Уж вы стары старики ноты

Уж вы стары старики ноты

Автор: И. Земцовский
Год: 1972
Издательство: Советский композитор
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 5,4 МВ
Язык: русский

В настоящем сборнике впервые публикуются песни, отобранные составителем из материалов нескольких фольклорных экспедиций последних лет. Все песни нотированы коллективом молодых фольклористов Ленинграда, Смоленска, Петрозаводска, Ухты (Коми АССР), Улан-Удэ и отредактированы составителем специально для данного издания.
При подготовке сборника преследовались три основные цели: 1) дать композиторам свежий и высокохудожественный материал, могущий стимулировать их творческие поиски в области современного русского национального стиля; 2) обогатить репертуар сельской хоровой самодеятельности образцами подлинно народного многоголосного распева песен, в том числе поныне широко бытующих в русской советской деревне; 3) содействовать теоретическому изучению народнопесенного многоголосия на основе тщательно нотированных звукозаписей, представляющих разные областные стили русского хорового пения — западный (Брянщина), северный (Вологодщина), среднерусский (Рязанщина), уральский и сибирский (Забайкалье).

СОДЕРЖАНИЕ:

Лирические песни Брянской области

Лирические песни Велико-Устюжского района Вологодской области

Песни Кадомского района Рязанской области

Песни села Анненского Пермской области

Русские песни семейских Забайкалья

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Русские народные песни в многомикрофонной записи

Тексты народных песен с нотами, песенник
Забайкалье

В. Щуров
ПЕСНИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Следующие восемь песен записаны от мужского вокального квартета семейских Забайкалья.
Семейские — потомки русских старообрядцев, поселившихся в середине XVIII столетия в Восточной Сибири среди бурят.
Живя в течение длительного времени в отдалении от основных центров русской культуры, семейские сложили оригинальный местный стиль национального фольклора, корнями связанный с глубинными традициями русского искусства и впитавший в себя позднейшие культурные веяния.

1 История переселения старообрядцев в Забайкалье изложена в предисловии к сборнику А. Элиасова и И. Ярневского «Фольклор семейских» (Улан-Удэ, 1963).
Одной из особенностей песенного стиля семейских Забайкалья -является своеобразное многоголосие. Традицию местного ансамблевого пения достойно представляет народный вокальный квартет в составе: Александр Иванович Рыжаков, Влас Трофимович Иванов, Федор Фе-рапонтович Рыжаков и Феоктист Кириллович Рыжаков. Все четверо — уроженцы села Большой Куналей Тарбагатайского аймака Бурятской АССР. Трое из участников ансамбля — колхозники из села Большой Куналей, один (Феоктист Кириллович Рыжаков) переехал из родного села в город Улан-Удэ. По профессии он шофер. Живя в городе, Феоктист Кириллович остался верным приверженцем музыкальных традиций родного села. Его вокальная партия естественно вписывается в общий ансамбль.


Квартет семейских из русского села Большой Куналей Бурятской АССР

Все четверо певцов — пожилые люди. В. Т. Иванов, исполняющий партию тенора, достиг преклонного возраста: в момент записи ему было 82 года.
Запевает обычно Александр Иванович Рыжаков, один из наиболее зрелых мастеров народного пения в Большом Куналее.
Каждый из певцов индивидуален, и в то же время их голоса сливаются в стройном искусном ансамбле.
Сами народные певцы следующим образом характеризуют особенности многоголосия семейских: «Один, начинщик, ведет всё. Другие голоса вокруг него вьются, как все равно голубки. Но между начинщиком и тем, который тенерит, должно быть согласие. А остальные примазываются, чтобы не пойти в раздор»

Это высказывание очень верно определяет существо местного многоголосного распева. Действительно, в основе народной партитуры семейских лежит двухголосие. Главный голос — басовый. Басу принадлежат, как правило, запевы. Ведущему голосу регистрово противопоставляется тенор. Его партия движется преимущественно в терцию с партией баса, по временам образуя с ней квинтовые, квартовые, секстовые созвучия. Иногда крайние партии расходятся в октаву. Два средних голоса существенно дополняют ансамблевое звучание. Они свободно переплетаются, меняются местами, то сливаясь с одним из главных голосов, то выпевая самостоятельные мелодические линии. В результате взаимодействия голосов образуются сочетания из трех-четырех звуков.
Многоголосие семейских полифонично по своей природе; взаимодействие мелодических линий создает своеобразную народную гармоническую вертикаль. Полифоничность местного распева проявляется в большой самостоятельности и индивидуальной выразительности голосов, контрастирующих друг с другом интонационно. и ритмически. Вокальные партии переплетаются в сложном полифоническом узоре. В качестве примера такого контраста можно привести следующие построения:

