Валютный контроль экспорт кредит нота покупателю

Что такое кредит-нота и как ее оформить

Кредит-нота, известная также как credit-linked note, – финансовый метод, который позволяет упростить условия сделок между продавцами и покупателями при заключении различного рода сделок. В российской экономике данный термин не используется, но он широко известен в международных финансовых кругах.

Важно! Если фирма развивает свою деятельность за рубежом, то ей стоит изучить, что входит в понятие «кредит-нота» и в каких областях применяются данные финансовые инструменты.

Основные характеристики понятия

По правилам международной торговли credit-linked note – это расчетный документ между продавцом и покупателем. Выставляет его продавец, и он же гарантирует, что покупателю будет предоставлен кредит или скидка на определенную сумму. Credit-linked note может быть прописана, если возникли определенные обстоятельства и создали прецедент, в соответствии с которым дилер может затребовать некоторую сумму у реализатора продукции.

Вопрос: Ежемесячно иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе РФ, выставляет российской организации счета на оплату за услуги онлайн-бронирования, в том числе НДС 20%. Иностранная организация уплачивает НДС по оказанию электронных услуг самостоятельно.
Также выставляются кредит-ноты по услугам бронирования за 2018 г. (то есть счета с минусом).
Как учесть данные кредит-ноты для целей НДС в текущем году, принимая во внимание тот факт, что в прошлом году российская организация являлась налоговым агентом по уплате НДС?
Посмотреть ответ

Читайте также:  Гитара sigma чье производство

Если описывать кредит-ноту простыми словами, ее можно назвать разновидностью извещения, которое составляется одной стороной сделки и не нуждается в согласовании с другой. Данный односторонний документ может выступать частью договора и урегулирует отношения между сторонами после наступления некоторых обстоятельств, которые были прописаны в соглашении и привели тому, что первоначальные условия изменились.

Уточнение! Данные условия применяются продавцами для повышения уровня мотивации дилеров к соблюдению всех условий заключенных сделок.

Условия соблюдения кредит-ноты

  • Получение скидок оптовыми закупщиками. Определенные бонусы можно получить, если выполнить договорные условия: покупку крупной партии продукции или выполнение плана по продажам.
  • Кредит-нота от поставщика может быть выставлена, если, пытаясь полностью соблюсти требования договора, закупщик понес непредвиденные расходы.
  • Урегулирование отношений во время возврата бракованной продукции.

Вопрос: Заключен договор об импорте рыбной продукции из Чили. Иностранный поставщик после поставки и принятия к учету товара сделал скидку по кредит-ноте. Есть ли особенности при возмещении НДС?
Посмотреть ответ

Оформление скидок на продукцию

ВАЖНО! Образец заполнения кредит-ноты от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Credit-linked note – это возможность для закупщика получить скидку на закупаемую продукцию, но инструмент выгоден и для продавцов, поэтому часто используется и ими.

При этом показатели продаж ползут вверх, так как дилеры тщательно следят за соблюдениями всех условий сделок в надежде получить потом скидку. Также покупатели не могут демпинговать между собой, так как еще неизвестно, смогут ли они выполнить условия продавца или поставщика.

Условия сделок не позволяют покупателям получать скидку сразу, это лишь возможность, к которой они (покупатели) стремятся. Изначально им приходится оплачивать всю стоимость купленной продукции или товаров, а скидка может быть предоставлена позже, после соблюдения всех условий сделки.

Указанную скидку не проводят по бухгалтерской документации, не отражают ее в документах, связанных с поставкой покупателю приобретенной им продукции, для credit-linked note позже выписываются специальные документы.

Пример использования

Примером использования данного финансового инструмента может служить такая сделка. Поставщик и дилер заключили договор, в котором прописано, что кредит-нота, выраженная в скидке, может быть предоставлена по истечении каждого квартала. Бонусы в данном случае имели такое выражение: дилер получает скидку 3%, если приобретет продукции на сумму, превышающую 20 млн рублей. Покупателем были соблюдены требования договора, он купил продукцию на сумму 30 млн рублей, и поставщиком ему была выставлена кредит-нота в сумме 900 тыс. рублей.

Хоть документ кредит-нота и оформляется в произвольном стиле, у нее должны быть такие поля:

  • Дата и № документа.
  • Название организации, которая выписала кредит-ноту.
  • Название организации, на которую была выписана кредит-нота.
  • № договора.
  • Сумма.
  • Описание ситуации.
  • Должность и ФИО того, кто выписал кредит-ноту.
  • Печать.

