Чайковский Пётр Ильич — Вальс Цветов
в 4 руки
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец — Илья Петрович Чайковский (1795 — 1880).
Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).
Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).
Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»
Источник
«Вальс цветов из балета “Щелкунчик”»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты классического произведения П.И. Чайковского, известного как «Вальс цветов из балета “Щелкунчик”» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Вальс цветов из балета “Щелкунчик”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (ансамбль)
«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.
Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.
Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.
Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.
Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.
Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».
Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!
Источник
Вальс цветов
«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.
Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.
Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.
Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.
Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.
Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».
Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!
Источник
Альбом классического вальса
Библиотека пианиста любителя
Нотные сборники для фортепиано
Альбом классического вальса
Том 1
для фортепиано
Составление и общая редакция К.С. Сорокина
«Советский композитор», 1986г.
номер с7630к
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
В.-А. МОЦАРТ
Четыре вальса
Шесть вальсов
М. ОГИНЬСКИЙ. Три вальса
Л. БЕТХОВЕН
Два лендлера
Три немецких танца
А. ДИАБЕЛЛИ. Вальс
К.-М. ВЕБЕР
Последний вальс
Шесть вальсов
Ф. ШУБЕРТ. Шесть вальсов
Й. ЛАННЕР. Романтики
Р. ШУМАН
Два вальса
Благородный вальс из «Карнавала»
Ф. ШОПЕН
Пять вальсов
РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
О. КОЗЛОВСКИЙ. Два вальса
А. ЖИЛИН. Четыре вальса
А. АЛЯБЬЕВ. Вальс
А. ГРИБОЕДОВ. Два вальса
И. ГЕНИШТА. Вальс
И. ЛАСКОВСКИЙ
Вальс
Вальс-скерцо
Н. ТИТОВ. Два вальса
А. ЕСАУЛОВ
Меланхолический вальс
Вальс
А. ВАРЛАМОВ. Вальс
М. ГЛИНКА
Прощальный вальс
Два вальса
Вальс-фантазия
В. ОДОЕВСКИЙ. Сентиментальный вальс.
М. ТИТОВ. Вальс
А. ДАРГОМЫЖСКИЙ. Табакерочный вальс
СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
М. ГЛИЭР
Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
Вальс из балета «Медный всадник»
Ю. ШАПОРИН. Вальс из оперы «Декабристы».
С. ПРОКОФЬЕВ
Вальс (соч. 65 № 6)
Вальс из оперы «Война и мир»
Отъезд Золушки на бал. Вальс из балета «Золушка»
Мефисто-вальс из музыки к кинофильму «Лермонтов»
И. ДУНАЕВСКИЙ
Лунный вальс из музыки к кинофильму «Цирк»
Вальс из музыки к кинофильму «Кубанские казаки»
Школьный вальс
Краткие сведения о композиторах
Скачать ноты
Альбом классического вальса
Том 2
для фортепиано
Составление и общая редакция К.С. Сорокина
«Советский композитор», 1987г.
номер с972к
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
- Ф. ЛИСТ.
- Забытый вальс № 1
- Вальс-экспромт
- Дж. ВЕРДИ. Вальс из оперы «Травиата».
- Ш. ГУНО. Вальс из оперы «Фауст»
- Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта».
- С. МОНЮШКО
- Багатель (в форме медленного вальса)
- Вальс
- Б. СМЕТАНА. Два вальса
- И. ШТРАУС
- Ты и ты. Соч. 367
- О прекрасный май! Соч. 375
- Розы юга. Соч. 388
- И. БРАМС
- Три вальса. Соч. 39 № 2, 9, 15.
- Песни любви (три вальса). Соч. 52а № 2, 7, 8
- Ф. ЛИСТ.
- РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- А. РУБИНШТЕЙН. Вальс-каприс
- Ц. КЮИ. Вальс. Соч. 31 № 2
- М. БАЛАКИРЕВ. Вальс № 6
- П. ЧАЙКОВСКИЙ
- Святки. Из цикла «Времена года». Соч. 37 bis № 12
- Вальс. Соч. 40 № 9
- Сентиментальный вальс. Соч. 51 № 6
- Наталия-вальс
- Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
- СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- А. ГЕДИКЕ. Маленький вальс. Соч. 1
- Ан. АЛЕКСАНДРОВ. Вальс из сюиты «Отзвуки театра». Соч. 60 № 4
- Л. РЕВУЦКИЙ. Вальс
- В. КОСЕНКО. Вальс. Соч. 15 № 6
- А. ХАЧАТУРЯН. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». Вальс-каприс.
