Вариативная часть ансамбль фортепиано

Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ. Срок обучения 4 года (1 – 3, 8 классы). Вариативная часть

Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Скачать:

Вложение Размер
9._ansambl._variat._8.docx 55.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»

«_____» _______________ 20_____ г.

МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»

«_____» ________________ 20____ г.

Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

Полякова Елена Анатольевна, преподаватель

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Фортепиано» со сроком обучения 4 года (1 – 3, 8 классы).

Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детской школе искусств, детской музыкальной школе, образовательном учреждении профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

— формирование музыкальных способностей на начальном этапе обучения и первоначальных умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства;

— расширение музыкального кругозора на примерах ансамблевого репертуара.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

— соответствующий возрасту ансамблевый репертуар различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

— слушать общее звучание всей музыкальной ткани произведения;

— грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;

— решать музыкально – исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

  1. 1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 147,5 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки: 82 часа;

самостоятельной работы обучающегося: 65,5 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

  1. 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Содержание учебного материала,

виды практической работы, самостоятельная работа

Формирование первоначальных навыков игры в ансамбле с педагогом

Содержание учебного материала

Сопровождение подобранных учеником мелодий с поэтическим текстом, детских и народных песен, прибауток и пр.:

— с использованием педали.

Произведения с программно-изобразительными элементами, звукоподражаниями, использование внемузыкальных ассоциаций (далекое – близкое, легкое – тяжелое и т.д.).

Пробуждение инициативы к исполнению на примере педагога.

Пьесы с равномерной последовательностью одинаковых длительностей в партии ученика.

Ровная пульсация в партии педагога, разнохарактерная рельефная акцентировка (развитие чувства коллективного темпо – ритма).

Сопровождение пьес со словесным текстом, исполняемых учеником (совместное ощущение характера и темпа произведения).

Простейшие пьесы в 4 руки:

— приобщение к ансамблевому музицированию;

— освоение навыков «оркестровки» на клавиатуре в подражание звучанию оркестровых инструментов.

Подражание педагогу (движениям рук, интонации, характеру музыки).

Освоение жанровых особенностей музыки (песенности, маршевости, танцевальности), подчеркиваемых педагогом в своей партии.

Самостоятельная работа обучающихся

Дальнейшее освоение навыка игры в ансамбле

Содержание учебного материала

Расширение круга музыкальных знаний, овладение простыми жанрами:

— танцевальными (полька, вальс, галоп);

— песенными (романс, колыбельная, ария);

Усвоение закономерностей жанров (ритмичность в танцевальных и т.д.).

Формирование навыков солирования и аккомпанирования:

— исполнение 2 партии учеником;

— простейший аккомпанемент поручается ученику;

— умение сопровождать мелодию, исполняемую педагогом;

— умение передавать партнеру мелодию, сопровождение.

Достижение синхронности при взятии и снятии звука.

Самостоятельная работа обучающихся

Освоение навыков коммуникации в игре с партнером

Содержание учебного материала

Легкие переложения фрагментов из оперной, балетной, симфонической музыки.

Игра в ансамбле с другими обучающимися (в качестве солиста, в качестве аккомпаниатора).

Овладение различными типами фактур в сопровождении.

Игра 1 партии исполнителем 2 партии в случаях, где во 2 партии только гармоническое сопровождение

Обмен партиями с партнером для отсчета длительных пауз.

Освоение музыкально – ритмической свободы (агогика, рубато) — под влиянием исполнения педагогом своей партии (вовлечение в ускорения и замедления музыкального движения).

Умение слышать переклички между партиями.

Совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонических произведений по голосам (канон, подголосочная, контрастная и т.д.).

Развитие навыка непрерывного чтения нот в совместной игре, концентрации внимания.

Умение продолжать игру при остановке партнера.

Умение «подхватывать» свою партию, при движении партнера вперед.

Подготовка к концертному выступлению по нотам (без нот) в условиях концертного зала.

Самостоятельная работа обучающихся

Расширение музыкального кругозора в области камерной, оперно-симфонической музыки

Содержание учебного материала

Изучение произведений ансамблевого репертуара, относящихся к различным стилистическим пластам и эпохам, знакомство с соответствующими им музыкальными формами и способами изложения.

Знакомство с крупными жанровыми произведениями (опера, симфония), усвоение знаний в области формообразования.

Работа над музыкальной формой в целом и ее составляющими частями, фразировкой, динамическим планом.

Усложнение художественных задач и технических трудностей ансамблевых произведений, раскрытие художественного образа.

Прохождение музыкальных произведений в порядке ознакомления с целью разностороннего эмоционально-художественного развития.

Самостоятельная работа обучающихся

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, библиотеки.

