Механика
Автор: Константин · Опубликовано 08.10.2014 · Обновлено 27.10.2014
Схема механики клавиши акустического рояля
Механика клавиатуры цифрового пианино
Пожалуй, механику клавиатуры цифрового пианино следовало поставить на первое место в нашем обзоре, так как это едва ли не самый важный пункт, на который обращает преподаватель. Клавиши должны быть «тяжелыми» (по сравнению с синтезаторами, где в механизме клавиш используют простые пружинки), полноразмерными (соответствовать размеру и ширине рояльным клавишам), «взешенными» (иметь разный вес в разных частях клавиатуры и правильную балансировку) и иметь молоточковый механизм.
«Молоточковый» механизм. В отличии от пианино/рояля при нажатии на клавишу цифрового пианино молоточек бьет по электронному сенсору (группе сенсоров). Таким образом, молоточковый механизм в той или иной мере присутствует в цифровом пианино. Если в цифровом пианино клавиши деревянные, то с большой вероятностью можно утверждать, что и клавиатура и звук будут на высоком уровне.
Структура клавиш. В подавляющем большинстве цифровые пианино имеют пластиковые клавиши, утяжеленные внутренним наполнением. Клавиатура обычно разделяется на 3-4 зоны: в верхних регистрах нажатие легче, в нижних — тяжелее, по аналогии с акустическим инструментом. Встречаются также пластиковые клавиатуры с деревянным наполнением или из цельных брусков дерева. Такие инструменты как правило стоят более 70 000 рублей.
Типы механизмов
Типичная клавиатура цифрового пианино
Прогрессивные производители ведут непрерывные разработки в области механики клавиатуры, патентуют и дают им названия. Сложность в том, что необходимо сымитировать ощущения игры на фортепиано, имея ограниченное пространство внутри корпуса электропианино. У каждого производителя имеется несколько различных серий инструментов. В этой статье перечислены типы механизмов некоторых серий.
Roland
Новейшая версия клавиатуры от Роланд — PHA-4 — Progresive Hummer Action (прогрессивное молоточковое действие). По утверждению производителя цифровых пианино Roland, клавиатура передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле.
В клавиатуре отсутствуют какие-либо пружины, только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши. Также на некоторых моделях устанавливается несколько улучшенная клавиатура с функцией Escapement (послекасание или отпускание), где передаются все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Инструмент знает, с какой интонацией Вы играете, различает интенсивность «отпускания» клавиши.
Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.
Roland. Покрытие Ivory Feel
Механизм Roland PHA III применялся на моделях 2011-2013 годов. В 2014 году в Roland стали применять новый механизм PHA4, но не на всех моделях.
Yamaha
Yamaha GH3 молоточковый механизм. Деревянное исполнение применяется не на всех моделях Yamaha
Первый механизм Graded Hummer был изобретен в 1996 году, и был применен в Clavinova CLP-911.
Механизм GH-3 (Graded Hummer 3) — долгожитель среди применяющихся механизмов, но постоянно совершенствующийся. Цифра «3» в названии означает наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на клавишу.
Yamaha GH3. Три сенсора на молоточковой клавиатуре позволяют более точно передать настроение Вашей игры.
В общем-то, многие производители используют несколько сенсоров в механизме клавиатуры, однако Yamaha является первопроходцем в этом направлении.
В настоящее время признанными лидерами (читай «конкурентами между собой») считаются Yamaha и Roland, как в звучании, так и в клавиатурах. Играя на любом из этих инструментов, можно с уверенностью сказать, что их механика весьма превосходна. Однако, у каждого производителя имеется «свой характер» или даже своя философия в производстве, как и у любого человека в его музыкальных предпочтениях. На мой взгляд, Roland по ощущениям от клавиатуры и звука, скорее, можно назвать универсальным инструментом для многих стилей — классика, джазовая импровизация (в особенности из-за особо настроенных низких частот) и пр., тогда как цифровые пианино Yamaha весьма сбалансированы с классической точки зрения.
Особняком стоит не особенно известный в обывательских кругах, но едва ли не один из лучших производителей японских цифровых пианино — KAWAI.
KAWAI
Если Вы приверженец классики, то цифровые пианино KAWAI — как раз для Вас. Один мой знакомый, уже дедушка, преподаватель консерватории, приобрел себе едва ли не один из самых дорогих инструментов KAWAI в квартиру, где даже для кабинетного рояля не было места. Покупка, естественно, обошлась дешевле, нежели тот самый кабинетный рояль.