- Краткие сведения о композиторах
Скачать ноты
Альбом классического вальса
Том 3
для фортепиано
Составление и общая редакция К.С. Сорокина
«Советский композитор», 1988г.
номер с1857к
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
- М. КЛЕМЕНТИ. Вальс
- Д. РОССИНИ. Вальс
- Ж. ОФФЕНБАХ. Вальс Олимпии из оперы «Сказки Гофмана».
- К. СЕН-САНС. Канарский вальс. Соч. 88.
- Л. ДЕЛИБ. Вальс из балета «Коппелия»
- А. ДВОРЖАК. Вальс. Соч. 54 № 1
- Э. ГРИГ.
- Вальс. Соч. 38 № 7
- Вальс. Соч. 12 № 2
- Дж. ПУЧЧИНИ. Вальс Мюзетты из оперы «Богема»
- К. ДЕБЮССИ
- Романтический вальс
- Медленный вальс
- Я. СИБЕЛИУС
- Маленький вальс. Соч. 40 № 1
- Грустный вальс из музыки к драме А. Ярнефельта «Куолема»
- Ф. КРЕЙСЛЕР. Радость любви. Вальс
- М. РЕГЕР. Вальс. Соч. 22 № 1
- М. РАВЕЛЬ. Два вальса («Благородные и сентиментальные вальсы» — № 3, 4).
С. СКОТТ. Сентиментальный вальс - А. КАЗЕЛЛА. Диатонический вальс.
- РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- Н. РИМСКИИ-КОРСАКОВ. Вальс. Соч. 15 № 1
- А. ЛЯДОВ.
- Вальс. Соч. 9 № 1
- Музыкальная табакерка. Вальс-шутка. Соч. 32
- А. АРЕНСКИЙ
- Вальс. Соч. 36 № 7
- Вальс.
- А. ГЛАЗУНОВ
- Вальс. Соч. 42 № 3
- Вальс из балета «Раймонда»
- А. ГРЕЧАНИНОВ. Вальс. Соч. 61 № 5.
- В. РЕБИКОВ
- Меланхолический вальс. Соч. 3 № 3
- Вальс из оперы-сказки «Елка». Соч. 21.
- Н. ЛЫСЕНКО. Меланхолический вальс. Соч. 17 №1
- СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- Л. ПОЛОВИНКИН. Вальс «Кукла»
- Д. КАБАЛЕВСКИЙ. Вальс из оперетты «Весна поет» Медленный вальс. Соч. 39 № 23
- Д. ШОСТАКОВИЧ
- Лирический вальс
- Вальс-шутка из сб. «Танцы кукол»
- Вальс из музыки к кинофильму «Златые горы»
- В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ. Лирический вальс из оперетты «Самое заветное»
- Н. РАКОВ. Медленный вальс
- Т. ХРЕННИКОВ. Вальс
- Г. СВИРИДОВ. Вальс из музыки к кинофильму «Метель» (по повести А. С. Пушкина)
- К. КАРАЕВ. Вальс из балета «Семь красавиц»
- Краткие сведения о композиторах
Скачать ноты
Альбом классического вальса
Том 4
для фортепиано
Составление и общая редакция К.С. Сорокина
«Советский композитор», 1989
номер с3958к
(pdf, 8.77 Мб)
Предлагаемое любителям музыки издание «Альбом классического вальса» включает написанные в форме вальса пьесы зарубежных, русских и советских композиторов. В истории мировой музыкальной культуры, пожалуй, не было более популярного и демократичного танца, чем вальс (weller, walzen, walzen — кружиться, скользить). Многие танцы оспаривают право считаться предшественниками, прообразами вальса, но ближе всего к нему лендлер (крестьянский вальс) — парный круговой танец в трехдольном размере, распространенный в Австрии, Чехии, Германии.
