Варвара кутузова фортепиано где учится
Ⅲ Международный конкурс молодых пианистов
Художественный руководитель ДЕНИС МАЦУЕВ
Варвара Кутузова
I тур
Д. Скарлатти. Соната ре минор, K. 213 (L. 108)
Скрябин. Соната № 5 фа-диез мажор, соч. 53
Метнер. Сказки № 3 фа минор, № 4 фа-диез минор, соч. 26
Прокофьев. Соната № 3 ля минор, соч. 28
Финал
Сен-Санс. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 22
Родилась в 2003 году в Архангельске. В 2007–2019 гг. обучалась в ЦМШ при Московской консерватории (класс Миры Марченко). С 2019 года – учащаяся МССМШ (колледжа) имени Гнесиных (класс Михаила Хохлова). Впервые выступила с оркестром в 6 лет, в 8 лет дала первый сольный концерт. Играет на крупнейших сценах Москвы, гастролирует по России, а также в Казахстане, Армении, странах Европы, Мексике, Бразилии, Китае и США. Участница фестивалей Дениса Мацуева «Звезды на Байкале», «Рождественские встречи», Crescendo, в Тюмени и Воронеже; фестивалей во Франции, Португалии, Турции, Швейцарии. Сотрудничала с дирижерами Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым, Александром Сладковским, Димитрисом Ботинисом, Денисом Власенко, Михаилом Гантваргом и др. Лауреат международных конкурсов Prima Artists в Нью-Йорке (2011, I премия), имени А. Д. Артоболевской в Москве (2012, II премия), Astana Piano Passion в Казахстане (2013, I премия), интернет-конкурсов в Мексике и Сербии (2013, 2014, Гран-при), Grand Piano Competition в Москве (2016) и Nota Bene! в Санкт-Петербурге (2017, I премия) и др.
Источник
Варвара Кутузова: «Для игры на рояле нужен мужской характер»
«Чудо-девочка», «феноменальный талант», «необычайно одаренная пианистка» — к этим эпитетам Варвара Кутузова привыкла с детства. Играть на рояле она начала в четыре года, в девять — активно гастролировать. Сейчас ей шестнадцать, за плечами у Варвары победы на международных конкурсах, премия и звание «Молодые дарования России». Юная пианистка сотрудничает с выдающимися музыкантами и дирижерами, выступает в престижных залах, играет серьезные программы.
24 и 25 октября Варвара Кутузова выступила на фестивале, посвященном 200-летию Клары Шуман в Магдебурге. А накануне в Воронеже пианистка впервые исполнила ля минорный концерт Клары Шуман вместе с Академическим симфоническим оркестром воронежской филармонии и дирижером Джанкарло Де Лоренцо. На сцену Варвара вышла в элегантном черном платье с эффектным шлейфом на алой подкладке — как нельзя более подходящем к романтическому концерту Клары Шуман. Улыбчивая, открытая в жизни, за роялем шестнадцатилетняя пианистка преображается в серьезного музыканта. Сильный звук, элегантная манера, виртуозное исполнение — ясно, что из вундеркиндов она давно выросла. В интервью Варвара рассказала о любимом концертом платье, поддержке близких и своем восприятии Клары Шуман.
В раннем детстве вы говорили, что не волнуетесь перед выходом на сцену. А сейчас?
Я имела в виду волнение, когда трясутся руки и ноги — тот страх, который вызван боязнью сцены. Такого у меня никогда нет и не будет. Волнение, конечно, присутствует. Но оно связано с ответственностью перед сценой.
Вы играли с такими музыкантами и оркестрами, о которых может мечтать любой зрелый исполнитель. С кем не встречались на сцене, но очень хотели бы играть вместе?
Таких имен много! Когда я была маленькая, часто выступала с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, я стипендиатка его фонда и фонда Дениса Леонидовича Мацуева «Новые имена». Владимир Теодорович и Денис Леонидович — те люди, которые вывели меня на большую сцену. С их помощью я получила массу концертного опыта, я им за это очень благодарна. В будущем хотелось бы сыграть с Валерием Гергиевым, с иностранными дирижерами. В Воронеже я впервые играю с маэстро Де Лоренцо, это мой первый опыт работы с итальянским дирижером.
Вы достаточно много гастролируете по российской провинции. Любите небольшие города?
Я вообще люблю ездить по России, много езжу по маленьким городам: Муром, Великие Луки, моя родина Архангельск, где меня всегда ждут. Маленькие города очень теплые. Мне не так важно, где выступать — в огромном зале или в маленьком. Для меня это одинаково ответственно.
