Ваха спектакль фальшивая нота

Игра без «Фальшивой ноты». Чем интересен новый спектакль в Театре им. Ленсовета

21 февраля в Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Фальшивая нота» по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона. Его произведение – соло только для двух скрипок, а потому сфальшивить нельзя.

Фото: Юлия Смелкина

Выбор режиссера Владимира Петрова – Артур Ваха и Семен Стругачев. Их имена на афише сразу обеспечивают спектаклю полный зал. Так было и на премьерном показе. В холодный и по-февральски ветреный вечер зрители шли в Театр им. Ленсовета, и те из них, кто с пьесой был не знаком, очевидно, ожидали увидеть на сцене легкую авантюрную комедию в виртуозном исполнении любимых комедийных актеров.

Начало спектакля соответствовало этим ожиданиям. Действие происходит в гримерке Женевского концертного зала, куда после неудачного концерта врывается раздосадованный дирижер по фамилии Миллер (Артур Ваха). Он никого не хочет видеть, всё его раздражает. Радует музыканта только одно – скорый карьерный рост. Недавно его пригласили возглавить знаменитую Берлинскую филармонию.

Фото: Юлия Смелкина

Вдруг в гримерной появляется странный человек, якобы поклонник (Семен Стругачев). Его фамилия Динкель, он смешно расшаркивается и заискивает перед известным дирижером, просит то автограф, то фото на память, подобострастно выговаривая «пжалста!» и «спсибо!». Дирижер терпит его сколько позволяет воспитание, но уже близок к тому, чтобы вышвырнуть непрошеного гостя вон. А сумасшедший поклонник все возвращается и возвращается в гримерку, каждый раз под надуманным предлогом и под заразительный смех зала.

Читайте также:  Как красиво записывать ноты

Внимательные зрители, наверное, удивились, почему на программке спектакля скрипичные струны так напоминают колючую проволоку. И почему декорации гримерной решены таким мрачным чередованием черного и белого, а сама сцена погружена в странную морозную дымку.

И тут герой Стругачева запирает дверь гримерки на ключ. Сразу вспомнился рязановский «Гараж», где герои именно таким способом хотели воззвать коллег к совести и найти справедливость. Возможно, в этот момент часть публики еще ожидала веселый спектакль с французским акцентом? Но нет, на этом веселая часть постановки заканчивается.

Господин Динкель обещает напуганному музыканту «незабываемый вечер». Действительно, за этот вечер один из них должен вспомнить то, что сорок лет тщетно пытался забыть. А другой – забыть и отпустить то, что колючей проволокой терзает его больное сердце. Сорок лет назад один из них совершил страшное преступление и должен за него ответить.

Фото: Юлия Смелкина

Впрочем, раскрывать сюжет полностью тоже было бы преступлением – мастерскую дуэль двух актеров, за которым весь зал следил затая дыхание, нужно увидеть своими глазами.

Эту же пьесу (и в эти же даты) привез в Петербург московский Театр им. Е. Вахтангова. По отзывам зрителей Алексей Гуськов в роли дирижера Миллера холоден и надменен. Он сразу вызывает если не отторжение, то понимание, кто здесь палач. У Вахи получился другой персонаж – нервный, эгоистичный, капризный, но внутри известного дирижера все еще живет маленький мальчик, которого отец заставил взять в руки оружие. Совершенный грех каждую ночь мучает и мучает его.

Нет, в нем совсем нет раскаяния. Как нет в душе у Динкеля прощения. Значит, эта встреча нужна обоим героям. Когда-то в результате чудовищной исторической катастрофы они оказались по разные стороны баррикады. Пленники трагедии, они должны поставить в этой страшной истории точку. Или многоточие? Появившийся на сцене пистолет обязательно выстрелит, но. холостыми патронами. И это самый справедливый финал, ведь месть – не удел человека. Удел человека – научиться раскаиваться и научиться прощать. Так думал отец Динкеля, которого он так сильно и искренне любил.

Главная «скрипка» спектакля – Семен Стругачев, который не дает постановке в какой-то момент превратиться в скучный психологический триллер. Почти два часа его трагикомический дар держит в напряжении целый зал. Кажется, родись Стругачев на пару десятилетий раньше, он был бы частью кинематографических шедевров Данелия и Рязанова.

Осиротевший после ухода Юрия Бутусова Театр им. Ленсовета получил хороший и умный спектакль. Причем спектакль, который будет интересен самой широкой публике. Что важно.

Источник

Фальшивая нота

Постановка Римаса Туминаса

1 час 30 минут без антракта

Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов сходятся в блистательном актёрском поединке, играя роли преступника и обвинителя, палача и жертвы, по мере развития сюжета то и дело меняясь местами.

Автор пьесы, французский актёр и режиссёр Дидье Карон с 2008 года руководит Театром Мишель – одним из самых старых и популярных театров в Париже. «Фальшивая нота» была написана в 2017 году и была показана на фестивале в Авиньоне.

