Установка струн для 12 струнной акустической гитары

Содержание
  1. Настройка 12-струнной гитары
  2. Как настроить 12-струнную гитару?
  3. Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка
  4. Необходимые инструменты
  5. Предварительный этап настройки гитары
  6. Исходные данные нашей «подопытной» гитары
  7. Подгонка нижнего порожка
  8. Разметка порожка
  9. Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой
  10. Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары
  11. И в завершение
  12. Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры
  13. Особенности настройки 12-струнной гитары
  14. Полезная информация перед настройкой
  15. Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной
  16. Алгоритм действий при настройке
  17. Техника игры
  18. Особенности и сложности перебора
  19. Метод боя
  20. Щипок на 12-струнной гитаре
  21. Игра медиатором
  22. Советы при обучении
  23. Упражнение «1-2-3-4»
  24. Упражнение «1-3-2-4»
  25. Упражнение «1-4-3-2»
  26. Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Настройка 12-струнной гитары

Здесь вы сможете научиться настраивать 12-струнную гитару через микрофон или по звукам.

Как настроить 12-струнную гитару?

У двенадцатиструнной гитары 6 основных струн и 6 дополнительных. Струны натягиваются попарно: основная + дополнительная, основная + дополнительная и так далее. При игре на 12 струнной гитаре зажимают сразу по 2 струны вместо одной, основную с дополнительной. 6 основных струн настраиваются точно так же, как и при настройке шестиструнной гитары, 1 и 2 дополнительные струны настраиваются как 1 и 2 основные, а 4 верхние дополнительные на октаву выше основных.

Ниже представлен стандартный строй 12-струнной гитары с нотами и звуками для настройки на слух. Чтобы настроить гитару через микрофон, нажмите «Разрешить» ↓ на тюнере, убедитесь, что микрофон подключен к компьютеру, и настраивайте гитару согласно строю, показанному под тюнером.

Стандартный строй 12-струнной гитары ♪ :

При настройке 12 струнной гитары будьте осторожны настраивая 3 дополнительную струну. Натяжение на ней самое высокое, нетрудно ее порвать. Рекомендуется настраивать ее в последнюю очередь, после всех остальных струн.

Источник

Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка

Среди читателей Гитаршколы, немалое количество гитаристов, которые в своем арсенале имеют двенадцатиструнную гитару. В связи с этим нам иногда поступают вопросы, как ее настроить. В сегодняшнем уроке как раз об этом и поговорим.

Настройка нижнего порожка двенадцатиструнной акустической гитары — задача не из легких. Она усложняется еще больше, когда дело доходит до винтажных двенадцатиструнок. Раньше о компенсированных нижних порожках для двенадцатиструнных акустических гитар не было и речи! Поэтому небольшие отклонения в строе таких гитар считались чем-то самим собой разумеющимся. Но те времена ушли. Музыка и музыкальные технологии вышли на новый уровень, и музыкантам и продюсерам не приходится больше мириться с тем, что та или иная струна не строит на том или ином ладу.

Настройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары с прямым нижним порожком предполагает подбор угла и точки начала вибрирующей части струны для каждой отдельной струны. Эта задача требует определенного навыка и терпения. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Для примера возьмем отличную гитару Martin D-12-20 1972 года. Однажды ее владелец решил отнести ее в мастерскую. На тот момент гитара была в очень хорошем состоянии, с тем лишь исключением, что она хронически не строила, а струны располагались слишком высоко над грифом. Часто старые двенадцатиструнки требуют замены грифа, а это довольно дорогое удовольствие. Но в данном случае угол грифа по отношению к корпусу был в порядке. К счастью для владельца гитары, проблема была значительно проще. Дело было в том, что на гитаре был установлен слишком высокий и к тому же кривой нижний порожек (см. Фото 1 ).

Нужно было, во-первых, отрегулировать высоту струн за счет изменения формы порожка, а во-вторых, настроить мензуру каждой струны. Было ясно, что если решить эти две задачи, гитара зазвучит значительно лучше и будет хорошо строить даже на высоких ладах.

