Узеира гаджибекова ноты для

Узеира гаджибекова ноты для

Произведения Узеира Гаджибекова

Фантазия на темы оперы «Шах Аббас и Хуршудбану». Исполняет симф.орк.

Фантазия на темы оперетты «Аршин мал алан». Исп. эстрадно-симф.орк.АзРТ. Дир. Р.Бабаев.

Фантазия №2. Исп. симф. орк. им.Ниязи. АзРТ. Дир. Мсмаил Гаджиев.

«Джанги-рапсодия» (обр.Исмаил Гаджибеков). Исп. Фархад Бадалбейли и БСО телерадиокомпании «Останкино». Дир. Р.Меликасланов.

Попурри из оперетты «Муж и жена». Исп. симф.орк.

Попурри из оперы «Лейли и Меджнун». Исп. симф.орк.

Увертюра из оперы «Короглу». Исп. Орк.Театра Оперы и балета.

Фантазия №2. Исп.оркестр русских народных инструментов. Дир. Фаик Мустафаев.


Фантазия на темы оперы «Кероглу». Исп. Роза Зулалова (ф-но).

«Национальный марш», сл. У.Гаджибекова. Исп. Хор и симф.орк. АзРТ.

«В добрый путь».Исп. Роза Шифрин.

«Весенняя песня» (обр. Сардара Фараджева).Исп. Бакинский струнный квартет.

Сонатина для фортепиано. Исп. Исмаил Гаджибеков.

«Мелодия». Исп. Алигейдар Пашаев (фагот), Акиф Абдуллаев (ф-но).

«Гимн победы». Сл. Самеда Вургуна. Исп.хор АзРТ м ф-но.

«Памятник Низами». Исп. Хор АзРТ.

«Родина» исп. хор АзРТ.

«Красота» исп. Камерный хор Хорового общества. Солисты: Медина Таирова и Мадат Гасанов. Дир. Ляман Атакишиева.

«Марш бойцов». Исп. хор АзРТ.

«Ветер». Исп. детский хор АзРТ.

Ария Фирузы из оп. «Фируза». Исп. Фидан Касимова и симф.орк. АзРТ. Дир. Р.Меликасланов.

«Рассказ раненного солдата» из кантаты «Родина и фронт». Исп. Агабаба Буниятзаде, хор и орк.

«Черные глаза» сл. Гусейна Натика. Исп. Ягут Абдуллаева и ансамбль «Хатира».

«Сестра милосердия», сл.Самеда Вургуна, исп. Тюкезбан Исмайлова.

Произведения Узеира Гаджибекова в исполнении мастеров искусств зарубежных стран

Песня из оперретты «Аршин мал алан», исп. Виктор Гурьев «Эстония» и орк.

Песня Аскера из оперетты «Аршин мал алан» исп. Ли Гуан Си и орк.

Ария Нигяр из оперы «Кероглу» (на армянском языке). Исп. Габриелян и орк.

Ария Кероглу из оперы «Кероглу» (на узбекском языке). Исп. Саттар Яррашев и симф. орк. Узбекского Государственного Театра Оперы и балета.

Ария Кероглу (IV д.) из оперы «Кероглу» (на узбекском). Исп. Саттар Яррашев и симф. орк. Узбекского Государственного Театра Оперы и балета.

Ария Нигяр из оперы «Кероглу» исп. Анагюль Аннагулиева (Туркменистан).

Ария Кероглу из оперы «Кероглу». Исп. Д. Гараджаев (Туркменистан).

Песня девушки ханенде из оперы «Кероглу». Гульмамедова (Туркменистан).

Ария «Кероглу» из опреы «Кероглу». Исп. Имери Кавсадзе (Грузия).

Ария Нигяр из оперы «Кероглу». Исп. Мая Гулиева (Туркменистан).

Источник

Гимн Азербайджанской Советской Социалистической Республики (1944), Узеир Гаджибеков

Azərbaycan Sovet Sosialist Respublikasının himni, Üzeyir Hacıbəyov, Səməd Vurğun

Баку, Азербайджанское государственное музыкальное издательство, 1946

Старинные ноты для голоса и фортепиано или фортепиано соло

Гимн Азербайджанской Советской Социалистической Республики, [композитор — Узеир Гаджибеков, автор поэтического текста — Самед Вургун, первая редакция 1944 года с текстом на азербайджанском и русском языках], редактор Б. Зейдман

Баку, Азербайджанское государственное музыкальное издательство, выпуск 1946 года.

Азербайджан, заветный край, ты древней доблести страна,

К прекрасной Родине любовь отцов освящена.

На поле брани с давних пор ковали славу мы свою —

И перейдут из рода в род героев наших имена.

