Вальс грибоедова ноты as dur

Александр Грибоедов — Два вальса

Нет других произведений.

лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»
Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.

Читайте также:  Родина под гитару разбор

Путевые записки секретаря русского посольства
В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой
На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».
Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».
Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»
Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Источник

Грибоедов Александр Сергеевич

Русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Действительный статский советник (1828).

Грибоедов известен, как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.

Вальс N2. Переложение для ксилофона. А. Школяр

Вальс N2. Переложение для ксилофона. А. Школяр. Клавир

Вальс N2. Переложение для ксилофона. А. Школяр. Партия ксилофона

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Вальс

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник

Два вальса для фортепьяно

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Два вальса для фортепьяно», автора Грибоедов Александр Сергеевич. Ноты были изданы в 1949 году. Содержит 5 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

А. С. Грибоедов

Вальс ля-бемоль мажор

Жанр: Фортепианная миниатюра.

Время создания: около 1823.

Первое издание: «Лирический альбом на 1832 г .» Ласковского и Норова.

А. С. Грибоедов, несомненно, был музыкально одаренным человеком. Множество реплик и ремарок в его литературных произведениях свидетельствует о практическом знании им музыкального искусства. Все эти упоминания о музыке очень точны и, что называется, к месту (в отличие от многих упоминаний музыки у других писателей, упоминаний, со всей ясностью обнаруживающих музыкальную некомпетентность пишущих). Здесь для полноты портрета Грибоедова-музыканта напомним лишь некоторые из таких сентенций и ремарок:

Комедия «Молодые супруги» (1815), (явление второе):

Потом красавица захочет слух прельщать,

За фортепьяны; тут не смеют и дышать,

Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой,

Меж тем учитель ей подлаживает скрипкой;

Потом влюбленного как в сети завлекли,

В загоне живопись, а инструмент в пыли

Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), (действие II , явление IV ):

Представьте же себе: в дом попала знатный,

У Ладовой на все расход невероятный!

И шляпкам, и шалям, и платьям счету нет;

И собирается у ней весь модный свет:

Вчера концертный день, а нынче танцевальный,

А завтра что-нибудь другое…

В «Горе от ума» довольно много упоминаний о музыке — все они характеризуют ее место и назначении в обществе – осуждаемом Грибоедовым – того времени. Комедия прямо начинается с дуэта фортепиано и флейты (Софья и Молчалин; следует заметить, что флейта в первой половине XIX века была излюбленным инструментом любителей).

В действии I (явление IV ) говорится о музыке в картине тогдашнего домашнего воспитания:

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему, —

И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам,

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Упоминания и воспоминания современников А. Грибоедова также свидетельствуют о его музыкальности. Так, например, к концу весны или началу лета 1828 года относится знакомство Грибоедова с М. И. Глинкой. Последний отметил это событие в своих «Записках»: «Провел около целого дня с Грибоедовым (автором комедии «Горе от ума»). Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре А. С. Пушкин написал романс “Не пой, волшебница, при мне”». 1 Подобную характеристику музыкальным способностям Грибоедова давали и многие другие его друзья.

Мы не знаем, когда и у кого А. Грибоедов учился музыке. В литературе высказывались разные предположения на этот счет, утверждалось, что это могли быть Шпревич, учитель фортепиано при Московском университете, или Джон Фильд, знаменитый пианист, долгие годы проживший в России, с которым Грибоедов мог пересекаться в 1815 в Петербурге. Кто бы ни был, однако, учителем Грибоедова, можно не сомневаться, что по тогдашним меркам Грибоедов мог считаться хорошим пианистом. И даже если мнение его близкого друга С. Н. Бегичева и слегка преувеличено, то все равно оно не далеко от истины. Он утверждал, что Грибоедов мальчиком тринадцати лет «имел необыкновенную способность к музыке, играл отлично на фортепиано и, если б посвятил себя этому искусству, конечно, сделался бы прекрасным артистом».

Обстоятельства, при которых Вальс появился на свет только через три года после смерти Грибоедова, заставляют предположить, что окончательная его редакция, как и Вальса ми минор, была осуществлена уже не автором, а, быть может, издателем – И. Ф. Ласковским.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Следует признать, что в композиторском смысле они стоят, безусловно, ниже современной им фортепианной музыки таких тогдашних композиторов, как, например, самого И. Ласковского, которому принадлежат гораздо более богатые и звучные по фортепианному стилю пьесы, напечатанные, кстати, в том же Альбоме; среди них для сравнения можно указать ноктюрн и скерцо, два вальса, один из которых имеет уже совсем шопеновский 2 характер и очень грациозен, мазурка и контрданс. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность, особенно в среде дилетантов (быть может, именно в силу своей безыскусности), а пьесы И. Ласковского известны лишь узкому кругу историков фортепианного искусства.

Примечания

1 Глинка М. Записки. — В кн. Глинка М. Литературные произведения и переписка. Т. 1. М . 1973. С. 238. Варианты (редакции) этого пушкинского стихотворения – отдельная тема обсуждения; мы коснулись ее в комментарии к романсу С. Рахманинова «Не пой, красавица».

2 Некоторые шопеновские черты можно констатировать в вальсе ми минор. Но ни о каком влиянии Шопена на Грибоедова речи – хотя бы по хронологическим причинам – быть не может. Подробнее об этом говорится в статье о Вальсе ми минор.

Источник

Оцените статью