Установка пьезозвукоснимателя для акустической гитары

Содержание
  1. Как подключить звукосниматель к гитаре?
  2. Зачем нужен гитарный звукосниматель
  3. Принцип действия
  4. Типы звукоснимателей
  5. Как подключить и настроить звукосниматель
  6. Для акустической гитары
  7. Для электрогитары
  8. Для баса
  9. Для классики
  10. Проверяем правильность установки звукоснимателя
  11. Гитарная мастерская — ремонт струнных инструментов.
  12. понедельник, 25 января 2016 г.
  13. Как сделать акустическую гитару электро-акустической
  14. Пьезозвукосниматели для акустических гитар
  15. Магнитоэлектрические звукосниматели
  16. Принципы работы
  17. Отличие пьезодатчиков от других звукоснимателей
  18. Типы звукоснимателей для акустических гитар
  19. Магнитоэлектрические звукосниматели
  20. Пьезозвукосниматели
  21. Микрофон для акустической гитары
  22. Виды пьезодатчиков
  23. В виде таблеток
  24. В виде узких палочек
  25. Обзор современных пьезодатчиков
  26. Установка звукоснимателя на акустическую гитару и его настройка

Как подключить звукосниматель к гитаре?

Звукосниматели необходимы для любого профессионального гитариста, желающего выступать, участвовать в группах и экспериментировать с возможностями гитарного звука. При этом большинство акустических гитар в своем стоковом состоянии лишены их, а электрогитары далеко не всегда могут похвастаться устройствами достойного качества.

Зачем нужен гитарный звукосниматель

Звукосниматели для акустики необходимы для улавливания колебания гитарных струн и передачи сигнала на внешнее устройство. Иными словами, они позволяют вашему акустическому или электроинструменту звучать громко, разнообразно и интересно. Для электрогитары, не имеющих пустой резонирующей деки данное устройство просто необходимо для того, чтобы извлекать полноценный звук. Для вестерн-гитар, это решение, обеспечивающее возможность изменения звука, использования различных эффектов и выступлений на большой публике.

Сложно перечислить все возможности приборов, однако они позволяют музыканту значительно расширить арсенал своих возможностей. Многие музыканты не знают, как подключить к гитаре звукосниматель, и при возникновении такой необходимости обращаются к мастерам. Доверить работу специалисту – это решение, но самостоятельная установка не является настолько сложным процессом, чтобы вы не могли сами освоить его.

Принцип действия

Для начала необходимо разобраться, как работает звукосниматель и что потребуется от вас в дальнейшем, при работе с ним.

Это довольно сложное и компактное устройство, состоящее из специальных металлических катушек и магнитов, расположенных под струнами. Данные магниты создают постоянное магнитное поле, в котором происходят колебания струны в процессе игры. Такие колебания улавливаются магнитом и передаются на катушки, в которых образуется электрический ток, передающийся в качестве сигнала по кабелю на преобразователь (преамп). В комбо-усилителе сигнал трансформируется в звуковую волну и транслируется с помощью динамика. Здесь же сигнал может быть изменен с помощью разных встроенных пресетов и регуляторов.

В связи с этим, очень важно правильно подключать и размещать приборы, таким образом, чтобы струны точно попадали в предназначенные для них магнитные поля. Приспособления могут иметь различный уровень компрессии, сигнала и амплитудно-частотные характеристики, из-за которых звук, получаемый с помощью конкретного оборудования, будет отличаться.

Типы звукоснимателей

Разумеется, перед тем как установить на гитару звукосниматель, необходимо найти и подобрать подходящую модель, идеально соответствующую вашим представлениям о правильном звуке. Разные модели обладают множеством характеристик и параметров, а разные производители постоянно экспериментируют с новыми сплавами и техническими решениями.

В основном, приборы подразделяются на две основные категории:

· Синглы – модели с одной катушкой, которые характеризуются наличием нескольких магнитов, по количеству струн на инструменте.

· Хамбакеры – они имеют две катушки с противоположной намоткой, и как правило имеют общий рельсовый магнит. Такие устройства лучше очищают входящий звук от посторонних шумов и различных помех, но при этом имеют и совершенно иное звучание.

