Усилители аудио ноте схема

Sergei Klimanski

Personal web blog

AUDIO NOTE OTO PHONO PP – а что внутри ? Схема. Schematics.

Вчера закончился срок гарантии ( 1 год ) на купленный мною в Риге в одном из магазинов Хай-Энда ламповый усилитель ( с фоно-корректором ) очень знаменитой японской фирмы Аудио Ноут. Если почитать описание, то этот прибор собран по РР схеме на 12AX7/EL84.
Что я увидел открыв крышку ? Четыре лампы 6П14П саратовского завода, изготовленные в 1978 году, причем одна из них имела очень потрепанный вид ( сильные налеты напротив окон в аноде, да и выводы с коррозией. На раскачке, как в фоно-корректоре, так и в предусилителе перед 6П14П стояли 12AX7 Югославского производства с плоскими анодами. Усилитель звучал в общем неплохо, однако я 6П14П заменил на EL84 JJ, а югославские лампы – на 12AX7LPS Sovtek. Даже без подстройки усилок зазвучал наконец широко, до этого звук был какой-то зажатый, плоский, как бы нехватало воздуха.Люблю я эту лампу – 12AX7LPS – на мой взгляд, это одна из самых лучших 12ax7. Осталось только теперь подстроить фазоинверсный каскад – на плате есть потенциометры.

Ниже приведена схема, которую удалось восстановить по внешней части печатной платы ( конечно, прибор я не разбирал, поэтому не исключены упущенные детали 🙂 ).

Дополнено 8 апреля 2011 года. Кроме того, я померил параметры усилителя на своих приборах. Нагрузка – 6.8 Ома 50 Ватт, подключенные к разъему 8 Ом. Сигнал от генератора подавался при максимальной громкости и положении рукоятки баланса в нейтральном положении. Вот что получилось:

Максимальный сигнал на выходе – 9 Вольт ( 11.9 Ватта ), при уровне входного сигнала 0,11 Вольта. Такая высокая чувствительность нужна для режима работы от фонокорректора, который похоже собран двухкаскадным на 12АХ7 по классической схема RCA и уровень выходного сигнала которого невысок.

АЧХ. Выходной сигнал 0 дБ. На уровне минус 1 дБ – от 14 Гц до 12 ( ! ) КГц, а на уровне минус 3 дБ – от 8 Гц до 23 КГц.

Спектр гармоник на уровне 5 В выходного сигнала ( 400 Гц ):

Спектр гармоник на уровне 9 вольт выходного сигнала ( 400 Гц ):

И в довершение – осциллограмма прямоугольного сигнала 10 КГц, 5 В на выходе:

Дополнено 29 апреля 2011. Тема этой статьи стала предметом обсуждения на одном из форумов http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=614.0 – схематика Аудио Ноут многих удивила. Да и меня тоже. Но однако надо заметить, что при сравнительно скромных электрических параметрах ( например, минус 1 дБ на 12 кГц ) звучание этого усилителя весьма неплохо. После обсуждения на форуме я снова вспомнил про творение японского хай-энда и сняв его с полки, где он пылился уже год ( пока я с паяльником в руках пытался дать наш ответ Ото Фоно ), включил его в комбинации с моими новыми плоскими экранами на Висатон Б200. Сегодня, например, я попробовал 6П14П-К в качестве выходных, а на раскачке снова вставил родные югославские 12АХ7 Ei. Ну что, просто великолепный бас, и несмотря на -1дБ на 12 кГц – совершенно никакого ощущения проблем с ВЧ. Как тут не вспомнить одного моего знакомого по переписке, который свято верил в физику и на полном серьезе утверждал, что хай-энд начинается с минус 0.17 Дб ( и меньше ) на 20 КГц ( или на 22 ? ) – ему бы показать схему Аудионота и потом дать послушать, интересно, что бы он сказал… Конечно, надо понимать, что 6П14П – это не прямонакал и не 2А3 – и детальность проработки середины и ВЧ у Аудионота несколько похуже ( но едва заметная разница ! ), но звук Аудионота зато чем-то увлекает, захватывает, он энергичный, насыщенный и одновременно мягкий и прозрачный. И кстати, снова пентод на выходе… Да простят меня читатели, наверно я уже повернут на пентодах… Но нравится мне их звучание и все ! Наверно мой усилитель на триоде еще впереди.

Также прослушал 6П15П. По-моему, это самый лучший вариант для оконечного каскада Oto Phono PP.

Кстати, кто бывает в Риге, милости просим, заходите послушать – позвоните мне только заранее по телефону 29209002. Международный код Латвии +371.

А философия построения аудиоканала японцев просматривается в постепенном расширении полосы пропускания от каскада к каскаду от входа к выходу. Если взять первый фазоиверторный каскад без ООС, то его полоса пропускания совсем не хай-эндовская, зато выходной каскад – до 64 КГц на минус 1 дБ.