Всемирно известный дирижер Миллер только что завершил свой концерт в Женевской филармонии. Он недоволен своим оркестром и крайне раздражен. В его гримерной неожиданно появляется робкий и суетливый зритель, который специально приехал из Бельгии, чтобы присутствовать на этом концерте. Давний поклонник творчества Миллера, он жаждет получить автограф и фотографию маэстро на память. Встреча этих двух людей изменит жизнь каждого.

Что может сотворить с человеком желание отомстить, если вся его жизнь будет подчинена этой единственной страсти? Может ли тщательно и хладнокровно подготовленная месть быть справедливой? Новая грань понимания вечной проблемы в спектакле Римаса Туминаса.

Источник

Спектакль «Фальшивая нота»

Дата проведения: 21 сентября 2021г.

Актеры: Артур Ваха, Семен Михайлович Стругачев
Постановка: Владимир Петров

Драма в одном действии по пьесе французского драматурга Дидье Карона Перевод с французского Ирины Прохоровой и Александра Браиловского

Дирижер с мировым именем весьма раздражен после своего выступления, а тут еще некий назойливый поклонник … Но кто он? серый, навязчивый, невзрачный человечек, с нелепыми комплиментами и просьбами и что же он хочет на самом деле? уж не тень ли он из мрачного прошлого великого маэстро?

Черное и белое, добро и зло – все должно смешаться в дьявольской игре …

Великолепнейшая игра актеров, непредсказуемые повороты сюжета и накал страстей не дадут скучать самому искушенному зрителю. Весь спектакль смотрится на одном дыхании …

Источник

Ваха спектакль фальшивая нота

Сфальшивил — расстрел: в театре Ленсовета поставили «Фальшивую ноту» Дидье Карона

Артур Ваха и Семен Стругачев исполнят пьесу французского драматурга Дидье Карона «Фальшивая нота» в Театре Ленсовета. Спектакль ставит Владимир Петров, премьера назначена на 21 и 22 февраля.

Пьеса «Фальшивая нота» была написана французским драматургом Дидье Каноном в 2017 году для двух актеров, и уже в 2018 ее поставил режиссер Римас Туминас в Театре им. Евг. Вахтангова с Геннадием Хазановым и Алексеем Гуськовым. Благодаря гастролям этот спектакль можно будет увидеть в БДТ 23 и 24 февраля и сравнить с петербургской версий, где сыграют з.а. России Артур Ваха (дирижер Миллер) и н. а. России Семен Стругачев (Динкель).

Фото: пресс-служба театра Ленсовета

По сюжету, к знаменитому дирижеру после неудачного концерта приходит в гримерку поклонник его творчества. Однако обычная встреча неожиданно становится серьезным поединком, где на кону не только репутация и карьера дирижера, но и его жизнь. Прошлое знаменитое дирижера настигает его вместе с воспоминаниями о Холокосте, когда скрипача могли расстрелять за фальшивую ноту.

Владимира Петрова интересует прежде всего тема отложенной мести, удовольствия от наказания виновного, то, как легко уживаются в одном человеке «гений и злодейство». Отложенную месть режиссер сравнивает со случаями обвинения в харрасменте великих кинорежиссеров, например, Романа Полански. «Если говорить о психологии, то пьеса дает возможность актерам прожить широчайший спектр человеческих чувств: от величия до полного падения, от превосходства до раскаяния, пройти путь от торжества до краха. Этот вполне детективный сюжет несет в себе неразрешимые вопросы этического плана. Фальшивая нота в пронизанной музыкой пьесе имеет отношение не только к скрипичной аппликатуре, но и к целиком прожитой жизни персонажей. Зритель, как дирижер с тонким слухом, должен будет услышать, кому принадлежит фальшивый звук в головоломной партитуре пьесы. И какова цена достижения гармонии — и в последнем аккорде, и в финальном поступке», — отмечает режиссер.

Художниками спектакля стали Мария Брянцева и Александр Липовских, уже работавшие в соавторстве в театре Ленсовета над пятью спектаклями. Музыкальная партитура собрана из произведений для скрипки Моцарта, Вивальди, Дависа, Рихтера, Кеннеди и других.

Источник

Ваха спектакль фальшивая нота

  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии

Играет скрипка на морозе
Собаки рвутся с поводка
Нам пьеса писанная в прозе
Своею рифмою близка

Освенцим музыкой наполнен
Играет Моцарта оркестр
Скрипач эссовцу не ровня
А вера в Тору — тяжкий крест

Оркестр играет в Аушвице
И на расстрел ведёт народ
Мгновенье музыканта длится
Иль лишний день иль лишний год

Играет скрипка, мерзнут руки
Холодный плац-концертный зал
Фальшивой ноты рвутся звуки
И убивают наповал

Жизнь человека за ошибку?
Народов жизни, просто так.
Сын палача стреляет в скрипку
За то что сыграно не в такт.