На первый взгляд может показаться, что хамбакеры являются следующим витком эволюции музоборудования, и благодаря ним от синглов можно и вовсе оказаться. Однако на деле все не так просто. Любой музыкант хочет получить максимально разнообразнее и качественное звучание, и часто добиться его удается только путем сочетания сразу нескольких различных датчиков. При этом качество определяется не типом, а материалами изготовления и рядом других особенностей, которые производители обычно держат в тайне.

Важно понимать, что идеальных приспособлений не существует. Каждое изделие имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Какие-то больше подходят для чистого звука, какие-то идеально звучат с перегрузом.

Как подключить и настроить звукосниматель

Для решения вопроса о том, как подключить к гитаре звукосниматель, понадобиться паяльник, канифоль и припой, так как провода нужно будет соединить в корпусе с периферией, к которой относится переключатель датчиков, переключатели громкости и тона и выход на кабель.

Для акустической гитары

Электрогитарные приборы не подойдут для акустики, так что тут нужно искать специализированный вариант. Есть два основных пути – стандартные магнитоэлектрические датчики или пьезо.

Первые похожи на свои электрогитарные прообразы и также бывают синглами и хамбакерами. Вам даже не особенно придется изучать вопрос о том, как поставить на гитару звукосниматель. Для этого их просто прикручивают к корпусу в районе резонаторного отверстия, таким образом, чтобы от них до струн оставалось небольшое расстояние. Далее провода тянут к нижней части деки, где врезают вход для кабеля, к которому подсоединяется само устройство. В произвольном, удобном для владельца месте, также можно разместить регуляторы громкости и кнопку включения.

Пьезо проще, так как они накладываются на деку сверху, неподалеку от резонаторного отверстия и улавливают вибрации, трансформируя их в звуковой сигнал. Тем не менее, такой вариант не так хорошо улавливает звук, и если для вас это является критичным параметром, то стоит обратить свой взгляд к стандартным моделям.

Для электрогитары

Ответить на вопрос о том, как подключить к гитаре звукосниматель, можно только взглянув на конкретный инструмент и выбранный датчик. Тем не менее, в случае с электрогитарами это проще и удобнее всего. На инструменте уже есть место под датчик, а внутри корпуса, с обратной стороны, располагается отсек, в котором подключается вся электроника.

Если вы купили электрогитару с датчиками, сначала нужно убрать старые. Вы как раз можете рассмотреть, как они были установлены и запомнить схему подключения, для того чтобы точно также припаять свои новые, более качественные и дорогие приборы.

При должном подходе сам процесс замены потребует очень немного времени, и даже без соответствующего опыта, вы обязательно справитесь, руководствуясь обучающими видео.

Для баса

Для того чтобы ответить, как установить на бас-гитару звукосниматели, следует для начала разобраться с их особенностями. Если устройства безрамочные, то к корпусу они крепятся простыми тонкими шурупами, и под них в таком случае очень важно подложить резину или поролон для амортизации. Впрочем, также существуют изделия на болтах, установка которых в целом сложнее, но и надежнее. Что же касается припайки и подключения, то здесь все делается по аналогии с электрогитарой и даже проще, с учетом того, что для бас гитары очень часто устанавливают только один прибор и от того электронная схема здесь оказывается несколько проще.

Для классики

Классические инструменты не слишком часто оснащаются датчиками, так как нейлоновые струны не работают в комплекте с обычными, стандартными устройствами, ведь только металл фиксируется магнитным полем. По этой причине для классики подходит либо пьезо датчик, либо же фиксированный микрофон.

Обычно пьезо приборы довольно просты в плане установки и обладают простой, понятной конструкцией. Тут самое главное подобрать тот вариант для классической гитары, который хорошо подходит под ваш музыкальный вкус и доступный бюджет, ведь здесь есть действительно недешевые и качественные варианты.

Проверяем правильность установки звукоснимателя

Важно не только узнать, как установить на гитару звукосниматель, но и понимать, как проверить качественную работоспособность готового, уже установленного комплекта. Для этого нужно отталкиваться от особенностей конкретной модели. Самым первым, и очевидным тестом будет подключение гитары с помощью кабеля к комбоусилителю, для проверки звучания и громкости. Высоту магнитов можно менять, но обычно это требуется делать только по отношению к первой и шестой струнам, а в ряде случаев такая тонкая подстройка вообще не нужна.

