Увеличенная кварта от ноты до мажор

Увеличенная кварта — уменьшенная квинта. Знакомьтесь — тритон!

Интервалы – простейшие сочетания двух нот. В теоретическом разделе музыки, то есть в сольфеджио, они изучаются прежде всего, так как в дальнейшем на их основе будут строиться более сложные аккорды. Все интервалы делятся на консонансы – мягко звучащие и диссонансы – резко звучащие. Именно ко второй категории относится увеличенная кварта, или говоря проще – тритон. Что же это такое и какими свойствами обладает интервал? Давайте разбираться.

Что это такое?

Итак, начнем с такого простого понятия, как чистая кварта. Интервал, который в отличие от секунды, терции, сексты или септимы не может быть большим или малым – он един, то есть чистый. Такими же свойствами обладает и квинта – интервал, который на тон больше кварты.

Кварта – это промежуток между четырьмя нотами (оттуда и название). Однако количество тонов в этом интервале равно 2,5. Что же касается чистой квинты, то это расстояние между пятью нотами, но количество тонов в нем приравнивается к 3,5.

Если увеличить «тонаж» кварты на половину тона, и, соответственно, уменьшить этот показатель в квинте на такое же количество, то мы получим ровно три тона. Это и есть тритон с его незамысловатым названием, которое в точности отображает его структуру. Поэтому увеличенная кварта также может быть уменьшенной квинтой, но при этом звучание интервала будет идентичным. А вот написание и есть тот самый определяющий момент, который позволяет нам судить о том, состоит интервал из четырех или пяти нот.

Читайте также:  Известные гитары известных людей

Тритоны в мажоре

Эти уникальные интервалы можно отыскать в рамках любой тональности, будь она мажорной или минорной. Важно знать, на каких ступенях строятся они и при каких условиях. Что же, перед нами натуральный до мажор, и в его рамках нужно найти тритон. Здесь будет строиться увеличенная кварта от фа, так как это – четвертая ступень. Верхней нотой интервала окажется си, и между этими двумя звуками действительно будет три тона. Если мы хотим построить от фа чистую кварту, следует нажимать си-бемоль, но это не входит в правила до мажора.

Если же мы строим увеличенную кварту в гармоническом до мажоре, то помимо IV ступени, то есть ноты фа, отправной точкой может быть еще и VI пониженная – ля-бемоль. Расстояние от нее до ре как раз и будет приравниваться к трем тонам.

Тритоны в миноре

Мажоры и миноры – лады параллельные. Вторые строятся на шестых ступенях первых, поэтому и увеличенные кварты в них будут звучать также. Просто относительно минорного лада они будут построены на других по счету ступенях. Давайте, раз уже в предыдущем абзаце мы рассмотрели до мажор, возьмем параллельный ему ля минор. В натуральном минорном ладу тритон строится на VI ступени, то есть от все той же ноты фа, и его верхушкой становится си. Если мы работаем в гармоническом миноре, где седьмая повышенная, то «плясать» нужно от IV ступеньки – ноты ре. Верхушкой интервала будет соль-диез – седьмая повышенная.

Обращение тритонов

Обращение интервала или аккорда – это перенос нижнего звука вверх. В случае с увеличенной квартой звучание интервала нисколько не поменяется – просто немного повысится на три тона ровно. Однако в письменном виде кварта превратится в квинту, так как теперь интервал будет простираться между пятью нотами. За счет того, что верхний звук окажется пониженным, квинта будет уменьшенной. На наглядном примере от той же ноты фа строим увеличенную кварту – фа — си. Переворачиваем ее и получаем си — фа — квинта, но из-за отсутствия бемоля перед си или диеза перед фа она не дотягивает до чистого звучания в 3,5 тона и превращается в тритон.

Разрешение тритонов

Мы рассмотрели, как построить увеличенную кварту в до мажоре, а теперь давайте разрешим ее в более устойчивый интервал в рамках данной гаммы. Путь, по которому пойдет тритон этого типа, указан в его названии «увеличенная», следовательно, она будет увеличиваться. То есть нижняя IV ступень перейдет в III – устой, а верхняя VII – в I – тонику. Устойчивый интервал образуют ноты ми и до (верхняя) – то есть малая секста. При разрешении тритона в миноре, построенного на VI ступени, образуется также малая секста. В случае с уменьшенной квинтой этот интервал, соответственно, становится меньше и превращается в большую терцию.

Параллельные тональности до мажор и ля минор мы взяли для того, чтобы не возникало путаницы со знаками. Так можно быстрее понять, в чем заключается изюминка тритонов, какие они по звучанию и написанию и как ведут себя относительно стоящих рядом с ними устойчивых ступеней. Но они есть и в других, более сложных тональностях, располагаются также на неустойчивых VII, IV и «гармонических» ступенях, образуя весьма интересные и немного резковатые звучания.

Заключение

Оказалось, что построить тритон — просто, как «до-ре-ми», важно только грамотно ориентироваться в тональности и знать, от каких ступеней стоит отталкиваться. Интервал весьма специфичный, но обязателен для полного понимания теоретического курса музыки. Проще всего понять его суть можно на фортепиано — тут в местах разрыва черных клавиш и строится этот загадочный интервал.

Источник

Тритон — разница в интервалах увеличенная кварта и уменьшенная квинта

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый «переводится» как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта. Наличие двух названий у одного и того же интервала не случайно, можно даже сказать, что это, в какой-то степени, разные интервалы. Давайте разбираться, почему.

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты «до» построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты «до» отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот — фа-диез.

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов — вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

В результате — посчитайте расстояние между получившимися звуками — мы получим интервал ум 5(от «фа-диез» до «до» — пять ступеней), вот так.

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов — когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется — обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно — эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон — вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный — потому что при разрешении увеличивается).

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль — главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Источник

Увеличенная кварта от ноты до мажор

Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.

Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.

Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.

Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».

# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.

Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.

Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.

Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.

Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.

Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.

Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.

Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:

  • по часовой стрелке – квинтами вверх;
  • против часовой стрелки – квартами вверх.

Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.

Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Источник

Оцените статью