Одним из признаков интонационной самостоятельности голосов служит орнаментальное опевание длящегося в другом голосе звука (см. пример № 4 б).
В ряде случаев можно отметить имитационные приемы, хотя имитация проявляется в зачаточной форме и не является точной:

Народная гармоническая вертикаль в той форме, как она проявляется в песнях семейских, весьма своеобразна с точки зрения «школьных» правил. В песнях встречается движение параллельными секундами (иногда малыми), жесткие «переченья», сочетания из трех-четырех звуков, расположенных по секундам:

Особенно резки диссонансы в каденциях песен:

Певцы проявляют большую вариационную изобретательность: в каждой новой строфе мы находим новые музыкальные краски, причем в некоторых примерах заметно усложнение, развитие напева. Так, в песне «Полынь — горькая в поле трава» только в третьей строфе при исполнении третьей фразы тенор достигает вершины своего регистра (ми).
Для того, чтобы местная традиция была показана по возможности разнообразно, мы помещаем здесь песни разных жанров: четыре лирические («Что не пыль в поле запылилася», «Полынь — горькая в поле трава», «Поселенцы вы наши, бродяги», «Уж ты, Ваня, разудалая голова»), солдатскую («На проталинке весной»), песню литературного происхождения («В островах охотник»), хороводную плясовую («Уж вы, стары старики») и современную партизанскую («Не вейтеся, чайки, над морем»).
Наиболее полно особенности местного многоголосия проявляются в лирических (протяжных) песнях. Остальные также весьма показательны для местного стиля, хотя закономерности местного многоголосия выступают в них и не столь ярко.
Все приведенные песни — живое свидетельство высокой певческой культуры в русских селах Забайкалья.
Песни из нашего сборника — не первые в печати образцы многоголосия семейских. Несколько примеров этого стиля опубликовано в сборнике А. Элиасова и И. Ярневского «Фольклор семейских» а также в сборнике «Образцы народного многоголосия» под редакцией И. И. Земцовского. В обоих случаях нотации выполнены Н. Н. Дорофеевым.
Составитель выражает благодарность сотрудникам Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР М.Б. Чернышовой и И.Я. Носковой за помощь в работе.

Источник

Ноты — Русские народные песни — Забайкалье

Ноты в pdf
Русские народные песни Забайкалья


Русские народные песни Забайкалья
Н.И. Дорофеев
Семейский распев
“Советский композитор”, 1989г.
номер с7533к
(pdf, 20 Мб)

Л. Е. Элиасов. О семейских и их песнях

Прежде чем говорить о песнях семейских, надо сказать несколько слов о том, кто такие семейские. Семейскими мы называем потомков раскольников, образовавших группу русского старожилого населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядками-или староверами. Значительная часть семейских Забайкалья живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского аймаков Бурятской автономной республики. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, имеется в Заиграевском, Баргузннском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы —это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.
История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича. В дооктябрьский период по истории раскола были написаны десятки книг, насыщенных фактическим материалом, но ни одна из них не вскрывала’ подлинных, социально-экономических и исторических причин, вызвавших реформу русской церкви. В советское время историей раскола занимались мало. В 1960 г. появилась статья В. Е, Гусева «Протопоп Аввакум Петров — выдающийся русский писатель XVII века» V в которой дается марксистско-ленинская оценка реформы русской церкви и тех социально-исторических причин, которые ее вызвали. Эта обстоятельная работа В. Ё. Гусева позволяет нам, не останавливаясь подробно на истории раскола, коснуться лишь его последствий, так как это имеет прямое отношение к происхождению семейских.
Продолжение читайте в книге….

Н. И. Дорофеев. О певческих традициях семейских.
Тот, кто слушал выступления семейского народного хора в Улан-Удэ и Чите или певческий ансамбль из села Большой Куналей в Москве, не мог не обратить внимания на оригинальность манеры пения, мастерство импровизации, красоту и сложность многоголосной фактуры.
Между тем, хоровое творчество семейских, представляющее большой интерес, как для музыкантов-фольклористов, так и для более широкого круга любителей народных Яесен, весьма мало изучено.
Если поэтический фольклор семейских довольно широко представлен в собраниях Л. Е. Элиасова то публикации образцов музыкального фольклора крайне немногочисленны.
Первым собирателем песен семейских следует считать сибирского этнографа Н. П. Протасова (1865—1903). В 1901 г. он записал на фонограф от жителей семейских сел 145 песен разных жанров, расшифровал их, но издать так и не смог. Перед смертью Протасов, доведенный до отчаяния безразличным отношением к его труду со стороны руководства Восточно-Сибирского отделения РГО, сжег собранные им материалы. Однако часть материалов удалось спасти и уже после установления в Сибири советской власти в Иркутске вышел в свет сборник Н. П. Протасова, включавший 16 напевов (духовные стихи и свадебная причеть) в одноголосном изложении3. Это издание, малознакомое даже профессиональным фольклористам, давно стало библиографической редкостью. Оно представляет для нас особый интерес потому, что некоторые из напевов записаны Протасовым в тех же селах Большой Куналей, Бичура и других, в которых записывались и публикуемые нами песни семейских.
Продолжение читайте в книге…

