Анатомия электрогитары. Часть 5: Гитарные усилители. Почему лампа?
Немного истории
Электрогитара в современном виде (цельный деревянный корпус со звукоснимателями, а не «электрифицированная» акустическая гитара) появилась в конце сороковых годов прошлого века.
Да, я знаю про «сковородку» от Rickenbacker (и да, они же в 1931 году придумали звукосниматель), гитару Эпплтона и про lapsteel-гитары от Fender, но про экзотику и тупиковые ветви эволюции — как-нибудь в другой раз, хорошо?
Итак, конец сороковых – начало пятидесятых, сначала электрогитару выпускает Bigsby, потом Fender и, наконец, Gibson. Причем успешными оказались только Fender и Gibson. И выпускались эти гитары уже специально под имеющиеся на рынке гитарные усилители. Строго говоря, они были не совсем гитарными, хотя и выглядели как современные комбо. В эти усилители можно было включать, например, угольные и пьезоэлектрические микрофоны, виниловые проигрыватели и прочие модные в 30-х — 40-х годах штуки.
По сути, это были бытовые усилители, вроде современных bluetooth-колонок. С той разницей, что весили они гораздо больше, не умели работать от батареек и звучали гораздо хуже. «Специализированными» эти усилители стали, когда производители придумали продавать электрогитары комплектами — сразу с усилителем. Попыток «запустить индустрию» было много, но получилось только у Лео Фендера. Именно его усилители заложили, по большому счету, основу того, что сейчас называется гитарным усилителем.
То, что под гитарным усилителем мы, главным образом, подразумеваем ламповый прибор — не случайно. Просто когда они появились, других не было. А ламповая техника сама по себе — это не про HI-FI. Нужно очень сильно постараться, чтобы получить высокую линейность сигнала без искажений. И линейно работать это будет в небольшом динамическом диапазоне сигнала.
Ручка громкости у лампового усилителя является также ручкой сатурации: чем громче, тем больше искажений. Производители гитарных усилителей в то раннее время и не стремились создать Hi-End устройство, просто выжимали из схем максимально возможную мощность. Конечно, были схемотехнические решения, устранявшие некоторые проблемы с искажениями, но «гитарные» усилители уже нашли свою экологическую нишу.
Гитаристы достаточно быстро нашли «прикольный эффект», выкрутив ручку громкости усилителя до максимума. Собственно, с этого момента эволюция гитарных усилителей порвала со стандартами качества звукоусиливающей аппаратуры и пошла по своему пути, а именно, по пути поиска наиболее благозвучных искажений. Но предком гитарного усилителя был обычный бытовой ламповый усилитель с широкополосным динамиком.
Кстати, эволюция гитарных динамиков тоже не пошла по пути улучшения качества, и в гитарных динамиках линейная АЧХ также является браком, как и 0,0001% искажений у гитарного усилителя.
Схемотехника гитарного усилителя
Схемотехнически гитарные усилители являются достаточно простыми устройствами. Какой нибудь Fender Champ состоит из 30-35 деталей, включая динамик. Конечно, современные 3-канальные монстры сложнее, но построены они по одному и тому же схемотехническому принципу: предусилитель+оконечный усилитель с трансформаторным выходом.
Большая часть тембра формируется в предусилителе, оконечник же отвечает за передачу сигнала на динамик. Однако, оконечник тоже не просто «масштабирует» сигнал, его поведение также нелинейно, хоть и в меньшей степени.
Другими словами, в ламповом гитарном усилителе любой функциональный элемент вносит искажения, и замена маленькой детали может существенно повлиять на звук. Например, соединив в одной схеме предусилитель от одной схемы с оконечником от другой, мы можем получить звук, не похожий ни на то, ни на другое, и звучать это может как очень хорошо, так и просто отвратительно. Поэтому гитарный усилитель — это законченное целостное устройство, формирующее конкретный тембр, и на разработку конкретных решений обычно уходят годы.