Так славься, наш Азербайджан, отчизна-мать, страна огня,

И озаряй седой Восток сияньем солнечного дня.

Врагам вовек не сокрушить социализма светлый строй.

С тобой, отечество, вперёд идём мы, честь твою храня.

Наш Ленин жив у нас в сердцах, он знамя счастья и побед,

И Сталин — наш великий вождь, в труде, в бою он жизни свет.

Родной Баку, тобою горд и вдохновлён Азербайджан,

В стране Советов обрели своё мы счастье и расцвет.

Так славься, наш Азербайджан, отчизна-мать, страна огня,

И озаряй седой Восток сияньем солнечного дня.

Ты светоч братства для людей и не погаснешь никогда,

С тобой, отечество, вперёд идём мы, честь твою храня.

Несёт могучий русский брат земле свободы торжество

И кровью мы скрепили с ним и дружбу нашу, и родство.

Цветёт советская страна — надежда всех племён и стран,

Взошла здесь первая весна для человечества всего.

Так славься, наш Азербайджан, отчизна-мать, страна огня,

И озаряй седой Восток сияньем солнечного дня.

Ликуй, земля великих прав, земля свободного труда,

С тобой, отечество, вперёд идём мы, честь твою храня.

Источник

6 великих произведений Узеира Гаджибекова

18 сентября 2019 / 19:43 4069 0 —>

18 сентября — день рождения азербайджанского композитора, дирижера, музыковеда, публициста, драматурга и педагога Узеира Гаджибекова. В честь этого события в Баку уже проходит XI Международный музыкальный фестиваль (подробнее). А мы, в свою очередь, поговорим о шести шедеврах великого композитора.

Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в Шуше. Его отец был секретарем поэтессы Хуршудбану Натаван, а мать происходила из рода Аливердибековых. В юности будущий композитор брал уроки мугамного пения и обучался игре на народных музыкальных инструментах. С 1899 года он обучался в Горийской семинарии, где освоил игру на виолончели, скрипке и духовых инструментах. Вернувшись в Баку, Гаджибеков решил создать свое первое крупное музыкальное произведение — «Лейли и Меджнун». Композитор создал такие оперы, как «Рустам и Зохра», «Шах Аббас и Хуршудбану», «Гарун и Лейла» и другие. В его творчестве западные музыкальные стили сочетаются с восточными.

1. Лейли и Меджнун

Первая опера не только в Азербайджане, но и во всем исламской мире, была написана Узеиром Гаджибековым в 1907 году. Как вспоминал автор, большое влияние на него оказал увиденный в детстве спектакль «Меджнун на могиле Лейли» в Шуше. Сам Узеир (ему на тот момент было тринадцать лет) участвовал в постановке Абдуррагим-бека Ахвердиева и пел в хоре. Во время своей учебы в Горийской семинарии молодой композитор задумал написать произведение на основе именно азербайджанской литературы, а на процесс создания повлияло именно это яркое воспоминание.

Либретто первой оперы на азербайджанском языке было написано композитором в соавторстве с братом, Джейхуном Гаджибековым. Роль Меджнуна исполнил Гусейнкули Сарабский, а Лейли — Абдуррахман Фараджев. Нет-нет, вы не ошиблись! Роль девушки в первой опере на Востоке действительно исполнял мужчина. Дело в том, что азербайджанским девушкам путь на сцену был закрыт — играть в театре не позволяла ни религия, ни родители, поэтому женские роли исполняли мужчины. Конечно же, изящного телосложения — никому не хотелось смотреть на мускулистую усатую Лейли, поющую баритоном. Узеир Гаджибеков случайно услышал пение юноши в чайхане, где тот работал под началом чайханщика, и пригласил исполнить роль нежной девушки. Уговаривать пришлось долго, а согласился молодой человек только после клятвенного обещания всех организаторов никому не рассказывать о том, кто скрывается под париком и гримом. Повторить свой подвиг он не решился, поэтому в последующих постановках его заменил Ахмед Агдамский.

Премьера оперы состоялась 25 января 1908 года в здании театра Г.З.Тагиева. Не обошлось и без казусов: за два часа до начала недосчитались двоих скрипачей, поэтому композитор, второпях переписав часть музыки, сам отправился в оркестровую яму играть на скрипке.

Успех постановки был оглушительный. «Лейли и Меджнун» ставили тридцать лет подряд в каждый сезон. Билеты раскупались в мгновение ока, залы были переполнены, в Шуше пришлось открыть окна театра, чтобы произведение могли услышать те, кому не хватило места. «Лейли и Меджнун» стала основой азербайджанского оперного искусства и до сих пор собирает аншлаги.

