Валторна труба туба гитара
Медные духовые
В эту группу входят валторна, труба, тромбон, туба. Медные духовые инструменты получили название благодаря металлу, из которого они изготовляются. В настоящее время это сплавы меди, латуни, цинка, никеля и серебра. Различие между деревянными и медными заключается в их конструкции и способах звукоизвлечения. Так же, как и у деревянных, звучащим телом у медных является столб воздуха, заключённый в трубке. Чем длиннее трубка, тем более низкий звук издаёт инструмент. Функцию камышовой трости выполняют только губы исполнителя. Приспособление для извлечения звука – мундштук. Это металлический наконечник в форме воронки или чашечки, внутри которого вибрируют губы, и через которое воздух попадает в инструмент. Те или иные звуки образуются в зависимости от напряжённости губ. Для низких звуков необходима меньшая их плотность, для высоких – большая напряжённость. Губы музыканта, слитые с мундштуком, называют амбушюр. Для изменения высоты звука служат вентили, удлиняющие столб воздуха на нужный отрезок, а у тромбона – передвигающаяся дополнительная трубка – кулиса. Вместо слога
«ту-ку» (у деревянных) на трубе и валторне произносится «та-ка», а на тромбоне и тубе – «дю». Звуковые эффекты – фрулато, глиссандо, применение сурдины.
Медная группа оформилась позже других оркестровых объединений. В виртуозности, функциональной выразительности уступает смычковым и деревянным. Но зато медная группа превосходит всех силой звука. Это опора оркестра в f . В оркестровом tutti медь создаёт сочную, яркую и блестящую звучность.
Разнообразны по характеру и сами медные инструменты. Внутри медной группы нередко образуется четырёхголосный хор. Валторны образуют самостоятельный квартет, три тромбона и туба в низком регистре объединяются в группу тяжёлой меди. До изобретения вентильного механизма звукоряд валторны и трубы зиял значительными пустотами. Такие инструменты позволяли извлекать не более 15 открытых звуков. В результате изобретения введения вентильной системы ограничения в звукоряде и технике исчезли. Вентиль – это укреплённый на корпусе открывающийся и закрывающийся добавочной трубкой клапан, который изменяет основной звук. Трёх вентилей достаточно, чтобы получить полный хроматический звукоряд.
Валторна
Происходит от немецкого wald horn .
В средние века сигналы рогов возвещали начало охоты. Сильный, красивый звук раздавался на торжественных придворных церемониях, состязаниях.
В звуковых возможностях инструмент был ограничен. На нём можно было извлекать лишь натуральный звукоряд. В первые десятилетия 19 века изобрели механизм вентилей – постоянную систему трубок (крон), позволяющих получить полную хроматическую гамму.
Валторна – левосторонний инструмент. Диапазон – 3,5 октавы – от «до» большой октавы до «фа» второй октавы. Её звук полный, мягкий. Строй валторны – in F (квинтой вниз). Три вентиля валторны понижают натуральную скалу последовательно на 1 тон, полтона и полтора тона.
Нижние ноты, записываемые в басовом ключе, нотируются на октаву ниже по сравнению с их записью в скрипичном. Так у валторны in F ноты, записанные в скрипичном ключе, будут реально звучать на квинту ниже, в то время, как ноты, записываемые в басовом ключе – на кварту выше их начертания.
Техника игры на валторне
Валторна особенно пригодна для извлечения длинных нот (педалей) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха ней относительно невелик (разумеется, не в самом нижнем регистре, а также и не в наиболее напряжённых звуках верхнего 16го обертона); attacca на валторне в p несколько «ленивая» и не столь отчетливая, как на других медных духовых; legato – идеальное.
Стаккатная техника валторны весьма стремительна; на ней, кроме простого staccato , возможен «двойной» и «тройной» язык. Правда, быстрое staccato валторны имеет несколько вязкий, «воркующий» характер и не так отчетливо, как, например, на трубе.
Низкий регистр, по ощущениям губами обертонов, весьма отличается от ощущения верхних обертонов. Поэтому быстрая смена крайних регистров без постепенного перехода в интонационном отношении опасна. Лучше всего выходят скачки не более чем на октаву.
Поэтому в оркестре валторны делятся на 2 группы: на одних преимущественно извлекают более высокие звуки (1, 3, 5 валторны, т.е первые валторны каждой пары), другие специализируются на интонационно устойчивом извлечении более низких звуков (2, 4, 6 валторны, т.е вторые валторны каждой пары).
По силе звука валторна в f примерно вдвое слабее других медных духовых, и поэтому в f валторны выступают среди прочих медных духовых по две на один звук (удвоены). В свою очередь, валторны в f соответственно вдвое сильнее любого деревянного духового инструмента.
В p разница между валторной, трубой и деревянными инструментами сглаживается и остаётся лишь различие в тембре звука, его плотности и характере attacc ’и.
