- Части гитары и их названия
- Общее строение
- Голова грифа
- Корпус
- Назначение каждого элемента гитары
- Колковая механика
- Порожек
- Гитарные лады
- Накладка на гриф
- Ладовый порожек
- Обечайка
- Розетка
- Резонаторное отверстие
- Порожек (нижний)
- Подставка
- Нижняя кнопка (пуговица)
- Внутреннее устройство гитары
- О гитарных струнах
- Строение гитары
- Строение инструмента
- Корпус (кузов)
- Верхняя дека (Топ)
- Нижняя дека
- Обечайка
- Внутреннее устройство
- Особенности устройства акустической гитары
- Особенности устройства классической гитары
- Особенности устройства электрогитары
- Звукосниматели
- Бридж
- Электроэлементы
- Особенности строения бас-гитары
Части гитары и их названия
Составные части гитары начинают изучать еще на первых уроках. Эта информация нужна для того, чтобы новичок понимал принцип работы, умел ее правильно настроить. Несмотря на то что внешне инструмент выглядит просто, чтобы разобраться в его устройстве потребуется время.
Общее строение
Гриф, головка грифа, корпус составляют основу инструмента. Каждая из частей выполняет важную функцию, без которой играть было бы невозможно.
Грифы струнных инструментов изготавливают из древесных брусьев, которым придают нужную форму. Различают ладовые (лютня, гитара, балалайка), а также безладовые (скрипка, виолончель) грифы. В конструкции выделяются три части: головка, чтобы натягивать струны; лады, чтобы разделять звучащие ноты; пятка, чтобы крепить к корпусу.
При изготовлении используется два типа распила дерева:
- Радиальный – бруски выпиливают через сердцевину ствола, чем объясняется их однородность по структуре и цвету. Их отличает высокая износостойкость, а также устойчивость ко внешним воздействиям или деформации.
- Тангенциальный – при распиле не затрагивают сердцевину, поэтому получается волнистый рисунок, образованный годовыми кольцами. Такие грифы стоят дешевле, но они подвержены усушке, а также их чаще приходится подстраивать.
Есть несколько способов крепления пятки грифов к корпусу. Они могут крепиться на болты, вклеиваться при помощи эпоксидной смолы в специально вытесанную выемку или полностью вклеиваться в корпус гитары, т.е. проходить сквозь него.
Голова грифа
Головка грифа – это место, расположенное выше его верхнего порожка. Часто украшена резьбой, является продолжением грифа, которое немного расширяясь, отклоняется назад. Есть два продольных отверстия с валиками для накручивания струн. У головки нет определенной формы – все зависит от мастера, который ее делал.
Гриф и головку изготавливают из одной заготовки, которую распиливают под углом. Часть будущей головки переворачивают, а затем приклеивают с противоположной стороны от места спила. Таким образом, в середине головки остается шов, но его обычно прикрывает накладка.
Корпус
Корпус строится из трех элементов: верхней деки, нижней, обечайки. От формы и размеров зависит звучание. Чем объемнее корпус, тем громче звук. Характеристики зависят от профессионализма гитарного мастера, подобранных материалов, правильной обточки пружин.
Другие параметры корпуса тоже важны. Чем уже отверстие в нем, тем больше отражается низкочастотных звуков. Узкая талия способствует более высокому звучанию инструмента. Сбалансированность звука зависит от того, насколько нижняя часть симметрична верхней.
Назначение каждого элемента гитары
Для лучшего понимания внешнего устройства необходимо знать, как называются другие части гитары, какую функцию они выполняют
Справка! Чтобы перейти к настройке гитары, необходимо разбираться в названии, назначении каждого ее элемента.
Колковая механика
Служит для крепления струн, настройки инструмента. Бывает для металлических и нейлоновых струн. Различают колки для каждой струны или на единой планке, которые прикручиваются с каждой стороны.
Порожек
Верхний элемент, расположенный на грифе, служит опорой для струн. При изготовлении используют плотную древесину, кость или синтетические материалы.
Гитарные лады
Металлические профили, изготовленные из нейзильбера, латуни, стали. Служат для изменения тональности струн.
Накладка на гриф
Деталь, в которую вставляются лады. Подвержена риску протирания, поэтому используют прочный материал.
Ладовый порожек
Представляет собой верхнюю и нижнюю деталь, обеспечивающую необходимую высоту струн над грифом.
Обечайка
Боковая поверхность гитарного корпуса. Нередко ее материал соответствует материалу нижней деки.
Розетка
Орнамент вокруг резонаторного отверстия, составленный из разной древесины.
Резонаторное отверстие
Элемент, которым инструмент резонирует. Через него из корпуса гитары выходят звуковые колебания.
Делится на две акустически важные части. Роль верхней деки более значима, так как тембр и качество звука в основном зависят от нее.