2. Шейх Санан

Премьера оперы, написанной по мотивам народного сказания о Шейхе Санане, состоялась 13 декабря 1909 года в помещении цирка братьев Никитиных в Баку. Главную партию снова исполнил Гусейнкули Сарабский, а роль возлюбленной шейха, грузинской красавицы Хумар, отошла Тамаре Богатко.

Опера повествует о несчастной любви Шейха Санана и грузинки Хумар, ради которого влюбленный отказывается от своей религии. Не все оценили главный посыл произведения, ставящего любовь выше национальности и вероисповедания, и некоторые из зрителей уходили. Постановка 1909 года была единственной — после нее композитор по неизвестным причинам уничтожил произведение.

3. Асли и Керем

Сказание об Асли и Кереме — это ашугский дастан, распространенный во многих тюркских странах. Он тоже повествует о трагической любви мусульманина Керема и христианки Асли, отец которой категорически против брака дочери с иноверцем. Дастан заканчивается печально — после свадьбы заговоренное платье Асли вспыхивает и влюбленные сгорают в огне.

Композитор обратился к этому любовному сюжету в 1912 году и сам написал текст либретто. Роль Керема исполнил Гусейнкули Сарабский, а в Асли перевоплотился Ахмед Агдамский. Поставлена опера была уже в помещении нынешнего Азербайджанского театра оперы и балета (тогда это был театр братьев Маиловых). До сих пор произведение, получившее в 1988 новую постановку, пользуется успехом у публики.

4. Не та, так эта

Главными героями оперетты, написанной в 1910 году и ставшей национальной классикой, являются влюбленные Сарвер и Гюльназ. По сюжету, отец Гюльназ, Рустам-бек, хочется выдать девушку за богатого купца Мешади Ибада, однако ее возлюбленный не согласен с таким положением дел.

В этой музыкальной комедии, поставленной на сцене театра братьев Маиловых в 1911 году, Гаджибеков использовал мугам, народные песни и газели Физули. Оперетта высмеивает предрассудки того времени и критикует жажду власти и жадность.

А если вы все еще не знаете, почему «не так, так эта», бросайте все дела и включайте фильм, снятый по мотивам комедии в 1956 году.

5. Аршин мал алан

Последняя (но отнюдь не по популярности) оперетта Узеира Гаджибекова была создана в 1913 году во время учебы композитора Петербурге. Либретто было написано самим композитором с использованием нескольких стихов Физули. Название оперетты — это выкрик уличных торговцев тканями, которых в детстве видел композитор в родной Шуше. По сюжету, молодой шушинец Аскер решает жениться, но при одном условии: сначала он должен увидеть лицо девушки и влюбиться. По совету друга, юный купец переодевается в аршин-малчи (торговца тканями) и заходит в дома, где женщины и девушки без чадры рассматривают товары. Конечно же, он находит даму сердца и решает посвататься к ней под своим настоящим именем. Но что делать, если красавица Гюльчохра влюбилась в молодого коробейника и не знает, что Аскер и уличный торговец — это один человек?

13 октября мы снова увидим «Аршин мал алан» на сцене Азербайджанского театра оперы и балета. Билеты можно приобрести тут.

6. Кероглы

Многие критики считают именно оперу «Кероглы» вершиной музыкального творчества Узеира Гаджибекова — за нее он получил Сталинскую премию. В основу сюжета для одной из последних работ композитора лег дастан «Кероглы», повествующий о борце за свободу народа. Опера о межклассовой борьбе в средневековом Азербайджане поражала зрителей монументальностью и новаторством: впервые был использован хор, символизирующий глас народа, а танцевальные сцены положили начало азербайджанскому балету. В центре сюжета — народный певец Кероглы, отца которого ослепляет жестокий феодал Гасан-хан. Юноше предстоит дать отпор бесчинствам хана и, конечно же, спасти любимую.

Опера была поставлена в 1936 году в Баку и с того времени не потеряла своей популярности. В этом году Азербайджанский академический театра оперы и балеты открывает свой 111-й театральный сезон именно оперой «Кероглы». Спектакль состоится 19 сентября.

Источник

Великому творцу из Карабаха Узеиру Гаджибекову – 135 лет.

У.А.Гаджибеков всю свою жизнь посвятил развитию азербайджанской советской музыкальной культуры. . Он впервые в республике заложил фундамент азербайджанского оперного искусства, основательно организовал музыкальное образование. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки.

Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры.

Редко встречающееся сочетание мощного композиторского дарования с незаурядными данными драматурга давало возможность Узеиру Гаджибекову выражать свои мысли и идеи в яркой художественной форме. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства.

Узеир Гаджибеков — поющийся композитор, от первой до последней своей ноты. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку. И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования. Каким же мощным талантом нужно обладать, чтоб тебя так хорошо знал и любил твой народ.

