Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ. Срок обучения 4 года (1 – 3, 8 классы). Вариативная часть
Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._ansambl._variat._8.docx | 55.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»
«_____» _______________ 20_____ г.
МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»
«_____» ________________ 20____ г.
Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Полякова Елена Анатольевна, преподаватель
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Фортепиано» со сроком обучения 4 года (1 – 3, 8 классы).
Программа учебного предмета может быть использована:
в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детской школе искусств, детской музыкальной школе, образовательном учреждении профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
— формирование музыкальных способностей на начальном этапе обучения и первоначальных умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства;
— расширение музыкального кругозора на примерах ансамблевого репертуара.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
— соответствующий возрасту ансамблевый репертуар различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
— слушать общее звучание всей музыкальной ткани произведения;
— грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;
— решать музыкально – исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
- 1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 147,5 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки: 82 часа;
самостоятельной работы обучающегося: 65,5 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
- 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Содержание учебного материала,
виды практической работы, самостоятельная работа
Формирование первоначальных навыков игры в ансамбле с педагогом
Содержание учебного материала
Сопровождение подобранных учеником мелодий с поэтическим текстом, детских и народных песен, прибауток и пр.:
— с использованием педали.
Произведения с программно-изобразительными элементами, звукоподражаниями, использование внемузыкальных ассоциаций (далекое – близкое, легкое – тяжелое и т.д.).
Пробуждение инициативы к исполнению на примере педагога.
Пьесы с равномерной последовательностью одинаковых длительностей в партии ученика.
Ровная пульсация в партии педагога, разнохарактерная рельефная акцентировка (развитие чувства коллективного темпо – ритма).
Сопровождение пьес со словесным текстом, исполняемых учеником (совместное ощущение характера и темпа произведения).
Простейшие пьесы в 4 руки:
— приобщение к ансамблевому музицированию;
— освоение навыков «оркестровки» на клавиатуре в подражание звучанию оркестровых инструментов.
Подражание педагогу (движениям рук, интонации, характеру музыки).
Освоение жанровых особенностей музыки (песенности, маршевости, танцевальности), подчеркиваемых педагогом в своей партии.
Самостоятельная работа обучающихся
Дальнейшее освоение навыка игры в ансамбле
Содержание учебного материала
Расширение круга музыкальных знаний, овладение простыми жанрами:
— танцевальными (полька, вальс, галоп);
— песенными (романс, колыбельная, ария);
Усвоение закономерностей жанров (ритмичность в танцевальных и т.д.).
Формирование навыков солирования и аккомпанирования:
— исполнение 2 партии учеником;
— простейший аккомпанемент поручается ученику;
— умение сопровождать мелодию, исполняемую педагогом;
— умение передавать партнеру мелодию, сопровождение.
Достижение синхронности при взятии и снятии звука.
Самостоятельная работа обучающихся
Освоение навыков коммуникации в игре с партнером
Содержание учебного материала
Легкие переложения фрагментов из оперной, балетной, симфонической музыки.
Игра в ансамбле с другими обучающимися (в качестве солиста, в качестве аккомпаниатора).
Овладение различными типами фактур в сопровождении.
Игра 1 партии исполнителем 2 партии в случаях, где во 2 партии только гармоническое сопровождение
Обмен партиями с партнером для отсчета длительных пауз.
Освоение музыкально – ритмической свободы (агогика, рубато) — под влиянием исполнения педагогом своей партии (вовлечение в ускорения и замедления музыкального движения).
Умение слышать переклички между партиями.
Совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонических произведений по голосам (канон, подголосочная, контрастная и т.д.).
Развитие навыка непрерывного чтения нот в совместной игре, концентрации внимания.
Умение продолжать игру при остановке партнера.
Умение «подхватывать» свою партию, при движении партнера вперед.
Подготовка к концертному выступлению по нотам (без нот) в условиях концертного зала.
Самостоятельная работа обучающихся
Расширение музыкального кругозора в области камерной, оперно-симфонической музыки
Содержание учебного материала
Изучение произведений ансамблевого репертуара, относящихся к различным стилистическим пластам и эпохам, знакомство с соответствующими им музыкальными формами и способами изложения.
Знакомство с крупными жанровыми произведениями (опера, симфония), усвоение знаний в области формообразования.
Работа над музыкальной формой в целом и ее составляющими частями, фразировкой, динамическим планом.
Усложнение художественных задач и технических трудностей ансамблевых произведений, раскрытие художественного образа.
Прохождение музыкальных произведений в порядке ознакомления с целью разностороннего эмоционально-художественного развития.
