Установка порожка для гитары

Порожки классической гитары

Как и на «акустику», на классическую гитару тоже устанавливают порожки: верхний и нижний. Без этих элементов немыслима игра на инструменте с хорошим звучанием.

Подробнее о порожках

Верхний

Наименование дает понять, что данная деталь крепится на самом грифе в том месте, где начинает звук струны. Ширина верхнего порожка ровно такая, что и ширина грифа. Он обладает выемками для того, чтобы струны были надежно зафиксированы, оказывая влияние на настройку звука.

Чтобы классическая гитара была полностью отстроена, необходимо установить верхний порожек по высоте и пропилить углубления, если нужно. Его делают из пластика или кости. Первый вариант характерен для бюджетных инструментов. Кроме того, он поглощает вибрацию струн, по причине чего вы не получите такой длительный сустейн, как при использовании второго варианта.

Нижний

С его помощью задается точка отсечки и точный строй, а также происходит регулировка высот струн над грифом. Нижний порожек представляет собой деталь подставки. Он вставляется в специальное углубление.

Важно правильно отрегулировать высоту. Если она будет слишком маленькой, будут задеваться лады, и вы получите дребезжание, а если она будет слишком большой, возникнут сложности при взятии аккордов и болевые ощущения в кисти левой руки. Делают его из того же, что и верхний – пластмасса или кость.

Нижний порожек гитары

Как заменить

Для замены верхнего порожка на «классике» сделайте следующее:

  1. Демонтируйте струны или как можно больше расслабьте их, если их длина позволяет.
  2. Расположите гитару на ровной и плоской поверхности.
  3. Извлеките порожек из углубления.
  4. Вставьте туда новую деталь.
  5. Затем натяните третью и четвертую струну.
  6. В конце настройте гитару.

А чтобы заменить нижний элемент, все нужно делать то же самое, но он сам вставляется в другой паз. Если вы заметили, что высота детали слишком большая, сточите ее снизу напильником. Только здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не убрать лишнего.

Заключение

Поставить новые порожки на классическую гитару не составит труда. А при необходимости всегда есть возможность довести их до оптимального размера. Конечно, лучше выбирать костяной – он прослужит дольше и обеспечит хорошее звучание инструмента.

Источник

MasterGitar.com

Разберемся, как правильно изготовить и установить верхний и нижний порожки. Перед вами готовая гитара новый комплект струн и заготовки для нижнего и верхнего порожков. Осталось совсем немного, привести гитару в рабочее состояние и, если она сделана вами, наконец, узнать, как ваша гитара звучит.

Основные задачи, которые решают верхний и нижний порожки гитары:

Верхний порожек

  • Задаёт правильную высоту над первым ладом,
  • определяет точку отсечки струны, это очень важно для правильного строя,
  • расставляет струны на заданные равные расстояния, важно для эргономики гитары.

Нижний порожек

  • Задает высоту струн на гитаре, позволяет её регулировать,
  • определяет точку отсечки струны и в комплексе с компенсацией строя дает точный строй,
  • оказывает приличное влияние на звук гитары в зависимости от материала.

Заготовка верхнего порожка

Традиционным и очень хорошим материалом для изготовления порожков будет кость. Читаем статью, как приготовить кость и получить один из лучших материалов для порожков гитары, которые стоит на самых дорогих концертных инструментах.

Размеры верхнего порожка:

  • Длина – это ширина накладки плюс по 1мм с каждого края.
  • Толщина — около 6-7мм.
  • Высота – это толщина накладки плюс 2.5-3мм.

Как сделать заготовку. Сначала изготавливается параллелепипед с некоторым запасом по высоте, потом обрабатываются стороны, которое должны четко лечь на полочку перед накладкой.

Тут можно вспомнить, что эту полочку можно сделать в самой накладке, что позволит использовать не такие высокие кости. Т.е. накладка начинается со ступеньки, на которую ставится верхний порожек и уже после ступеньки линия нулевого лада. (На самом деле с учетом компенсации линия нулевого лада находится в воздухе за 1.0мм до начала основного тела накладки.)

После того как деталь подогнана вы можете определиться с окончательной высотой — это где-то на 2.5 -3 мм выше линии накладки. (высота лада + зазор между струной и ладом + глубина пропила для фиксации струны).

Заготовка нижнего порожка

Первоначальная заготовка — это также параллелепипед. Определитесь грубо с высотой косточки (далее будет речь о шаблоне) и отпилите соответствующий кусочек, обрежьте с запасом по длине. Теперь придайте детальке необходимую толщину. Косточка должна тесно входить в пропил, но не заклинивать в нем.

