Узбекская гитара как называется

Узбекские народные инструменты

Восточную музыку нетрудно угадать по характерному чарующему звучанию. Узбекские музыкальные инструменты – это важная часть прошлого нации. Своей музыкой они многое могут рассказать о традициях, культуре народа, раскрыть уникальность его характера и обычаев.

Традиционные инструменты

Карнай – медный духовой музыкальный инструмент в виде длинной прямой трубы от трех до пяти метров. Исполнитель поднимает трубу вверх и воспроизводит сигнал, направляя его в разные стороны. Внушительный звук карная чем-то напоминает тромбон.

Приблизительный возраст – 3000 лет. Во времена военных походов карнай использовали для подачи сигнала на большие расстояния, а также для сопровождения торжественных выходов правителей.

Интересно: по народной примете, звучание карная предвещает юноше скорую женитьбу.

Сурнай – деревянный духовой. Предшественник гобоя и так же, как и гобой, имеет две трости. Длина узбекского инструмента – 45-50см. На лицевой стороне есть 7 отверстий, а на тыльной – одно. Такое расположение значительно расширяет диапазон, и делает звучание ярким и пронзительным. Благодаря многообразию звукоизвлечения в национальных узбекских произведениях сурнай часто исполняет партии соло.

Най – старинный инструмент, появившийся ещё до нашей эры. Схож с флейтой. В нем шесть отверстий. Длина – 50-60 см. Изготавливают най из бамбука, жести и латуни. В узбекской музыке най применяется как солирующий инструмент, так и входящий в состав оркестра и различных ансамблей.

Дутор (дутар) – струнный щипковый в форме груши с удлиненным тонким грифом (общая длина – 90-120 см). Неотделимая часть национальной культуры Узбекистана. Делают дутор из дерева (лучше всего подходит тутовое). Имеет две струны: шелковые или нейлоновые. При игре исполнитель располагает его как гитару.

Известен с XV века, повсеместно использовался пастухами. Звучит тихо и нежно. Подобно гитаре, широко распространен среди музыкантов как солирующий инструмент, так и аккомпанирующий пению.

Интересно: игра на дутаре — важная часть творчества бахшей (народных певцов). Во времена всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши оставались хранителями и распространителями фольклорной традиции.

Чанг – узбекский струнный ударный инструмент, рода цимбал. Деревянный корпус представляет собой форму трапеции на котором горизонтально натянуты металлические струны. Корпус установлен на небольших ножках. Звук, извлеченный ударом деревянных или бамбуковых палочек, яркого сочного тембра, долго не затухающий.

Усовершенствованные разновидности чанга в 1940-е г.г. входят в состав современных узбекских оркестров народных инструментов.

Дойра – ударный национальный инструмент среднего размера. С одной стороны деревянного круга натянута кожаная мембрана, а на другой стороне расположены кольца из металла. В звукоизвлечении принимают участие пальцы обеих рук. В результате чего, ритмичные удары воспроизводятся одновременно со звенящими кольцами.

Нагора – парные литавры в виде двух глиняных горшков различных по размеру. Сверху покрыты кожаной мембраной. Для игры на ударных используют две точёные палочки. Для того чтобы достичь более сочного звонкого звучания, нагору перед игрой подогревают на огне или на солнце.

Часто встречающиеся в Узбекистане ансамбли, особенно сопровождающие уличные национальные празднества, представлены такими инструментами, как нагора, корнай и сурнай.

Источник

Музыкальные инструменты Узбекистана

Доира

Несомненно, самым любимым ударным инструментом среди узбеков является доира. Одна сторона деревянного обода диаметром до пятидесяти сантиметров покрыт.

Рубаб

Рубаб (от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Рубаб имеет деревянный выпуклый корпус (круглой или овальной фор.

Най – узбекский духовой инструмент. По форме и по звучанию най напоминает флейту. Материалом для музыкального инструмента най обычно служит дере.

Сато (по другому «танбур») – это восточный старинный струнно-смычковой музыкальный инструмент с корпусом грушевидной формы, переходя.

Сурнай

Сурнай — это узбекский национальный духовой инструмент в виде трубы, широкий у основания. Его длина — приблизительно 450-550 мм. В узкой верхней части.

Дутор

Дутор дословно означает «две струны». Это традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. Об.

Источник

Узбекские музыкальные инструменты: названия и описание

Музыкальная культура Узбекистана необычайно богата и разнообразна. Еще в древности на территории нынешнего Ближнего и Среднего Востока применялись простейшие ударные инструменты для ритуальных танцев и празднования знаменательных событий. Далее представлен список самых распространенных узбекских музыкальных инструментов с названиями и кратким описанием.