Самостоятельная работа обучающихся
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, библиотеки.
Оборудование учебного кабинета: 2 пианино, стол, стулья, подставки, шкаф для нотной литературы, осветительные приборы.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
АНСАМБЛИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ И ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
- «А11еgrо». Интенсивный курс. Тетради №№ 3, 4, 6, 12, 18, 19.
- «Играем в 4 руки». Выпуски 1, 2. Сост. А. и В.Катанские. — М.: Издательский Дом Катанского, 2004.
- Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1-2. — М.: Музыка, 1989,1991.
- Альбом пьес и ансамблей для средних и старших классов. Сост. Ю.Доля. – Ростов / Д.: Феникс, 2005.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Выпуски 1 — 2. — М.: Советский композитор, 1979, 1986.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Младшие классы. Выпуски 1 — 10. — М.: Советский композитор, 1972 — 1991.
- Ансамбли. 1 — 3 кл. — М.: Кифара. 1992.
- Ансамбли. Легкие переложения Э.Денисова. Выпуск 1. — М.: Музыка, 2001.
- Ансамбли. Старшие классы. – М.: Дека, 2002.
- Ансамбли. И.С.Бах, Г.Гендель. Пьесы в транскрипциях для двух фортепиано. – М.: Советский композитор, 1968.
- Ансамбли. Пьесы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. Вып.1 / Сост. А. Бакулов. – М.: Советский композитор, 1973.
- Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. Средние и старшие классы ДМШ. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.: Советский композитор, 1988.
- Барсукова С. «Вместе весело шагать». – Ростов / Д.: Феникс, 2012
- Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. — СПб.: Композитор, 2004.
- Вебер К. Фортепианные ансамбли «В четыре руки». Сост. Л. Костромитина. — СПб.: Композитор, 2004.
- Волоков С. Картинки к сказкам Андерсена. Музыкальные иллюстрации — М.: Композитор, 2005.
- Гайдн Й. «Учитель и ученик». Тема с вариациями. — М.: Музгиз, 1959.
- Гендель Ф. Кончерто гроссо Си бемоль мажор. «Юный пианист». Выпуск 1. — М.: Советский композитор, 1975.
- Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки. – М.: Музыка, 2001.
- Легкие переложения музыки М.Глинки и А.Даргомыжского. Перел. А.Шеффера. — М.; Музыка, 1998.
- Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. 3 — 4 кл. Сост. Ф.Розенблюм. — Л.: Музыка, 1974.
- Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Э.Загурская. — Л.: Музыка, 1987.
- Металлиди Ж. «Любимые сказки». Пьесы для фортепиано в 4 руки — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Металлиди Ж. «С Севера на Юг». Цикл фортепианных пьес в 4 руки — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Металлиди Ж. Самый лучший день. Пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки. Младшие классы ДМШ. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008.
- Моцарт В. Менуэт из симфонии Ми бемоль мажор. «Юный пианист». Выпуск 2 — М.: Советский композитор, 1975.
- Моцарт В. Сонатины для фортепиано в 4 руки. — М.: Классика XXI, 2004.
- Педагогический репртуар ДМШ. 4 – 6 классы Избранные ансамбли. Выпуск 2. Для фортепиано в 4 руки / Сост. А.Туманян, Т.Взорова. – М.: Советский композитор, 1963.
- Переложение популярных произведений в 4 руки «За роялем всей семьей». «Играем Чайковского». — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Подгайц Е. Сюита для фортепиано в 4 руки «Детские истории». — М.: Композитор, 2001.
- Полифонические пьесы для фортепиано в 4 руки. — М.: Советский композитор, 1963.
- Пуленк Ф. Соната для фортепиано в 4 руки. – М.: Советский композитор, 1967.
- Пьесы в 4 руки. Фортепианные дуэты. Сост. А. Бахчиев, Е.Сорокина. — М.: Музыка, 1988.
- Пьесы для младших и средних классов в 4 руки «Играем вдвоем». Сост. А.Борзенков. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Пьесы и ансамбли для фортепиано «В мире животных». 1 — 5 кл. ДМШ. — СПб.: Северный олень, 2000.
- Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вместе». Сост. Л.Безнос, С.Ковалева, Н.Осипова, Н.Петрова, — М.: Кифара, 2004.
- Равель М. «Матушка гусыня». — Л.: Музыка, 1977.
- Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух фортепиано А.Готлиба. – М.: Музыка, 2007.
- Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып.7 / Сост. Ю.Питерин. – М.: Советский композитор, 1974.
- Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки. Обр. А.Флярковского, Р.Щедрина. — М.: Кифара, 2001.