И это несмотря на то, что типов оконечника всего два (однотактный и двухтактный, в классах A и AB), а предусилители вообще строятся исключительно на лампах 12AX7 по схеме с общим катодом.
Но почему лампа?
Разве нельзя построить гитарный усилитель на транзисторах? Можно, и такие усилители даже выпускаются и высоко ценятся в определенных кругах. Но, как я уже сказал, гитаристы ищут наиболее подходящие своему стилю тембры, основанные на искажениях сигнала. Лампа искажает сигнал в широком диапазоне, но делает это деликатно. Первые признаки искажений могут проявляться как компрессия сигнала, потом как легкое насыщение, постепенно доходя до жесткого перегруза. При этом, управлять этими искажениями, в общем-то, схемотехнически несложно.
Транзистор же остается линейным в широком диапазоне сигнала до определенного уровня, при превышении которого искажения нарастают быстро. То есть транзистор мягко сатурировать сигнал не умеет, для этого приходится значительно усложнять схему. Тем не менее, скопировать ламповый гитарный звук у чисто транзисторной техники пока не получилось.
Резюмируя:
Получить благозвучный тембр электрогитары проще всего на базе ламповой схемотехники. Именно эта простота и определила вектор развития гитарных усилителей. Сейчас ситуация начала меняться — на сцену вышли цифровые процессоры и компактные усилители D-класса. Однако, в качестве референса для алгоритмов выступают все те же ламповые усилители.
В общем, ответ на вопрос, почему гитарные усилители ламповые, лежит между «лампа музыкальнее искажает» и «так исторически сложилось».
В следующий раз поговорим о современных альтернативах ламповым усилителям и попробуем ответить на вопрос — а нужен ли ламповый усилитель в 2020 году ( спойлер: альтернативы есть, ламповые усилители нужны не всем и не всегда, я пользуюсь, в основном, ламповыми усилителями и отказываться в обозримом будущем не собираюсь).
Автор: Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист).
Источник
Выбираем гитарный усилитель для дома
К счастью, минули те времена, когда начинающий гитарист искренне полагал, что настоящее звучание инструмента возможно получить исключительно в репетиционном помещении. Как и всему большому миру, нам сейчас доступны гитарные усилители, ориентированные на работу в домашних условиях. Да, надо понимать, что ваше индивидуальное звучание как гитариста идёт от вашей собственной манеры звукоизвлечения и вашей основной рабочей гитары, но усилитель, какого бы типа он не был, также вносит свои особенности в гитарный звук.
Когда говорят «усилитель для дома» – всегда надо уточнять, для чего именно предназначен этот электрический домашний питомец. Хотя в наше время само понятие «домашнее стерео» переместилось в категорию престижных предметов потребления, всегда надо помнить, что бытовые стереоусилители, предназначенные для работы с аналоговыми и цифровыми источниками звука (LP- и CD-проигрыватели, магнитофоны и т.д.) не предназначены для работы с гитарным звуком. Исключение одно – игра с компактным гитарным процессором с аналоговым выходом вроде легендарного Rockman или ему подобным через домашний стерерокомплекс допустима, и звучание у такой связки оказывается более чем приличным. Но мы говорим о правилах, а не исключениях из них.
Домашний усилитель для электрогитары предназначен не только для усиления сигнала, но и, как мы только что говорили, формирования звука электрогитары в целом. А раз так – то назвать идеальный подобный усилитель (или даже тип усилителя, о чём ниже) просто невозможно. Как и многие решения в жизни музыканта, выбор подобного усилителя определяется соотношением финансовых возможностей, эстетических предпочтений и просто свободного пространства: для начала – какой звук вы хотите слышать и, что самое главное, с каким типом обработки и усиления, цифровым или аналоговым? И есть ли у вас вообще свободное место для гитарного усилителя? Отсюда и стоит начинать.
