Вальс ребикова елка ноты для фортепиано
В опере-сказке «Ёлка» Вальс фа#-минор звучит дважды.
В первый раз — девочка, просящая милостыню в морозный вечер перед Рождеством, слышит его за окнами богатого дома. Они ярко сияют — в доме ёлка, праздник. Красота музыки и радостный свет приводят замерзающую девочку в восхищение. Силы покидают её, она тихо засыпает на холоде. — В последнем своём земном сне девочка видит, что этот волшебный вальс танцуют для неё куклы в огромном блестящем зале, а за руку её держит принц. — К утру бедняжка умерла. На Небе девочку встретила её мама, потом Ангелы; на ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. — Вот содержание рождественской оперы-сказки Ребикова.
Музыка Вальса хрупкая, лирическая, в ней красота зимы, мерцание разноцветных снежных искр — в то же время чистота этих белых одежд, светлое утешение. Высокий регистр напоминает о небесной природе души, тональность фа#-минор несёт в себе тонкую боль: у замерзающей девочки болели пальчики. Ясная фактура и малая длина пьесы делают её образы мимолётными, лёгкими; сострадание и чувство вины, вызываемые сюжетом сказки, не тяготят нас, потому что через них душа обретает стройность.
Пьеса состоит из трёх частей: белый «иней» мелодии первой части сопоставлен с «игрой света» во второй; третья часть — повторение первой, к ней добавлена маленькая кода (как бы желание удержать волшебный образ ещё немного).
Вальс Ребикова — произведение не очень трудное; посмотрим его в деталях.
ПРАВАЯ РУКА в I части.
ДЛИННЫЕ ЛИГИ здесь относятся к «дыханию» руки, а не к штрихам: на начало лиги опускаемся рукой и запястьем, затем по ходу лиги уровень запястья постепенно вновь поднимается. Внутри длинной лиги почти всегда есть маленькие «волночки» руки, но общий порядок от этого не меняется (сравните с исполнением длинного арпеджио, где единая большая волна и несколько позиций внутри неё). — Если окончание лиги совпадает с окончанием фразы, почувствуйте «запятую» — смысловую люфтпаузу; при этом можно снять руку с клавиш. Внутри фразы переходите через тактовую черту на legato (если нет скачка).
ДВОЙНЫЕ НОТЫ требуют выведения мелодии на первый план (она в верхнем голосе). Этого можно достичь посредством особого приёма, который советовал Николай Метнер: опускайтесь рукой на каждую двойную ноту с нажимом на 5-й (4-й) палец при лёгком staccato 2-го (1-го) пальца — как бы «отказываясь» от среднего голоса. Связная игра при разрывах в верхнем голосе (они перед долями) достигается за счёт педали и ровного тембра. В среднем голосе при повторе одного звука 1-2 пальцами 1-й играет штрихом tenuto, как бы заменяющим legato, — в этот момент в верхнем голосе разрыв. Подкладывание 5-го пальца под 4-й в Вальсе невозможно.
МАЛЫЕ «ВОЛНЫ». Пары двойных нот в тт.1 и 3 можно играть «вниз-вверх» (в плане запястья); если наоборот, здесь это прозвучит «внешне», как бы незначаще. «Дыхание» запястья избавляет руку от застывания; со временем оно станет почти незаметным.
Дальше иной порядок: в тт.5-6 вилочки, дышащие волнением, требуют обратных действий запястья: отвечающих т.н. «движению Куллака». На 2-ю и 3-ю долю — пары «вверх-вниз» и «вверх» (чтобы на 1-ю долю было «вниз»); можно в начале разучивания все пары подряд играть «вверх-вниз», то есть строго по Куллаку. Вторую восьмую лучше — и для руки, и для головы — играть 1-3 пальцами, а не 1-4. Такт 7: «вниз», «вверх» и «вниз-вверх» (отдельная лига), чтобы в т.8 длинная лига была «вниз-вверх», по правилу «дыхания». Пары «вниз» и «вверх», статичные в плане запястья, снимаются всей рукой. — В т.14, ведя лигу, лучше играть только пальцами (это как бы колокольчики). Тт.15-16 содержат короткие лиги «вниз-вверх»; между ними legato. Такт 31: «вниз», «вверх» и «вниз-вверх», чтобы в т.32 длинная лига была по правилу. Соблюдайте мелкие вилочки — в них выражается жалость.
