- Вайнберг симфония 4 ноты
- Вайнберг симфония 4 ноты
- Симфония № 4 (Вайнберг)
- Структура
- Исполнения и записи
- Смотреть что такое «Симфония № 4 (Вайнберг)» в других словарях:
- Симфония № 4 (Вайнберг)
- Структура
- Исполнения и записи
- Смотреть что такое «Симфония № 4 (Вайнберг)» в других словарях:
- Вайнберг симфония 4 ноты
- История создания
- Музыка
Вайнберг симфония 4 ноты
FLAC (tracks) | Booklets & covers | 3 CD’s | 842.8 MB
Weinberg — Symphonies Nos. 4, 5, 14, 16, etc. (Chmura, 2006)
Мечислав ВАЙНБЕРГ (1919 – 1996)
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
CD 1 :
1-4. Симфония № 5 фа минор, Ор.76 — Symphony No. 5 in F minor, Op. 76
5-8. Симфониетта № 1, Ор.41 — Sinfonietta No. 1, Op. 41
CD 2:
1-4. Симфония № 4, Ор.61 — Symphony No. 4, Op. 61
5. Рапсодия на молдавские темы, Ор.47 № 1 — Rhapsody on Moldavian Themes, Op. 47, No. 1
6-9. Симфониетта № 2, Ор.74 — Sinfonietta No. 2, Op. 74
CD 3
1-6. Симфония № 16, Ор.131 — Symphony No. 16, Op. 131
7-10. Симфония № 14, Ор.117 — Symphony No. 14, Op. 117
СО Польского национального радио, Катовице — Polish National Radio Symphony Orchestra, Katowice
Дирижёр — Габриэль ХМУРА — Conductor – Gabriel Chmura
Recorded January 30-February 3, 2006 at Grzegorz Fitelberg Concert Hall, Katowice, Poland
Источник
Вайнберг симфония 4 ноты
Ну вот. а я уж хотел создать тему под таким названием с биографией и выкладкой некоторых сочинений. 🙁
Так продолжайте эту! Модераторы, если что, разделят. 🙂
Меня, честно говоря, очень интересовал бы полный список сочинений Вайнберга!
А вот (на всякий случай) ссылка на обсуждение темы «Мечислав Вайнберг — в тени Шостаковича?» на форуме сайта Рихтера:
http://sviatoslavrichter.ru/forum/viewtopic.php?t=105
ув. господа и дамы, завтра по Орфею передают К-т для трубы с орк. Ор.94 Вайнберга. Посоветуйте, писать его или нет? В двух словах — стиль, форма, новаторство и пр.?
Ассоциация — «Петрушка» Стравинского. Кажется, там и цитата даже есть.
Ну, с Петрушкой я бы не стал сравнивать, но концерт небезынтересный. Как-то слышал его по радио с Накаряковым и долго гадал- что же это за музыка такая?
Знаете как злые языки называют Глазунова?
— Карл Филипп Эммануил Римский Корсаков
Так вот Вайнберг , в некотором смысле, тоже Иоганн Кристиан.
ув. господа и дамы, завтра по Орфею передают К-т для трубы с орк. Ор.94 Вайнберга. Посоветуйте, писать его или нет? В двух словах — стиль, форма, новаторство и пр.?
Artist: Umea Symphony Orchestra
Album: Mieczyslaw Weinberg — Chamber Symphonies 1 & 4
Genre: Classic
Year: 2008
Format: MP3
Bitrate: VBR KB/SEC (lame extreme)
Size: 107 MB
Artist: Umea Symphony Orchestra
Album: Mieczyslaw Weinberg — Chamber Symphonies 1 & 4
Genre: Classic
Year: 2008
Format: MP3
Bitrate: VBR KB/SEC (lame extreme)
Size: 107 MB
Нельзя ли привести данные об исполнителях?
Нельзя ли привести данные об исполнителях?
Umea Symphony Orchestra(leader David Bjoerkman)
Conducted by Thord Svedlund
Clarinet: Bengt SandStroem; Cello: Kerstin Isakson
Chamber Symphony No.1 Op.145 (1986) for String Orchestra (27:35)
Chamber Symphony No.4 Op.153 (1992) in one movement for String
Orchestra & clarinet (34:30)
Total playing time 62:10
Вот перепечатал с обложки диска.