Порожек (нижний)
Подкладка, предназначенная для струнной регулировки. Влияет на звуковые параметры. Изготавливают из кости или пластика.
Подставка
Придает жесткости конструкции, оказывает натянутым струнам сопротивление. Материалы: палисандр, черное дерево.
Нижняя кнопка (пуговица)
Металлическое приспособление для крепления ремня.
Внутреннее устройство гитары
Знать внутренние части гитары и их названия тоже важно, так как они выполняют сразу две функции – укрепляют корпус, улучшают звучание. Например, деки имеют небольшую толщину (около 2 мм), чтобы они выдержали напряжение во время игры, используют специальные подкладки – футоры. Их располагают по шву в месте склейки двух частей деки.
Еще одним важным элементом внутреннего устройства инструмента (гитары) являются поперечные пружины. Помимо обеспечения жесткости конструкции, играют важную роль в настройке инструмента.
Во время исполнения распределяют энергию колебания струн, чтобы звучание было нужного тона и тембра.
Справка! В верхнюю деку, помимо поперечных, вклеивают дополнительные пружины, которые принято называть веерными.
В местах, где происходит склейка обечайки и дек, вклеивают контробечайку – укрепляющую рейку. Иногда их заменяют «сухарями» – маленькими специальными клиньями.
О гитарных струнах
Струны – источник звучания гитары. Их обозначают порядковыми номерами снизу вверх, ставят по увеличению толщины. Чем они толще, тем объемнее звучание. Различают несколько типов струн:
- Нейлоновые (синтетические) – ставят на акустические гитары. Внешне они напоминают прозрачную леску, а три басовые струны имеют металлическое покрытие. Основной недостаток – часто приходится подстраивать.
- Стальные – самый распространенный вид. Подходят для исполнения в любом музыкальном жанре, по насыщенности звучания превосходят другие типы.
- Карбоновые – по составу напоминают нейлоновые, но плотнее, поэтому тоньше. Дольше изнашиваются, поэтому их стоимость выше.
- Жильные – при изготовлении используют кишки животных. Их ставят исключительно на акустику. Считается, что они способны в полной мере раскрыть тембр инструмента. Их редкое применение объясняется тем, что модели этого типа быстро изнашиваются, а производят их только за границей.
Устройство гитары, схема размещения всех ее элементов, классификация струн – первое, что должен знать новичок, перед тем как освоить инструмент. Особенно это необходимо при самостоятельном обучении без помощи репетитора.
Источник
Строение гитары
Строение гитары классической, которое она приобрела в XVIII веке, было взято за основу при создании других видов. Внешне они имеют схожие черты, но при подробном разборе устройства каждого инструмента можно найти индивидуальные особенности.
Строение инструмента
Любой тип гитары состоит из двух важных частей: корпуса и грифа. Во всех случаях они выполняют одну функцию, а для производства используют те же материалы.
Корпус (кузов)
От его формы, устройства, сборки и материалов зависит мобильность, прочность и звуковые характеристики. В свою очередь, корпус состоит из нескольких основных частей.
Верхняя дека (Топ)
Первая важная часть корпуса, так как именно от нее зависит тембр и качество звука. Топы, изготовленные из цельного куска древесины, считаются самыми качественными. Обычно материалом служит ель или кедр. В более дешевых вариантах могут использовать фанеру.
Нижняя дека
Обратная сторона корпуса. Оказывает меньшее влияние на звучание, но придает ему оттенок. Изготавливают из разных древесных пород (клен, красное дерево орех и др.), а лучшим материалом считают палисандр и махагони.
Обечайка
Элемент, соединяющий обе деки. Имея ширину около 10 см, она обеспечивает объем звучанию. Нижнюю деку и обечайку обычно изготавливают из одного материала. Такое строение больше подходит для классики и акустики, устройство бас гитары и электрогитары имеет ряд отличий.
Вторая важная часть струнного инструмента. На него натягивают струны, а вдоль размещают ладовые порожки. Нижнюю часть грифа называют головой. Именно там располагается колковый механизм, отвечающий за наматывание и настройку струн. Лицевую часть грифа покрывают пластиной (накладкой), в которую врезают лады. Чтобы она выдерживала нагрузку от давления струн во время исполнения, ее изготавливают из прочных древесных пород.
Внутреннее устройство
Важную роль играет система пружин. Они обеспечивают прочность корпуса и распределяют колебания так, чтобы звучание приобретало нужную интонацию и тембр.
У большинства типов гитар внутри стоит стальной анкер – металлический стержень, задача которого не дать грифу согнуться под силой натяжения струн. Также он является элементом регулировки, когда нужно изменить угол положения грифа.
Некоторые инструменты оснащают дополнительными элементами, такими как предусилители, разъемы «джек», звукосниматели и др.
