Увеличенная секунда от ноты до с разрешением

Содержание
  1. Интервал секунда и его разрешение
  2. Увеличенная секунда от ноты до с разрешением
  3. Определение
  4. Хроматический интервал – это интервал , образованный с участием альтерированной ступени .
  5. Общее правило для поиска хроматических интервалов
  6. Приложение для телефонов (планшетов)
  7. Логика разрешения хроматических интервалов
  8. Разрешение хроматических интервалов
  9. Увеличенная секунда (ув.2) с разрешением
  10. Уменьшенная терция (ум.3) с разрешением
  11. Увеличенная терция (ув.3) с разрешением
  12. Уменьшенная кварта (ум.4) с разрешением
  13. Увеличенная кварта (ув.4) с разрешением
  14. Дважды увеличенная кварта (дв.ув.4) с разрешением
  15. Дважды уменьшенная квинта (дв.ум.5) с разрешением
  16. Уменьшенная квинта (ум.5) с разрешением
  17. Увеличенная квинта (ув.5) с разрешением
  18. Уменьшенная секста (ум.6) с разрешением
  19. Увеличенная секста (ув.6) с разрешением
  20. Уменьшённая септима (ум.7) с разрешением

Интервал секунда и его разрешение

Как и интервал тритон секунда также является резким, он даже еще более резкий чем увеличенная кварта. Поэтому в классической теории музыки его принято разрешать определенным образом если вам, например понравился гармонический (то есть две ноты, взятые вместе) вид секунды.

Итак, допустим мы взяли одновременно ноты ля и соль, оразовав тем самым большую секунду (интерваол в один тон). Мы можем сразу прийти в аккорд куда наше звучание тяготеет (в аккорд соль-мажор), но если следовать всем правилам то нужно взять после созвучия ля и соль еще фа-диез и ля, то есть мы ноту соль разрешаем в фа-диез, а «ля» остается на месте и потом берем уже трезвучие соль, си, ре (G). Это допустим в случае если мы наыходимся в тональности соль мажор.

Кстати ноты в которые мы разрешаем большую секунда ф-диез+ля — это составные звуки аккорда Bm7 построенного от третьей ступени тональности соль-мажор, аккорд от третьеё ступени может выполнять функцию доминанты, поэтому просто возьмем вместо Bm7 более резкий B7 и получается мы разрешили наш интервал в доминанту, которая переходит в тонику — то есть все достаточно прозрачно и то что у нас получилось это такой вот интересный ход, который помогает разнообразить нашу гармонию к примеру.

Итак, теперь вы знаете какую функцию выполняет использование приема, который явился темой данной статьи (больше информации о музыке вы найдете по этому адресу: http://gorstorehov.com).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Увеличенная секунда от ноты до с разрешением

Таблица всех хроматических интервалов: 1) во всех тональностях; 2) от любого звука в мажоре и в миноре. До шести знаков при ключе.

Таблица отвечает на запросы:

какие бывают хроматические интервалы
хроматический интервал от ноты
хроматический интервал в тональности
хроматический интервал в мажоре
хроматический интервал в миноре

Определение

Хроматический интервал – это интервал , образованный с участием альтерированной ступени .

Характерные интервалы к хроматическим интервалам в официальном курсе сольфеджио не относятся. Это подгруппа диатонических интервалов.

Хроматические интервалы создают повышенные напряжения, требующие обязательного разрешения. Этот вид интервалов не может быть построен в натуральном ладу.

Хроматический интервал – это увеличенный или уменьшенный интервал.

Повышенная степень неустойчивости вызвана не внутренним строением хроматического интервала, а особым их расположением по отношению к ладу (тоническому трезвучию), при котором интервал и звучит особо напряженно в большей степени из-за участия в нем альтерированной (хроматической) ступени.