Вот перепечатал с обложки диска.
Спасибо, — полная ясность.
На intoclassics.net/ (http://www.intoclassics.net/news/2009-02-04-3379) :
Вайнберг М.С. — Разные сочинения Скачать (http://files.mail.ru/EDNRYQ)
В архиве:
— Соната №1 для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 21
— Соната №2 для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 63
— Соната №3 для скрипки соло, соч. 126
— Концерт для виолончели с оркестром ре минор, соч. 43
— Фантазия для виолончели с оркестром фа-диез минор, соч. 52
— Симфония №6 для хора мальчиков и большого симфонического оркестра ля минор, соч. 79
— Симфония №10 для камерного оркестра ля минор, соч. 98
— Симфония №12, соч. 114
Исполнители — см по ссылке (http://www.intoclassics.net/news/2009-02-04-3379).Еще там же (http://www.intoclassics.net/news/2009-02-04-3357):
— Симфония № 4 ля минор, соч. 61 (1957) — МСО / К.Кондрашин
— Концерт для скрипки с оркестром №2 соль минор, соч. 67 (1959) — Леонид Коган, МСО / К.Кондрашин
Скачать (http://narod.ru/disk/5445275000/Vainberg.rar.html) — МП3 / 320 120 Мб
На торрентс.ру есть Вайнберг:
— Камерная симфония № 1, ор. 145 (http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=171015) (Бaшмет)
— Violin Concerto in G minor, Op. 67 (http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1248873) (Ilya Grubert)
— Квинтет (ор.18 ) и Квартет № 8 (http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1342059) (ор.66) (Квартет им. Бородина)
— Симфонии 4 и 6 (Кондрашин)_ (http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1342529)
Есть и 1, и 2, и вообще почти всё, что у него выходило когда-либо на CD. Впрочем, ровно два названные сочинения выходили недавно, и эти диски еще продаются, в отличие от двух десятков CD, вышедших на закрывшейся «Олимпии».
Источник
Симфония № 4 (Вайнберг)
В первой редакции сочинения каждая из четырёх частей имела название — Токката, Интермеццо, Серенада, Рондо. Произведение построено по классической четырёхчастной модели. Первая часть — сонатное аллегро. Вторая начинается в ритме вальса, затем появляются драматические интонации и пародийные маршевые ритмы. Третья часть — лирический центр симфонии (вторая тема, исполняемая солирующим кларнетом, имитирует еврейский наигрыш). Плясовой финал симфонии обнаруживает некоторое влияние традиций неофольклоризма.
Вторая редакция симфонии создана в 1961 году. В числе прочего композитор убрал названия частей.
Структура
8 min.)
Allegretto (
6 min.)
Adagio — Andantino (
9 min.)
Vivace (
Общее время звучания —
Исполнения и записи
Симфония была записана под управлением Кирилла Кондрашина, Габриэля Хмуры.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Симфония № 4 (Вайнберг)» в других словарях:
Вайнберг Моисей Самуилович — (р. 8.12.1919, Варшава), советский композитор. Родился в семье музыканта. Окончил Варшавскую консерваторию (класс фортепьяно Ю. Турчиньского, в 1939) и Белорусскую государственную консерваторию (класс композиции В. А. Золотарева, в 1941); с 1943… … Большая советская энциклопедия
Симфония № 17 — Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия
ВАЙНБЕРГ Мечислав Самуилович — (1919 1996) российский композитор, народный артист России (1980). Один из ведущих симфонистов 20 симфоний, в т. ч. Цветы Польши (1965), Камерная симфония (1986), опера Мадонна и солдат (1970), балет Золотой ключик (1962), 16 струнных квартетов и… … Большой Энциклопедический словарь
ВАЙНБЕРГ — Мечислав Самуилович (1919 96), композитор, народный артист РСФСР (1980). Родился в Варшаве, с 1939 в СССР. Один из ведущих симфонистов 21 симфония (1941 91), в т. ч. 8 я Цветы Польши (1965), 4 камерные симфонии. 7 опер, в т. ч. Мадонна и солдат… … Русская история
Вайнберг, Моисей Самуилович — Моисей Вайнберг Имя при рождении Мечислав Вайнберг Полное имя Моисей Самуилович Вайнберг Дата рождения 8 декабря 1919(1919 12 08) М … Википедия
Вайнберг, Моисей — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг, Мечислав — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг, Мечислав Самуилович — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг М. — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг Моисей — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг М. С. — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Источник
Симфония № 4 (Вайнберг)
В первой редакции сочинения каждая из четырёх частей имела название — Токката, Интермеццо, Серенада, Рондо. Произведение построено по классической четырёхчастной модели. Первая часть — сонатное аллегро. Вторая начинается в ритме вальса, затем появляются драматические интонации и пародийные маршевые ритмы. Третья часть — лирический центр симфонии (вторая тема, исполняемая солирующим кларнетом, имитирует еврейский наигрыш). Плясовой финал симфонии обнаруживает некоторое влияние традиций неофольклоризма.