Самый простой на сегодняшний день способ обзавестись гитарным усилителем дома, причём скомбинированным с обработками – это использовать звуковые плагины (программы эмуляции усилителей) для компьютера. Таковые плагины имитируют звучание массы моделей усилителей в рамках одной программы и их легальные копии с необходимой поддержкой обходятся во вполне вменяемую сумму: на январь 2019 года средняя розничная цена программы эмуляции составляла $110. Такие плагины, как IK Multimedia AmplitubeMAX, Waves GTR3 или Line6 POD Farm 2.5 Platinum, работающие с официальными лицензиями брендов-производителей усилительного оборудования, не зря позиционируются как «эквивалент посещения гитарного магазина» – они обеспечивают широчайшие возможности эмуляции и усилителей, и обработок. И, хотя подобные плагины использовались в работе столь прославленными традиционными рок-составами, как AC/DC, Motörhead и Phish, «цифроватость» их звучания до сих пор различают не менее половины слушателей.
К тому же будьте готовы к тому, что хотя бы на первых порах вам придётся внимать звукам собственной гитары через компьютерную акустику, либо через бытовой звукоусилительный комплекс, то есть вся обработка звука будет идти в компьютере в цифровом формате. Такой подход годится для несложного поп-рока или электронно-индустриальных экспериментов со звуком, но тем, кто играет музыку, за неимением лучшего определения именуемую ныне «классическим роком», лучше остановить выбор на аналоговых или хотя бы цифро-аналоговых способах усиления гитарного сигнала.
Не самый плохой вариант – подобрать на вторичном рынке уже упоминавшийся винтажный «усилитель для наушников» (то есть аналоговый процессор) типа Rockman любой модификации, для гитары или бас-гитары соответственно, благо цена на подобные чудеса науки и техники 80-х начинается сейчас на интернет-площадках с $47 (с доставкой в Россию). Но нет смысла в поиске подобных антикварных устройств – ведь гитарные микроусилители (да, именно для наушников) в настоящий момент стали составной частью реальности каждого гитариста, и не только начинающего.
Воистину ничтожные габаритные размеры и вес в сочетании с впечатляющими возможностями обработки звука – вот отличительные черты таких микроусилителей, среди которых нужно особо выделить серию Vox Amplug 2 / AP2 (AP2-MT Metal, AP2-AC AC-30, AP2-LD Lead, AP2-CL Clean, AP2-CR Classic Rock, AP2-BL Blues и AP2-BS Bass) для электрогитар и бас-гитар соответственно. Это никакие не игрушки, а моделирующие усилители с полностью транзисторной схемой, воспроизводящие звучание классических британских усилителей Vox.
Схема данных микроусилителей эмулирует эффект отклика лампового усилителя на звукосниматели и взаимодействие кабинета усилителя с микрофоном по воздушному тракту, а в модели AP2-CR Classic Rocк применяется дополнительный усилитель средних частот. Имеются предустановленные эффекты хоруса, дилея и ревербации (по три опции для каждого), что в сумме обеспечивает внушительную звуковую палитру. Плюс возможно подключение внешнего источника звука через аудиовход, а схема автоматического отключения питания (через 30 мин. отсутствия входного сигнала) обеспечивает непрерывную работу микроусилителя в течение 17 часов от одной батареи. Слова же про чисто физическое удобство подобного микроусилителя излишни.
Аналогичные решения на совсем экономичном уровне обеспечивает цифровой микроусилитель NUX Cherub GP-1, обеспечивающий звук классического британского дисторшна при возможности подключения внешнего источника звукового сигнала и регулировках перегруза (Gain), тембра и уровня выходного сигнала. Полностью аналогичны по своему назначению и функционалу микроусилители Xvive GA-1 Acoustic и Xvive GA-3 Classic Rock, первый из которых оптимизирован для использования с акустическими, а второй – с электрогитарами. Их отличие от предыдущих моделей – аккумуляторное питание с подзарядкой аккумулятора через поставляемый в комплекте USB-кабель.
