лампе будет. Так вот, я считаю, это полный бред. Если заниматься на нормальном звуке, без всяких эффектов космических типа ревербов, 4-х дилеев и 3-х фленжеров в цепи, то учиться везде одинаково. Просто на ламповом усилителе более приятней играть. А если руки из жопы, то никакая лампа не будет спасительной таблеткой, и вы сами по себе не заиграете хорошо.

Читайте также:  Да исправится молитва моя ноты обиходный распев

Далее, миф о том, что звук с лампового комбика отлично ложится в микс, а с транзисторного и цифрового нет. Также полная фигня. Хороший гитарист везде зазвучит. А плохой. тоже может, но нужен хороший звукорежиссер, который все подвинет и заэквалайзит (хотя конечно это редко). А простой слушатель вообще не поймет где на записи какие усилители были использованы, да ему и пофиг.

Гитарные транзисторные усилители

В такого типа усилителях звук формируется посредством транзисторов. Такие усилители гораздо дешевле ламповых и они проще в производстве. Покупают их как правило новички, из-за низкой цены и доступности. Все недостатки ламп в них убрали. Они имеют намного меньший вес, приемлемо звучат на тихой громкости, не надо менять лампы, цена раза в 4 ниже. Купил, как говорится, играй и не задумывайся. Но самый главный недостаток — это звук. Нет он не прям полное дерьмо, но ламповому конечно уступает. Хотя опять же, слушатель простой вряд ли что-то поймет, особенно в миксе. Но вот гитаристу не все равно. И ощущения другие.

Вот на таком гитарном комбике я учился играть. В принципе все есть, эквалайзер высокие-низкие, гейн. Больше ничего и не надо. Весит около 2-3 кг, цена около 5 тысяч рублей, популярная марка и невысокая цена. Из-за этого транзисторные комбики и популярны у пионеров.

Цифровые гитарные усилители

Третий тип усилителей — цифровые. В них звук формируется с помощью математических алгоритмов. А все мы знаем, что математика, хоть и царица наук, но представление о мире дает идеальное, то есть немного оторванное от реальности.

Предыдущие усилители работают с аналоговым звуком, этот же тип с цифровым. То есть аналоговый сигнал с гитары преобразовывается в цифровой (нолики и единички), как то обрабатывается, затем снова а аналоговый и уже попадает в динамики. Вроде бы все нормально, но идеально смоделировать нелинейные «приятные» искажения, которые вносит лампа в звук невозможно. Можно только бесконечно приближаться к ней. И чем ближе, тем алгоритмы будут сложнее. Поэтому на рынке сейчас куча посредственно звучащих цифровых усилителей и пара тройка моделей, которые дают вполне сносный звук. Но и стоят они уже как ламповые головы, а то и дороже.

Основной фактором качества звука цифрового усилителя является преобразователь сигнала из аналога в цифру и наоборот (АЦП и ЦАП). Чем точнее алгоритм, тем лучше звук и меньше задержка. Основные достоинства у цифровых усилителей по сути такие же, как у транзисторных, плюс к которым еще можно добавить кучу встроенных эффектов, таких как например дилей и хорус и других. То есть в одной маленькой коробочке у вас умещается весь гитарный тракт со всеми возможными эффектами. Экономия просто колоссальная, и глаза разбегаются от возможностей.

Цифровые комбики также довольно популярны у новичков. Еще достоинством цифровых усилителей является то, что звук формируется такой, что не нужны гитарные динамики. Если у вас процессор, подойдут даже ваши комповские джениус за 124 рубля. Потому что звук уже получается готовый, без ненужных частот и зуда. Если моделирующий комбо, то там уже стоит обычный мультимедиа динамик.

Ну а недостаток один и самый главный — это звук. Который опять же на приемлемых моделях неплох, а на топовых вообще даже хорош, но до лампы все таки не дотягивает.

Спайдер цена 8000р
Axe-FX2 цена 180000р

К аксу еще и колонки покупать надо, блин. А разница почти в 20 раз.