ПЕСНИ СЕЛА БОЛЬШОЙ КУНАЛЕЙ
1. При долинушке широкой
2. Закатилось красно солнышко
3. Проходи, наше скучное времячко
4. Скучно, грустно паренёчку
5. Не сидела бы Дуня.
6. Выше ельничку, выше березничку
7. Аленький цветочек.
8. Мойся, моя Марусенька
9. Расчерёмушка
10. Канарейка, пташка утешная
11. Несчастная родилась
12. Ваня, разудала голова
13. Не могла дружка дождаться
14. Как у Дунюшки было, у голубушки
16. Что не пыль-то в поле запылилася
16. Хорошо было детинушке
17. Закубанские горы
18. Ни стыда ли в глазах, ни совести.
19. Летели три пташки
20. Светил месяц над рекой
21. Ходила по Дону, гуляла
22. Куда мой милый скрылся
23. Кого я полюбила.
24. За широкой за рекой
26. Песня о бурлаке.
26. На берегу морском
27. Стлала, стлала постелюшку
28. Ночь темная
29. Зачем я встретился с тобою
30. Голова ты моя, удалая
31. Ой, поселенцы, вы наши бродяги
32. Песня про разбойника Чуркина
33. Кармалютка — парень славный
34. Как на той-то горе.
35. Отчего же голова моя болит
36. Пушкарь
37. За Уралом, за рекой
38. В островах охотник
39. Вечор девки
40. Я по бережку похаживала
41. Уж вы, стары старики
42. Во горенке
43. Бока мои, бока
44. Ай, сени мои
45. Посею лебеду на берегу
46. Кремлевская звезда
47. Мы советские крестьяне
48. Песня о колхозных полях
49. Не вейтеся, чайки, над морем
50. На коне вороном.
51. Старики мы из Сибири
52. Частушки. Традиционный напев

ПЕСНИ СЕЛА КУЙТУН
53. Кого я полюбила.
54. В чистых полях
55. Травка зеленеет
56. Вы на что же столы ставите
57. На улице ремода.
58. По мосту, мосточку
59. Как у нас было на Дону
60. Уж ты, Сенюшка, Симеонушка
61. Идет Ваня горой.
62. Во пиру-то я была.

ПЕСНИ СЕЛА НАДЕИНО
63. Путь-дороженька моя
64. Рано ты, калинушка, в поле расцвела
65. В зелёном саду
66. Степь, ты моя, степь
67. Собачка верная слуга
68. За рекой, за рощей
69. Соловей кукушечку уговаривал
70. Там вдали за синим морем
71. Володя
72. Ты не вейся, черный ворон
73. Ехали солдаты

ПЕСНИ СЕЛА НОВАЯ БРЯНЬ
74. Соловей кукушку уговаривал
75. Сегодняшний день воскресенье
76. Жнла-была у мамоньки
77. Ветер дует, сподувает
78. Развивайся ты, берёза
79. Отец проложил мне дорожку
80. Не ходи, белый, кудрявый
81. Вечор девки
82. Во лузьях

ПЕСНИ СЕЛА БИЧУРА
83. Сяду я за стол
84. Сады, ох, сады
85. По диким степям Забайкалья
86. Шел солдат со службы
87. Проснулася деревня.

ПЕСНИ СЕЛА МИХАЙЛОВКА
88. Растет, цветет черёмушка
89. Проходи-ка, день, скорее
90. Рыболовцы-хлопцы.
91. Мой аленький цветочек
92. Лет шестнадцати неволя
93. Гуляйте-ка, девчёнки
94. Голова ты моя удалая
95. Погуляй-ка, моя дочь
96. Не ходи-ка ты, мил кудрявый
97. Там на горке калина
Комментарии
Жанрово-тематический указатель песен

Источник

Оцените статью