Дойра — разновидность бубна

Дойра — это узбекский музыкальный инструмент из семейства ударных, по виду напоминающий бубен. Широко распространен в странах Ближнего и Среднего Востока. Инструмент представляет собой обод из засушенной виноградной лозы (реже применяется бук или орех), на который натягивается кожаная мембрана. Диаметр в среднем составляет около 40 см. При изготовлении современного варианта этого узбекского народного музыкального инструмента могут применяться металлические кольца. Также существуют версии дойры с металлическими подвесками, присоединяющимися к внутренней части основного обруча. Обычно их насчитывается от 40 до 100.

Для более звонкого и отчетливого звучания перед игрой дойру необходимо нагреть вблизи огня или на солнце. Жаркий воздух подсушивает натянутую на каркас кожу и сила натяжения мембраны увеличивается.

В древности на этом инструменте играли исключительно женщины. В пещерах гор Ферганской долины найдены изображения, датирующиеся 2000 годом до н. э. На картинках изображены женские фигуры, играющие на дойре, в окружении исполняющих ритуальные действия танцовщиц.

Техника игры на дойре совершенствовалась в течение многих веков и к настоящему времени достигла высокого уровня. Инструмент используется как дополнение к ансамблю из других узбекских национальных музыкальных инструментов, так и в качестве сопровождения для голоса. Приемы звукоизвлечения весьма разнообразны: легкое постукивание мизинцами, сильные удары ладонями, скольжение пальцев по мембране и другие. В зависимости от расположения пальцев можно менять высоту звука. Удары в середине мембраны позволяют извлечь низкие ноты, а по мере перемещения рук к краю звук повышается. Также есть возможность обогащать свою игру различными витиеватыми ритмическими рисунками и всевозможными мелизмами, такими как трели, тремоло, форшлаги. Доступна динамика от самого тихого piano до громоподобного forte.

Нагора — аналог литавр

Еще один узбекский музыкальный инструмент, относящийся к ударным, — нагора. Он представляет собой парные литавры в виде керамических горшков, обтянутых мембраной из кожи. Инструменты отличаются по размеру, благодаря чему удается добиться разнообразия звучания. Нагора не имеет точной настройки, но существует несколько разновидностей:

  • Дол-нагора — крупный горшок, предназначенный для извлечения глубоких глухих ударов.
  • Кос-нагора — инструмент среднего размера, имеет относительно низкий звук.
  • Рез-нагора — для исполнения более высоких нот.

Перед исполнением узбекские литавры разогреваются на солнце. Это помогает добиться четких и звонких ударов.

В отличие от дойры, нагора редко применяется в качестве сольного инструмента. Она используется преимущественно для игры в ансамбле с деревянными духовыми инструментами, такими как карнай и сурнай. Реже можно услышать в сочетании со струнными (преимущественно в Армении). Инструмент обогащает произведения различными ритмическими рисунками и помогает передать характер трансовой или зажигательной музыки.

Най — восточная флейта Пана

Най — деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой поперечную флейту с шестью отверстиями для пальцев. Изготавливается преимущественно из бамбукового дерева. Современные версии этого инструмента дополняются латунью и жестью. Характер звукоизвлечения — лабиальный (то есть, при помощи губ). Разнообразие мелодического рисунка достигается при помощи всевозможных аппликатурных комбинаций пальцев, частичного и полного закрывания игровых отверстий и варьирования интенсивности потока воздуха. Най применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента.

Сурнай — разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай — еще один узбекский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой узкую трубу, расширяющуюся в конце. В среднем длина инструмента составляет 45-55 см. Сурнай отличается достаточно сложным механизмом: в верхней части вставлена небольшая металлическая трубка с бамбуковыми пластинками. Для извлечения звука исполнителю нужно плотно прижимать губами маленькую плоскую деталь под названием «садат». Игра на такой трубе с двойной тростью требует определенных навыков и высокого уровня владения инструментом.

Сурнай применяется преимущественно в ансамбле в процессе проведения национальных празднований. Палитра звукоизвлечения довольно богата — от плавного легато до быстрых скачков и мелизматических украшений.

Карнай — медный духовой инструмент

Карнай — народный узбекский музыкальный инструмент семейства медных. Также широко распространен в Иране и Таджикистане. Карнай представляет собой прямую трубу, расширяющуюся в конце. Длина инструмента достигает двух метров. Звук, извлекаемый при помощи карная, напоминает тромбон. Диапазон не превышает октаву.

Мощное и сильное звучание карная можно услышать на торжественных церемониях и спортивных играх в Узбекистане. В древние времена он также служил инструментом для сигналов, оповещающих о начале войны и поднимающих боевой дух армии.