У вас может быть свой порядок движений — сложившийся сам собой через многократное интонирование пьесы. Но описанный порядок тоже полезно изучить: он выражает переменчивость чувств, в то же время образуя логическую линию. «Споря» с этим образцом, экспериментируйте; ищите, как вам естественнее играть это. — После освоения двойных нот в медленном темпе средний темп потребует интуитивной игры: движения, вошедшие в привычку (хранящиеся в подсознании), начнут выполняться автоматически — если они будут неопределёнными, появится «нетвёрдость» руки и (как следствие) сбивчивость в игре.
ЛЕВАЯ РУКА в I части
БАС И АККОРДЫ. Характерный вальсовый аккомпанемент исполняется так: бас (всегда 5-м пальцем) — на движении руки вниз, два аккорда (они всегда с участием 1-го) — на движении вверх. Учитывая переносы руки с баса на аккорд и обратно, получаем большой «круг». Условно говорят о совершающемся круговом движении.
Мизинец на чёрной клавише будет устойчивым, если «посмотрит» на неё прямо, а не сбоку, для чего рука принимает пронационное положение; при нажиме на клавишу все три сустава мизинца, не ломаясь, должны быть примерно одинаково согнуты (см. в группе тему «Постановка руки»). Чёрная клавиша берётся точно посередине — представьте себе, что там «ямочка», на которую и опускается кончик пальца.
В аккордах растяжение должно быть посильным, чтобы они звучали мягче (например, в т.3 берите аккорд 4-2-1 пальцами, а не 3-2-1, избегая играть кварту 3-2). Также пусть растяжение будет пропорциональным — с учётом баса (в т.7 аккорд будет 3-2-1 пальцами, а не 4-2-1, ориентируясь на возможность arpeggiato от баса: Ре-Соль#-Си-Фа#). Первый принцип важнее второго, потому его требования нужно предпочитать. В тт.1,3,6 важен первый принцип, в тт.5,7 — второй.
ТАКТЫ ИЗ ВОСЬМУШЕК. Бас играется движением руки и запястья вниз, затем в течение лиги уровень руки постепенно поднимается. Полезно учить, превращая бас в восьмушку и включая его в лигу — тогда чувствуется постепенный поворот кисти вправо по ходу лиги. Басы нужно отпускать после пятой восьмушки такта — чтобы рука в конце лиги могла легко «взмыть», не будучи прикована к клавиатуре. Саму эту восьмушку (она 2-м пальцем) задерживать не нужно, несмотря на то что её звук входит в гармонию. В т.2 скольжение 2-го пальца по чёрной клавише — лёгкое, без нажима; «съезжаем» на белую клавишу по правому наклонному рёбрышку чёрной. Нажим только потом — на Си. В т.8 мизинцем оттолкнитесь от баса влево, чтобы преодолеть скачок; в смысле запястья Ре после баса — вверх, Ми# — вниз (от него как бы исходит лига, в которой 4-ре восьмых). В т.32 аппликатура 5-3-2-1-1, с повторением 1-го пальца; Ми# он берёт в направлении Фа# («наружу»).
II часть: ПРАВАЯ РУКА
Первые четыре ноты т.33 — играя каждую «вниз», как бы декламируя их, но связно, без отпускания клавиш — что показано лигой в таком же т.41. Знак tenuto на Фа# не разрешает играть форшлаг «движением Куллака» (снизу вверх в смысле запястья). Затем идут взволнованные лиги — они требуют частого дыхания руки (запястье ходит «вниз-вверх», независимо от направления мелодии).
В т.36 на Фа# верхнего голоса нужна смена пальцев с 4-го на 5-й; в среднем голосе — скольжение 1-го пальца (воздушное, без давления).
В тт. 37 и 39 играйте с «завитками» в смысле запястья: два полных движения Куллака (т.е. на 1-й и 2-й долях будет «вверх-вниз») и подъём руки до конца такта, где её снятие, — чтобы затем можно было опуститься на сильную долю.
Средний голос в т.38 и 40 как бы «семенит» — 1 и 2 пальцы танцуют с грацией.
В тт.45 и 46 в течение лиги уровень руки поднимается; яркость и полнота верхних звуков создаём, поворачивая кисть по рисунку мелодии. Т.47 — более тёмный (он как бы «в тени елей» — за счёт среднего регистра); т.48 — быстрое раскрытие звучности, подобно вееру (на пассаже прибавляйте нажим). Триоли пусть»убегают вперёд» во время подъёма уровня руки.