По басу таже примерно картина что и с верхами – совсем не рекордные 14 Гц на минус 1 дБ, но звучание по басу впечатляет очень сильно. И я не нашел в схеме блокировочных или в питании электролитов под фараду, как этой порой советуют некоторые именитые участники форумов. Все сделано просто и из простых деталей. Нет Black Gates, нет легендарных медных или серебряных фольговых межкаскадных конденсаторов, даже бумаги в масле не положили жадные японцы… Да еще и, о ужас – ООС ! Тем, кто ругает Аудио Ноте за примитивную схематику я бы ответил словами Михал Михалыча – ” … общим видом овладели – теперь и мелочи надо бы из виду не упускать… ” А если серьезно – то учиться нам у них надо, учиться… И хай-энд все-таки начинается не с 0.17 дБ на 22 КГц, а с чего-то другого. Читатель, а Вы как думаете, с чего ?

Буду очень признателен за дополнения и комментарии.

Источник

Система из компонентов Audio Note

Компания, возглавляемая Питером Квортрупом, всегда находилась в непримиримой оппозиции к аудио мейнстриму, придерживаясь собственных, чётко сформулированных принципов. Возможно поэтому звучание Audio Note никого не оставляет равнодушным – его либо не приемлют вообще, либо подсаживаются на всю жизнь.

СИЛЬНЫЕ ДОЛИ

У нас техника Audio Note в тесте далеко не в первый раз, довелось и на фабрике побывать, и с Питером пообщаться. На первый взгляд его концепция на словах достаточно проста: в усилительном тракте только ламповые триоды, кенотронные выпрямители с дросселями, предельно лаконичная схемотехника без обратных связей, тщательнейший отбор комплектующих по их вкладу в звучание и квалифицированная ручная работа. На практике всё не так гладко – бескомпромиссная техника получается тяжёлой, громоздкой и отнюдь не дешёвой.

Ко всему упомянутому выше можно добавить, что Питер категорически не приемлет катодные повторители (как каскады с ОС), но считает необходимым добиться минимального выходного сопротивления у источников и предусилителей. Противоречивые требования не оставляют ему других вариантов, кроме линейных выходных трансформаторов. Они же во многих разработках используются и для связи между каскадами.

В CD-транспорте CDT-Five упомянутые принципы реализованы по максимуму — у него цифровой сигнал подаётся на выход через ламповый трансформаторный каскад, который питается от кенотронного выпрямителя. Такое бескомпромиссное решение даёт выходное сопротивление порядка 2 Ом, благодаря чему, по мнению разработчиков, повышается точность передачи данных, а качество цифрового кабеля практически не имеет значения. Диск загружается сверху, под сдвижную заслонку, где на пружинных амортизаторах подвешен усовершенствованный привод Philips CD Pro2LF. Как и во всех компонентах пятого уровня, внутренняя проводка транспорта выполнена серебряным кабелем AN Pallas, электролитические конденсаторы в цепях питания — Rubycon Black Gate. Весит транспорт около 22 кг.

Питер категорически не приемлет катодные повторители (как каскады с ОС), но считает необходимым получить минимальное выходное сопротивление источников и предусилителей.

В конвертере DAC5 трансформаторов ещё больше. Один, с серебряными обмотками, принимает входной сигнал, второй, на сердечнике с колоссальной магнитной проницаемостью, работает как преобразователь ток/напряжения, и ещё один, серебряный, работает в аноде выходной лампы 6463. Аналоговый фильтр построен на дросселях, также с серебряными обмотками, и фирменных конденсаторах из бумаги с медной фольгой и маслом. За преобразование отвечают отобранные ЦАПы AD1865 (18 бит/96 кГц), передискретизация и цифровые фильтры принципиально не используются.

Ещё один источник в нашей системе – проигрыватель винила ТТ2. Его конструкция спроектирована так, чтобы воздействия извне (звуковые волны от колонок, вибрации и т.п.) не передавались на пластинку и звукосниматель. Акриловый диск приводится во вращения двумя двигателями, установленными на плавающем субшассси. На нём же закреплена и площадка с тонармом Arm Two. Головка – Goldring Elite с подвижной катушкой. Сигнал с проигрывателя подавался на повышающий трансформатор AN-S3.

Интегральный усилитель Meishu Phono можно считать классикой High End Audio. Однотактный выход на прямонакальных 300В в «чистом» классе А, никакой обратной связи, кенотронное питание и аудиофильские комплектующие: тантал, бумага в масле, блэк-гейты, серебряные акустические клеммы. ММ-фонокорректор построен на двойных триодах ECC83 и ECC88. Выходная мощность 2 х 9 Вт независимо от сопротивления нагрузки.