Чанг — старинный аналог цимбал

Еще один известный узбекский музыкальный инструмент — чанг. Он принадлежит к роду цимбал. Состоит из деревянного корпуса в форме трапеции, на котором натянуто 42 металлические струны. В верхней деке находятся небольшие резонаторные отверстия, способствующие улучшению звучания. Играют на чанге при помощи двух бамбуковых или тростниковых палочек. Звук обладает чистотой, яркостью и хорошей продолжительностью. Чанг используется как в качестве сольного, так и ансамблевого инструмента.

Сато — струнный смычковый инструмент

Сато — инструмент с тысячелетней историей и восхитительным, завораживающим звучанием. Возникновение разновидностей струнно-смычковых инструментов на Востоке датируется X веком. К началу XX столетия они оказались на грани исчезновения, однако, мастеру Усману Зуфарову удалось возродить древние традиции.

Сато представляет собой деревянный корпус в форме груши с прикрепленной шейкой, на которой нанесены лады и натянуты струны. Звукоизвлечение производится путем ведения смычка по струнам.

Волнующая и загадочная музыка Востока завораживает своими сложными ритмами и витиеватыми мелодическими рисунками. Народам Азии удалось сохранить древние культурные традиции и мудрость веков, донеся до современников настоящее сокровище предков.

Источник

Музыкальные инструменты Узбекистана

Узбекский народ очень поэтичный и музыкальный. Народная музыка здесь занимает особое место. В каждом регионе страны, она разная, и полностью отображает культуру, обычаи и традиции края. Узбекские музыкальные инструменты, которые, и по сей день с успехом используются, появились несколько столетий назад. Ни одно свадебное торжество не обходится без звучного карная, веселые празднества проходят под ритмы дойры.

Музыкальные инструменты Узбекистана

Праздники в Узбекистане – это необычное сочетание красок, яркие костюмы, много улыбок и музыка. Национальных музыкальных инструментов огромное множество. Узнаем подробнее о самых популярных и любимых в народе:

Карнай

Каждый житель Узбекистана, с легкостью распознает звуки карная. Этот духовой музыкальный инструмент очень любим в народе. Карнай представляет из себя трубу в 4-5 метров, основание которой расширено. Говоря проще, это что-то в виде колокольчик на длинной ножке. В зауженной части карная, имеется деревянная вставка, а внутри самого инструмента помещена трубка из металла. Карнайщик извлекает звуки из инструмнта, прижимая небольшую пластину – «садат», а затем дует в нее. Карнаи звучат на свадьбах, особых торжествах по случаю рождения ребенка.

Сурнай

Сурнаем называется духовой инструмента меньшего размера, чем карнай. Звучание сурная немного напоминает звуки кларнета. Как правило, сурнай и карнай всегда звучат в паре. Размер трубки сурная – 45-50 см, считается что хорошее звучание дает сурнай, выполненный из бамбука, но современные инструменты делают из металла.

Рубаб

Рубаб – это струнный инструмент. У него выпуклый корпус, дека выполнена из кожи. Средний размер грифа – 80-100 см. Есть три вида рубаба: альт, прима, тенор. Звуки извлекаются при помощи смычка, а сам инструмент держат вертикально, на коленях.

Другое название ная – тамбур. Представляет из себя флейту, с шестью отверстиями. Изготавливают най из бамбука и латуни. Этот инструмент используют как для сольного исполнения, так и для оркестра.

Нагара

Этим необычным, красивым словом – нагара, называются два барабана. Барабаны обтянуты верблюжьей кожей, они задают основной ритм композиции. На них играют при помощи деревянных палочек, или просто ладонями.

Еще один струнный инструмент – тор. Он отличается от своих «собратьев» тем, что имеет целых 19 звуковысот. Изготавливают тор из тутового дерева.

Занги – это инструмент-украшение. Это браслеты с монетками, которые ракоса(танцовщица), надевает на запястья, а так же скрепляет у щиколотки. Во время танца, занги издают необычные, чарующие звуки.

Дойра

И в завершении нельзя не упомянуть любимую всеми дойру. Этот инструмент сам по себе дарит веселье и массу положительных эмоций. На дойре играют во всех регионах республики. Дойра представляет собой деревянный обруч, на который натянута кожа. С внутренней стороны к дойре прикреплены металлические колечки, которые дают мелодичный звук при потряхивании инструмента.

Мало просто прочесть о музыкальных инструментах, мало, просто увидеть их. Проводя свой отдых в Узбекистане, нужно непременно послушать звучание, почувствовать этот ритм.

Источник

Оцените статью