Оборудование учебного кабинета: 2 пианино, стол, стулья, подставки, шкаф для нотной литературы, осветительные приборы.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

АНСАМБЛИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ И ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО

  1. «А11еgrо». Интенсивный курс. Тетради №№ 3, 4, 6, 12, 18, 19.
  2. «Играем в 4 руки». Выпуски 1, 2. Сост. А. и В.Катанские. — М.: Издательский Дом Катанского, 2004.
  3. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1-2. — М.: Музыка, 1989,1991.
  4. Альбом пьес и ансамблей для средних и старших классов. Сост. Ю.Доля. – Ростов / Д.: Феникс, 2005.
  5. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  6. Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Выпуски 1 — 2. — М.: Советский композитор, 1979, 1986.
  7. Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Младшие классы. Выпуски 1 — 10. — М.: Советский композитор, 1972 — 1991.
  8. Ансамбли. 1 — 3 кл. — М.: Кифара. 1992.
  9. Ансамбли. Легкие переложения Э.Денисова. Выпуск 1. — М.: Музыка, 2001.
  10. Ансамбли. Старшие классы. – М.: Дека, 2002.
  11. Ансамбли. И.С.Бах, Г.Гендель. Пьесы в транскрипциях для двух фортепиано. – М.: Советский композитор, 1968.
  12. Ансамбли. Пьесы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. Вып.1 / Сост. А. Бакулов. – М.: Советский композитор, 1973.
  13. Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. Средние и старшие классы ДМШ. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  14. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.: Советский композитор, 1988.
  15. Барсукова С. «Вместе весело шагать». – Ростов / Д.: Феникс, 2012
  16. Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. — СПб.: Композитор, 2004.
  17. Вебер К. Фортепианные ансамбли «В четыре руки». Сост. Л. Костромитина. — СПб.: Композитор, 2004.
  18. Волоков С. Картинки к сказкам Андерсена. Музыкальные иллюстрации — М.: Композитор, 2005.
  19. Гайдн Й. «Учитель и ученик». Тема с вариациями. — М.: Музгиз, 1959.
  20. Гендель Ф. Кончерто гроссо Си бемоль мажор. «Юный пианист». Выпуск 1. — М.: Советский композитор, 1975.
  21. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки. – М.: Музыка, 2001.
  22. Легкие переложения музыки М.Глинки и А.Даргомыжского. Перел. А.Шеффера. — М.; Музыка, 1998.
  23. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. 3 — 4 кл. Сост. Ф.Розенблюм. — Л.: Музыка, 1974.
  24. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Э.Загурская. — Л.: Музыка, 1987.
  25. Металлиди Ж. «Любимые сказки». Пьесы для фортепиано в 4 руки — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  26. Металлиди Ж. «С Севера на Юг». Цикл фортепианных пьес в 4 руки — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  27. Металлиди Ж. Самый лучший день. Пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки. Младшие классы ДМШ. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008.
  28. Моцарт В. Менуэт из симфонии Ми бемоль мажор. «Юный пианист». Выпуск 2 — М.: Советский композитор, 1975.
  29. Моцарт В. Сонатины для фортепиано в 4 руки. — М.: Классика XXI, 2004.
  30. Педагогический репртуар ДМШ. 4 – 6 классы Избранные ансамбли. Выпуск 2. Для фортепиано в 4 руки / Сост. А.Туманян, Т.Взорова. – М.: Советский композитор, 1963.
  31. Переложение популярных произведений в 4 руки «За роялем всей семьей». «Играем Чайковского». — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  32. Подгайц Е. Сюита для фортепиано в 4 руки «Детские истории». — М.: Композитор, 2001.
  33. Полифонические пьесы для фортепиано в 4 руки. — М.: Советский композитор, 1963.
  34. Пуленк Ф. Соната для фортепиано в 4 руки. – М.: Советский композитор, 1967.
  35. Пьесы в 4 руки. Фортепианные дуэты. Сост. А. Бахчиев, Е.Сорокина. — М.: Музыка, 1988.
  36. Пьесы для младших и средних классов в 4 руки «Играем вдвоем». Сост. А.Борзенков. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  37. Пьесы и ансамбли для фортепиано «В мире животных». 1 — 5 кл. ДМШ. — СПб.: Северный олень, 2000.
  38. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вместе». Сост. Л.Безнос, С.Ковалева, Н.Осипова, Н.Петрова, — М.: Кифара, 2004.
  39. Равель М. «Матушка гусыня». — Л.: Музыка, 1977.
  40. Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух фортепиано А.Готлиба. – М.: Музыка, 2007.
  41. Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып.7 / Сост. Ю.Питерин. – М.: Советский композитор, 1974.
  42. Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки. Обр. А.Флярковского, Р.Щедрина. — М.: Кифара, 2001.
  43. Сакаева Т. Волшебная радуга. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы. — М.: Издательский дом Классика XXI, 2009.
  44. Сапаров В. Мы играем джаз (Учитель и ученик). 5 пьес для фортепиано написанных в джазовом стиле – visaparov@mail.ru
  45. Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Музыка для детей». Вып. 1, 2, 3. Сост. К. Сорокин. — М.: Советский композитор, 1986.
  46. Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Юный пианист». Вып. 1, 2. Сост. В.Натансон, Л. Ройзман. — М.: Советский композитор, 1975.
  47. Сборник фортепианных пьес и ансамблей. «Фортепианная тетрадь юного музыканта». Вып. 1, 2. Сост. А.Глущенко. — Л.: Музыка, 1988.
  48. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. / Сост. С.Ляховицкая – Л.: Музыка, 1970.
  49. Слонимский С. Ансамбли «От пяти до пятидесяти». Тетрадь 4. — СПб.: Композитор, 2004.
  50. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. – Ростов / Д.: Феникс, 2006.
  51. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. / Под ред. М.Соколова. – М.: Музыка, 1983.
  52. Современные фортепианные ансамбли для ДМШ. Сост. Г.Балаев. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2001.
  53. Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. – Л.: Музыка, 1983.
  54. Сочинения для фортепианного дуэта. Т. 1 — 3 .Сост. А.Лакош. — М.: АСТ, 2005.
  55. Стратиевский А. Доступные транскрипции для фортепиано в 4 руки. — СПб.: Союз Художников, 2005.
  56. Танцы из балетов русских композиторов в 4 руки. — М.: Музыка, 1987.
  57. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля / Сост. Е.Лепина. – СПб.: Композитор *Санкт-Петербург, 2012.
  58. Фортепианная игра. 1 – 2 классы. / Сост. А.Николаев, В.Натансон, В.Малинников. – М.: Музыка, 1984.
  59. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 2. / Сост. А.Руббах . – М.: Советский композитор, 1975.
  60. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 7. / Сост. В.Павлов . – М.: Советский композитор, 1983.
  61. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 8. / Сост. В.Пороцкий . – М.: Советский композитор, 1985.
  62. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Выпуск 8. / Сост. В.Пороцкий . – М.: Советский композитор, 1982.
  63. Фортепианные ансамбли в 4 руки. «Музицируем вдвоем». Сост. Л.Коршунова. — СПб.: Нота — МИ, 2004.
  64. Фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ «Зимний Вечер». 1 — 5 кл. – М.: Арт классик, 2004.
  65. Фортепианная школа Фаины Брянской. Для маленьких музыкантов. В 3-х частях. – М.: КЛАССИКА – XXI, 2008.
  66. Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск 3. — М.: Музыка, 1987.
  67. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы. Сост. Н.Бабасян. — М.: Музыка, 2005.
  68. Хрестоматия. Фортепианный дуэт (2 фортепиано). 2 — 4 кл. ДМIII. Сост. Е.Матяш, Н.Перунова. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  69. Чайковский П. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки. — М.: Классика XXI, 2004.
  70. Чайковский П. Времена года. Переложение для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2011.
  71. Чайковский П. Детский альбом. Переложение для фортепиано в 4 руки. — М.: Юргенсон, 2005.
  72. Шуман Р. Детские сцены для фортепиано в 4руки. — М.: Классика XXI, 2003.