Необходимые инструменты

Для работы с нижним порожком двенадцатиструнной гитары вам понадобятся следующие инструменты: измеритель высоты струн над грифом, измеритель радиуса и радиус-блок, соответствующий радиусу грифа. Также потребуется механический карандаш, каподастр, наждачная бумага (зернистость 80 и 400) и набор небольших плоских пилок.

Предварительный этап настройки гитары

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить гитару и произвести необходимые замеры. Они будут служить вам в качестве ориентиров. Лучше всего записать результаты замеров на бумажку, чтобы не забыть их.

Сначала установите каподастр на первый лад и измерьте высоту первой и одиннадцатой струн над двенадцатым ладом с помощью специального измерителя. (Будем считать, что наша гитара настроена по стандартной схеме.) Измерять нужно расстояние между высшей точкой двенадцатого лада и нижней границей струны.

Идем дальше. Каподастр все еще расположен на первом ладу. Зажмите одиннадцатую и двенадцатую струны на четырнадцатом ладу и измерьте самое большое расстояние между нижней границей одиннадцатой струны и порожком лада. Обычно оно приходится на середину грифа, примерно в районе седьмого-девятого ладов. Это место можно найти, прижимая одиннадцатую и двенадцатую струны то там, то там. При этом струны должны быть зажаты на четырнадцатом ладу.

Затем снимите каподастр и проверьте высоту струн над порожком первого лада.

Проверьте мензуру каждой струны при помощи тюнера. (На двенадцатиструнной гитаре это сделать несколько сложнее, чем на обычной шестиструнной, потому что вам придется подцеплять каждую струну отдельно.) Начните с первой струны. Сыграйте флажолет на двенадцатом ладу, проверив, чтобы он строил. После этого зажмите ту же ноту. Если зажатая нота ниже или выше соответствующего флажолета, запишите разницу в центах. Повторите то же самое для каждой струны.

Исходные данные нашей «подопытной» гитары

Вот результаты предварительных измерений для гитары D-12-20: расстояние от порожка двенадцатого лада до первой струны — 6/64″. Для одиннадцатой струны — 7/64. Слишком высоко. Самое большое расстояние от струны до грифа при зажатии струн на первом и четырнадцатом ладу — .012″. Это идеально подходит для стиля игры хозяина гитары. Высота первой струны над порожком первого лада составила 1/64″, одиннадцатой струны — 2/64″. И вновь хороший результат. Сделав все эти замеры, я понял, что мне нужно всего лишь уменьшить высоту нижнего порожка.

Я проверил мензуру струн, сравнив флажолеты с зажатыми нотами, и обнаружил, что большая часть зажатых нот звучала на 2-6 центов выше соответствующих флажолетов, а пары струн G и D были на 3 цента ниже флажолетов.

Теперь у меня были все данные для продолжения работы.

Подгонка нижнего порожка

Дальше нужно было проверить, соответствует ли радиус нижнего порожка радиусу грифа. Как я и думал, до соответствия было очень и очень далеко. Радиус грифа составлял 14″ (см. Фото 2 ), а радиус порожка — всего лишь 8″. Это значит, что изгиб порожка был значительно заметнее изгиба грифа, а в этом случае пары струн D и G располагаются выше других струн.

Я взял радиус-блок на 14″ и наждачную бумагу зернистостью 80 и подогнал радиус порожка к радиусу грифа. Вот как можно это сделать: расположите радиус-блок так, чтобы его прогиб был направлен вниз, и прикрепите на его поверхность наждачную бумагу. Переверните порожек и начинайте аккуратно спиливать лишнее, водя им по поверхности радиус-блока. Если вы расположите источник света позади порожка, вы легко увидите, сколько и в каком месте нужно удалить (см. Фото 3 ).

В нашем случае струны были расположены высоко, поэтому мне пришлось спилить примерно 1/32″ верхней части порожка на том месте, где расположены пары струн Е. В средней части порожка я удалил довольно много, чтобы сгладить его изгиб.

Завершив эту работу, вновь установите порожек на гитару и приготовьте механический карандаш.

Разметка порожка

Самое время нанести на порожек метки, чтобы определиться с точками соприкосновения со струнами и углами для каждой струны (см. Фото 4 ). Но перед тем, как начать разметку, поговорим о том, как струны должны располагаться на нижнем порожке. Мы начнем с точек соприкосновения, а затем займемся углами.