Кредит-нота как метод урегулирования расчетов

Важно! Если поставщик желает погасить дополнительные встречные обязательства перед дилером, то возможно выставление кредит-ноты. Например, закупщик во время приобретения партии продукции мог понести дополнительные расходы или по вине купленных бракованных товаров у него возникли убытки.

При данных обстоятельствах поставщик может использовать одну из следующих форм расчета:

  • Перечислить требуемую сумму на счет покупателя.
  • Выписать акты взаимозачета.
  • Выставить кредит-ноту.

Однако последний вариант расчета может вызвать проблемы при налогообложении. Налоговыми учреждениями может не признаваться данный способ расчета, также участникам сделки придется оформлять свои договоренности документально, так как операция может быть признана прощением долга. Если покупатель предоставлял услуги поставщику, то следует составить акт выполненных работ и счет-фактуру.

Преимущества кредит-ноты

Если была выставлена кредит-нота покупателю, то одними из результатов сделки могут быть следующие преимущества:

  • Значительные скидки при оптовых закупках.
  • Контроль расчетов как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя.
  • Позволяет вернуть бракованный товар поставщику.

Выставление кредит-ноты не обязательно, но желательно, если оформляются крупные сделки. Чтобы использовать данный финансовый инструмент, не требуются поручители и залоговое имущество, однако если обязательства не были выполнены, то ответственной стороной становится заемщик. Кредит-нота может быть заявлена на биржевых торгах, если было объявлено о банкротстве заемщика.

Финансовые учреждения могут одновременно выступать в роли кредитодателя и источника, выставляющего кредит-ноты. При этом за риски получателя они не несут ответственности. Также на основании кредит-ноты можно кредитовать инвесторов.

При оформлении кредит-ноты возможны различные варианты:

  1. Поскольку в законодательстве не определены нормы оформления таких документов, составлять кредит-ноты возможно в любых формах. Также официально не принята специальная форма кредит-ноты для такого типа операций.
  2. Урегулирование всех условий со стороны поставщика и покупателя. Возможность оформления кредит-ноты прописывается в документе, который согласовали обе стороны сделки.
  3. Кредит-нота формируется одной стороной: реализатором продукции, а потом передается покупателю.
  4. Условия получения скидок ретроспективны. С помощью кредит-ноты прописываются скидки, которые могут быть предоставлены, когда с момента оформления сделки прошло некоторое время. Оговариваемую скидку покупатель не получает в момент продажи товара, но ее можно отразить в документах, связанных с отгрузкой товара.

Кредит-ноты в бухучете у продавцов и покупателей проводятся разными способами. Также у покупателей методы учета могут отличаться в зависимости от времени реализации (был товар продан в этом или прошлом году), а также подтверждения факта реализации продукции, по которой должна быть предоставлена скидка.

Учет кредит-нот у поставщика предполагает:

  1. Составление корректировочных счетов-фактур.
  2. Корректировку первичной документации, связанной с отгрузкой товаров дилеру.
  3. Исправление размера полученной прибыли от сделки.
  4. Если скидка была предоставлена в том же году, что и поставка товара, то следует оформить сторнировочные записи по счетам продажи.
  5. Если скидка предоставлялась в последующем году, то ее сумму отражают в графе «Прочие расходы».
  6. Проверку, чтобы скидка соответствовала требованиям ст. 252 НК РФ.

Особенности проводки кредит-ноты, если со временем был обнаружен брак продукции, выглядят таким образом:

  • Оформляются акты, в которых отражаются обнаруженные недостатки продукции.
  • Выставляются претензии продавцу на основании сведений, прописанных в актах.
  • Возврат бракованной продукции проводится в учете.
  • Выручка снижается за счет стоимости товаров, возвращенных продавцу.
  • Проводится налоговый вычет по НДС.
  • Формируется полный пакет документации, куда включаются акты и претензии, которые будут обоснованием для реализации товаров, имеющих нулевую рентабельность.

Резюмируя, можно выделить главную цель кредит-ноты. Этот финансовый инструмент информирует закупщика об уменьшении его задолженности продавцу и выгоден обеим сторонам договора: поставщик увеличивает объем продаж, а покупатель получает скидку на продукцию или возвращает часть потраченных средств, если продукция оказалась некачественной. Однако следует помнить, что кредит-нота предполагает составление корректирующей документации.