Вы гастролируете с мамой. Успех зависит от поддержки близких?
Сумма успеха заключается, конечно же, в семье. Родные поддерживают меня в любой сложной ситуации, а мама еще и главный критик. Еще очень важна поддержка моего педагога, Михаила Сергеевича Хохлова, он всегда со мной на связи, мы работаем, готовимся, и он тоже является моим главным критиком.
Всегда ли испытываете чувство удовлетворенности, когда после концерта объективно все хорошо?
После каждого концерта понимаешь, что можно играть еще лучше. Иногда осознаешь, что на данном этапе это было хорошее выступление, но можно еще лучше. Понимаешь, что именно не так, какие детали нужно изменить, что исправить. Вообще музыка — это такое необъятное искусство, где нет границ достигнутого. Я могу послушать запись какого-то произведения, которое играла год назад, и мне казалось, что это было хорошо, а сейчас слушаю и понимаю, что это было не очень хорошо. Я расту, развиваюсь, всегда есть к чему стремиться, и всегда полезно вернуться к произведению, которое ты играл раньше, потому что сейчас его видишь по-другому. Это очень интересный процесс.
Какие композиции сейчас в вашем плейлисте?
Я много слушаю Рахманинова: этюды-картины, концерты. Скоро буду играть «Рапсодию на тему Паганини», поэтому активно слушаю ее в разных исполнениях. Еще люблю произведения романтиков — Шумана, Шопена, русскую музыку — Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, венских классиков — Моцарта, Бетховена. У меня разнообразный плейлист, все зависит от настроения.
Говорят, что Моцарта хорошо играют либо дети, либо старики. Чем, по-вашему, труден Моцарт?
Это один из сложнейших композиторов, многие считают, что музыка Моцарта проста, ее легко выучить — да, я с этим не спорю. Но сыграть его очень сложно. Почему говорят, что дети хорошо играют Моцарта? Потому что у них душа еще летает, музыка получается такой же непосредственной, простой, легкой по ощущениям. Конечно же, некоторые взрослые музыканты играют Моцарта так мастерски, что просто дух захватывает. Моцарт — один из моих любимых композиторов, я играла много его концертов: 9-й, 12-й, 17-й, 21-й, тройной концерт, оркестровое рондо. Мне очень по душе этот композитор. Он легкий, веселый, душевный и в то же время трагический.
А Клара Шуман? Есть представления о ее образе?
В моем представлении Клара Шуман — нежная, темпераментная женщина. Когда я учила ее концерт, некоторые моменты в нем для меня были сходны с Робертом Шуманом. Было понятно, что они родные люди. Еще Клара поразила меня своим разнообразием. В ее концерте есть и лирические, и очень мощные куски.
В ее время было не так много концертирующих пианисток. Времена изменились. И все же: приходится ли пианисткам сегодня доказывать свое равноправие с мужчинами?
Известных женщин-пианисток и сейчас очень мало. Для игры на рояле нужен волевой мужской характер. Иногда бывает слышно, что играет женщина: слабенько, слишком романтично. Важно, чтобы слушатель даже с закрытыми глазами не гадал, кто играет: мужчина или женщина. Поэтому каждый исполнитель стремится передать то, что хотел сказать композитор, а не свою редакцию.
А кто ваша любимая пианистка?
Марта Аргерих. В раннем детстве я говорила, что когда вырасту, стану Мартой Аргерих. Было очень смешно.
Доводилось ее слышать?
Да, я слышала, как она играет. И она меня тоже слышала. Было очень ответственно и приятно.
Публика всегда с интересом смотрит на девушек-солисток: как они выглядят, в каких платьях играют. Сколько у вас концертных платьев? Есть ли среди них любимое?
Много! Все они любимые, потому что разные. Платье-талисман тоже существует. В Воронеже я играю в одном из самых любимых платьев, оно состоит из двух частей. Вторая деталь появилась недавно, я буду играть в таком виде в первый раз. Кстати, почти все платья мне шьет бабушка, и все они очень удобные. Выбор ткани и фасона продиктован тем, чтобы было комфортно на сцене. Когда платье неудобное, это может сказаться на исполнении.
Профессия концертирующего пианиста сама по себе достаточно некомфортная: разные оркестры, разные дирижеры, разные рояли. Вам всегда удобно на сцене?
Удобно на любой сцене, если есть зритель, потому что для меня самое главное — это публика. Даже если что-то не получалось на репетиции или в зале стоит некомфортный рояль — при выходе на сцену все это улетучивается, потому что я обо всем забываю, и все идет самым лучшим образом.