Каждый прибор важно проверить как в отдельности, так и совместно с другими, если подразумевается параллельное подключение – все должно звучать гармонично, одинаково громко и без серьезных помех. Разумеется, также нельзя допускать хаоса внутри корпуса гитары, все соединения проводов должны быть тщательно заизолированы и уложены таким образом, чтобы дальнейший ремонт или замену можно было выполнить максимально просто и быстро.

Источник

Гитарная мастерская — ремонт струнных инструментов.

Мы ремонтируем и настраиваем акустические и электрогитары, а так же и бас-гитары, контрабасы, домры, виолончели, балалайки и, конечно же, модные нынче укулеле.

понедельник, 25 января 2016 г.

Как сделать акустическую гитару электро-акустической

В данном примере рассмотрим звукосниматель, предназначенный для установки под нижний порожек. Пьезо-звукоснимателей такого типа бывает два – для классической гитары и для акустической. Они немного различаются размерами.

Сигнал, выходящий из пьезо-звукоснимателя, довольно слабый и нуждается в дополнительном усилении. Для этого прямо в корпус гитары монтируется усиливающее устройство, питающееся от гальванического элемента.

Собственно, эти два элемента — звукосниматель и преамп — нам и нужно установить на нашу гитару. Начнём с установки пред-усилителя на боковую сторону гитары. Изгиб панели нашего преампа должен максимально совпасть с изгибом обечайки – таким образом выбираем место его расположения. Вырезаем из бумаги макет панели пред-усилителя и фиксируем его на обечайке, точно измерив все расстояния сверху и снизу – чтобы не было перекоса панели.

Чтобы не вырезать макет – можно просто наметить место выреза малярным скотчем . Максимально точно переносим внутренние габариты пред-усилителя на скотч. Переносим с помощью шила разметку на поверхность обечайки. По краям снова клеим скотч — для сохранности лака вдоль выреза, и как ориентир для вырезания. Вырезаем отверстие в обечайке. (Понадобится Dremel с соответствующей насадкой или острый нож).

Делаем ещё одно отверстие в обечайке – для крепления разъёма под «Джек».

Для установки самого пьезо-датчика нужно просверлить отверстие в выемке струнодержателя, со стороны шестой струны.

отверстие для звукоснимателя в бридже гитары

Устанавливаемые в данном примере пьезо-звукосниматели имеют собственную высоту – около 2 мм. Поэтому, если гитара была правильно отстроена, на эту же величину нужно уменьшить высоту нижнего порожка.

пьезозвукосниматель под нижним порожком

Монтируем все элементы. Если крепление пред-усилителя осуществляется простыми шурупами, в отверстия под шурупы капаем клей, после чего вкручиваем сами шурупы. Два провода крепим внутри корпуса крепёжным зажимом на скотче. Место крепления предварительно хорошо протираем от пыли.

крепление коммутации в корпусе гитары

Теперь наша гитара приобрела статус электро-акустической.

Источник

Пьезозвукосниматели для акустических гитар

Магнитоэлектрические звукосниматели

  • Сингл (Single), то есть одинарный датчик – яркий и четкий тон, но при этом меньшая мощность и меньшее шумоподавление (небольшой фон).

  • Хамбакер (Humbacker), то есть спаренный датчик – более мощный и насыщенный звук с отличным шумодавлением (почти без фона), но при этом более высокая цена по сравнению с синглом.

Принципы работы

Сердце устройства — пьезокристалл. Окружен проводниками, преобразующими сигнал не только из вибрации струн, но и из резонирования корпуса инструмента. Устройство имеет один характерный параметр — емкость. Электрическая схема — напряжение с емкостью, которая имеет последовательность, причем ее величина составляет всего 100-500 пикофарад. Пьезодатчик используют с другой электроникой, например, с эквалайзером.

Устройство является электромеханическим. За счет малой емкости и отсутствия индуктивности, он не образует фонов и шумов.

На заметку! Пьезокристалл имеет свойство генерировать напряжение, если к нему приложить механические силы.

Основное преимущество устройства — способен снимать звук колебания по двум пространственным направлениям, а также вибрации корпуса из дерева, чем не могут похвастаться синглы и хамбакеры. Пьезодатчики используются для акустических гитар, так как принцип их работы похож на работу микрофона. Способны взаимодействовать с любым видом струн: металлическими или нейлоновыми.