Сам по себе без ладовой централизации на слух он звучит как обычный диатонический интервал (за исключением ув.4 и ум.5). Например: уменьшенная кварта Ми-Ляb, просто была бы записана как Ми-Соль#, если бы звучала сама по себе вне До мажорного лада. Несложно догадаться, что за исключением ув.4 и ум.5 все хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим интервалам.

Общее правило для поиска хроматических интервалов

Поиск хроматического интервала ведётся с соблюдением двух условий:
1) это должен быть увеличенный или уменьшенный интервал с обязательным участием альтерированной ступени, разрешаемый в два из трёх звуков тонического трезвучия
2) это не должен быть интервал, образованный в гармоническом ладу (характерный интервал или тритон гармонического лада).
Т.е. без знания материалов по характерным интервалам логический поиск хроматических интервалов не всегда может увенчаться успехом.
Итог: в хроматическом интервале должен присутствовать встречный знак, разрешение в звуки тонического трезвучия, и он не должен укладываться в гармонический лад*.

————————
*Гармонический лад на момент написания статьи входит в группу диатонических ладов. Отсюда все сложности.

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Хроматические интервалы Версия:1.2

Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по хроматическим интервалам в курсе сольфеджио. Дает все исчерпывающие ответы по хроматическим интервалам с разрешением в тональности и от любой ноты мажоров и миноров. Работает вне OnLine. Для ознакомления с принципом работы приложения запустите ниже размещенный видео ролик.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 31.10.2015 Русский Android 5.68 MB 5408

Логика разрешения хроматических интервалов

Прежде чем начинать чего-либо читать и учить далее, вдумчиво прочтите эти главные три строчки:
Какими бы сложными не казались все хроматические интервалы, когда речь заходит об их разрешении, надо понимать:
а) что разрешаются они в какие-нибудь два из трех звуков тонического трезвучия,
б) увеличенные интервалы разрешаются расширением,
в) уменьшенные интервалы разрешаются сужением.
От этого правила и нужно исходить, чтобы запомнить, какие интервалы во что разрешаются, и сколько их вообще возможно построить.
Объясним логику на примере увеличенной секунды.
1.
г) Хроматическая секунда – энгармонически это малая терция.

1 СЛУЧАЙ . По одному краю (вершине или основанию) секунда может разрешаться только в терцию; правило б). Будет два варианта разрешения:


В нашем случае для ув.2 – это может быть только терция больше чем малая (наша ув.2): т.е. большая терция (б.3) из звуков тонического трезвучия; правила а) и г). Большая терция в мажоре – это I и III ступени.


Значит, здесь для мажора всего 2 варианта разрешения:

Для минора большая терция (интервала разрешения) – это III и V ступени:


значит, для минора тоже всего два варианта разрешения:


Вывод: в первом варианте ув.2 разрешается — в б.3 параллельных мажора и минора

2 СЛУЧАЙ . По двум краям секунда разрешается только в кварту (внимание. — этот интервал не будет хроматическим)


Значит интервал ув.2 должен лежать внутри кварты. Кварта и в мажоре и в миноре одинаковая (лад определяет терция). Поэтому, для мажора и минора будет один вариант разрешения. Но в примере его отобразим с разными соответствующими ключевыми знаками:


Предупреждение: во втором случае ув.2 разрешается – в ч.4 одноименных мажора и минора, однако, всвязи с тем, что и в мажоре и в миноре в данном интервале присутствует гармоническая ступень, его следует считать характерным интервалом (не запутайтесь, об этом было указано в самом начале).

*Третьего края у интервала нет, поэтому здесь все.
Далее просто даем примеры всех разрешений хроматических интервалов уже без пояснения логики, которая будет аналогичной.

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенная секунда (ув.2) с разрешением

Увеличенная секунда (ув.2) — интервал в две ступени (полтора тона). Энгармонически равна малой терции.

Характерный интервал (это не хроматический интервал!) — даем для наглядности
Характерный интервал увеличенная секунда строится на VI ступени гармонического мажора и минора и разрешается в чистую кварту на V ступени.

