Устройство гитары 6 струнной гитаре

Содержание
  1. Шестиструнная гитара: характерные особенности
  2. Шестиструнка
  3. Характерные особенности и виды
  4. Классическая
  5. Неклассического типа
  6. Электроакустическая
  7. Строение
  8. Акустические особенности
  9. Стандартный строй
  10. Настройка
  11. Использование тюнера
  12. Приложение на телефоне
  13. Метод пятого лада
  14. Игра на шестиструнном инструменте
  15. Части гитары и их названия
  16. Общее строение
  17. Голова грифа
  18. Корпус
  19. Назначение каждого элемента гитары
  20. Колковая механика
  21. Порожек
  22. Гитарные лады
  23. Накладка на гриф
  24. Ладовый порожек
  25. Обечайка
  26. Розетка
  27. Резонаторное отверстие
  28. Порожек (нижний)
  29. Подставка
  30. Нижняя кнопка (пуговица)
  31. Внутреннее устройство гитары
  32. О гитарных струнах
  33. Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
  34. Строение гитары. Общая информация
  35. Схема строения гитары
  36. Корпус
  37. Нижняя дека
  38. Верхняя дека
  39. Вырез (катавей)
  40. Подставка (бридж)
  41. Канты
  42. Стреплок
  43. Обечайка
  44. Нижний порожек
  45. Розетка
  46. Резонаторное отверстие
  47. Колышки для крепления струн
  48. Накладка (гольпеадор)
  49. Накладка на гриф
  50. Ладовые порожки
  51. Голова грифа
  52. Накладка на голову грифа
  53. Гребень головы
  54. Колковая механика
  55. Валики колковой механики на классической гитаре
  56. Пятка
  57. Накладка на пятку
  58. Струны
  59. Верхний порожек
  60. Маркеры ладов
  61. Внутренняя часть
  62. Система пружин
  63. Анкерный стержень
  64. Гайка для регулировки анкера
  65. Предусилитель
  66. Звукосниматель
  67. Разъем типа «Джек»

Шестиструнная гитара: характерные особенности

Шестиструнная гитара является самым известным и распространенным щипковым представителем. Именно на ней проводят обучение большинство музыкальных школ. Такую популярность данный вид получил из-за простоты игры, доступности. Ее можно найти в любом магазине музыкальных инструментов по невысокой цене.

Шестиструнка

Второе название – классическая. Широко используется в композициях соло, ансамбле, в качестве аккомпанирующего элемента. Славится изобилием художественных качеств, большим количеством тембров.

Характерные особенности и виды

К характерным особенностям шестиструнной гитары относятся:

  • усиление звука за счет деревянного корпуса;
  • использование нейлоновых, карбоновых или жильных струн;

Внимание! Не рекомендуется использовать металлические струны. Велика вероятность испортить изделие, сломав гриф.

  • широкий гриф, который упрощает «прижатие» ноты и игру в целом;
  • использование 12 ладов между головкой грифа и корпусом, вместо 14;
  • отсутствие дополнительных усилителей.

Благодаря перечисленным особенностям, игра на шестиструнной гитаре значительно проще, чем на других щипковых (семиструнных и т.п.).

Существует разделение шестиструнной группы на отдельные подвиды.

Классическая

К классике относится обычная акустическая шестиструнная гитара без каких-либо добавлений. Также существует шестиструнная гитара маленьких габаритов, называемая укулеле.

Неклассического типа

Отличается от классики формой корпуса. Рекомендовано ставить на них только металлические струны. Часто при игре на ней используют медиатор.

Электроакустическая

Может иметь как классическую форму, так и неклассическую. К корпусу прикреплен датчик с возможностью настраивать звук. Имеется функция подключения к колонке и прочим аудиосистемам. Отлично подходит для игры в группе, на концерте.

Часто встречаются бас гитары шестиструнного формата. Отличаются более низким звучанием, объемными размерами конструкции, удлиненным грифом.

Электрогитары настраиваются проще акустических. Это связано со встроенными в них микшерами.

Описаны только основные разновидности. Общее число типов значительно больше.

Строение

Строение шестиструнной гитары довольно простое. Конструкция состоит из:

  1. Передней и задней деки. Представляют собой соответствующие поверхности корпуса. В передней деке сделано отверстие – розетка. Она придает звучность.
  2. Обечайки. Полоса, которая соединяет переднюю и заднюю деку, придавая объем инструменту.
  3. Грифа. Прикрепляется к основной части в месте соединения обечаек. С лицевой стороны плоский, сзади немного выпуклой формы. На головке грифа находятся специальные крепления, при помощи которых можно настраивать звучность инструмента.
  4. Струн. В обычной модели используется 6 штук. Самый популярный вариант – сделанные из нейлона.

Указанные элементы являются основной частью любого из видов шестиструнки. Существуют дополнительные комплектующие, такие как датчики и микшеры для электроакустического инструмента, прочие аксессуары.

Акустические особенности

Акустическая особенность устройства – форма и строение деревянного корпуса. Корпус является резонатором звука, усиливая его акустику. Тембр музыки зависит от объема и формы корпуса.