Сурдины на валторне применяются крайне редко; многие валторнисты их вообще не имеют. Причина заключается в том, что тембр засурдиненных звуков очень сходен с тембром так называемых «закрытых звуков», а самый эффект во втором случае достигается гораздо проще (посредством ведения кисти правой руки в раструб инструмента).
Одной из разновидностей закрытого звука является застопоренный звук, исполняемый сильным sf при одновременном глубоком ведении кисти в раструб инструмента. «Застопоренные звуки» отличаются резким, звенящим металлическим тембром.
Закрытые звуки обозначаются знаком +, а последующий открытый звук —
знаком 0 (иногда пишут словами offen , gest ö pft – нем).
Своеобразным эффектом является возможное и на других медных инструментах, но особенно яркое на валторне glissando , которое исполняется перебиранием губами близких друг к другу обертонов какой-нибудь натуральной скалы.
Эффекты игры раструбом вверх употребляется для получения очень сильного, яркого звука и исполняется исключительно на открытых звуках и в медленном темпе (т.к. раструб отодвигается от исполнителя, а левая рука находится в неудобном положении).
В целом валторна является инструментом довольно подвижным. На ней хорошо выходят гамообразные и арпеджированные пассажи, повторяющиеся ноты, скачки и т.д. Как и на других медных инструментах, техника тем отчётливее, а звук тем ярче, чем меньше количество альтерированных нот участвует в пассажах.
За последнее время вентильный механизм валторны был усовершенствован введением 4го вентиля, повышающего весь звукоряд инструмента на чистую кварту вверх (т.е. переводящий валторну in F в строй in B alto ). Повышающий квартвентиль весьма облегчает извлечение верхних звуков, т.к. крайние верхние обертоны 12й и 16й извлекаются с помощью квартвентиля как 9й и 12й обертоны и, следовательно, требуют несравненно меньшего напряжения губ. (Новейшие валторны имеют 5й вентиль, понижающий строй на полтона. Назначение – корректировать закрытые звуки, которые звучат на полтона выше соответствующих открытых. 5й вентиль облегчает транспортировку в диезные строи).
На валторне вентильные трели гораздо меньше отчётливее и упористы, чем на трубе. Вследствие значительной длины инструмента и сравнительно узкой мензуры, частые изменения длины воздушного столба не успевают устанавливаться и отстают от быстрых движений пальцев. Поэтому валторнисты предпочитают там, где это возможно, извлекать трели одними губами.
Губные трели получаются в тех местах натуральной скалы, где расстояние между соседними обертонами приблизительно равно большой или малой секунде.
При наличии повышающего квартвентиля количество верхних губных трелей увеличивается, причём исполняются они с меньшим напряжением губ.
Вентильные трели звучат на валторне плохо и, в случаях крайней необходимости, их следует писать с расчётом на исполнение одним 1м или одним 2м вентилем без дополнительного понижения строя.
Используя относительную ровность звучания валторны во всех регистрах, можно из одних валторн составлять мягкие широкие четырёх — и шестиголосные аккорды, составляющие всю гармонию данного отрезка музыки.
В чрезмерном p будут несколько выделяться самые нижние ноты. В f будет заметна разница в тембре (верхние звуки оторвутся от нижних). Поэтому лучше всего давать звучность средней силы, где каждый исполнитель может приспособиться к остальным.
Такой групповой эффект среди однородных духовых инструментов возможен лишь у валторн.
Труба
Звучность трубы исполнена сверкающим блеском. Труба вошла в оркестр с момента его существования.
Труба – правосторонний инструмент. Диапазон трубы – от «ми» малой октавы до «ре» второй октавы. Это самый высокий по текстуре инструмент медной духовой группы. Строй – in B .
Низкий регистр имеет драматический оттенок. Верхний очень труден для исполнителя, очень резок и пригоден лишь в f . Средний регистр отличается блестящей звучностью, способен прорезать звучание всего оркестра. Тембр труб выражает величие, героику, торжество и праздность.
Труба славиться не только силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами. Для изменения тембра применяют сурдину. Она делает неузнаваемую окраску и силу звука. В p труба с сурдиной звучит фантастично и таинственно.
Разновидность трубы – корнет с помповым вентилем (тембр более мягкий и певучий).
Техника игры на трубе
Отличаясь большой подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т.д.
Расход воздуха на трубе сравнительно небольшой, и поэтому на ней возможны широкие, яркого тембра и большой протяжённости мелодические фразы в legato .
Стаккатная техника на трубе блестяща и стремительна (за исключением самых крайних регистров). Одинарные staccato и staccato «двойного» и «тройного» языка получаются с предельной отчетливостью.
На современных трубах (так же как и на корнетах) прекрасно получается большинство вентильных трелей. Возможны трели, исполняемые многократным нажимом 1го или 2го вентиля. У хороших исполнителей получаются полутоновые трели, извлекаемые путём быстрого чередования 1го т 2го вентилей. Также исполнимы трели в интервале большой секунды – быстрое чередование комбинации из 2го и 3го вентилей с 1м.