В тт.61 и 62 все лиги (частые, кружащие голову) играются по принципу «вниз-вверх» в плане запястья. Всюду «движение Куллака», придающее звучанию тембровую яркость, открытость.
Тт.63-64: сначала повышение руки (1-2-3), затем она на уровне (1), после чего опускаемся на диезную кварту — чтобы при разрешении вновь выйти из кл-ры (тогда оно прозвучит прозрачно). Если бы мы «упали» на 1-й, чтобы затем взять кварту Соль#-До# жестом вверх, то она прозвучала бы резко, а последующее разрешение (Ми-Ля) из-за опускания руки стало бы слишком основательным, потеряло бы изящество.
Аппликатура, стоящая в издании Музгиза (1950г), хорошая; ради уверенности в игре её желательно выучить точно. Вилочки во II части — быстрое набегание и отступление звука; они выражают праздничную контрастность, яркость. Здесь Вальс из лирического становится танцевальным, чему способствует небольшое ускорение темпа (Poco piu mosso).
ЛЕВАЯ РУКА во II части
Т.33 — от басовой октавы Ми-Ми оттолкнитесь в направлении маленьких лиг, одновременно свешивая кисть. Обе лиги играются «вниз-вверх», в конце такта снятие руки.
Т.34 — двойные терции идут по верхнему голосу. Поучите их приёмом Метнера, играя нижний голос staccato e piano. Также поиграйте, исключая 2-й палец либо 3-й в двух начальных долях, покачивая рукой вокруг оси; запястье — «вниз-вверх». Последняя из терций (3-5 пальцами) берётся «вверх», со снятием руки.
Тт.35,37,39 — вальсовый аккомпанемент, уже описанный по поводу I части пьесы.
Т.36 — аппликатура 5-1-2-1-1 (с повтором 1-го пальца).
Т.38 и 40 — средний голос изящно «семенит».
Тт.45-48: аппликатура аккордов — по два раза 3-2-1, 4-2-1, 4-2-1, 3-2-1.
Тт.61-62: в аккордах будет 3-2-1, затем (arpeggiato) 5-3-2-1, дальше 3-2-1 и 5-4-2-1.
Тт.63-64: септима 5-1 («вниз», с осевым покачиванием) и терция 3-2 («вверх», снимая руку в направлении баса Ля — взяв который, тоже нужно будет снять её). На третью долю, т.е. перед началом репризы пьесы — молчание; для этого педаль снимается.
III часть — точное повторение первой. После неё идёт 5-тактовая кода: двойные ноты, соединённые парными лигами, играются как в начале пьесы — «вниз-вверх». Мелодический голос: 5-4,5-4,3-2 пальцы. Половинную ноту — аккорд 1-3-5 пальцами — можно разложить, если не хватает растяжения; держите две верхние ноты (кварту Соль#-До#), 1-й палец немного подведя к кисти. Сексту Ля-Фа# добавьте 1-2 пальцами, связав Фа# с Соль#. При малом растяжении руки верхний До# придётся отпустить. Пассаж из левой руки переходит в правую — смените педаль на 3-й доле (не до конца) и проинтонируйте кварту До#-Фа# ровным тембром, как будто её играет одна рука, а не разные. Педаль на пассаже — не выписанная в нотах, но интуитивно нужная — держится ровно два такта. Восьмые в правой руке играются на боковом растяжении (то есть кисть наклонена супинационно). Это позволяет без усилия исполнить кварту 2-3 и квинту 3-5 пальцами. На мизинце соберите кисть; к пассажу прибавляется одновременная терция (она 2-4) — запястье пойдёт «вниз». В этот момент левая рука берёт квинту 3-1 тоже «вниз», затем тоническую октаву (pianissimo) 5-1 пальцами — её вместе с правой рукой тотчас отпустите (почти staccato). Дайте аккорду «повисеть» в воздухе, затем спокойно, но точно (например, на третью долю) снимите педаль: музыка исчезает.
Описание «профессионального» исполнения Вальса может оттолкнуть своей детальностью. Зато здесь рассказано всё в точности; так играют, желая передать изменчивую картину чувств, не упрощая её. Попытайтесь разобрать маленький фрагмент Вальса, используя комментарий — возможно, этого будет достаточно для общего понимания мотивной фразировки. Может быть, надо было описать сами принципы, а не картину игры. Неудачный комментарий, не получилось сделать лучше. Простите!