Струны тоже придают особое звучание музыке. Их толщина отвечает за тембр. Каждый может подобрать себе гитару и настроить оригинальный тембр путем замены струн более или менее толстыми.

Стандартный строй

Гитарный строй – настраивание высоты издаваемого звука каждой, не зажатой пальцами струны. В шестиструнке используется так называемый испанский (классический) строй. Применяется повсеместно. Хорошо подходит для новичков, которые еще не научились самостоятельно настраивать инструмент.

В скобках указаны названия нот. Каждая нота обозначается латинской буквой. Получается, что стандартный вариант звукоряда для шестиструнной гитары выглядит следующим образом: E-B-G-D-A-E.

Внимание! Счет струн начинается с самой нижней (при условии нахождения инструмента в стандартном положении).

Строи бывают разные. Найти нужный можно путем перебора имеющихся.

Настройка

Настройка гитары представляет собой регулировку струн в нужное звучание путем натягивания либо ослабления. Существует несколько способов корректировки.

Использование тюнера

Самый надежный способ. Необходимо приобрести тюнер – специальное устройство для настройки. Приспособление прикрепляется к гитаре таким образом, чтобы оно могло уловить незажатый звук. Следующим шагом включается тюнер и дергается струна. Прикрепленное устройство покажет ее ноту. Если необходима другая нота, используется колок (фиксатор на головке грифа), при помощи которого накручивается или ослабляется настраиваемая струна, пока звук не станет соответствовать нужной ноте.

Приложение на телефоне

Для Android и iOS существуют специальные приложения для корректировки. Принцип действия такой же, как и у тюнера. Телефон подносится к струне, которая дергается. Приложение показывает ноту неприжатого звука.

В приложениях представлены схемы аккордов для отработки правильных движений, нужного звучания инструмента.

Метод пятого лада

Основывается на регулировке строя первой струны. Найдите запись ноты Ми, настройте первую ноту на слух. Найденная аудиозапись ноты должна звучать в унисон с настраиваемой струной. После этого зажмите вторую струну на пятом ладу, на пятой полоске грифа по направлению от верхней части, и дерните две первые (первую и зажатую вторую). Вторая струна настраивается, пока звук не будет в унисон с первой. Третья регулируется путем зажимания четвертого лада грифа с одновременным дерганьем второй струны. Должен получиться один звук. Пока этого не произойдет, придется продолжать настройку. Остальные, зажатые на пятом ладу, должны звучать в унисон с предыдущими.

Внимание! Описанный метод не рекомендован новичкам, у которых нет острого слуха и чувства ритма.

Таким людям лучше воспользоваться специальными устройствами для настройки гитары.

Игра на шестиструнном инструменте

Научиться игре на любительском уровне совсем несложно.

Достаточно знать некоторые правила:

  1. Важно правильно держать аксессуар. Он не должен съезжать с ног. Для этого понадобится сесть так, чтобы левая нога оказалась выше правой. Корпус плотно прижимается к левой ноге, что не дает инструменту сползти.
  2. Соблюдать правила игры руками. Правая рука находится в расслабленном состояние, а левая обхватывает гриф таким образом, чтобы большой палец был параллелен ладам.

Рекомендуется нарабатывать технику. Игра на произвольных нотах с плотно зажатой струной на разных ладах пальцами левой руки поможет быстрее привыкнуть правильно играть, а также отработать технику до автоматизма.

Внимание! Не рекомендуется сильно прижимать струны пальцами левой руки. Пальцы могут быстро устать.

После наработки техники можно пробовать сыграть свои первые песни. Для этого понадобится знание аккордов, которые можно найти в приложении для гитаристов или в интернете.

Источник

Части гитары и их названия

Составные части гитары начинают изучать еще на первых уроках. Эта информация нужна для того, чтобы новичок понимал принцип работы, умел ее правильно настроить. Несмотря на то что внешне инструмент выглядит просто, чтобы разобраться в его устройстве потребуется время.

Общее строение

Гриф, головка грифа, корпус составляют основу инструмента. Каждая из частей выполняет важную функцию, без которой играть было бы невозможно.

Грифы струнных инструментов изготавливают из древесных брусьев, которым придают нужную форму. Различают ладовые (лютня, гитара, балалайка), а также безладовые (скрипка, виолончель) грифы. В конструкции выделяются три части: головка, чтобы натягивать струны; лады, чтобы разделять звучащие ноты; пятка, чтобы крепить к корпусу.

При изготовлении используется два типа распила дерева:

  1. Радиальный – бруски выпиливают через сердцевину ствола, чем объясняется их однородность по структуре и цвету. Их отличает высокая износостойкость, а также устойчивость ко внешним воздействиям или деформации.
  2. Тангенциальный – при распиле не затрагивают сердцевину, поэтому получается волнистый рисунок, образованный годовыми кольцами. Такие грифы стоят дешевле, но они подвержены усушке, а также их чаще приходится подстраивать.

Есть несколько способов крепления пятки грифов к корпусу. Они могут крепиться на болты, вклеиваться при помощи эпоксидной смолы в специально вытесанную выемку или полностью вклеиваться в корпус гитары, т.е. проходить сквозь него.