Губные трели на трубе не применяются, т.к. на большую секунду отстоят друг о друга лишь 2 два самых верхних натуральных звука – 7й и 8й.
Attacca на трубе острая и определённая.
Разница в амбушюре между крайними регистрами не так велика, но всё же 1й и 3й трубачи специализируются на интонировании нот верхнего регистра, в то время как 2й и 4й трубачи обязаны устойчиво ставить звук на самых нижних тонах своего регистра. Резкие смены крайних регистров у одного исполнителя приводят к неточному интонированию и должны, по возможности, избегаться
Очень употребителен на трубе приём игры con sordino, сильно изменяющий не только силу звука, но и самый тембр. В p con sordino создаёт впечатление инструмента, звучащего в отдалении, а в ff тембр делается очень резким и несколько игрушечным, достигающим, однако, изрядной силы звучания.
В последнее время в симфонических партитурах изредка применяют специальные сурдины, резко изменяющие тембр трубы. Долгая игра con sordino весьма утомительна.
На трубе особенно хорошо выходит общий для всех медных духовых инструментов приём frullato . На трубе frullato лучше всего получается в среднем регистре.
Тромбон
Уже в 16 веке инструмент приобрёл совершенную современную форму, и с момента возникновения был хроматическим.
Тромбон записывается в басовом и теноровом ключах. Теноровый – для средний и верхний регистр. Игра требует огромного расхода воздуха. Звук отличается большой силой и мужественностью. Тембр – мрачно-грозный в низких тонах и торжественно-светлый в верхних. Густое и тяжеловатое звучание в p , зычное и могучее – в f . Удобными тональностями для тромбона являются B — dur и близкие к нему.
Некоторые тромбоны имеют квартвентиь – добавочную крону (вентиль), понижающую весь звукоряд ещё на кварту вниз. С его применением тромбон теряет звучность.
Начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оркестре.
Техника игры на тромбоне
Движение кулисы в трубке тромбона по быстроте и чёткости воздействия на звучание значительно уступает нажатию вентилей. Поэтому в гаммообразных пассажах (особенно диатонических) тромбон заметно уступает не только трубе, но и валторне, а отчётливость перехода одного тона в другой при legato смазывается неизбежным глиссандированием; как бы быстро не была придвинута кулиса, всё же слышно скольжение звука.
Staccato на тромбоне грузноватое; «двойной» и «тройной» язык выходят плохо и не применяются в оркестровой игре.
Расход воздуха на тромбоне весьма велик, особенно в нижнем регистре. Это обстоятельство затрудняет исполнение legato . Широкие мелодические построения вообще не свойственны тромбону. Для него скорее характерны короткие, звучные, мужественные фразы и длинные ноты, прорезающие оркестровую звучность.
Туба
Со второй половины19 века группа тромбонов дополняется тубой.
Туба – басовый инструмент внушительных размеров. Распрямлённая длина трубы – не менее 5 метров, диаметр раструба – около 60 см. Диапазон велик – от «си бемоль» субконтроктавы до «ми» первой октавы. Верхние звуки тубы не получаются в p . Attacca у тубы несколько более мягкая, чем у тромбона или трубы, и напоминает валторновую.
Туба обладает четырьмя вентилями, из которых три первых понижают натуральную скалу. Основной тон на тубе извлечь невозможно. Квартвентиль тубы также понижает строй на кварту вниз.
Расход воздуха огромен. Порой в низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке, поэтому соло довольно коротки.
Техника игры на тубе
Вследствие наличия механизма вентилей туба является инструментом довольно подвижным (не в крайних регистрах), но в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах и, особенно, в арпеджио интонация тубы становиться невнятной, «бормочущей».
Staccato на тубе достаточно отчетливое, хотя и грузное. Оно лучше получается в f , чем в p .
«Двойной» и «тройной» язык невозможен (звук не успевает возникнуть).
На тубе употребляются, главным образом, вентильные трели, те же, что и на валторне (т.е. 1м или 2м вентилем без дополнительно понижения строя). Кроме того, возможно извлечь несколько верхних губных трелей. Однако практически они почти не употребляются по причине их плохой звучности и трудности воспроизведения.
Расход дыхания на тубе огромен, особенно в нижнем регистре в f ; поэтому певучие фразы solo , хорошо звучащие на этом инструменте в среднем регистре, должны быть короткого дыхания.
В партии тубы нельзя злоупотреблять относительно длинными нотами и предписывать много игры f без передышки, т.к. исполнитель может чрезмерно устать. Более, чем на любом другом медном духовом инструменте , здесь нужно заботиться о моментах отдыха – паузах и приберегать силы исполнителя к ответственным моментам его партии.
Мощный, полный звук тубы является надёжным фундаментом всей оркестровой звучности.
Туба – инструмент нетранспонирующий и записывается в басовом ключе соответственно своему действительному звучанию. Наиболее удобной тональностью для тубы является B-dur.
Источник