Отличие пьезодатчиков от других звукоснимателей

По техническим характеристикам и принципу работы пьезодатчики отличаются от других звукоснимателей. Несмотря на то что синглы и хамбакеры наиболее актуальны у гитаристов, они имеют ряд недостатков при сравнении. Популярными они стали из-за того, что являются частью электрического инструмента.

  1. Звукоснимателя для электрогитар представляют собой магнитные устройства с обмоткой. Они реагируют только на колебания струн, тогда как съемные датчики для акустики взаимодействуют еще и с корпусом.
  2. Обычные звукосниматели взаимодействуют только со струнами из ферромагнитных материалов (металлические с обмоткой из никеля или стали). Пьезо-элементы «видят» любой тип струн.

Основное преимущество «таблеток» и «палочек» состоит в том, что они легко снимаются и устанавливаются. При идеальном музыкальном слухе можно установить устройство в нужном месте для качественного звучания инструмента.

Типы звукоснимателей для акустических гитар

Стоит сразу оговориться, что мы будем говорить, скорее, не столько о видах звукоснимателей, сколько о видах подзвучки акустического инструмента. Итак, «снять» звук с акустической гитары можно с помощью:

  • Магнитоэлектрического датчика;
  • Пьезоэлектрического датчика;
  • Специального микрофона.

А теперь подробнее поговорим о каждом типе устройств.

Магнитоэлектрические звукосниматели

В целом такие датчики работают по идентичному электрогитарным звукоснимателям принципу, имеют практически такое же техническое строение. Их отличие состоит только в частотном диапазоне, который у двух инструментов совершенно очевидно отличается.

Установка магнитоэлектрического датчика обычно очень проста: его крепят к верхней деке в резонаторном отверстии, то есть примерно там же, где расположены и электрогитарные датчики.

Главное, что следует помнить новичкам-владельцам акустических гитар: к сожалению, электрогитарный датчик для установки на ваш инструмент совершенно не подойдет. Нет, конечно же, какую-то долю колебаний струн он «снимет», но это будет далеко не то богатое, объемное и мощное акустическое звучание, которого мы хотим добиться.

Вторая важная «напоминалочка» — магнитоэлектрика работает только со струнами из различных металлов, то есть ее нет смысла устанавливать на классическую гитару.

Теперь о конструкционных особенностях: как и в случае с электрогитарами, магнитоэлектрические датчики для акустических гитар могут иметь тип Сингл или Хамбакер. И, опять же, здесь работают те же особенности в звучании: сингловый датчик обеспечивает более звонкий и яркий тон при меньшей мощности сигнала и обладает худшим шумоподавлением, а хамбакер дает более грубый и мощный звук с более сильным «выхлопом» и почти полным отсутствием постороннего шума.

Что касается выбора производителей и стоимости, то здесь признанными флагманами считаются известнейшие любому музыканту производители EMG, Seymour Duncan, DiMarzio, а также американская компания Fishman. Стоимость недорогих моделей для любителей начинается от 15-20$ и может достигать до 150$ за качественную активную электронику.

Плюсы у магнитоэлектроники заключаются в сведении к нулю вероятности «заводки» из-за фидбэка. Главный минус – тональный окрас звучания, который достаточно далек от настоящего, живого звучания акустики. Именно по этой причине музыкальные инженеры разработали другой вид датчиков – пьезоэлектрические.

Пьезозвукосниматели

Название этих датчиков происходит от пьезоэлектрического эффекта, который лежит в основе их работы. Пьезоэлектрические звукосниматели преобразуют колебания струны в электросигнал, благодаря встроенному пьезокристаллу: деформируясь, он поляризуется, и тогда в цепи начинает течь электрический ток.
В 70-е годы предыдущего столетия инженеры смогли достичь оптимальной чувствительности пьезоэлектрических звукоснимателей при передаче максимального частотного диапазона. Прорыв заключался в том, что пьезоэлектрические датчики обеспечивают более натуральный и живой акустический звук, подкрепляемый еще и чувствительностью датчика к колебаниям гитарной деки.

Принцип их работы заключается в преобразовании в электросигнал колебаний струны с помощью встроенного в звукосниматель пьезокристалла. По схожей схеме работают некоторые сигнализации: кристалл реагирует на деформацию, например, при нанесении механических повреждений стеклам магазина.