Гибридные гитарные усилители

Как вы уже знаете из статьи о гитарном тракте, усилитель состоит из двух секций: предусилителя и усилителя мощности. Так вот, в гибридных гитарных усилках, пред, как правило, выполняют ламповым, а оконечник транзисторным. Гибридный усилитель появился как компромисс между хорошим ламповым звуком и весом и стоимостью транзисторного усилителя.

Самой важной частью гитарного усилителя является именно предусилитель. В нем идет начальное формирование звука, определяется его характер. А оконечник всего лишь усиливает звук для динамика (хотя конечно и он вносит свои нюансы, но менее значительно). Поэтому, умные инженеры объединили ламповый предусилитель с транзисторным усилителем и назвали это создание – гибридный гитарный усилитель. В итоге получился вполне приличный агрегат, способный посоревноваться в звуке с ламповым усилителем, и которой превзошел по своим характеристикам транзисторный усилитель. Кроме того, гибрид получился значительно компактнее и легче лампового усилителя. А по стоимости он несколько дороже транзисторного усилителя, но дешевле лампы.

В принципе учитывая все вышесказанное, если денег у вас немного, то лучшим вариантом покупки будет транзисторный усилитель. Главное выбрать достойный и нравящийся по звуку. Если в принципе деньги есть, но не хватает на лампу, можно попробовать гибрид. Вполне себе неплохой звук можно нарулить. Дешевые процессоры и моделирующие усилители я брать все же не советую. Звук намного хуже транзисторного. А дорогие модели стоят даже дороже ламповых.

В общем и целом, что лучше решать конечно только вам. Главное играйте на гитаре и получайте удовольствие.

Источник

Выбор первого гитарного усиления для начинающего гитариста

Всё, электрогитара выбрана, возможно, даже уже куплена, но это еще не всё. Для электрогитары нужен целый арсенал, а именно комбоусилитель, чехол, шнур, медиаторы, тюнер, возможно, процессор эффектов и т.п. Давайте начнем с выбора гитарного усиления, а об остальном наборе электрогитариста я еще поговорю в следующей статье.

Гитарное усиление.

Электрогитара – это гитара со звукоснимателями, если говорить совсем просто. Звукосниматели, в свою очередь – это устройство, которое преобразует колебание струн в электрический ток и передает сигнал в усилитель. Т.е., чтобы услышать звук электрогитары нам нужно гитарное усиление, о нем и пойдет речь.

В этой статье я рассмотрю виды гитарного усиления, основные отличия и особенности, как и всегда, я постараюсь быть максимально объективным, не смотря на свое личное мнение, которое сформировалось с опытом. Буду делать упор на то, что мы выбираем аппарат для начинающих гитаристов, поэтому буду описывать все плюсы бюджетных и многофункциональных устройств. Также, немного расскажу об основных моментах эксплуатации и правил пользования.

Не играйте через линейный вход любых устройств, которые не предназначены для музыкальных инструментов! При желании электрогитару можно подключить к старому магнитофону, но звучание будет не таким, каким должно быть. Поэтому нам нужен гитарный усилитель и гитарная акустическая система (динамики).

Гитарное усиление по форме и комплектации бывает:

Гитарный усилитель («голова») – это устройство для усиления электрогитары, которому требуется внешняя акустическая система.

Гитарная акустическая система («кабинет») – это устройство для воспроизведение гитарного звука, которому требуется внешний усилитель. Такая акустическая система специально разработана для гитарных усилителей и гитарного звука.

Гитарный стэк – это комплект гитарной «головы» и «кабинета».

Гитарный комбоусилитель («комбик») – это акустическая система и усилитель для электрогитары, которые объединены в одном устройстве. Это самый распространенный вариант для дома, студии и небольших концертов благодаря своей компактности. Конечно, многое зависит от мощности устройства.

Классификация гитарных усилителей.

