Устойчивые ноты до мажора

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Создаем мелодию. Часть 2

Ок, после скучной теории переходим к более практичным вещам.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тяготение между ступенями.
Вспомните из предыдущей статьи определения лада, которые я приводил из сети. В них были такие слова:

« Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий… »

Что это за устойчивые и неустойчивые звуки? Давайте разбираться! Вспомним схему натурального мажора:


Мы видим 7 ступеней лада. Дело в том, что они между собой не равнозначны – у них есть своя «иерархия». Ступени бывают:

Неустойчивые ступени всегда хотят «прийти» к устойчивым. Или, как говорят, разрешиться в устойчивые. На рисунке ниже я наглядно покажу, как это работает:


Как видим, устойчивых ступеней всего три: 1, 3 и 5 . Называются они тоника, медианта и доминанта . Причем, самая главная из них – 1-я, тоника. Хоть 3-я и 5-я ступени устойчивы, они все равно тяготеют к ней.

Неустойчивых ступеней четыре: 2, 4, 6 и 7 – верхняя вводная ступень, субдоминанта, субмедианта,
нижняя вводная ступень.

Взаимосвязаны они между собой следующим образом:

* 2 ступень тяготеет к 1-й и 3-й ступени
* 4 ступень наиболее тяготеет к 3-й ступени
* 6 ступень наиболее тяготеет к 5-й ступени
* 7-я ступень наиболее тяготеет к 1-й ступени

Тяготение бывает сильным и слабым. В принципе, все ступени разрешаются в любые более устойчивые, вне зависимости от того, какое между ними расстояние, но – чем меньше расстояние между ступенями, тем сильнее притяжение слабой к сильной. Таким образом, между 4 и 3 ступенью ионийского лада расстояние в 1 полутон, а между 4 и 5 – 2 полутона (1 тон). Значит, субдоминанта будет больше стремиться разрешиться в 3-ю ступень, чем в 5-ю.

Теперь – ближе к практике. Возьмем знакомую нам гамму «до-мажор»:


На изображении выше красными цифрами я пометил устойчивые ступени, а черными – неустойчивые. Получается, что на устойчивых ступенях в до-мажоре стоят ноты ДО, МИ и СОЛЬ. На неустойчивых – РЭ, ФА, ЛЯ и СИ.

Теперь прослушайте простую мелодию в до-мажоре:

m1.mp3
Я сыграл последовательно ноты от 5-й к 1-й ступени, таким образом завершив мелодию на тонике. А теперь послушайте, что будет, если я завершу мелодию на 2-й ступени:

m2.mp3
Тоже ничего, но возникает заметное желание прийти в тонику, вот так:

m3.mp3
Теперь-то звучит более убедительно. Хорошо, попробуем завершить мелодию на доминанте, 5-й ступени:

m4.mp3
Звучит более-менее, но что-то не то. Разрешим доминанту в тонику:

m5.mp3
Пожалуй, самый убедительный вариант.

Мелодию можно завершить, разрешив в тонику вводные ступени.

Вводные ступени – располагаются по соседству с тоникой (2-я и 7-я). А вот и пример мелодии с ними.

m6.mp3
Вообще, то, когда мы обыгрываем устойчивый звук, разрешая в него соседние неустойчивые, называется опеванием. Тут мы обыгрываем таким образом 5-ю ступень:

Итак, сочиняем мелодию
1. Вспоминаем первую статью о ритме, и придумываем какой-нибудь ритмический рисунок. Например, в последнем примере он был такой:


2. Берем любую гамму (в нашем случае – до мажор).

3. В рамках ритмического рисунка придумываем комбинацию нот в пределах гаммы, учитывая ее устойчивые, неустойчивые звуки и тяготение между ними. Стараемся закончить мелодию на тонике.

Потренируйтесь на музыкальном инструменте или в миди-редакторе, сочините с десяток мелодий

Эпилог
Теперь вы умеете сочинять мелодию )

В следующей статье я расскажу больше о ладах – о том, сколько эмоций находится в 7 нотах.

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Устойчивые ступени лада

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое.

Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.

Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.

Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).

Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.

Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.

Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.

Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.

Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.

Развитие слуха 103: Ладотональный слух

Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо

Источник

Оцените статью