Очень важно, чтобы нижний порожек очень четко лег на дно пропила. Предлагаю таким образом обработать поверхность основания косточки. Изготовьте деревянный брусок, что-то вроде заготовки для подставки. Две смежные стороны сделайте четко под 90 градусов.

Теперь, если прижать пальцами заготовку нижнего порожка к меньшей стороне, то на притире можно придать основанию косточки прямой угол. Очень простой и очень точный метод.

Уместно вспомнить как сделать соответствующее ровное дно пропила в подставке.

Сделайте специальный надфиль для этого. Изготовьте как бы заготовку для косточки, только большей длины и высоты. На подготовленное основание приклейте с помощью двустороннего скотча наждачную бумагу с абразивностью 320 примерно. Обрежьте ножом излишки. Теперь этим надфилем легкими движениями в пропиле подготовьте поверхность под косточку.

Пропилы на верхнем порожке. Предварительный заход

Теперь нужно сделать пропилы под струны. Наша заготовка имеет запасы по длине, пока их не трогайте.

Расстояние между осями крайних струн для классики может быть от 42 до 45 мм. Нормальное расстояние для классики 43-44 мм. Также надо учитывать какая рабочая ширина вашей накладки, т.е. ширина с учетом фасок на ладах. Слишком близкое размещение струны к краю лада может приводить к неприятному эффекту срыва струны с накладки. Нормальное расстояние от струны до начала фаски лада 2-2.5 мм.

Почему-то есть мнение, что равным должно быть расстояние между струнами, а не их осями. Я его не разделяю. Пальцами мы зажимаем струны и не расстояния между ними.

Не делайте пропилы на всю глубину, окончательная доводка немного позже.

Предварительная высота нижнего порожка

Надо натянуть две струны. Помните, что для первой и потом второй обязательно завязывать узелок на конце, который заправляется в подставку. Нейлон может выскользнуть и очень сильно ударить по деке.

Установите пока только первую и шестую струны в подставку, слегка натяните, чтобы они не провисали.

Чтобы прикинуть необходимую высоту вместо нижнего порожка удобно всунуть специальный шаблон. Толщина шаблона такая, чтобы его свободно можно было двигать в пропиле, а высота на разных краях должна отображать возможную максимальную и минимальную высоты на косточке.

Подсуньте этот шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.0 мм. При этом прижмите струну на первом ладу – это важно, не забудьте, так как получите неверный результат. Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки.

То же самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.0-4.5 мм, а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо будет потом экспериментально, основываясь на натяжении вашего комплекта и манере игры. Размеры я указываю от верха лада до центра струны. Также учитываю, что при натяжении струны поднимутся на 0.5 мм.

Вставьте струны на свои места и отцентрируйте верхний порожек. Ориентируйтесь по краям ладов. Теперь можно его четко обрезать по длине.

Углубление пропилов в верхнем порожке

Делать это надо уже с нижним порожком необходимой высоты. Это важно! А также натяните струны достаточно сильно. Определяйте глубину экспериментально — зажиматься должно легко и открытая струна не должна звенеть по первому ладу.

Можно углублять пропилы прямо на грифе. Надо только ослабить струну, чтобы можно было её приподнять и сдвинуть.

Простой способ определиться, какой должна быть высота струны над первым ладом – это зажать её на первом ладу и посмотреть высоту над вторым. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть нежелательный эффект в районе 5-9 лада. Струна начнет звенеть по ладам. С другой стороны струна может уже лечь на лады и не звенеть. Но, если помните, у нас гриф слегка подпрогнут. Подробнее об эффекте данного звона.

В каких-то положениях может начать звенеть участок струны между верхним порожком и ладом, к которому она прижата. Т.е. струна звенит слева от вашей руки о какой-то из ладов. Этот участок струны может резонировать с какой-то нотой. Для баса следует учитывать этот эффект. Исправляется это поднятием верхнего порожка, чтобы струна перестала касаться. Если опускать порожек, то струна может лечь на лады и также перестанет звенеть, т.е. сделать высоту пропилов в верхнем порожке в той же самой плоскости, что и верхушки ладов, но, боюсь, что со временем может начать позвякивать на первом, а также ещё раз — у нас гриф подпрогнут.

Каким инструментом работать?