Появившись во второй половине XVIII века, вальс противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту и непринужденность, естественность и живость движений. Каждый народ придал ему свой национальный колорит. Русский вальс с его своеобразной, подлинно народной мелодикой — также самобытное национальное явление.
С начала ХIХ века вальс буквально покорил весь мир, продолжая привлекать внимание и до нашего времени. Трудно представить композитора» который не отдал бы дань в своем творчестве этому увлекательному танцу. Моцарт одним из первых среди крупнейших композиторов неоднократно обращался к жанру вальса. В творчестве Шопена, Шуберта, Вебера, Шумана и др. этот жанр получил широкое распространение и дальнейшее развитие. Иоганн Штраус создал лучшие образцы венского вальса.
Жанровые свойства вальса — типичные ритмические и мелодические обороты, своеобразие аккомпанемента — нашли широкое применение и вне формы вальса, оказав большое влияние на музыкальное творчество XIX — XX веков. В русской музыке особенно ярко проявились поэтизация и симфонизация вальса “Вальс-фантазия” Глинки; в операх, симфониях, сюитах, балетах и романсах Чайковского). Способный воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств — от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики, вальс глубоко проник в область музыкальной лирики (от Алябьева, Варламова, Глинки до Глазунова и современных советских композиторов).
Составитель поставил себе задачей собрать наиболее значительные и ценные в художественном отношении образцы разных видов вальса с момента его возникновения и до наших дней. Значительная часть издания посвящена оригинальным фортепианным сочинениям, но имеются также вальсы из опер, балетов, оперетт и театральных постановок в переложении для фортепиано. Кроме пьес выдающихся композиторов включены некоторые вальсы и менее известных авторов, прошедшие сквозь фильтр времени (Дюрана, Годара, Мошковского и др.).
Все собрание разделено на четыре тома, из которых каждый делится на три раздела — вальсы зарубежных, русских и советских композиторов. Материал изложен в хронологическом порядке. В конце каждого тома представлены краткие сведения о композиторах.
К. Сорокин
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
- К. СИНДИНГ. Вальс. Соч. 59 № 4
- Э. МАК-ДОУЭЛЛ. Грустный вальс. Соч. 46 № 6
- Р. ШТРАУС. Вальс из оперы „Кавалер роз»
- Э. МЕЛАРТИН. Вальс бабочек. Соч. 22 № 17
- С. ПАЛЬМГРЕН. Вальс. Соч. 22 № 10
- Б. БАРТОК. Вальс
- 3. КОДАЙ. Маленький вальс
- И. ХАННИКАЙНЕН. Вальс. Соч. 17 № 1
- П. ХИНДЕМИТ. Бостон
- Ф. ПУЛЕНК. Вальс
- РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- А. СКРЯБИН. Два вальса. Соч. 1, соч. 38
- С. РАХМАНИНОВ. Вальс. Соч. 10 № 2
- И. СТРАВИНСКИЙ. Вальс из сюиты „Три легкие пьесы».
- СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- Н. МЯСКОВСКИЙ. Вальс. Соч. 73 № 4
- Я. СТЕПОВОЙ. Маленький вальс
- А. ЛЕПИН. Выпускной бал. Вальс
- Е. ГОЛУБЕВ. Прерванный вальс. Соч. 27 № 24
- С.ТУЛИКОВ. Вальс
- К. ХАЧАТУРЯН. Вальс из оперетты „Простая девушка».
- Г. ГАЛЫНИН. Вальс
- Ф.АМИРОВ. Вальс
- К. МОЛЧАНОВ. Мелиховский вальс
- А. ЭШПАЙ. Вальс
- А. ХОЛМИНОВ. Вальс из кинофильма „В стране равноправия»
- Р. ЩЕДРИН. Котильон из балета „Анна Каренина».
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- О. ДЮРАН. Вальс. Соч. 83 № 1
- Б. ГОДАР. Вальс. Соч. 56 № 2
- М. МОШКОВСКИЙ. Вальс. Соч. 34 № 1
- Краткие сведения о композиторах
Скачать ноты
Источник