Вы играли на рояле Чайковского в Воткинске. Каковы ощущения?
Вы не представляете, насколько это было для меня волнующе, когда мне сказали, что мы поедем в дом, где жил Петр Ильич Чайковский! И когда мне разрешили поиграть на его инструменте, это было счастье, я запомню это на всю жизнь. В мае этого года я играла на вилле Сенар, это дом Сергея Васильевича Рахманинова. Концерт был посвящен поддержке этой виллы, чтобы она продолжала жить, продолжала быть музеем. Там есть и его костюм, и кровать, и ванная комната, и комната с пластинками — это все можно потрогать! Там стоит его Стейнвей, я играла на нем цикл из пяти пьес-фантазий. Когда я играла, у меня были мурашки: я играю на рояле Рахманинова!
А если бы довелось встретиться с Рахманиновым, о чем бы его спросили?
Я бы обязательно спросила, как Сергей Васильевич видит «Рапсодию на тему Паганини», мне интересно, как бы он сыграл и другие свои произведения. Существует много его записей, но они такие старые, да и я по себе знаю, что на записи другой звук.
У вас есть опыт работы в студии?
Да, я записывала десять пьес Прокофьева, ор.12, сонату Гайдна.
Обычно музыканты говорят, что в студии работать сложнее, чем на концерте: нет ответной реакции публики. Для вас важна эта связь?
Очень важна. Мне было тяжеловато записываться, потому что запись — это не концерт, и нужно в себе пробудить те эмоции, которые присутствуют на концерте. Когда ты играешь на концерте, даже если публика молчит, ты чувствуешь ответную реакцию. Особенно она ощутима, когда в зале тишина: никто не кашляет, не звонят телефоны. Это очень важно, потому что когда в зале тишина, ты понимаешь, что публике интересно. И начинаешь больше отдавать. На записи было непросто, но в студии присутствовала мама, поэтому я ее воспринимала как публику.
Удается хоть изредка переключаться?
В последнее время я стараюсь больше спать, хотя люблю осеннюю погоду, дождь, люблю погулять в дождливую погоду. Стараюсь встречаться с друзьями, провожу время с братьями.
Они тоже занимаются музыкой?
Младший начал заниматься на фортепиано, а средний — танцор. Я как старшая должна показывать им пример. В свободное время читаю.
Что?
Сейчас «Войну и мир», причем предпочитаю бумажные книги. Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Дочитаю «Войну и мир», может, Гоголя почитаю.
Беседовала Елена Фомина, Воронеж, октябрь 2019
Фото Натальи Коньшиной
Варвара Кутузова — стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, фонда «Новые имена», «Фонда Валерия Золотухина». Среди последних достижений юной пианистки – премии международного конкурса Дениса Мацуева Grandpianocompetition и телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Серебряный Щелкунчик и приз зрительских симпатий), которые она завоевала в 2016 году, I премия юношеского международного конкурса NotaBene в 2017 году. В ноябре 2018 года Варвара получила премию и звание «Молодые дарования России». В качестве солистки выступает с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Чикагским филармоническим оркестром и другими. Участник международных фестивалей «Звезды на Байкале» (Иркутск), Annecy — Classic (Франция), Antalyapianofestival (Турция), фестиваля Дениса Мацуева в Тюмени, Иркутске, ArtDialog (Швейцария), «100-летие геноцида армян» (Ереван), фестиваль на родине П.И. Чайковского в Ижевске, Воткинске, «Белая Сирень» в Казани и других. Активно концертирует в крупнейших залах мира, среди которых Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Государственный академический Большой театр России, Московский международный Дом музыки, Konzerthaus в Вене, Театр Esperanza Iris в Табаско, «Миллениум-парк» в Чикаго.
Елена Фомина окончила отделение теории музыки Воронежского музыкального училища и филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала корреспондентом службы радиовещания ВГТРК. Обозреватель интернет-журнала «Культура ВРН», корреспондент радио «Орфей» в Воронеже. С 1996 года публикуется в местных СМИ с материалами о музыке и театре. Сотрудничала с такими изданиями, как «Петербургский театральный журнал», «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение», «Музыкальные сезоны».
Источник
Варвара Кутузова: «Места на сцене хватит всем»
21.04.2021 1 комментарий Просмотры: 2 509
С 30 апреля по 5 мая в Москве пройдёт III Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition (художественный руководитель Денис Мацуев). В связи с пандемией конкурс был перенесен с прошлого года на эту весну.
