- Урок 5. Основные гитарные переборы
- Вальсовый перебор
- Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде (вальсовый перебор)
- Перебор восьмерка
- Урок 18. Простой вальсовый бой
- Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде
- Aerosmith — Cryin
- ВАЛЬСОВЫЙ ПЕРЕБОР на гитаре и песни — бардовый щипковый перебор
- Играем вальсовый бой на гитаре — простые способы
- Как играть вальсовый бой на гитаре
- Простой вальсовый бой
- Щипковый вальсовый бой на гитаре
- Сложный вальсовый бой
- Как играть вальс на гитаре?
- Особенности
- Подготовка
- Обзор схем
Урок 5. Основные гитарные переборы
Вальсовый перебор
Называется так потому, что им играются вальсовые песни.
У многих вальс ассоциируется с военными временами и танцующими дедушками с бабушками в парках на День Победы.
Вальс этим не ограничивается!
Вот примеры песен в вальсовом размере:
Metallica — Nothing else matters
CHAD KROEGER — HERO
Aerosmith — Crazy
Ария — Штиль
Наутилус помпилиус — Прогулки по воде
Играется вальсовый перебор так:
Б-3-2-1-2-3
Здесь и далее:
Б – бас
Цифры – номера струн, которые надо играть.
Бас всегда играется большим пальцем.
Остальные струны – первым, вторым и третьим пальцем.
Вспомним обозначения пальцев:
1 – указательный
2 – средний
3 – безымянный
Во всех переборах:
- третья струна играется первым пальцем
- вторая струна – вторым пальцем
- первая струна – третьим пальцем
Короче, как пальцы расположены – так и играется.
Бас играем вниз, все остальное защипыванием вверх.
Бас играется в зависимости от аккорда.
Посмотрите схемы аккордов из предыдущих уроков.
Бас играем всегда тот, который для данного аккорда самый левый на схеме.
Например, для аккорда D в качестве баса играется 4 струна (т.к. 5 и 6 не входят в аккорд)
Для аккорда G и E – 6, для Ам — 5 и т.д.
Со временем, постепенно вы запомните, какой бас в каком аккорде играть.
Кстати, эти басы совпадают с тоникой аккорда. Т.е. они являются основной нотой в аккорде, поэтому их и играем в первую очередь.
Зажмите любой аккорд и поиграйте этот перебор побольше.
Затем отработайте этот перебор на наших любимых последовательностях:
Em Am C D
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Если перебор повторяется несколько раз на 1 аккорд, то для разнообразия лучше по очереди менять бас на тот, что на схеме аккордов справа от основного.
Например, перебор 2 раза на аккорд Ам может выглядеть так: 5-3-2-1-2-3-4-3-2-1-2-3
(здесь 5 и 4 – басс)
Для примера сыграем этот перебор на аккордах Am Dm E Am
По 2 перебора на аккорд.
На Am басом будет сначала 5 струна, потом 4.
На Dm два раза четвертая (ибо других вариантов нет)
На E шестая, потом пятая.
Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде (вальсовый перебор)
Отработайте вальсовый перебор, сыграв песню Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде
Аккорды:
Вступление (каждый аккорд играть по 2 раза):
Em B7 Am Em
Em B7 Am Em
Припев (каждый аккорд по 1 разу):
G D Am Em
G D Am B7
G D Am Em
C G Am B7
Видео вальсовый перебор на примере Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде
Перебор восьмерка
Восьмерка состоит из 8 ударов, поэтому так называется.
Играется следующим образом:
Б-3-2-3-1-3-2-3
Принцип такой же, как в вальсовом переборе (см. выше)
Отработайте восьмерку на аккордах:
Em Am C D
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Видео перебор Восьмерка
Есть другая разновидность перебора восьмерка:
Б-3-2-3-1-2-3-2
На мой вкус, она звучит более мягко.
Этим перебором (с небольшими вставками) довольно неплохо звучит первая часть песни Ария – Беспечный ангел
Аккорды
G Em C G
G Em C D
Am G D Am
D Em C D
Видео перебор восьмерка на примере Ария – Беспечный Ангел
Источник
Урок 18. Простой вальсовый бой
Вальсовых песен существует не так много, где-то процентов 10 от общего числа, а может еще меньше. Это связано с тем, что обычные песни размером 4/4 лучше качают, такой размер приятнее для внутренних ритмов человека, лучше воспринимается и лучше раскачивает. Поэтому в основном песни пишут в размере 4/4.
Хотя, это не значит, что вальсовые песни не надо играть, среди них есть действительно абалденные.
Вальсовый размер — 3/4 или 6/8. Что это значит? Это значит, что если можно напеть «раз-два-три-раз-два-три» — песня вальсовая. И ее нужно играть либо вальсовым перебором, либо вальсовым боем, либо вальсовым щипком. Вальсовый перебор смотри в одном из предыдущих уроков, а сегодня разберем простой вальсовый бой.