Гитарные усилители бывают ламповыми, транзисторными, гибридными и цифровыми. Классификация для комбоусилителя и гитарной «головы», естественно, одинаковая. Постараюсь максимально просто объяснить особенности и плюсы каждого аппарата.

Ламповый усилитель – это усилитель с электронной лампой (как в ламповом телевизоре), тут все просто. Множество играющих гитаристов скажут, что настоящий качественный звук можно получить, только играя через него. Мое мнение, что звук такого усилителя более теплый и мягкий, чем звук транзисторного, однако стоимость качественного лампового агрегата будет весьма высока. Кроме того, чтобы получить тот самый «ламповый» звук нужен не только ламповый усилитель, но и гитара самого высокого качества и самые лучше комплектующие, не говоря уже об обработке звука (гитарные эффекты). Не думаю, что для бюджетного инструмента стоит покупать такой дорогой усилитель, тем более, если он первый и для начинающего. С другой стороны, если у вас есть такая возможность, то почему бы и нет.

Транзисторный усилитель – это полупроводниковый (аналоговый) усилитель, он более дешевый в изготовлении, чем ламповый, а радиодетали не требуют своевременной замены. Звук, не будет намного хуже, он просто будет другой. Как я уже говорил, транзисторный звук чуть мене теплый и не такой мягкий, но, многое зависит от того, на каком инструменте вы играете, как играете и какие эффекты используете. Главный плюс – это цена, транзисторные усилители намного дешевле, а если подбирать качественные, то можно получить очень хорошее звучание.

Гибридный усилитель – это гибрид лампового и транзисторного усилителя, который был создан в целях экономии. В основном гитарные усилители состоят из предусилителя (preamp) (усиливает и корректирует гитарный сигнал) и усилителя мощности (amp) (усиливает сигнал небольшой мощности в более мощный сигнал). Если кратко, то изобретатели этого устройства взяли ламповый предусилитель и «связали» его с транзисторным усилителем мощности. Уменьшилась цена, уменьшился вес, а качество звука вполне может конкурировать с ламповыми усилителями. В последнее время стал очень распространен, но тем не менее стоит ощутимо дороже, чем транзисторный.

Цифровой усилитель – это усилитель способный эмулировать различные гитарные усилители и эффекты. Эмуляция – это уже не аналоговый звук. Дело в том, что звучание инструмента оцифровывается и обрабатывается, затем мы слышим из динамика эмуляцию гитары через тот или иной усилитель и эффект. Главным плюсом остается то, что начинающий гитарист имеет возможность «пощупать» все эффекты и понять, какие ему нужны. Это хорошее решение для тех, у кого не вписывается в бюджет комбик и педали эффектов или процессор эффектов по отдельности.

Прежде чем перейти к следующему пункту я расскажу про еще один вид гитарного усиления.

Карманный усилитель для наушников.

Мной было упомянуто, что звук электрогитары выходит через гитарное усиление. Это значит, что играть без усиления нельзя. Когда вы занимаетесь на инструменте, то должны слышать его звук. Что делать, если вы часто оказываетесь в условиях, когда инструмент есть, а комбика или возможности его включить нет? Для таких случаев существует гитарный усилитель для наушников.

Вы всегда можете достать свою гитару, включить это устройство, надеть наушники и играть никому не мешая. Прибор недорогой, о качестве говорить не приходится, но отлично подойдет для занятий в «полевых условиях».

Акустическая система.

Что касается акустической системы для комбоусилителя или для кабинета, то тут все очень просто.

Если вы все-таки решили взять отдельно голову и кабинет, то при выборе кабинета придерживайтесь простым правилам:

1) Сопротивление у кабинета должно быть либо таким же, либо больше, чем у усилителя (например, если голова 8Ом, то кабинет 8Ом, можно 16Ом, но потеряете в мощности).

2) Мощность у кабинета должна быть больше, чем у головы (например, если усилитель 100Вт, то кабинет 120Вт будет оптимально).