Членами жюри выступят Борис Петрушанский, Пётр Палечный, Паскаль Эсканд, Павел Нерсесьян, Владимир Овчинников и Валерий Пясецкий. Каждый из пятнадцати юных конкурсантов сыграет сольную программу, а также концерт с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова во втором туре.
Среди участников молодая пианистка, уже принимавшая участие в Grand Piano Competition в 2016 году, Варвара Кутузова. Перед началом конкурсных прослушиваний Варвара поделилась своими детскими воспоминаниями, рассказала о том, как провела карантин и почему приняла решение снова подать заявку на конкурс.
— Варвара, вы родились в Архангельске, расскажите о своем родном городе. Как часто сейчас его посещаете?
— Я родилась на севере и какое-то время жила с бабушкой, пока родители искали жилье в Москве. Сейчас, приезжая на родину, я любуюсь природой и спокойным течением жизни. Особенно приятно бывать там зимой, когда на улице мороз, а снег хрустит под ногами и сверкает.
Правда, в последнее время удается приезжать в Архангельск только во время гастролей – раз в год, тогда я обязательно остаюсь на день-два, чтобы погостить у бабушки.
— Расскажите о самом ярком музыкальном впечатлении детства.
— У нас в доме всегда звучала академическая музыка, потому что я родилась в семье музыкантов. На кассетном магнитофоне проигрывались оперы, симфонии, большое количество фортепианных сочинений. Я впитывала музыкальное искусство буквально с рождения.
Во всем этом огромном «плейлисте» было одно произведение, которое меня уже тогда пробирало до мурашек. Однажды, когда мне было 5-6 лет, я была с родителями на концерте и вдруг услышала то самое, такое родное произведение. Это оказался Второй концерт Рахманинова, и до сих пор это сочинение является одним из моих самых любимых.
Будучи уже постарше, я узнала, что на той нашей древней кассете играл молодой Аркадий Володось, эту запись я могу узнать из тысячи других.
— А в других областях у вас были источники вдохновения?
— Для меня это фигурное катание. Я с восторгом следила за Юлией Липницкой, Аделиной Сотниковой и Евгенией Медведевой, восхищалась их пластикой, упорством, трудом и выдержкой. Также величайшим фигуристом считаю Алексея Ягудина.
После просмотра соревнований у меня всегда появлялось особое вдохновение, я шла и занималась. До сих пор, если вдруг у меня плохое настроение, я болею и нет сил играть, то включаю ролик с Алексеем Ягудиным «Winter» или его знаменитое показательное выступление 2002-го года, «промурашиваюсь» и с новыми силами иду заниматься.
— Этим летом вам исполнится 18 лет, для многих это рубежный возраст. Что изменилось в вас за последние несколько лет?
— Лично я пока никаких рубежей не вижу, так как моя жизнь с раннего возраста была очень насыщенной – учеба, гастроли, друзья, дом, – все кипело, бурлило и менялось ежесекундно. Так продолжается по сей день, поэтому говорить о том, какой я себя представляла раньше в 18 лет и сошлась ли картинка – невозможно. Наверное, я такая, какая и должна была быть при данном образе жизни.
Конечно, за последние годы произошли огромные перемены: во- первых, я уже не ребёнок и продолжаю расти; во-вторых, меняются увлечения, интересы, друзья… Меняется вся жизнь – появляются новые цели, планы и понимание того, что скоро начнётся взрослая самостоятельная жизнь, а это крайне интересно.
— А какие у вас новые цели и мечты в профессии?
— Они есть, но пусть останутся в секрете. С детства я верю в то, что если загадала желание, то ни в коем случае нельзя рассказывать о нем окружающим, иначе не исполнится.
— Судя по вашим высказываниям в предыдущих интервью, вы очень позитивный и целеустремленный человек. А были ли кризисные моменты, когда хотелось все бросить? Как справлялись?
— Кризисные моменты бывают у всех творческих людей, это своего рода этапы развития и переосмысления. Они были и у меня. Был очень острый период, когда хотелось все бросить, но в этот момент меня поддержали мои друзья.
— Если я правильно понимаю, вы скоро заканчиваете Школу имени Гнесиных? Где планируете продолжить обучение?
— Гнесинка – это спецшкола и колледж, два в одном, поэтому сейчас я учусь на втором курсе (или одиннадцатом классе, если рассматривать со стороны школы) в классе Михаила Сергеевича Хохлова, выпускаюсь в следующем году.