В наиболее дорогих цифровых пианино KAWAI клавиши выполнены из цельного бруска дерева
Клавиатура цифрового пианино RM3 используется в серии CA — Concert Artist, клавиши механизма которой имеют полную длину (вглубь инструмента), что полностью удовлетворяет классических исполнителей. Настоящая рояльная клавиатура в сочетании с превосходным классических звучанием фортепиано (несколько видов) сделали эту марку очень и очень популярной во многих странах. Стоимость таких инструментов достаточно велика в нашей стране — от 70 000 до 200 000 рублей, что ограничивает спрос на эти превосходные инструменты. Однако, у KAWAI также как и у любого другого производителя имеются «бюджетные» модели инструментов, спрос на которые растет с каждым годом. Механизм RM3 используется с 2010 года.
Responsive Hammer II
В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II. На каждую клавишу этого механизма инженеры KAWAI поместили не менее трех сенсоров касания, чтобы было возможно наиболее полно передать особенности любого музыкального произведения. По моим ощущениям, я бы сравнил механизм KAWAI серии CN с начальными моделями Yamaha серии CLP.
Компактный, но весьма реалистичный механизм. Молоточковый механизм KAWAI RH II
CASIO
Больше 30 лет Casio производит электронные музыкальные инструменты. Цифровые пианино Casio насчитывают историю в пару десятков лет. Конечно же, каждый год выпускаются новые серии инструментов и совершенствуется клавиатура. Несмотря на «бюджетность» Casio, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, «политкорректно говоря», удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы, где учеников учат музыкальной грамоте и несложным с точки зрения училища произведениям. Также электропианино Casio — лучший выбор тех, кто хочет вспомнить былые навыки, либо покупает молодым музыкантам инструмент с надеждой, что они будут продолжать учиться музыке многие годы.
В последних версиях цифровых пианино Casio также имеется несколько сенсоров на каждой клавише, к тому же «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.
Иные производители цифровых пианино
Механика клавиатуры достаточно сложная вещь, особенно в электронных пианино. Вышеуказанные производители имеют свои проектные мастерские, где доводят до совершенства клавишный механизм, стараясь привлечь покупателей на свою сторону.
В продаже существуют такие производители цифровых пианино как KORG, ORLA, DYNATONE, SUPRA, MEDELI, AKAI, BEHRINGER и пр. Для некоторых из них — например KORG, цифровые пианино которого весьма неплохи — производство цифрового фортепиано не является приоритетным. Для других же не стоит задача участвовать в борьбе за лидерство на рынке. Вместо этого они заняли бюджетную нишу, используя зачастую общие клавиатуры сторонних недорогих азиатских производителей.
Источник
Цифровое фортепиано
Цифровое фортепиано появилось как класс в 90-х годах XX в. Инструменты отпочковались от синтезаторов, которые бурно развивались и совершенствовались. Сегодня понятия «цифровые пианино» и «синтезаторы» — разные сущности со своими характеристиками и задачами.
Некоторые продавцы разделяют понятия «цифровое пианино» и «электропианино». Последнее — более бюджетный вариант с ограниченным функционалом. Но это деление условно, не стоит на нем фокусироваться
Электронное фортепиано создано как замена акустическому. Оно должно звучать как настоящее пианино и давать исполнителю те же ощущения от игры. Что для этого делают производители? Рассмотрим две важнейших составляющих: устройство лучшей клавиатуры цифрового пианино и характеристики фортепианного тембра.
- После регистрации вы можете получить
в подарок видео-урок
Клавиатура цифрового пианино
Цифровое фортепиано с молоточковым механизмом — вот что дает право электронному инструменту называться фортепианным именем. Клавиатура может быть градуированной — когда клавиши имеют разную тяжесть нажатия: в нижнем регистре играть тяжелее, чем в верхнем. А может быть балансной — это когда по всей клавиатуре для нажатия клавиш требуются одинаковые усилия.
Градуированность полностью скопирована производителями с акустических инструментов — ведь басовые струны очень толстые и для того, чтобы заставить их звучать, нужен молоточек потяжелее, а значит и сила удара должна быть больше. В электронных инструментах физически этой разницы нет. Но для ради ощущений пианиста некоторые модели имеют такой же эффект.