Хочу предупредить сразу: эту задачу не всегда получается решить с первого раза. Вы можете попробовать прикинуть, где должна располагаться каждая струна на порожке, но сделать это правильно с первой попытки довольно сложно.

Очень полезно мысленно разделить двенадцать струн на три группы:

  • • шесть струн E, A, D, G, B и E, которые есть и на обычной гитаре. Причем нижние четыре — это струны с обмоткой. Это все понятно.
  • • струны, настраиваемые на интервал в октаву (E, A, D, G) по отношению к струнам E, A, D и G.
  • • унисонные струны B и E. Последняя группа — струны без обмотки.

Для начала займемся первой группой — стандартными струнами. Как правило, лучше всего, когда струны Е (нижняя) и В отходят от порожка уже на заднем его краю (ближе к бочонкам, удерживающим струны). Что касается струны G, здесь крайней точкой соприкосновения должен быть передний край порожка (ближе к резонаторному отверстию).

Остаются струны Е (высокая), D и А. Высокая Е-струна обычно отходит от порожка примерно посередине между крайней точкой соприкосновения для струны В (на заднем краю порожка) и крайней точкой соприкосновения для струны G (на переднем краю порожка). Точку соприкосновения для струны D мы расположим ближе к точке для струны G, а для струны А — ближе к точке для низкой Е-струны.

Струны с интервалом в октаву — отдельная история. Октавные струны для нижней Е-струны и струны G отходят от порожка на переднем его краю. Октавные струны для струн А и D смещаются в направлении бочонков.

А вот унисонные струны В и Е располагаются на том же уровне, что и их пары.

Теперь к вопросу о том, как каждая струна переходит от отверстия к краю порожка. В случае данной конкретной гитары отверстия для шести стандартных струн смещены назад, в направлении заднего края бриджа. Отверстия для шести дополнительных струн (четыре октавных и две унисонных) расположены сразу за нижним порожком.

На заднем краю порожка нужно сделать своеобразные «рампы» для каждой струны, чтобы они не перетирались об острый угол. Это продлит срок службы струн и увеличит сустейн. Угол для основных струн должен быть более пологим, чем угол для дополнительных шести струн.

Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой

Здесь вы можете проявить все ваши творческие способности. Основываясь на показаниях только что нанесенной разметки, отрегулируйте крайнюю точку соприкосновения с порожком и угол для каждой струны (см. Фото 5 ) с помощью маленькой плоской пилки. Это нужно делать очень медленно и аккуратно. Передний край порожка (тот, что ближе к резонаторному отверстию) должен получиться четким.

Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары

Как я уже упоминал, процесс настройки мензуры для двенадцатиструнной гитары очень трудоемок. Завершив предыдущий этап, установите новые струны, настройте их и проверьте мензуру.

Цель — добиться того, чтобы высота ноты, зажатой на двенадцатом ладу, и высота флажолета, извлеченного на том же ладу, совпадали. Обязательно пользуйтесь тюнером при проверке. Если зажатая нота выше, сместите точку отхода струны от порожка немного назад. И наоборот — если зажатая нота ниже, сместите эту точку вперед, в направлении резонаторного отверстия. В итоге у вас должно получиться нечто наподобие того, что получилось у меня (см. Фото 6 ). Не отчаивайтесь, если вам придется ослаблять и снимать струны, подпиливать порожек, вновь натягивать струны, настраивать их и перепроверять мензуру пять, десять или даже сто раз. Это вполне нормально.

И в завершение

Как только вы победите мензуру, снимите струны последний раз, выньте порожек и отполируйте его наждачной бумагой зернистостью 400, а затем протрите мягкой тряпочкой. Установите струны и настройте их. Вы справились!

Этот процесс сложен и требует навыка и опыта, но ведь ради двенадцатиструнной гитары, строящей на всех ладах, стоит и попотеть! А вы как считаете?

А что делать, если струна на акустической гитаре не строит на 12 ладу?

Источник

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Полезная информация перед настройкой

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Алгоритм действий при настройке

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

Особенности и сложности перебора

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Метод боя

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на 12-струнной гитаре

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Упражнение «1-2-3-4»

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Упражнение «1-3-2-4»

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

Упражнение «1-4-3-2»

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Источник

Оцените статью