Играется он следующим образом:
Как видим, в нем 6 ударов, точно так же, как в вальсовом переборе. В этом бое, как вы наверно заметили, 2 раза повторяется конструкция вниз-вверх-вниз.
Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде
Вальсовым боем можно сыграть, например, Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде
Аккорды следующие:
Запев (по 2 боя на аакорд):
Em B7 Am Em
Em B7 Am Em
Припев (по 1 бою на аккорд):
G D Am Em
G D Am B7
G D Am Em
C G Am B7
Aerosmith — Cryin
Еще одна замечательная песенка, играемая простым вальсовым боем.
Intro
A#5 C5 F5 G5
A#5 C5 F5 G5
A#5 C5 F5 G5
A#5 C5 F5 G5 A#5
Во вступлении аккорды с пятерками. Это квинты. О них в следующих уроках. Если кратко, нужно взять каждый аккорд на баррэ, как будто бы он мажорный, но играть только 3 толстых струны из него.
Verse 1
A E
there was a time
F#m C#m
when I was so broken-hearted
D A E
love wasn`t much of a friend of mine
A E
the tables have turned, yeah
F#m C#m
`cause me and them ways have parted
D A E
that kind of love was the killin` kind — listen
G D G D
all I want is someone I can`t resist
C G E
I know all I need to know by the way that I got kissed
Chorus
A E
I was Cryin` when I met you
F#m D A
now I`m tryin` to forget you
E D
[your] love is sweet misery
A E
I was Cryin` just to get you
C#m D A
now I`m dyin` `cause I let you
E D
do what you do, down on me
Источник
ВАЛЬСОВЫЙ ПЕРЕБОР на гитаре и песни — бардовый щипковый перебор
Сегодня мы обратимся к вальсовому перебору, которым традиционно играют свои авторские песни разношерстные барды… Хотя вальсовый гитарный перебор подходит не только для бардовской песни 🙂
Песни вальсовый перебор — песни (и аккорды к ним), которые играются вальсовым перебором:
Изгиб гитары желтой
Am Dm E7 Am
Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,
Am Dm G C
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Gm A7 Dm G7 C A7
Качнется купол неба — большой и звездно-снежный.
Dm Am E7 F
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Тонкая рябина
Am Dm
Что стоишь, качаясь,
E Am
Тонкая рябина,
A7 Dm
Головой склоняясь
E Am
До самого тына?
A7 Dm
Головой склоняясь
E Am
До самого тына
Булата Окуджава — Грузинская песня
Am
Виноградную косточку
Dm
в теплую землю зарою,
G
И лозу поцелую, C E
и спелые гроздья сорву,
Юрий Визбор. Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…
Am Dm E Am
Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой.
Am Dm E Am
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
Визбор Юрий – Милая моя (Солнышко лесное)
Em Am D G
Милая моя, солнышко лесное,
Em Am H7 Em
Где, в каких краях встретишься со мною?
Крематорий — Мусорный ветер
Em H7
Мусорный ветер — дым из трубы,
Em H7
Плач природы, смех сатаны,
C H7
А всё от того что мы
C H7
Любили ловить ветра
Em
И разбрасывать камни.
Ой, мороз, мороз на гитаре
Am E Am E Am G C
Ой, мороз, мороз, не морозь меня,
C G Am G Am E Am
Не морозь меня, моего коня.
Ария — штиль
Dm C Csus4 C
Штиль. Ветер молчит,
Gm Dm
Упал белой чайкой на дно.
Dm C Csus4 C
Штиль. Наш корабль забыт
Gm Dm
Один, в мире скованном сном.
Bb
Между всех времен
C Csus4 C
Без имен и лиц
Bb
Мы уже не ждем,
Am7
Что проснется бриз.
Источник
Играем вальсовый бой на гитаре — простые способы
Один из самых распространенных приемов аккомпанемента – это вальсовый бой. Может показаться, что он используется в основном для простых дворовых или шансона. Но следует помнить, что танец (от которого и пошел этот ритм) уходит корнями в 17 век. Поэтому этим способом аккомпанируют весьма благородные романсы, баллады. Часто применяют и в классической гитаре для сопровождения песни. Мы рассмотрим эстрадные варианты, которые играют как начинающие, так и более опытные гитаристы.
Как играть вальсовый бой на гитаре
Рассмотрим сначала техническую сторону. Бой можно исполнять как пальцами, так и медиатором. Состоит из двух частей:
- Игра баса.
- Ритмичный средний + верхний голос.
Бас выполняет важную роль в ведении нижнего голоса. Порой выстраивается в узнаваемую линию, за счет которой произведение становится уникальным. Обычно желательно ярко выделять этот штрих. Для этого используется медиатор, ноготь (медиаторный коготь). Проще играть пальцем. После удара по басовой струне (вниз) есть два варианта:
- Она продолжает звучать.