В особую категорию микроусилителей необходимо выделить устройства, которые персонажи, несколько удалённые от мира музыки, считают за модели-копии прославленных гитарных стеков. Но это никакие не модели – микроусилители Marshall MS-2, MS-2R и MS-4 не только выглядят, как сильно уменьшенные старшие братья, но и звучат соответствующим образом, невзирая на то, что в них применяется всего один динамик мощностью 1 Вт.
При полностью транзисторной схеме усилители MS-2 имеют два канала – чистый и перегруза (OD), а у MS-4 наличествует регулировка перегруза (Gain), что делает их вкупе с мобильностью (их можно крепить на ремень) и громким оптимизированным динамиком хорошим решением даже для небольших вечеринок, не говоря уж о персональной работе. То есть эти модели, а также аналогичный микроусилитель EVH Stealth Micro Stack взаимодействуют с воздушным трактом так же, как и полноразмерные модели. Однако все они имеют выход на наушники. Питание всех моделей – от батареи типоразмера «Крона» или от отдельно приобретаемого блока питания.
Но, безусловно, самым лучшим, хотя и не самым экономичным с первого взгляда решением для гитарного усиления для дома является нормальный полный комбоусилитель, то есть тот в котором собственно усилитель и динамик или динамики расположены в едином корпусе. Покупая подобный усилитель, вы делаете инвестиции в собственное будущее как исполнителя – во-первых, вы привыкаете к естественному звуку гитарного усиления на воздушном зазоре (хотя бы от динамика до ваших ушей).
Что еще важнее – такой усилитель при должной мощности хорошо работает и вне дома и совершенно неучебными, но практическими целями: неважно, на репетиции или выступлении в небольшом зале. Но, быть может, и в большом – никто не мешает вам уподобиться иным гитарным звёздам и подзвучивать такой комбоусилитель микрофоном по воздушному тракту на большой сцене с серьёзным звукоусилительным оборудованием. Только нужно помнить, что даже для усилителей с выходной мощностью 2… 5 Вт возможны два подхода – классический «честный» усилитель с аналоговыми регулировками (таковы модели бренда Fender – Mini Tonemaster, Mini `57 Twin-Amp и MD20 Mini-Deluxe Amplifier) и модели со встроенными блоками эффектов (Vox AC2 RhythmVox, Roland MB-Cube и серия Roland M-Cube GX) либо моделирующие усилители (серия Vox Mini5 и уже 20-ваттный Fender Mustaing I (v2)). Выбор типа усилителя из вышеперечисленных – исключительно с вашей точки зрения на чистоту или, напротив, модернизм рок-н-ролла.
А далее мы переходим на территорию серьёзных комбоусилителей, без шуток рекомендуемых ведущими мировыми гитарными экспертами как лучшим усилители для всех тех, кто хочет получить самые правильные представления о звуке электрогитары в связке с правильным усилителем и не желает углубляться в дебри обработок звука и цифрового моделирования усилителей. Это, в первую очередь, классический транзисторный двухканальный (Clean / Overdrive) Marshall MG10G мощностью 10 Вт (один динамик диаметром 6.5″) с возможностью настройки эквалайзера (Contour), наличием аудиовхода и функцией эмуляции кабинета на выходе. Имеется и выход на наушники, но перед нами – уже серьёзный рабочий усилитель, с отличными акустическими данными.
То же самое, но в ещё более превосходной степени, может быть сказано о серии усилителей Marshall MG15Gмощностью 15 Вт с динамиком 8″ и всевозможными радостями у отдельных моделей для музыканта-традиционалиста – от пружинного ревербератора до четырёх каналов (Clean, Overdrive 1, Overdrive 2 и Crunch). Верный выбор усилителя для домашних занятий и экспериментов в звукозаписи делать вам, и этот выбор у молодого музыканта есть.
___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉
Источник