- Вальс начинается с ноты до
- Учебное пособие по музыкальной литературе для 3–4 классов ДМШ
- ТЕМА ПЯТАЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
- 10. Вальс
- Вальсы Шуберта
- Венский вальс. Отец и сын Штраусы
- Вальсы Шопена
- Вальс как музыкальный образ
- Вальс на гитаре. Подборка нот и табулатур самых известных вальсов на гитаре
- Вальс на гитаре. Общая информация
- Кратко о технике исполнения
- Характерные черты вальса
- Вальс на гитаре для начинающих. Табы двух простых этюдов Ф. Карулли
- Ferdinando Carulli — Warltz #1
- Ferdinando Carulli — Warltz #2
- Табы вальса на гитаре GTP
- Фридерик Шопен
- Фердинандо Карулли
- Петр Ильич Чайковский — «Вальс Цветов»
- Евгений Дмитриевич Дога — «Мой ласковый и нежный зверь»
- «Перуанский вальс»
- Френкель Ян — «Вальс Расставания»
- Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»
- «Киевский вальс»
- Вальс Грибоедова
- Вальс ноты для гитары
Вальс начинается с ноты до
Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ
ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
10. Вальс
Вальс один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере .
Пример 125
Ш.Гуно. ВАЛЬС из оперы «Фауст»
Предшественником вальса был лендлер неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочисленные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта это и есть лендлеры. Мелодия в этих танцах очень простая, часто движется по звукам трезвучия ровными восьмыми нотами.
Пример 126
Л.Бетховен. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ до мажор
Пример 127
Ф.Шуберт. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ ми мажор
Разновидностью лендлера был вальцер («Walzer» по-русски означает «кружащийся»).
Бальный вариант вальцера с названием на французский лад вальс (valse) появился в самом конце XVIII века. По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он более подвижный и лёгкий. От своих предшественников он перенял фактурную формулу аккомпанемента. Но если в аккомпанементе лендлера акцентируются все три четверти, то в вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко.
Мелодия вальса становилась всё более «полётной». В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента, в мелодии часто встречаются характерные ритмические фигуры: или
Пример 128
Э.Григ. ВАЛЬС-ЭКСПРОМТ
В этом вальсе все средства направлены на ощущение полёта: и мелодическая линия, которая «взлетает» восходящим скачком от форшлага, и причудливое тональное несоответствие между ми-мажорной мелодией и ля-минорной гармонией. Мелодия «прыгнула» так высоко, что «потеряла равновесие», которое восстанавливается лишь в двух последних тактах, когда наконец звучит ми минор, соответствующий выставленным ключевым знакам.
А часто мелодии вальсов начинаются из-за такта. Это также усиливает ощущение «полёта», как, например, в этом вальсе Чайковского.
Пример 129
П.И.Чайковский. ВАЛЬС из «Детского альбома»
Отрывистые восьмушки с паузами на вершинах мотивов усиливают ощущение «скольжения» в изящном танце.
Вальсы Шуберта
Много вальсов написал Шуберт, живший в начале XIX века, как раз тогда, когда вальс только-только начинал входить в моду. На «шубертиадах» вечерах, где собирались друзья Шуберта, часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки, экоссезы. Особенно удачные, запомнившиеся импровизации он потом записывал.
Шуберт родился на окраине Вены, столицы Австрии, и очень хорошо знал простонародные лендлеры и вальцеры. Многие вальсы Шуберта напоминают эти незатейливые крестьянские танцы. Но есть у него и другие вальсы, в которых отразились лёгкость и изящество того танца, который вскоре узнала вся Европа. В то время были в моде «большие вальсы» своеобразные «цепочки» вальсов. В одну такую цепочку может быть «нанизано» до 20 разных маленьких вальсиков, вливающихся друг в друга без перерыва. Есть «большие вальсы» и у Шуберта. Вот два вальсика из одной «цепочки». Но какие они разные! Первый (с него начинается «цепочка») напоминает простонародные весёлые венские лендлеры с чёткой, «притоптывающей» мелодией, часто ритмически совпадающей с аккордами аккомпанемента. А второй (он появляется в «цепочке» четырнадцатым) это лирическая миниатюра с певучей изысканной мелодией и «журчащим» подголоском в среднем голосе. Пример 130 Пример 131 Венский вальс. Отец и сын ШтраусыСначала «цепочки» вальсов составлялись произвольно, как попало. Иногда их составляли издатели из нескольких вальсов какого-нибудь композитора. В 20-х годах XIX века появляется новая разновидность большого вальса венский вальс, который имеет более упорядоченную форму. Количество «звеньев» ограничено пятью, все они звучат в одной тональности, начинается музыка вступлением, заканчивается небольшим заключительным разделом кодой. Придумали эту форму два венских музыканта Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. В 20-х годах они руководили небольшим оркестриком в маленьком трактире «У пылающего петуха». Но вскоре они прославились своими вальсами на всю Вену. А вальсы Штрауса стали знаменитыми во всей Европе. Внимание! Это не те вальсы и не того Штрауса, о котором вы наверняка слышали.
|