Прошли года, Фемида — слепа.
Успех и слава — подлецам.
Развеяны все горы пепла
Лишь наша память -жертвам храм

А правда торжествует поздно
Но торжествует и тогда
Фальшивость жизни непреложна.
Фальшивость в нотах — лишь беда

Обычно внимательно читаю аннотацию к спектаклю и отзывы, если они есть. Честно говоря, ознакомившись с описанием спектакля, я была уверена, что речь пойдет о конфликте между поклонником и музыкантом (это если в двух словах). В результате, до того, как начала разворачиваться основная канва сюжета, я и не догадывалась, о чем же спектакль. Смысла рассуждать на заданную тему нет. Лучше прочувствовать и посмотреть самим. Уверена, что никто не останется равнодушным. Хочу только выразить огромное восхищение двумя Мастерами с большой буквы, которые смогли выразить и отобразить всю трагичность момента. Еще хочу отметить однозначно верное решение режиссера по продолжительности спектакля и отсутствию антракта. Думаю, что часть накала спектакля была бы потеряна, если бы был перерыв.

Вроде ничего не предвещало разочарования — великий театр, маститый режиссёр, талантливые актёры, хороший литературный материал, но.

Никакого театрального послевкусия, ни потрясения, ни сопереживания героям — просто безучастно промелькнувшие полтора часа (благо спектакль идёт без антракта).

Первое время ты всё еще надеешься, что картонные и плоские герои на сцене должны раскрыться: появится энергетика, чувства, трагедия душевного раскаяния великого маэстро, пронесённые через всю жизнь страшные детские воспоминания обывателя и жажда мести. Но герои так и остаются плоскими и безжизненными до финальных аккордов.

Хазанов был прекрасен в начале — милый, бестолковый, суетливый, с грустной улыбкой на лице — вполне привычное для него амплуа. Гуськов разочаровал — в его роли было много переигрывания и даже актёрского кривляния, а когда дело дошло до действительно драматической развязки — какая-то вымученная и поверхностная «не верю» игра.

Спектакль только поставили в сетку; возможно по мере обкатки у него появятся новые грани. Пока это просто красивый фантик с заслуженными актёрами и режиссёром на афише.

23 сентября 2018, театр им. Е. Вахтангова, «Фальшивая Нота», в главных ролях Генадий Хазанов и Алексей Гуськов
Медленно иду по Арбату. Сущность настолько эмоционально переполнена, что хочется осмыслить в тишине.
Перед глазами образы, сотворённые потрясающими Артистами. Один – холёный щёголь, уверенный в себе, слой за слоем теряющий такую-этакую самодовольную осанку, превращающийся сначала в испуганного обывателя, потом в затравленного юношу, и вот уже перед глазами раздавленное, сгорбленное, взлохмаченное существо – не юноша, не старик, а личина, с ужасом наполняющаяся невозможностью понять, оправдать, изменить.
Другой – ну такой сладковато льстящий, услужливо подпевающий. Но, шаг за шагом меняется осанка, голос, взгляд. И рост, кажется изменился. Вот у него уже и спина прямая, и взгляд горящий, властный, взывающий.
Хочу сказать о третьем герое спектакля – музыке, фразы которой вплетаются в диалоги столь органично, уместно, что принимаешь, как необходимое, нужное.
И всё это настолько трепетно, осмысленно, эмоционально, что зал уже дышит в унисон с героями.
А финал — как пробуждение от кошмарного сна. Две судьбы, болеющие одной неизлечимой болезнью, находят выход. А выход – как выдох. Очищенный, освобождённый, глубокий.

О чём же была Эта фальшивая нота?
Эта ЧИСТАЯ НОТА, которая «звучит» дабы НЕ забыть, ПРЕДУПРЕДИТЬ о последствиях глобального обмана.

Если не знать, что Дидье Карон написал (точнее, опубликовал) это произведение чуть больше года назад, сказала бы, что речь идёт о писателе той эпохи, того времени. Столь остро, наболевши, через скорбь слишком личную.
И сцена, распахнувшая перед спектаклем два зала. Верхний зал – и стулья другие, современные. Два времени? Две жизни? Двойная жизнь? Двойные стандарты?

«Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация» /Бернард Вербер/.
Столь уверенно, Профессионально, Мастерски, Отважно (!), Чисто сыграли эти два гениальных Актёра, поддерживаемые Смелостью Маэстро Римаса Туминаса, гражданской честностью Дидье Карона, сдержанной изысканностью Адомаса Яцовскиса, аккуратностью и неравнодушием Фаустаса Латенаса.
Спасибо за Спектакль!
Спасибо за Смелость!
Спасибо за Память!

Источник

Оцените статью