типы молоточковой клавиатуры | характеристика |
---|---|
градуированная. | клавиши имеют разную тяжесть нажатия в зависимости от того, низкие или высокие звуки извлекает музыкант. |
балансная | по всей клавиатуре для нажатия клавиш требуется одинаковые усилия. |
Заметим, что в категорию «цифровое пианино» производители включают также модели с более короткими клавиатурами (не только 88-клавишное электропианино, а и на 61 или 76 клавиш). А также инструменты с немолоточковой механикой — синтезаторной клавиатурой. Справедливости ради надо сказать, что синтезаторная клавиатура тоже может давать разное по громкости звучание: ударите по клавише посильнее — будет громче, послабее — тише. Эта разновидность механизма называется динамической клавиатурой. Но все равно передать все нюансы экспрессии на ней невозможно. Такие инструменты — скорее компромисс ради снижения стоимости.
виды синтезаторной клавиатуры | характеристика |
---|---|
динамическая. | громкость звука зависит от силы удара по клавише. |
не динамическая | громкость звука не зависит от силы удара по клавише. |
Качество звука в цифровых пианино
Еще один важнейший параметр в электронных пианино. С каждой новой моделью производители совершенствуют цифровые инструменты. Их звучание все более приближается к натуральным аналогам. И все же никакая электроника никогда не станет заменой живому инструменту в самом главном — полноте и красоте звука.
Судите сами — электронный инструмент не использует естественное резонирование, а имитирует его цифровыми средствами. То же самое он делает с обертонами — призвуками, которые возникают в результате колебания струн. Они по-особому окрашивают тембр.
В электронной версии обертонов нет, как нет и струн. Есть только попытка их смоделировать.
Все это не дает электронному инструменту всерьез конкурировать со звучанием настоящего пианино.
Преимущества цифрового пианино
Тем не менее электронная клавиатура фортепиано не заняла бы такого видного места в музыкальной среде, если бы не имела других выдающихся свойств, и это:
- Легкость и компактность. Цифровое пианино примерно в 5-10 раз легче акустического. Диапазон веса последнего колеблется между 150 и 370 кг. И ведь не в каждый лифт войдет!
- Электронный инструмент может иметь много приятных функций:
- встроенные стили (можно играть в ритме вальса или марша) и тембров других инструментов. Сыграть мелодию скрипочкой и саксофоном теперь не слабо́. А Баха на органе? — да!
- Автоаккомпанемент: инструмент подхватывает гармонию и разворачивает в музыкальное полотно. Еще вчера играли двумя пальцами, а сегодня звучите как оркестр.
- Обучающие программы для цифрового пианино — инструмент подсветит нужные клавиши и выведет нотный текст на экран. Можно зациклить сложные фрагменты и не спеша разучить.
- Рекордер, чтобы записывать, а потом прослушивать свою игру. Больше всех обожают пытать близких своими опусами дети.
- Метроном — отбивает ритм, и не дает музыканту улететь в антириметрический космос.
- Можно передвигать весь строй выше или ниже на нужное количество тонов — транспонировать техническими средствами. Это может пригодится, когда, например, вы поете и сами себе аккомпанируете.А вокальная партия как на зло не подходит под ваш диапазон. И тогда вы переносите весь строй на пару тонов вверх или вниз и поете комфортно.
- Всевозможные разъемы для подключения других устройств. Теперь можно заниматься в наушниках (домочадцы и соседи оценят) или подключить мощную стереосистему (тоже оценят, но по-другому). Через usb-порт легко соединить клавиши с компьютером и использовать в качестве синтезатора.
- Цифровое пианино и миди клавиатура (midi) не требуют настройки, чего не скажешь об акустическом. Чтобы поддерживать живой инструмент в хорошей форме, придется примерно раз в год приглашать настройщика (и почему-то сложно найти непьющего).
- Оно прекрасно вписывается в дизайн и выглядит очень достойно. Среди акустических моделей тоже немало элегантных решений. Но и «гробов с музыкой» хватает.
Подведем итог
Цифровое пианино призвано заменить акустическое, там где это необходимо. Акустика идеальна для обучения игре на фортепиано. Но и цифровые модели вполне могут претендовать на эту роль. Кроме того, широкие технические возможности делают цифровой вариант очень привлекательным для музыканта.
Главное — не забывайте, что оценивать качество электронного аналога нужно по сходству клавиатуры и реалистичности тембра с акустическим прототипом.
А что бы выбрали вы: акустическую классику или цифровую современность? Делитесь с нами своим мнением и опытом на эту тему, плюсами и минусами цифровых пианино.
Источник