- Она глушится (опять же большим).
Медиатором попасть сложнее, возможно придется глушить ноты, которые создадут ненужные звуки.
Еще есть возможность обозначить бас, но не попадать точно по нему. Достаточно быстро провести фалангой по басовым струнам (не выделяя какую-либо из них), попав в долю.
Второй элемент исполнения – движение по остальным нотам. В зависимости от песни их количество – 2, 4 или 6. Их рассмотрим чуть ниже. Сейчас же для примера возьмем классическую схему «раз-два-три».
Извлекаем вниз или вниз-вверх – указательным, либо несколькими, либо медиатором.
Простой вальсовый бой
Обычно на нем делается акцент, его мы выделяем, остальную часть играем чуть тише. Затем исполняем два вниз подряд (не глушим) по 1-3 или 1-4.
Такой вальсовый бой на укулеле подойдет для простых шлягеров, которые разучивают новички на этом инструменте.
Щипковый вальсовый бой на гитаре
Здесь удары заменяются щипком 2 или 3 струн. За первую отвечает безымянный, за 2 – средний, а за 3 – указательный. Щиплем подушечками в направлении вверх.
Сложный вальсовый бой
В этой разновидности применяются 3 и более стрелки вверх и вниз. Александр Розенбаум часто использует разные вариации. Их можно услышать и у группы Ария в песне «Штиль». Давайте рассмотрим схему сложного вальсового боя на ее примере.
Как видите, после исполнения баса (который также заменяется ударом вниз), необходимо сыграть 4 чередующихся. Его особенность в том, что на протяжении произведения следует соблюдать танцевальность и трехдольную пульсацию. Для этого нужно послушать несколько известных вальсов (например, «Мой ласковый и нежный зверь») и внимательно вслушаться в ритм.
Еще одним нюансом может стать приглушка. На примере А. Розенбаума «Послепобедный вальс».
На «вниз» приходится глушение. Александр Яковлевич выполняет его указательным пальцем (как и в большинстве своих аккомпанементов).
Мы описали основные варианты вальсовой пульсации. Для каждой конкретной песни можно добавлять свои нюансы, например смещение сильной доли. Для этого необходимо внимательно послушать желаемое произведение.
Видеоурок, как играть на гитаре вальсовый бой:
Источник
Как играть вальс на гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Среди множества видов гитарного аккомпанемента особое место занимают вальсовые бои. Они имеют не только традиционную технику и популярные схемы игры, но и более сложные ритмические рисунки, которые нередко рождаются у профессиональных музыкантов непосредственно во время аккомпанемента.
Особенности
Песен на вальсовый ритм значительно меньше тех, что играются в тактовом размере 2/4 или 4/4. Ритм вальса же звучит в размере на три доли, к которым относятся: 3/4, 3/8 либо 6/8. Последний является, по сути, тактовым размером, состоящим из двух метроритмических фигур на 3/8 (3/8+3/8). Ритмический рисунок вальса ограничен тремя долями, акцент из которых практически всегда падает на первую. Особого разнообразия боя из таких стандартных границ получить довольно трудно.
Вальс на гитаре может играться следующими способами:
- арпеджио (перебором) пальцами либо медиатором;
- щипком пальцами;
- разными видами боя с помощью пальцев или медиатора.
Из арпеджио подходят следующие варианты:
Ниже приведены примеры переборов для вальсового аккомпанемента. В этих примерах на сильную долю (счёт «раз») всегда играется бас. Это — традиционные виды аккомпанемента под вальсовую мелодию.
Щипковые способы аккомпанемента тоже начинаются со звучания на первой доле басовых струн, но далее, если сравнивать с арпеджио, звуки аккорда извлекаются не поодиночке на каждый счёт, а одновременно целым созвучием (аккордом). Ниже — несколько примеров щипкового вальсового аккомпанемента.
Бас обычно не глушат ни в переборах, ни в игре щипком — он должен звучать на протяжении всей ритмической фигуры. А вот щипковые элементы (аккорды), наоборот, должны звучать чётко, ритмично.
Поэтому пальцы после извлечения аккорда нужно сразу же поставить обратно на струны, чтобы заглушить их до следующего щипка.
Есть более сложные варианты аккомпанемента в ритме вальса, где после баса извлекаются звуки смешанного характера (и одиночные по типу арпеджио, и щипковые). Чтобы стало понятней, ниже представлен один из примеров аккомпанемента такого вида:
Но последний пример не являются каким-либо необычным. Такой аккомпанемент относится в гитарной учебной литературе к арпеджио.
Что касается видов вальсового боя, то об этом подробней изложено ниже по тексту.