Хроматический интервал увеличенная секунда строится:

в мажоре:
на I (вверху II повышенная) и на II пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях в большую терцию на I ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.


в миноре:
на III (вверху IV повышенная) и на IV пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях большую терцию на III ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.

Уменьшенная терция (ум.3) с разрешением

уменьшенная терция энгармонически равна большой секунде (ум.3 = 1 т.)
разрешается в чистую приму.

Три варианта разрешения для мажора :


Три варианта разрешения для минора :

Увеличенная терция (ув.3) с разрешением

увеличенная терция (ув.3 = 2.5 т.) разрешается чистую квинту (ч.5)
Увеличенная терция — интервал с включением двух альтерированных (хроматических ступеней), требующих разрешения и разрешающихся соответственно по обеим краям расширением в интервал из унисона и чистой квинты:
Квинта одинакова и в мажоре, и в миноре. Поэтому можно сказать так: разрешается в квинту одноименных мажора и минора:

Уменьшенная кварта (ум.4) с разрешением

Уменьшенная кварта — энгармонически равна большой терции (2 тона), обозначается ум.4.

Уменьшенная кварта строится:

В мажоре: строится на II повышенной (с участием V ступени). Интервал на III (с участием VI гармонической) ступенях хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на III ступени.


В миноре: строится на I (с участием IV пониженной ступени). Интервал на VII гармонической ступени (с участием III ступени) хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на I ступени.


*Существуют также еще две пары уменьшённых кварт — на VI (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII мелодической в мажоре), на VI мелодической (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII натуральной) в миноре, однако, они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.

Чтобы не напрягать память и не вносить путаницы, нотную схему не приводим.

Увеличенная кварта (ув.4) с разрешением

Ув.4 называют еще «тритоном». Это самый напряженный диатонический интервал. Он может быть диатоническим, характерным и хроматическим интервалом.

Диатоническая ув.4 с разрешением (это не хроматический интервал!) — даем также не по теме, а для наглядности

Диатоническая ув.4 строится на IV ступени мажора и VI ступени минора и разрешается расходящимся движением голосов в мажоре и миноре в малую сексту

Хроматическая ув.4 строится на:

В мажоре:
на I ступени (с участием IV повышенной)
на II пониженной ступени
на VI натуральной ступени (с участием II повышенной)
на VI гармонической ступени хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
Первые две кварты разрешаются в чистую квинту на I ступени (одну и ту же), последние две — в же большую сексту на V ступени (одну и ту же).

В миноре:
на I ступени (с участием IV повышенной) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на II пониженной ступени (с участием V ступени) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на IV пониженной ступени (с участием VII натуральной ступени) — разрешается в большую сексту на III ступени
на IV ступени (с участием II ступени) хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада) — разрешается в большую сексту на III ступени

*Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

Дважды увеличенная кварта (дв.ув.4) с разрешением

Дважды увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три с половиной тона). Энгармонически равна чистой квинте, обозначается дв.ув.4
Существует только по одной дважды увеличенной кварте.

В мажоре: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной)

В миноре: на IV пониженной (с участием VII гармонической)

В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в большую сексту: в мажоре на V ступени, в миноре — на III.

Дважды уменьшенная квинта (дв.ум.5) с разрешением

Дважды уменьшенная квинта – интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв.ум.5
В ладу существует только по одной дважды уменьшенной квинте.

В мажоре: на II повышенной (с участием VI гармонической ступени)

В миноре: на VII гармонической (с участием IV пониженной)

В обоих случаях сходящимся движением голосов дважды уменьшенная квинта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.

Уменьшенная квинта (ум.5) с разрешением

Диатоническая уменьшенная квинта (хроматическим интервалом не является!)

Для начала приведем в качестве исключения диатонический вариант ум.5
В мажоре: ум.5 строится на VII с участием IV ступени и разрешается в м.3 на I ступени.