3) Нужно слушать и подбирать. Бывает, что усилитель с одним кабинетом звучит хуже, чем с другим.

Если все же вы решили взять комбоусилитель, то рекомендации еще проще, ведь динамик подбирают оптимально для каждого усилителя еще на заводе. Я считаю, что гитара лучше всего звучит через динамик 12 дюймов, но это часто дорого. Я рекомендую брать комбик с динамиком хотя бы 10 дюймов, в крайнем случае, не меньше 8 дюймов.

Когда-то давно, в одном из самоучителей по электрогитаре я прочитал, что комбоусилитель для электрогитары должен быть минимум 15Вт. Возможно это и так, а может и нет. Я много раз выбирал аппарат для дома и рассматривал модели от 10Вт, но в итоге брал от 15Вт. Мне просто не нравился звук комбиков до15Вт, часто не хватало низких частот или был перебор с высокими. В данном случае нужно слушать и выбирать тот комбоусилитель, который будет оптимально звучать за имеющийся бюджет.

Устройство комбоусилителя.

Хочу выделить отдельный пункт про устройство комбоусилителя, ведь важно знать, что и куда подключать, что и как крутить. Мной будет рассмотрен комбоусилитель с распространенным функционалом.

Об устройстве комбоусилителя в интернете очень много информации. Постараюсь очень коротко рассказать самое основное для уверенного подключения электрогитары к комбику начинающему гитаристу.

Включение электрогитары.

Электрогитара подключается в разъем “input”. Обязательно поставьте ручки громкости на минимум перед включением. Сначала подключается гитара, потом включается усилитель.

Кнопка включения может находится как на задней, так и на передней панели.

Настройка звука.

Ручка громкости, чаще всего называется «Volume».

На большинстве усилителей есть стандартный перегруз, кнопка его включения часто называется «Drive».

В данном комбике звук можно менять с помощью ручки выбора предусиления. В арсенале этого агрегата целых 6 аналоговых перегруза.

Ручки эквалайзера должны стоять в среднем положении перед его настройкой. Чаще всего комбики оснащены трехполосным эквалайзером (высокие, средние и низкие частоты, в основном в таком порядке).

Ручка «Gain» — это ручка чувствительности усилителя. На схеме аналогово усилителя она находится на входе предусилителя. Если меньше теории, то она регулирует ту самую «подгруженность» звука.

Очень часто на усилителях есть такие эффекты как «reverb». Это эффект эха, если простыми словами. Если добавить этот эффект, то звук станет ярче и объемнее.

Большинство усилителей оснащены дополнительным входом для внешнего проигрывающего устройств, чтобы вы могли играть под минус и просто слушать музыку, а также выходом для наушников, чтобы заниматься на инструменте и никому не мешать.

В этом комбике есть разъем «FOOT SW». Так как этот аппарат оснащен двумя самостоятельными каналами, то вы можете настроить каждый из них отдельно. С помощью кнопки переключения их можно менять, но иногда нужно сменить звук во время песни, для этого существует специальная педаль переключения, которая включается в разъем «FOOT SW» для того, чтобы сменить канал без помощи рук.

Рекомендации при выборе первого гитарного усиления.

Подводя итог, хотел бы дать несколько рекомендаций при выборе усилителя:

1) Не выбирайте самый дешевый вариант, если у вас небольшой бюджет, лучше посмотрите б.у. аппарат, но будьте осторожнее, лучше взять с собой знающего человека для диагностики устройства.

2) Если вы все же решили взять новый комбоусилитель, имея небольшой бюджет, то возьмите дороже самого дешёвого хотя бы на 60%.

3) Смотрите интернет-ролики, слушайте в магазинах, а главное, советуйтесь со знающими людьми, если есть такая возможность. Звучание гитары в равной степени зависит и от ее усиления, а значит к выбору нужно подходить так же серьезно, как к выбору электрогитары.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что главное в гитаре – это гитарист.

Источник

Оцените статью