Особенности устройства акустической гитары
Выше было описано устройство акустической гитары. Также их классифицируют по типу корпуса (дредноут, джамбо, фолк, аудиториум, парлор) и по количеству струн (шести, семи, двенадцатиструнные). В современную акустику иногда встраивают звукосниматели, которые являются обязательным элементом электрогитар.
Особенности устройства классической гитары
Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:
- Наличие плоского и широкого грифа. Именно эта особенность создает проблемы при игре многим новичкам, в первую очередь тем, у кого кисти рук небольшого размера.
- На инструмент классического типа устанавливают шесть нейлоновых струн. Таким образом снижают нагрузку на гриф. Они не предназначены для струн из металла, так как внутри конструкции отсутствует анкерный стержень, способный выдержать нагрузку от их натяжения.
- В классике от верхушки грифа до корпуса врезано только двенадцать ладовых порожков. У инструментов других типов – от 14 ладов.
- Белые точки, помечающие лады, украшают не лицевую поверхность грифа, как это обычно бывает, а его боковую поверхность.
- Отсутствие защитной накладки. Классика предназначена для такого стиля игры, при котором невозможно повредить поверхность грифа.
Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.
Особенности устройства электрогитары
Электрогитары не менее популярны, чем акустические. В огромную классификацию входят модели, которые отличаются производителем, количеством ладов, конструкцией и способами компоновки электроустройств. Строение электрогитары, помимо тонкого корпуса без резонирующего отверстия и грифа, роль которых уже понятна, включает дополнительные элементы.
Звукосниматели
Эти датчики служат преобразователями колебаний звука, которые возникают от удара по струне, в переменный электрический ток. А тот затем передается в комбоусилитель.
Полезно! Хорошие датчики могут улучшить звучание электрогитары даже плохого качества.
Звукосниматели делят на два типа:
- Синглы. Датчики такого вида оснащены одной катушкой. Для них характерен чистый звук, но при игре с искажающим эффектом могут фонить.
- Хамбакеры. Оснащены двумя катушками. Дают мощное, но менее четкое звучание, так как расстояние между катушками около 17 мм. Их принцип работы основан на усилении полезного сигнала и подавлении ненужного фона. Во время игры с эффектом искажения дают отчетливое, агрессивное звучание без фона.
Различают активные и пассивные звукосниматели. Катушки активных датчиков имеют меньше витков. Для них характерен широкий частотный диапазон, но слабый сигнал на выходе. Чтобы усилить его, устанавливают предусилители.
Бридж
Струнодержатели, которые служат креплением струн к деке. По наличию системы тремоло разделяются на два вида:
- С тремоло. Их главная цель – понижать, а иногда повышать высоту нот. Поэтому предусмотрен специальный рычаг тремоло. При его переключении слышится резкое и визжащее звучание. Некоторые струнодержатели с тремоло оснащают микроподстройкой, поэтому настройка инструмента редко сбивается даже при частом переключении рычага. Но если порвется струна, то расстроится вся электрогитара. При этом заменить струну будет довольно сложно.
- Без тремоло. Представляют собой простую конструкцию из минимального набора деталей. Крепко держат строй, но не имеют возможностей, характерных для систем с тремоло.
Электрогитары с системой тремоло помогают сделать звучание интереснее, но этим нужно уметь пользоваться. Начинающим гитаристам желательно выбирать тремоло попроще или пока отказаться от него.
Электроэлементы
К этой категории относят переключатели звукоснимателей, ручки регулирования громкости и тембра, а также гнездо «джек». Все эти вещи направлены на настройку характера звучания. Разные модели могут отличаться компоновкой электроники. Стандартный вариант – один регулятор громкости и две ручки для настройки тембра.
Особенности строения бас-гитары
Бас гитара (бас) – музыкальный инструмент, играющий в низком диапазоне частот, который пришел на смену контрабасу. Первый настоящий бас изобрели только в середине XX века, взяв за основу электрогитару Fender Telecaster. Даже сейчас своим устройством они напоминают гитары этого типа, но со своими особенностями.
Бас-гитара подходит для игры в любом стиле, но чаще всего на ней исполняют джазовую музыку. Это в основном аккомпанирующий инструмент, поэтому он редко участвует в сольных партиях.
Инструмент характеризует низкий диапазон звучания. Этого добились благодаря ряду конструктивных нововведений – уменьшенное число более толстых струн, большой размер (более 1 м в длину) и увеличенная мензура.
Интересно! Бас от остальных гитар отличает то, что звучит она на октаву ниже, поэтому их настраивают таким образом, чтобы каждая струна звучала на кварту ниже предшествующей.
Стандартными считаются четырехструнные модели. В зависимости от модификации, встречаются пятиструнные, шестиструнные, семиструнные, восьмиструнные, десятиструнные и двенадцатиструнные бас-гитары.
Научится играть можно на любой гитаре. Скорость обучения зависит от того, насколько хорошо начинающий гитарист разбирается в устройстве инструмента, который он выбрал.
Источник