Главный плюс пьезоэлектроники: это более натуральный и живой акустический звук, который дополняется еще и чувствительностью датчика к колебаниям гитарной деки. Таким образом, пьезозвукосниматели обеспечивают более объемное и глубокое звучание.

На сегодняшний день распространены врезные пьезозвукосниматели, а также накладные звукосниматели-«таблетки». Первые обеспечивают более качественное звучание, устанавливаются стационарно и имеют более высокую стоимость. Монтаж осуществляется под нижний порожек, поэтому такая электроника практически не видна зрителю.

Врезные пьезозвукосниматели («стержень»), которые устанавливаются стационарно, стоят дороже, но обеспечивают более качественное звучание. Устанавливаются такие звукосниматели под нижний порожек и почти не заметны для слушателей. Часто одновременно в корпус акустической гитары устанавливают темброблок или эквалайзер, но лучше доверить это специалистам.

Установку накладного стационарного датчика лучше доверять гитарным мастерам, стоимость самой электроники варьируется в пределах 30-40…200 долларов – так дорого стоят топовые профессиональные модели со встроенным предусилением и эквалайзером.

Накладные звукосниматели («таблетки») имеют меньшую стоимость, легко снимаются и устанавливаются с помощью липучки к внутренней или наружной стороне корпуса, могут иметь встроенные предусилитель и эквалайзер. Несмотря на ,казалось бы, легкость установки, необходимо найти такое положение на гитарной деке, которое обеспечит максимально мощный и натуральный звук на выходе.

Бренды, выпускающие наиболее качественную пьезоэлектронику, те же, что и в случае с магнитоэлектроникой. Что касается оптимального сочетания цена-качество, советуем обратить внимание на недорогую продукцию от Cherub, Belcat, Oyster.

Достоинства пьезоэлектрических звукоснимателей:

  • возможность их установки на гитары с металлическими и нейлоновыми струнами;
  • обеспечивают более объемное и глубокое звучание

Недостаток у пьезоэлектрических звукоснимателей только один – цена, но и она оправдана более качественным звуком

Микрофон для акустической гитары

Есть и такие музыканты, которые предпочитают использовать для подзвучки акустической гитары именно микрофоны, а не звукосниматели. Конечно, это должны быть специализированные микрофоны, способные наиболее реалистично передать звучание гитары и при этом иметь минимальную восприимчивость к обратной связи.
Многообразие микрофонов, подходящих для подзвучки гитары, можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние микрофоны называются так, потому что крепятся снаружи гитары, они обеспечивают более чистое звучание, чем внутренние, но очень подвержены резонансам и искажениям звука при игре на третьей и пятой струнах, а также более восприимчивы к обратной связи.

Внутренние микрофоны, как вы понимаете, располагаются внутри корпуса гитары, менее подвержены обратной связи, обеспечивают менее равномерное звучание, что связано с многократным отражением звуковых волн. Поэтому такие микрофоны редко используют отдельно, чаще в дополнение к основной подзвучке, чтобы добавить объема звуку.

Преимущество использования микрофонов вместо звукоснимателей только одно – они лучше передают звук гитары, но и это при наличии хорошего оборудования и опытного звукоинженера.
Недостатки использования микрофонов: обратная связь, шумы, помехи, да и цена выше, чем у звукоснимателей.
Заключение
Пьезоэлектрические звукосниматели представляют собой золотую середину в мире устройств для подзвучивания акустических гитар. Не зря они самые популярные среди звукоснимателей, так как передают натуральное звучание гитары, усиливая его. Звукосниматели накладные — более простой вариант, который подойдет новичкам, в отличие от врезных, которые, несомненно, являются лучшим выбором для передачи богатого звучания инструмента, хотя и дорогим.


Микрофон может доставить неприятности в виде обратной связи и посторонних шумов. Идеально совмещение внутреннего микрофона, пьезоэлектрического звукоснимателя и профессионального звукорежиссера.

Таким образом, чтобы усилить звучание акустической гитары, вы можете использовать звукосниматель либо микрофон, которые будут улавливать ноты и передавать их в усилительную аппаратуру. Выбор за вами.

Виды пьезодатчиков

По своему строению пьезоэлектрические устройства достаточно просты. Сущность преобразования в электрический сигнал у них сложнее, чем у магнитных звукоснимателей.