Источник
Вальс ребикова елка ноты для фортепиано
Автор: Г. Пыстин
Год: 2006
Издательство: Окарина
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
В «Альбом популярных пьес» вошли 4 обработки для двух фортепиано, сделанные Г. Пыстиным. Пьесы сборника предназначены для исполнения в концертных программах и музыкально-педагогической практике, доступны для учащихся старших классов ДМШ.
Вальсы «На сопках Манчьжурии» и «Амурские волны» относятся к широко известным и часто исполняемым произведениям репертуара российских духовых оркестров. Они звучали в парках, на танцплощадках, в концертных залах. Неувядаемая красота и благородство музыки, ее независимость от времени и моды обусловили их необычайную популярность на протяжении XX в. Поэтому сегодня кажется, что «содержательное пространство» этих вальсов овеяно многими событиями отечественной истории.
Вальс из оперы-сказки «Елка» — тонкая лирическая Миниатюра часто исполнялась в переложениях для народного оркестра, гитары, баяна и т. д. Можно сказать, что своей известностью В. Ребиков — композитор, писатель и деятель культуры рубежа XIX веков -обязан именно этой пьесе. В обработке для двух фортепиано вальс Ребикова трактуется с позиций романтической шопеновско-фильдовской традиции. Романтическое, свободное прочтение «волшебно-сказочного» музыкального материала позволяет автору обработки включить в пьесу близкую по духу цитату из фортепианного концерта В. А. Моцарта (II часть).
Заключительная «Постлюдия» является результатом концертной обработки небольшого фрагмента, написанного в традициях русской романсовой лирики, из музыки А. Шнитке к мультфильму по рисункам А. С. Пушкина. Обработка посвящена канадской пианистке Доминик Морель — артдиректору фортепианно-дуэтных фестивалей в Квебеке.
СОДЕРЖАНИЕ:
- М. Кюсс. Амурские волны
- И. Шатров. на сопках Манчжурии
- В. Ребиков. Вальс из оперы-сказки «Елка»
- А. Шнитке. Постлюдия из музыки к мультфильмам по рисункам А.С. Пушкина
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Ребиков Елка
Перевод: Полный оценка. Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Для фортепиано только. Вальс. Таблицы II.
Перевод: Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Для фортепиано только. Вальс. Таблицы II. Механизмы и переложения.
Перевод: Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Для фортепиано в 4 руки. Вальс. Таблицы II. Механизмы и переложения.
Перевод: Танец китайских кукол. Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Таблицы II. Для фортепиано только. Выбор.
Перевод: Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Вокальные результаты.
Перевод: Поезд гномов. Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Таблицы II. Для фортепиано только. Выбор.
Перевод: Вальс. Рождественская елка , Op.21. Ребиков , Владимир. Таблицы II. Для фортепиано только. Выбор. Механизмы и переложения.
Перевод: Фортепианных произведений. Владимир Ребиков . Работы фортепиано, состоящие Владимира Ребикова . Piano Solo ноты. Для фортепиано.
Источник
В.Ребиков. Вальс из оперы-сказки Елка НОТЫ
Доступно: | 0 шт. |
Цена: | 10.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
Лот размещен: | 15/10/2016 15:09:28 |
Предложение действительно до: | 10/11/2016 12:21:28 |
Лот находится в городе: | Тамбов (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | Бесплатно! |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Доставка по тарифам почты. Точную сумму узнавайте у продавца до покупки. | |
Оплата: Банковская карта, Яндекс.Деньги, Контакт, Почтовый перевод. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№37674356 |
В.Ребиков. Вальс из оперы-сказки «Елка». — Л.: Музыка, 1964. — 5 с.
Доставка и оплата
Доставка : Почта России
Стоимость доставки : по тарифам почты + 25 р. почтовый пластиковый конверт. Антивандальная упаковка в картон — бесплатно.
Покупая несколько лотов, вы экономите на доставке за счет их объединения в одну посылку. Но не все лоты можно объединить. Данный вопрос уточняйте до покупки.
Оплата : карта Сбербанка
Отправка лотов : в течение трех рабочих дней после получения оплаты. Трек-номер посылки сообщается покупателю в обязательном порядке.
Источник