Голова грифа

Головка грифа – это место, расположенное выше его верхнего порожка. Часто украшена резьбой, является продолжением грифа, которое немного расширяясь, отклоняется назад. Есть два продольных отверстия с валиками для накручивания струн. У головки нет определенной формы – все зависит от мастера, который ее делал.

Гриф и головку изготавливают из одной заготовки, которую распиливают под углом. Часть будущей головки переворачивают, а затем приклеивают с противоположной стороны от места спила. Таким образом, в середине головки остается шов, но его обычно прикрывает накладка.

Корпус

Корпус строится из трех элементов: верхней деки, нижней, обечайки. От формы и размеров зависит звучание. Чем объемнее корпус, тем громче звук. Характеристики зависят от профессионализма гитарного мастера, подобранных материалов, правильной обточки пружин.

Другие параметры корпуса тоже важны. Чем уже отверстие в нем, тем больше отражается низкочастотных звуков. Узкая талия способствует более высокому звучанию инструмента. Сбалансированность звука зависит от того, насколько нижняя часть симметрична верхней.

Назначение каждого элемента гитары

Для лучшего понимания внешнего устройства необходимо знать, как называются другие части гитары, какую функцию они выполняют

Справка! Чтобы перейти к настройке гитары, необходимо разбираться в названии, назначении каждого ее элемента.

Колковая механика

Служит для крепления струн, настройки инструмента. Бывает для металлических и нейлоновых струн. Различают колки для каждой струны или на единой планке, которые прикручиваются с каждой стороны.

Порожек

Верхний элемент, расположенный на грифе, служит опорой для струн. При изготовлении используют плотную древесину, кость или синтетические материалы.

Гитарные лады

Металлические профили, изготовленные из нейзильбера, латуни, стали. Служат для изменения тональности струн.

Накладка на гриф

Деталь, в которую вставляются лады. Подвержена риску протирания, поэтому используют прочный материал.

Ладовый порожек

Представляет собой верхнюю и нижнюю деталь, обеспечивающую необходимую высоту струн над грифом.

Обечайка

Боковая поверхность гитарного корпуса. Нередко ее материал соответствует материалу нижней деки.

Розетка

Орнамент вокруг резонаторного отверстия, составленный из разной древесины.

Резонаторное отверстие

Элемент, которым инструмент резонирует. Через него из корпуса гитары выходят звуковые колебания.

Делится на две акустически важные части. Роль верхней деки более значима, так как тембр и качество звука в основном зависят от нее.

Порожек (нижний)

Подкладка, предназначенная для струнной регулировки. Влияет на звуковые параметры. Изготавливают из кости или пластика.

Подставка

Придает жесткости конструкции, оказывает натянутым струнам сопротивление. Материалы: палисандр, черное дерево.

Нижняя кнопка (пуговица)

Металлическое приспособление для крепления ремня.

Внутреннее устройство гитары

Знать внутренние части гитары и их названия тоже важно, так как они выполняют сразу две функции – укрепляют корпус, улучшают звучание. Например, деки имеют небольшую толщину (около 2 мм), чтобы они выдержали напряжение во время игры, используют специальные подкладки – футоры. Их располагают по шву в месте склейки двух частей деки.

Еще одним важным элементом внутреннего устройства инструмента (гитары) являются поперечные пружины. Помимо обеспечения жесткости конструкции, играют важную роль в настройке инструмента.

Во время исполнения распределяют энергию колебания струн, чтобы звучание было нужного тона и тембра.

Справка! В верхнюю деку, помимо поперечных, вклеивают дополнительные пружины, которые принято называть веерными.

В местах, где происходит склейка обечайки и дек, вклеивают контробечайку – укрепляющую рейку. Иногда их заменяют «сухарями» – маленькими специальными клиньями.

О гитарных струнах

Струны – источник звучания гитары. Их обозначают порядковыми номерами снизу вверх, ставят по увеличению толщины. Чем они толще, тем объемнее звучание. Различают несколько типов струн:

  1. Нейлоновые (синтетические) – ставят на акустические гитары. Внешне они напоминают прозрачную леску, а три басовые струны имеют металлическое покрытие. Основной недостаток – часто приходится подстраивать.
  2. Стальные – самый распространенный вид. Подходят для исполнения в любом музыкальном жанре, по насыщенности звучания превосходят другие типы.
  3. Карбоновые – по составу напоминают нейлоновые, но плотнее, поэтому тоньше. Дольше изнашиваются, поэтому их стоимость выше.
  4. Жильные – при изготовлении используют кишки животных. Их ставят исключительно на акустику. Считается, что они способны в полной мере раскрыть тембр инструмента. Их редкое применение объясняется тем, что модели этого типа быстро изнашиваются, а производят их только за границей.

Устройство гитары, схема размещения всех ее элементов, классификация струн – первое, что должен знать новичок, перед тем как освоить инструмент. Особенно это необходимо при самостоятельном обучении без помощи репетитора.

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Оцените статью