- Сакаева Т. Волшебная радуга. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы. — М.: Издательский дом Классика XXI, 2009.
- Сапаров В. Мы играем джаз (Учитель и ученик). 5 пьес для фортепиано написанных в джазовом стиле – visaparov@mail.ru
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Музыка для детей». Вып. 1, 2, 3. Сост. К. Сорокин. — М.: Советский композитор, 1986.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей «Юный пианист». Вып. 1, 2. Сост. В.Натансон, Л. Ройзман. — М.: Советский композитор, 1975.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей. «Фортепианная тетрадь юного музыканта». Вып. 1, 2. Сост. А.Глущенко. — Л.: Музыка, 1988.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. / Сост. С.Ляховицкая – Л.: Музыка, 1970.
- Слонимский С. Ансамбли «От пяти до пятидесяти». Тетрадь 4. — СПб.: Композитор, 2004.
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. – Ростов / Д.: Феникс, 2006.
- Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. / Под ред. М.Соколова. – М.: Музыка, 1983.
- Современные фортепианные ансамбли для ДМШ. Сост. Г.Балаев. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2001.
- Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. – Л.: Музыка, 1983.
- Сочинения для фортепианного дуэта. Т. 1 — 3 .Сост. А.Лакош. — М.: АСТ, 2005.
- Стратиевский А. Доступные транскрипции для фортепиано в 4 руки. — СПб.: Союз Художников, 2005.
- Танцы из балетов русских композиторов в 4 руки. — М.: Музыка, 1987.
- Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля / Сост. Е.Лепина. – СПб.: Композитор *Санкт-Петербург, 2012.
- Фортепианная игра. 1 – 2 классы. / Сост. А.Николаев, В.Натансон, В.Малинников. – М.: Музыка, 1984.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 2. / Сост. А.Руббах . – М.: Советский композитор, 1975.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 7. / Сост. В.Павлов . – М.: Советский композитор, 1983.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы Ансамбли. Выпуск 8. / Сост. В.Пороцкий . – М.: Советский композитор, 1985.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Выпуск 8. / Сост. В.Пороцкий . – М.: Советский композитор, 1982.
- Фортепианные ансамбли в 4 руки. «Музицируем вдвоем». Сост. Л.Коршунова. — СПб.: Нота — МИ, 2004.
- Фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ «Зимний Вечер». 1 — 5 кл. – М.: Арт классик, 2004.
- Фортепианная школа Фаины Брянской. Для маленьких музыкантов. В 3-х частях. – М.: КЛАССИКА – XXI, 2008.
- Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск 3. — М.: Музыка, 1987.
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы. Сост. Н.Бабасян. — М.: Музыка, 2005.
- Хрестоматия. Фортепианный дуэт (2 фортепиано). 2 — 4 кл. ДМIII. Сост. Е.Матяш, Н.Перунова. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Чайковский П. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки. — М.: Классика XXI, 2004.
- Чайковский П. Времена года. Переложение для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2011.
- Чайковский П. Детский альбом. Переложение для фортепиано в 4 руки. — М.: Юргенсон, 2005.
- Шуман Р. Детские сцены для фортепиано в 4руки. — М.: Классика XXI, 2003.
www. all – 2 music.com
www. igrai — poi.narod.ru
- Алексеев В. Заметки об особенностях искусства ансамбля и его роли в формировании молодого музыканта / В. Алексеев // Камерный ансамбль: сб. трудов преп. консерватории. — Н.Новгород, 2002. С. 187-194.
- Булатова Л. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII — первой половины XIX века. — М.: Музыка, 1991.
- Голубовская Н. Искусство педализации, — М., 1974.
- Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып. 8. — М., 1973.
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. — М.:Музыка, 1971.
- Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении / А. Готлиб // Музыкальное исполнительство. Вып.9. — М., 1976. — С. 106-139.
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. — Л., 1988.
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.
- Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С.Баха. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2008.
- Маргулис В. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена. — М.: Музыка, 1991.
- Сборник статей. Как исполнять Гайдна. Сост. Меркулов А. — М.: Классика — XXI, 2003.
- Сборник статей. Как исполнять Моцарта. Сост. Меркулов А. — М.: Классика — XXI, 2003.
- Сборник статей. Как исполнять Рахманинова. Сост. Грохотов С. — М.: Классика — XXI, 2003.
- Сборник статей. Как исполнять Шопена. Сост. Засимова А. — М.: Классика — XXI, 2005.
- Сборник статей. Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. — М.: МГК имени П.И. Чайковского, 2001.
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. — М.: Музыка, 1988
Источник