Подготовка
Чтобы научиться играть вальсовый бой, необходимо понять ритм вальса и правильно действовать при выполнении ударов по струнам разными пальцами правой руки или медиатором.
Кроме того, нужно разбираться в обозначениях, принятых среди гитаристов для записи боев.
Вальс — это танец, ритм которого в тактовом размере 3/4 или 3/8 можно считать так: «Ум-па-па». Здесь «Ум» означает бас и сильную долю, требующую динамического выделения (играть громче), а «па-па» – два аккорда, которые следуют друг за другом (играются чуть тише баса, но более отрывисто). Все элементы счёта должны воспроизводиться равномерно, не задерживаясь и не извлекаясь, наоборот, раньше времени. Всё равномерно: «Ум-па-па» (или «раз-два-три»).
Пример схемы простейшего вальсового боя:
Условные обозначения на приведённой схеме:
- P – большой палец правой руки;
- i – указательный палец правой руки;
- ↑ – направление удара по струнам сверху вниз;
- ↓ – направление удара по струнам снизу вверх;
- П – удар медиатором сверху вниз по струнам;
- V – удар медиатором снизу вверх по струнам.
Следует заметить, что направления ударов стрелками в обозначениях других авторов может иметь противоположное значение (знак ↑ – удар снизу вверх по струнам, а знак ↓ – удар сверху вниз).
Представленный выше пример ритмической схемы боя медиатором или пальцами играть следует по следующему алгоритму:
- на счёт «Ум» извлекается бас пальцем или медиатором ударом по струне №6 сверху вниз (знак «П» — для медиатора, буква «P» – для большого пальца правой руки);
- на счёт первого «па» производится удар по струнам вниз (↑) медиатором («П»), начиная со струны №5 (струну №6 не следует глушить) или указательным пальцем («i»);
- на счёт второго «па» медиатор или указательный палец движется назад, то есть снизу вверх (↓), задевая три или четыре тонкие струны.
Желательно второй удар по струнам (снизу вверх) сразу же приглушить, наложив на струны ребро ладони правой руки. Новички могут потренироваться над таким приёмом глушения струн — он пригодится для любого боя в дальнейшем.
А теперь можно перейти к обзору и разбору некоторых других схем вальсового боя, среди которых будет один довольно сложный для начинающих.
Обзор схем
Сначала — простые виды вальсового боя на тактовые размеры 3/4 или 3/8. Они подойдут и для размера 6/8 (только в нём будут содержаться две одинаковые ритмические структуры боя размера 3/8).
Схема первая:
Играется так:
- на «раз» – удар по двум-трём басовым струнам большим пальцем (или медиатором) сверху вниз;
- на «два» – удар указательным пальцем (медиатором) по трём-четырём тонким струнам снизу вверх;
- на «три» – заключительный удар вниз указательным пальцем (медиатором).
Заключительный удар лучше заглушить.
Не нужно забывать: первый удар на счёт «раз» играть с акцентом. Этот звук пусть длится как можно дольше.
Впрочем, данная схема боя мало чем отличается от разобранного выше. Поменялись лишь направления ударов на счета «два» и «три». А также большой палец или медиатор извлекают не конкретный бас, а созвучие двух или трёх басовых струн, что, конечно, на слух выглядит иначе.
Другой вариант этого боя — играть конкретный бас или два разных, меняя их поочерёдно через такт, а удары указательным пальцем оставить без изменений.
Схема вторая:
Этот бой нужно играть под счёт с «и» следующим образом:
- на счёт «раз и» звучит удар по басовым струнам сверху вниз;
- со счёта «два» производятся удары по четырём или трём тонким струнам так называемым переменным штрихом: на «два» – удар вниз, на «и» – удар снизу вверх, на «три» – вниз, на «и» – удар вверх.
До этого примера производились действия по извлечению звуков только на четвертные доли, а теперь появились восьмые длительности. Поэтому счёт дополнился союзом «и», чтобы удобнее было считать короткие звуки ритма.
Схема третья (более сложный ритмический рисунок):
В этом виде боя появился ещё один элемент — знак «Х» на всех полосках (струнах) табулатуры, попадающий на счёт «три». Это значит, что в этом месте необходимо заглушить все струны (или только звучащие) посредством ребра ладони (либо кулаком) правой руки.
Глушение необходимо выполнить довольно резко, добиваясь получения звука, напоминающего щелчок. Этот перкуссионный звук улучшит бой, разнообразит его.
Этим обзором виды вальсового боя не ограничиваются. Однако для начинающих они станут своеобразной базой, на основе которой можно построить и другие, возможно, более сложные и интересные схемы.
Главное, знать основы, а с опытом придёт и свой личный стиль, и импровизация. При аккомпанировании вальсовым мелодиям необходимо держать основной танцевальный ритм, а уже на него «нанизывать» дополнительные детали (перкуссию, проходящие басы и подголоски).
Источник