- Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
- Строение гитары. Общая информация
- Схема строения гитары
- Корпус
- Нижняя дека
- Верхняя дека
- Вырез (катавей)
- Подставка (бридж)
- Канты
- Стреплок
- Обечайка
- Нижний порожек
- Розетка
- Резонаторное отверстие
- Колышки для крепления струн
- Накладка (гольпеадор)
- Накладка на гриф
- Ладовые порожки
- Голова грифа
- Накладка на голову грифа
- Гребень головы
- Колковая механика
- Валики колковой механики на классической гитаре
- Пятка
- Накладка на пятку
- Струны
- Верхний порожек
- Маркеры ладов
- Внутренняя часть
- Система пружин
- Анкерный стержень
- Гайка для регулировки анкера
- Предусилитель
- Звукосниматель
- Разъем типа «Джек»
- Инструменты
- Анкер гитары и его функция
- Типы анкеров
- Анкер и оптимальный прогиб грифа
- Анкер и анкерная гайка
- Регулировка анкера гитары
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.
Источник
Инструменты
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 18 января 2016 г. |
Перед тем, как научиться правильно регулировать анкер гитары, давайте расскажем о том, что же такое анкер.
Анкер гитары и его функция
А нкер или анкерный стержень – это металлический стержень толщиной 4-6 мм, проходящий внутри грифа гитары.
Он нужен для того, чтобы противодействовать неизбежному прогибу грифа под действием натянутых струн. Представьте себе лук с натянутой тетивой – примерно так же струны стремятся изогнуть гитарный гриф. А анкер внутри гитарного грифа действует как «противоструна», стремясь изогнуть гриф в противоположном направлении. Таким образом сила натяжения анкера должна уравновешивать силу натяжения струн.
Анкер в гитарах появился не сразу. В классических гитарах сила натяжения нейлоновых струн небольшая, да и гриф массивный и толстый, поэтому анкер там просто не нужен. Появился анкер только тогда, когда на гитары стали устанавливать металлические струны, а грифы стали современные, с тонким профилем. Таким образом, сегодня анкер в грифе вы можете увидеть практически на всех гитарах, кроме «классики».
Типы анкеров
А нкеры бывают разные. Бывают нерегулируемые, служащие просто для дополнительной жесткости грифа гитары. Но на подавляющем большинстве гитар анкеры регулируются. Для этого один конец анкера жестко фиксируется, а второй имеет анкерную гайку («пулю»), при помощи которой натяжение стержня можно менять.
Бывают и двойные анкеры. Их устанавливают на гитары с большим натяжением струн, например, на «двенадцатиструнки», на пяти- или шестиструнные бас-гитары.
Анкер и оптимальный прогиб грифа
М ногие начинающие гитаристы думают, что правильный прогиб гитарного грифа такой, когда прогиба, собственно, нет вообще, и гриф плоский как стол. Это не совсем так.
Дело в том, что струна колеблется не в одной плоскости, параллельной грифу, а во всех трех измерениях. Причем наибольшей амплитуде колебаний соответствует середина самой низкой открытой струны. Чтобы колеблющаяся струна не звенела об лады, необходимо, чтобы средняя часть грифа была с небольшим прогибом. Этот прогиб должен быть совсем небольшим, едва заметным при просмотре вдоль грифа – этого вполне хватит, чтобы устранить биение струн о ладовые перегородки.
Прогиб грифа будет изменяться, если вы поставите струны другой толщины. Поэтому регулировать анкер грифа придется вновь. Кроме того, прогиб может меняться из-за внешних условий – смены температуры и влажности.
Анкер и анкерная гайка
А нкерная гайка может находиться на грифе как со стороны корпуса, так и со стороны головки грифа – это зависит от конструкции гитары.
На некоторых инструментах доступ к анкеру расположен либо со стороны головки грифа, либо со стороны корпуса. В последнем случае для настройки анкера гриф надо отсоединять от корпуса. Это крайне неудобно, но другого выхода нет.
Но на подавляющем большинстве гитар доступ к регулируемому анкеру находится на головке грифа гитары под пластиковой крышкой – это самый распространенный вариант.
В акустических гитарах анкер чаще всего находится на грифе со стороны корпуса – гайку можно увидеть, если заглянуть под верхнюю деку.
Регулировка анкера гитары
О чень важно правильно отрегулировать анкер гитары, так как это сильно влияет на удобство игры и чистоту звучания нот. Настраивается анкер быстро и несложно:
Проверяем изгиб гитарного грифа. Прижмите одной рукой (или каподастром) шестую струну на 1-м ладу, а второй рукой – на том ладу, который находится над местом крепления грифа к корпусу. На разных моделях гитар этот лад будет разным, в диапазоне от 14-го до 17-го. Измерьте расстояние между ладовым порожком, находящимся в центре прижатой струны (обычно это 6-й или 7-й лад), и самой струной. Расстояние должно находиться в пределах 0,2-0,4 мм (для гитары) или 0,3-0,6 мм (для бас-гитары). Грубо говоря, под струной должна пролезать только визитная карточка.
Если расстояние больше указанного, то анкерную гайку надо затянуть, вращая ее по часовой стрелке. Если расстояние меньше указанного (возможно, струна вообще прижата к ладовому порожку), то гайку надо ослабить, вращая ее против часовой стрелки.
Анкерная гайка вращается при помощи специального ключа. Этот ключ почти всегда прилагается к инструменту при продаже. Иногда анкер можно настраивать при помощи обычной отвертки.
Если анкерная гайка затянута до упора, а расстояние между порожком и струной все еще большое, то скорее всего на стержне кончилась резьба. Необходимо вывернуть гайку и подложить под нее шайбу.
После регулировки анкера отложите гитару в сторону и через полчаса измерьте прогиб грифа еще раз. Возможно, он изменится из-за некоторой вязкости древесины. В таком случае, анкер гитары настройте еще раз.
Вот и всё! Регулировка анкера занимает не больше пяти минут.
Будьте осторожны при настройке анкера! При приложении большого усилия можно сорвать на нем резьбу, после чего анкерный стержень необходимо будет менять в условиях мастерской.
Также учтите, что регулировкой анкера меняется только степень прогиба грифа, а не высота струн над ним. Для изменения высоты струн используйте регулировку порожка.
Источник