Самым лучшим будет овальный надфиль, на точильном камне можно его сделать совсем тонким. Найти такие надфили не так уж и просто, обычно они острые, а не овальные в узком месте. Если вы собираетесь постоянно заниматься этой работой, то есть смысл приобрести инструмент в интернет магазинах для гитарных мастеров, смотрим картинку ниже. С нейлоном проблем меньше, так как толщина не так разнится.

Можно использовать самодельные пилки, которые также можно утоньшить. Пилим обычной пилкой, не доводя глубину пропила до конца, а окончательно обрабатываем паз такой же пилкой, но со скругленными зубцами. Как раз на небольшую глубину такая скругленая пилка войдёт, фактически просто закруглив дно паза.

Струнам не обязательно утопать в пропилах верхнего порожка. Если вы ошиблись с высотами, то можно не переделывать, а только приклеить на суперклей тонкие полосочки кости к основанию.

Если вы слишком глубоко пропилите какой-нибудь пропил, то можно заполнить его костяной пылью и капнуть немножко суперклея. Кашица застынет, лучше подождите полчаса, и вам останется только не ошибиться второй раз. Суперклей суперклею — рознь, найдите хороший.

Окончательная доводка нижнего порожка

Осталось совсем немного, но это самая ответственная часть работы. Придайте окончательную форму нижнему порожку. Учитывайте, что вам надо сделать фаски в соответствии со статьёй о компенсации строя.

Также читайте статью о настройке гитары, про косточку и фаски в конце.

При окончательном выборе высот нижней косточки можно учесть, что ваш гриф прогнётся и поднимет высоту над 12-м ладом примерно на пол миллиметра.

Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Обратите внимание, что если ваша накладка имеет овальную форму, то и косточка должна повторять эту форму.

Вам остаётся настроить гитару и получить первые звуки.

Возможно, со временем нужно будет немного опустить нижнюю косточку или углубить пропилы, но не переусердствуйте, оставьте немного про запас, струна со временем может сама опуститься ниже.

Источник

Верхний порожек для гитары: как выбрать и правильно установить

Каждый элемент гитары необходим и выполняет определенную функцию, но одной из самых точек является верхний порожек. Он представляет собой участок, где резонируют струны. Следует правильно устанавливать его. В противном случае использовать инструмент нормально не получится.

Как устанавливать

Данная деталь регулирует расстояние между струнами, а также то, насколько они высоко находятся над грифом. Размер верхнего порожка зависит от ширины грифа, диаметра накладки и высоты ладов. Не существует универсального варианта для всех инструментов.

Для правильного прикрепления порожка необходимо полностью отстроить гитару. Как правило, за этим следует выравнивание ладов. Деталь в первую очередь вставляют, а потом глубоко пропиливают порожек. В конце производится тщательное доведение до необходимой высоты.

Из каких материалов делают

Кость

Обладает повышенной твердостью и винтажно выглядит. Позволяет гитаре звучать чисто и ярко. При обработке выделяет много пыли. Пропил такого порожка следует осуществлять с большой осторожностью, чтобы струны не могли застрять в углублениях.

Графит

Дает инструменту теплое звучание. Его легко обрабатывать. Используется для тремоло и грифов там, где струны не проходят ровно сквозь порожек.

Латунь

Превосходно сочетается с фурнитурой, имеющую позолоту. Обеспечивает хороший сустейн на басу и слайд-гитаре. Порождает яркий, звонкий звук. Обрабатывать его труднее, чем предыдущие варианты. Нагревается от трения.

Никель

Состоит из того же сырья, что и лады. Легко поддается полировке. Дает насыщенное звучание и длительный сустейн. Во время шлифовки нагревается.

Представляет собой материал на основе синтетики. Внешне напоминает кость. Его просто обрабатывать, при этом в продаже имеется множество заготовок. Звук ровный, теплый.

Кориан

Также синтетическое сырье. Нуждается в тонкой доводке. Можно приобрести в виде заготовок. Позволяет гитаре звучать чисто, без примесей. При обработке нужно разрезать медленно и равномерно.

Заключение

Даже недорогой инструмент можно отстроить так, чтобы он звучал не хуже дорогостоящей версии. Если вы не знаете, как это сделать, лучше обратиться к мастеру. Он выжмет из вашей гитары весь потенциал, чтобы игра доставляла удовольствие.

Конечно, можно самостоятельно установить верхний порожек. Только учитывайте, что при его доводке не нужно торопиться. Здесь важен каждый миллиметр. Если вы правильно отрегулируете расстояние между струнами и грифом, брать аккорды и ноты на любом участке грифа станет очень легко. В результате левая рука не будет испытывать напряжения.

Источник

Оцените статью