В миноре: ум.5 строится на II с участием VI ступени — разрешается в большую терцию на III ступени

Хроматическая уменьшенная квинта

Хроматическая ум.5 строится на:

В мажоре:
на IV повышенной (с участием I ступени)
на V (с участием II пониженной ступени)
на II (с участием VI гармонической ступени) – хроматическим интервалом не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
на II повышенной (с участием VI натуральной ступени)
Первые две уменьшенных квинты разрешаются в чистую кварту на V ступени, последние две — в малую терцию на III ступени

В миноре:
на IV повышенной (с участием I ступени) — разрешается в чистую кварту на V ступени
на V с участием II пониженной ступени — разрешается в чистую кварту на V ступени
на VII натуральной (с участием IV пониженной ступени) — разрешается в малую терцию на I ступени
на VII гармонической (с участием IV ступени) — хроматическим интервалом не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада); разрешается в малую терцию (м.3) на I ступени

Ещё две уменьшенных квинты — строятся на III с участием VII мелодической ступени в мажоре и на VI мелодической (с участием III ступени) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

Примеры не приводим с целью не перегружать память учащихся.

Увеличенная квинта (ув.5) с разрешением

Увеличенная квинта – энгармонически равна малой сексте (4 тона), обозначается ув.5.

Увеличенная квинта строится:
В мажоре: на V ступени (с участием II повышенной). Интервал на VI гармонической (с участием III ступени) — хроматическим не является (это характерный интервал).

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на V ступени.

В миноре: на IV пониженной (с участием I ступени). Интервал на III ступени (с участием VII гармонической) — хроматическим не является (это характерный интервал).

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на III ступени.

*Существуют также еще две пары увеличенных квинт:
в мажоре: на II пониженной ступени (с участием VI) и на VII мелодической (с участием IV повышенной).
в миноре: на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной)

однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.

Уменьшенная секста (ум.6) с разрешением

Уменьшенная секста – хроматический интервал в три с половиной тона, энгармонически равна чистой квинте, разрешается в чистую кварту.

И в мажоре и в миноре строится:

на IV повышенной ступени (и там и там вверху II пониженная), разрешается в чистую кварту на V ступени.

Увеличенная секста (ув.6) с разрешением

Увеличенная секста – хроматический интервал в пять тонов, энгармонически равный малой септиме (м.7), во всех случаях разрешается в чистую октаву (ч.8).

В мажоре строится:

на II пониженной ступени, разрешаясь в октаву I ступени,
на IV ступени (вверху II повышенная), разрешаясь в октаву III ступени,
на VI низкой ступени (гармонический мажор, вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.

В миноре строится:

на II пониженной ступени (вверху VII гармонического минора), разрешаясь в октаву I ступени,
на IV пониженной ступени, разрешаясь в октаву III ступени,
на VI ступени (вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.

Уменьшённая септима (ум.7) с разрешением

Уменьшённая септима (ум.7) — интервал в четыре с половиной тона. Энгармонически равна большой сексте. Требует разрешения.

Характерный интервал ум.7 (хроматическим не является!)

Построенная на VII ступени гармонического мажора и минора, ум.7 является характерным интервалом и разрешается в чистую квинту I ступени (тоническую).

Хроматическая ум.7 строится:

в мажоре:
на II повышенной (вверху тоника),
на III (вверху II пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от III ступени.

в миноре:
на IV повышенной,
на V (вверху IV пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от V ступени.

Не во всех базовых курсах по сольфеджио
*Есть еще два простых хроматических интервала, это:
1. дважды увеличенная прима
дв.ув.1 разрешается в б.3 и строится на II пониженной и повышенной ступенях в мажоре и на IV пониженной и повышенной ступенях в миноре.
2. дважды уменьшенная октава
дв.ум.8 разрешается в м.6 и строится на II повышенной и пониженной ступенях в мажоре и на IV повышенной и пониженной ступенях в миноре.

Источник

Оцените статью