www. all – 2 music.com

www. igrai — poi.narod.ru

  1. Алексеев В. Заметки об особенностях искусства ансамбля и его роли в формировании молодого музыканта / В. Алексеев // Камерный ансамбль: сб. трудов преп. консерватории. — Н.Новгород, 2002. С. 187-194.
  2. Булатова Л. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII — первой половины XIX века. — М.: Музыка, 1991.
  3. Голубовская Н. Искусство педализации, — М., 1974.
  4. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып. 8. — М., 1973.
  5. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. — М.:Музыка, 1971.
  6. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении / А. Готлиб // Музыкальное исполнительство. Вып.9. — М., 1976. — С. 106-139.
  7. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. — Л., 1988.
  8. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.
  9. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С.Баха. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2008.
  10. Маргулис В. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена. — М.: Музыка, 1991.
  11. Сборник статей. Как исполнять Гайдна. Сост. Меркулов А. — М.: Классика — XXI, 2003.
  12. Сборник статей. Как исполнять Моцарта. Сост. Меркулов А. — М.: Классика — XXI, 2003.
  13. Сборник статей. Как исполнять Рахманинова. Сост. Грохотов С. — М.: Классика — XXI, 2003.
  14. Сборник статей. Как исполнять Шопена. Сост. Засимова А. — М.: Классика — XXI, 2005.
  15. Сборник статей. Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. — М.: МГК имени П.И. Чайковского, 2001.
  16. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. — М.: Музыка, 1988

Источник

Читайте также:  Боже храни россию ноты
Оцените статью