«Музыка Гаджибекова до сих пор оказывает плодотворное влияние на развитие музыкального творчества народов Востока как в нашей стране, так и за рубежом.

Узеир Гаджибеков был для меня учителем и вдохновителем в творческих исканиях. Когда я начинал свой путь в искусстве, этот авторитетный и умный человек, замечательный композитор поддержал меня, одобрил линию, которую я выбрал.»

Азербайджанский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1938).

Основоположник современного профессионального музыкального искусства Азербайджана. Действительный член АН Азербайджанской ССР (1945), профессор (1940), ректор Азербайджанской государственной консерватории (1928—1929, 1939—1948), председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР (1938—1948), . Автор гимнов Азербайджанской ССР и гимна Азербайджана. Автор первой оперы во всём исламском мире.

Узеир Гаджибеков родился 5 (18) сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (Азербайджан), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых]. Имел три брата и две сестры. Его брат Джейхун Гаджибейли подписывался псевдонимом Дагестани в честь своих предков — выходцев из Дагестана. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, являвшийся одним из крупнейших центров азербайджанской культуры, где и вырос Гаджибеков. Отец будущего композитора долгое время был личным секретарём известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана — Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Мать Узеира — Ширин Аливердибекова воспитывалась в доме поэтессы, а дедушка композитора и Натаван были молочными братом и сестрой.

Знакомство с Натаван открыло перед юным Узеиром дорогу в лучшие музыкальные сообщества — „меджлисы“ Шуши. В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах. В театральной постановке 1897 года „Меджнун на могиле Лейли“ (эпизод из любовного дастана „Лейли и Меджнун“) Абдуррагима Ахвердиева и Джаббара Каръягдыоглы, 13-летний Узеир пел в сопроводительном хоре.

Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался вучительской семинарии в городе Гори. В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели идуховых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым (дед певца Муслима Магомаева). В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школахГадрута и Баку. В 1905 году Узеир Гаджибеков преподавал в Баку, в Биби-Эйбатской школе, а затем в школе „Саадат“, где он обучал азербайджанскому языку, математике, географии, истории, а также русскому язык. Тогда же он поступил на работу переводчиком в газету „Хаят“, затем сотрудничал с газетой „Иршад“. В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе у А. А. Ильинского (сольфеджио — у Н. М. Ладухина, гармония — у профессора Н. Н. Соколовского), после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти (1914). Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. Магомаеву:

С 21 июня мы уже в Железноводске. Малике начинает лечиться, а я начал учиться на фортепьяно. Я здесь нашёл учительницу, которая дает мне 3 урока в неделю и каждый день пользование роялем, всего за 15 рублей в месяц.

Будучи ещё в Баку, мы с [………] вздумали поехать в Шушу и давать там представления; зная, что часть нот у Вас на квартире, мы с Малике зашли к Вам на квартиру и взяли ноты; но шушинское дело не состоялось, ноты у Джамала. Наши переехали в сады Маштаги. Напиши, когда поедешь в Баку. Напишу и я перед отъездом в Москву. Сообщи о здоровье Макки, как Вам там живется? Нам здесь не особенно скучно, иногда разъезжаем по группам.

Передай от Малике и меня поклоны Бадюш, маме, Джамуль, Макке и всем знакомым.

3 июля 1912 года.

Инженерный переулок, дача № 9

В период с 1914 по 1918 годы Гаджибеков являлся редактором, а затем владельцем газеты „Йени игбал“, позже был редактором газеты „Азербайджан“. В период с июня по сентябрь 1918 года он руководил гастрольной поездкой азербайджанских оперных артистов в иранские города Энзели и Решт]. В 1920 году в Азербайджане установилась советская власть. Композитор в том же году представил в Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР доклад о необходимости открытия музыкальной академии и народной консерватории, а также о передаче им зданий бывших музыкальных школ. В последующие годы Узеир Гаджибеков руководил созданной по его инициативе Азербайджанской тюркской музыкальной школой. В 1925 году его избрали депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся, а в следующем году он стал проректором Азербайджанской государственной консерватории.

В 1931 году Узеир Гаджибеков организовал оркестр народных инструментов, а в 1936 — государственный хор. В 1939г. композитора назначили ректором Азербайджанской государственной консерватории и в том же 1939 году избрали членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР. В сентябре 1945 года Гаджибеков был назначен директором Института искусств АН Азербайджанской ССР. Скончался композитор 23 ноября 1948 года в Баку от сердечной недостаточности. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Источник

Читайте также:  Голованова первые шаги для фортепиано сборник для начинающих
Оцените статью