Здесь предусмотрен колледж – два года и три; в связи с хаосом в мире из-за пандемии я решила взять курс из трех лет. В дальнейшем планирую продолжить обучение в консерватории у нас или за рубежом.
— Остается ли время на личную жизнь?
— Времени на личную жизнь почти нет, но с друзьями стараюсь видеться почаще. Это удаётся благодаря тому, что мы учимся в соседних переулках ( Гнесинка и ЦМШ) и в обеденное время случайно встречаемся в кафешках. У нас даже выработался свой хештег в инстаграме – #случайнаявстреча.
Особенно радуюсь, когда пересекаюсь с друзьями на гастролях. Тогда мы общаемся все свободное время , и поездка становится незабываемой.
— Как проводите досуг? Удается ли посещать концерты?
— На концерты хожу, но не очень часто. В основном это концерты мастеров классической музыки или друзей. В последнее время также увлеклась живописью и с удовольствием посещаю художественные выставки.
— Как вам кажется, насколько полезно концертирующему пианисту слушать других исполнителей своего возраста и не только?
— Своих сверстников не слушаю, больше нравятся старые записи мэтров. Конечно, польза от этого огромная – чем больше записей, тем больше мнений, с чем-то ты соглашаешься, с чем-то – нет, а что-то берёшь себе на заметку.
— Вы – лауреат более десяти конкурсов. Как вы относитесь к конкурсной системе, к конкуренции?
— Большинство этих конкурсов были в глубоком детстве. Последний серьёзный конкурс, давший популярность, был в 12 лет, а потом были гастроли, которые продолжаются до сих пор.
К конкурсной системе никак не отношусь – если педагог говорит: «Надо идти», – иду. Конкуренция в нашей среде всегда была и будет, стараюсь ей соответствовать. Хотя, честно сказать, я не особо задумываюсь об этом – места на сцене хватит всем.
— Не могу не спросить про прошлый год, я смотрела, как вы делаете с музыкантами прямые эфиры в инстаграме. Чем вы еще занимались?
— Мне очень приятно, что вы смотрели мои эфиры. На самом деле, у меня всегда была мечта оказаться по другую сторону баррикады и побывать корреспондентом. Как только возникла идея, я начала обзванивать всех, с кем хотела побеседовать – так был сформирован первый сезон антивирусного марафона (#антивирусныймарафон).
В домашней обстановке, вместе с потрясающими музыкантами, дирижёрами, артистами балета, актёрами и кутюрье мы обсудили все, что только можно было обсудить. Эфиры были ориентированы на молодую аудиторию, поэтому мы старались не касаться глубоких философских тем, больше говорили о жизни, мотивировали всех, кто оказался в локдауне, отвечали на вопросы зрителей.
Помимо антивирусного марафона вместе с искусствоведом Сергеем Хохловым я записала цикл «Рассказы о музыке детям», взяв за основу цикл Сергея Прокофьева. Эта идея многим понравилась, особенно преподавателям детских музыкальных школ. Мне стали поступать предложения продолжить проект на примере других циклов, но карантин закончился, а с ним закончилось свободное время, поэтому проект пока приостановлен. Также я участвовала в онлайн-концертах, много читала и занималась.
— Сейчас вы готовитесь выступить на конкурсе Grand Piano Competition. В 2016 году вы уже стали лауреатом этого конкурса. Почему решили снова участвовать?
— Хочется еще раз испытать драйв и кураж на сцене, как это было пять лет назад. Для меня участие в конкурсе – это не только само конкурсное выступление, но и ещё одна прекрасная возможность выступить сольно и с потрясающим оркестром в крупнейших залах Москвы. Конечно, всегда хочется выиграть, но это не главная цель.
На Grand Piano я подала заявку в прошлом году, когда уже была неясная ситуация с гастролями. Конкурс перенесли, и я подумала, что для меня он закончился. Недавно узнала, что всех, кто прошел в 2020 году, перенесли на этот год, это было неожиданно, но приятно. Пришлось отменить концерты в Красноярске и Новосибирске – приношу публике свои извинения, мы обязательно увидимся с вами!
Беседовала Наталия Поддубняк
Наталья Поддубняк
Выпускница МГК имени П. И. Чайковского. Лауреат I степени Международного конкурса журналистских студенческих арт-проектов АРТ-МЕДИА (2018 г., Москва), лауреат II степени Третьей Международной Олимпиады по музыкальной грамоте и теории музыки «Четыре Четверти» в номинации «Исследователь музыки» (2019 г., Екатеринбург). Также принимала участие в научных конференциях и семинарах.
В 2020 году стала слушателем образовательной программы 15 Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Источник