В виде таблеток

Самые популярные звукосниматели — это датчики в виде таблетки. Также они напоминают присоску. Широкое распространение получили за счет относительно небольшой цены и легкости размещения на инструменте. Их устанавливают как внутри, так и снаружи на липучки. По большей части пластинки регистрируют вибрацию корпуса. Чтобы добиться звучания, придется пробовать менять месторасположение устройства по всему корпусу гитары.

В виде узких палочек

Электрозвукосниматели, изготовленные в форме палочки, не слишком дешевые. Но это компенсируется их качественным звучанием, так как датчик полностью снимает вибрацию струн. Место их установки — под нижний порожек. Установить новичку такой элемент непросто, поэтому следует обратиться за помощью к профессиональному музыканту.

Обзор современных пьезодатчиков

На рынке существует широкий ассортимент съемных электрических и контактных звукоснимателей. Разработчики совершенствуют элементы. Некоторые хотят добиться натурального мягкого звучания классической гитары, а другие стремятся привнести новый необычный звук.

Компания из Финляндии B-Band выпускает датчики, а также усилители к ним. Для акустических гитар они производят два вида звукоснимателей. UST выполнен в виде тонкой полоски, которая размещается в углублении около нижнего порожка. Устройство ATS устанавливается внутри корпуса при помощи липкой пленки. Реагирует на вибрации деки. Электродатчики имеют широкий звуковой диапазон и могут использовать с любыми струнами.

Компания L. R. Brass производит качественные звукосниматели, которые выражают все нюансы звучания инструмента. Можно сравнить со студийными профессиональными микрофонами. Модель iBeam подойдет для гитаристов, которые предпочитают исполнять соло-партии и джазовые композиции. LB6 умеет подавлять обратную связь. Подходят для громкой игры. Не меняют звук — изготовлены из тех же материалов, что и порожки гитары.

Компания Scheltler выпускает качественные модели звукоснимателей для многих инструментов. Датчики сочетаются с реверберацией и фейзером. Серия STAT идеальна для тех, у кого набита рука по игре джаза и рока.

Установка звукоснимателя на акустическую гитару и его настройка

Теперь рассмотрим, как установить пьезодатчик на акустическую гитару. Установка некоторых моделей не занимает много времени. Например, «таблетку» можно разместить на любом месте деки. Крепится она за счет клейкой основы.

Намного сложнее с линейными пьезоэффектами. Новичкам лучше обратиться к профессиональным гитаристам. Но также можно сделать это самостоятельно в домашних условиях. Как правило, в комплекте с пьезодатчиками идут: блок питания, гнездо для провода и фурнитура.

На заметку! Нельзя использовать другие клеящие компоненты — скотч или клей. Можно повредить корпус инструмента. Специальная пленка датчиков разработана для размещения ее на деке.

  1. Снимите задний порожек, просверлите отверстие для размещения там пьезокристалла.
  2. Разметьте место, где будет находиться термоблок. Сделайте для него отверстие и поместите туда блок.
  3. Просверлите третье отверстие для выхода провода. Оно должно располагаться там, где находится разъем для джека в электрогитарах. Установите припаянное гнездо для провода.

Внимание! Действуйте аккуратно и точно, чтобы не испортить корпус или гриф акустической гитары. Заранее разметьте все отверстия, длину провода рассчитайте, измерив линейкой.

  • Врезные звукосниматели лучше устанавливать в специализированном центре, если собираетесь сделать это впервые.

  • Для магнитоэлектрических звукоснимателей необходимо осуществить тонкую настройку, которая осуществляется с помощью настройки магнитных сердечников. Прибегая к помощи ключей, магнитные сердечники опускают и поднимают, регулируя расстояние между струнами и звукоснимателем. Нет необходимости при этом снимать струны. Под каждую струну сердечник настраивается отдельно. Однако, некоторые звукосниматели имеют скрытые сердечники, поэтому настроить их не получится.

С появлением новых технологий можно усовершенствовать любой акустический инструмент. Но прежде чем заняться установкой пьезодатчика на акустическую гитару, точно определите, что вам нужно и зачем: мягкий живой звук или электрический. Подзвученная классическая гитара не заменит электрогитару, так как датчики используются для озвучивания инструмента, а не для экспериментов со звуковыми эффектами.

Источник

Оцените статью