При такой мощности нужна очень чувствительная акустика, например, Audio Note AN-E SPe HE. Две последние литеры означают High Efficiency, и этот вариант мониторов имеет чувствительность 98 дБ. Диффузоры 8-дюймовых мидбасов из конопляных волокон и бумажной пульпы обладают не только оптимальным соотношением жёсткости и массы, но и повышенной музыкальностью. По этому поводу в Сети много шуток, но должен заметить, что коноплю в составе диффузоров, используют и другие производители, например, Sonus Faber.

За преобразование отвечают отобранные ЦАПы AD1865 (18 бит/96 кГц), схемы передискретизации и цифровые фильтры принципиально не используются.

Звуковые катушки и у мидбасов, и у твитеров, серебряные, внутренняя разводка тоже, и четыре входные клеммы покрыты толстым слоем серебра. Полосы делятся довольно низко для двухполосной конструкции – на 2 кГц. Головки для правой и левой колонки подбираются попарно с помощью специальной компьютерной программы. Фазоинвертор, порт которого выведен на заднюю стенку корпуса, позволил опустить нижнюю границу рабочего диапазона до 34 Гц (-3 дБ).

Корпуса из многослойной берёзовой фанеры отделываются натуральным шпоном, а также красятся в различные цвета; количество вариантов оформления к сегодняшнему дню достигло двадцати. Судя по надписи на шильдике, наша пара изготовлена в Австрии, качество отделки у неё (шпон зебрано с лаковым покрытием) – безукоризненное.

Звучание Audio Note редко производит впечатление с первых минут, но если не отвлекаться и посидеть перед системой вдумчиво минут десять, оно реально затягивает. И сразу не скажешь, чем именно, уж больно цельным и сбалансированным оно воспринимается. Что неудивительно – ведь все компоненты выполнены по единой строго соблюдаемой идеологии. Но попробую всё же проанализировать, и первым делом отмечу бас и нижнюю середину. Мы решили не ставить акустику по углам комнаты, как рекомендует производитель, и были вознаграждены пусть не суперглубоким, но на редкость внятным и совсем не грузным нижним регистром. В этом и есть прелесть лёгких диффузоров – нет резиновой тягучести, каждая нотка прорисована, атака быстрая, лёгкая, но и удар барабана при этом как настоящий — энергичный, сочный, с наполненным спектром, а не бестелесная оболочка, которую иногда преподносит высокочувствительная акустика.

Ещё один момент – характер звучания Meishu Phono. Мне довелось послушать массу однотактников на 300В, и практически все они, независимо от цены, звучали как-то расслабленно, убаюкивающее. У Meishu эта черта характера присутствует в минимальной степени, и она сводится к отсутствию агрессии, максимально комфортной подаче музыкального материала. Однажды спросил у Квортрупа, зачем он публикует схемы своих усилителей, ведь они просты и доступны для повторения даже не слишком опытными любителями. На что он ответил: «Они всё равно придут ко мне за комплектующими, без них звук Audio Note не получится». Meishu способен порадовать любителей оперы, небольших джазовых составов, блюза и массы других жанров, за исключением, пожалуй, тяжёлого рока и драм-н-бейс. Для подобной музыки у Audio Note есть другие предложения.

Нет резиновой тягучести, каждая нотка прорисована, атака быстрая, лёгкая, но и удар барабана при этом как настоящий — энергичный, сочный, с наполненным спектром.

Что касается источника, то к нему вопросов вообще не возникло. С разрешением, музыкальным балансом, разделением инструментов и «воздухом» — ни малейших проблем. Звучание не аналоговое, но и не обычное цифровое – плавное, с массой подробностей и тончайших тембральных оттенков. Если совсем коротко – породистое и музыкальное. Ставишь диск, и слушаешь от начала до конца.

Воспроизведение винила типично «аудионотовское» — с акцентом ни информативность среднего диапазона, живым вокалом и объёмным пространством. Схема фонокорректора в Meishu та же, что и у преда М3, с пассивной коррекцией на отборных деталях. Отсюда и звучание – предельно подробное, но не утомляющее.

Звучание не аналоговое, но и не обычное цифровое – плавное, с массой подробностей и тончайших тембральных оттенков.

Подбором кабелей в этой системе можно повысить контрастность в верхнем диапазоне и добиться большей глубины сцены, что показала демонстрация на недавней выставке MHES. Но базовый уровень системы настолько высок, что твикингом можно лишь слегка приправить звучание по своему вкусу. А вот испортить – уже вряд ли.

  • Проигрыватель винила TT-2 с тонармом Arm Two и головкой Goldring Elite ( 113400 + 82300 + 57000 руб.)
  • Повышающий MC-трансформатор AN-S3 (204300 руб.)
  • CD-транспорт CDT5 (2975000 руб.)
  • Цифроаналоговый конвертер DAC5 (2915000 руб.)
  • Интегральный усилитель Meishu Phono (544900 руб.)
  • Акустические системы AN-E SPe HE (510800 руб.)
  • Кабели:
    • — цифровой Cardas Precision
    • — межблочные AN-V
    • — акустические SP-X

Источник

Оцените статью