Источник

Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов

Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.

В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.

Что такое валютный контроль и зачем он нужен

Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.

За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.

Проверка банка — обязательный этап при получении платежа рубежа, даже если он на 1 € или 1 $. Сначала перевод поступает на специальный счет — транзитный. Пока деньги лежат на нем, с ними ничего нельзя сделать.

Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.

Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:

Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.

Оплата по контракту

Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.

О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.

Фрагмент контракта на двух языках. Некоторые банки могут требовать русский перевод в обязательном порядке, в Тинькофф он нужен, только если контракт ставится на учет

Почти все контракты можно разделить на четыре типа:

  1. Импортный — когда вы покупаете товары или услуги у иностранцев.
  2. Экспортный — когда вы продаете товары или услуги иностранцам. Если деньги приходят рубежа, чаще всего применяют именно этот тип контрактов.
  3. Смешанный — совмещает в себе разные типы контрактов. Например, к ним относятся контракт финансовой аренды или договор, где одновременно есть экспорт и импорт услуг.
  4. Кредитный договор — когда иностранец дает вам деньги в долг и наоборот.

Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.

Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.

Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.

По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:

1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽

От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:

  • от 3 000 000 ₽ — импортный, смешанный, кредитный договор;
  • от 6 000 000 ₽ — экспортный.

Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.

Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.

В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.

Что учесть при работе с контрактами

Общая сумма контракта Тип контракта Нужны ли документы по контракту Нужно ли ставить контракт на учет
До 200 000 ₽ Любой Нет Нет
От 200 000,01 ₽ Любой Да Нет
От 3 000 000 ₽ Кредитный договор Да Да
От 3 000 000 ₽ Импортный Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах Да
От 3 000 000 ₽ Смешанный Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах Да
От 6 000 000 ₽ Экспортный Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах Да

Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.

Клиенты Тинькофф Бизнеса заполняют справки о подтверждающих документах прямо в личном кабинете

Оплата по инвойсу

Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.

О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.

Пример инвойса за выполненную услугу — дизайн логотипа

Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.

В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.

Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.

Оплата по оферте

Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.

О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.

Выдержка из оферты Google Play с условиями присоединения к ней

Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:

  • от 3 000 000 ₽ — при импорте услуг;
  • от 6 000 000 ₽ — при экспорте.

Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.

Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.

Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.

Типы оферт для популярных международных компаний

Заказчик Тип оферты
Apple Импорт
Booking Экспорт
Google Play Импорт
Google AdSense Экспорт
Upwork Импорт

Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.

Как отправить документы в банк

Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.

Все платежи, которые приходят на транзитный счет, отображаются на вкладке «На подтверждении» В личном кабинете Тинькофф Бизнеса есть подсказки, которые помогают правильно заполнить форму и пройти валютный контроль

Сроки прохождения валютного контроля

С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.

Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.

Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:

  1. Если валютная операция противоречит закону. Например, между резидентами платежи запрещены. Поэтому российской компании не удастся перевести разработчику-соотечественнику оплату в долларах. В этом случае лучше рассчитаться в рублях. Если же платеж был из другой страны, его можно вернуть отправителю.
  2. Если не хватает документов. В этом случае нужно учесть комментарии специалистов банка и отправить платеж на повторную проверку.

Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.

Как можно ускорить валютный контроль

Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.

Обязательные требования:

  1. Проверьте, что у вас собран полный пакет документов. Если в контракте упоминаются акт или инвойс, их нужно приложить. Если в контракте есть допсоглашения, их тоже нужно прислать.
  2. Проверьте, что на документах вы и ваш иностранный заказчик поставили подписи и расшифровали их. Если используете печати, они тоже должны быть.
  3. Отсканируйте или сфотографируйте все страницы документа так, чтобы каждый лист был виден целиком, а текст на них хорошо читался.

Дополнительные рекомендации:

  1. Соберите все страницы одного документа в один файл, например в формате pdf, и назовите его по содержанию. Например, «Контракт», «Счет» или «Акт».
  2. Приложите русский перевод контракта, если он есть. При платежах перевод не обязателен, но он может ускорить работу сотрудников банка. Иначе им придется переводить самим, а это займет время.

При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.

Валютный счет от Тинькофф

Удобная работа с валютой:

  • Открытие и обслуживание счета — 0 ₽
  • Конвертация с минимальным отклонением от курса биржи
  • Платежный день до 20:30 мск

Источник

Оцените статью