Вторая редакция симфонии создана в 1961 году. В числе прочего композитор убрал названия частей.
Структура
8 min.)
Allegretto (
6 min.)
Adagio — Andantino (
9 min.)
Vivace (
Общее время звучания —
Исполнения и записи
Симфония была записана под управлением Кирилла Кондрашина, Габриэля Хмуры.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Симфония № 4 (Вайнберг)» в других словарях:
Вайнберг Моисей Самуилович — (р. 8.12.1919, Варшава), советский композитор. Родился в семье музыканта. Окончил Варшавскую консерваторию (класс фортепьяно Ю. Турчиньского, в 1939) и Белорусскую государственную консерваторию (класс композиции В. А. Золотарева, в 1941); с 1943… … Большая советская энциклопедия
Симфония № 17 — Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия
ВАЙНБЕРГ Мечислав Самуилович — (1919 1996) российский композитор, народный артист России (1980). Один из ведущих симфонистов 20 симфоний, в т. ч. Цветы Польши (1965), Камерная симфония (1986), опера Мадонна и солдат (1970), балет Золотой ключик (1962), 16 струнных квартетов и… … Большой Энциклопедический словарь
ВАЙНБЕРГ — Мечислав Самуилович (1919 96), композитор, народный артист РСФСР (1980). Родился в Варшаве, с 1939 в СССР. Один из ведущих симфонистов 21 симфония (1941 91), в т. ч. 8 я Цветы Польши (1965), 4 камерные симфонии. 7 опер, в т. ч. Мадонна и солдат… … Русская история
Вайнберг, Моисей Самуилович — Моисей Вайнберг Имя при рождении Мечислав Вайнберг Полное имя Моисей Самуилович Вайнберг Дата рождения 8 декабря 1919(1919 12 08) М … Википедия
Вайнберг, Моисей — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг, Мечислав — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг, Мечислав Самуилович — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг М. — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг Моисей — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Вайнберг М. С. — Моисей Вайнберг советский композитор Дата рождения: 8 декабря 1919 Место рождения: Варшава … Википедия
Источник
Вайнберг симфония 4 ноты
Запись 1933 года
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные; в третьей части — флейта-пикколо, треугольник.
История создания
80-е годы приносят Брамсу славу первого композитора Германии и Австрии. Он — автор трех симфоний, двух фортепианных и Скрипичного концертов, которые исполняют лучшие солисты Европы, многочисленных фортепианных сочинений и камерных ансамблей, Немецкого реквиема и кантат, хоров и песен, распеваемых любителями повсюду. Его Третья симфония после премьеры в Вене в декабре 1883 года в течение нескольких месяцев распространяется по всей Германии. А Брамс уже занят обдумыванием Четвертой. Для работы над ней в ближайшее лето он долго не может найти подходящего места, пока наконец не останавливается на Мюрццушлаге в Штирии. Это горное местечко не так красиво, как Пёртшах в Каринтии, где он провел три лета, принесших богатейший урожай, в том числе Вторую симфонию. Однако с Мюрццушлагом у стареющего композитора связаны дорогие воспоминания. 17 лет назад, когда он только завоевывал признание, после удачного концертного турне в качестве пианиста, он пригласил отца в путешествие по Австрии: «Душа моя освежилась, словно тело после купанья; мой добрый отец и не подозревает о том, какую он мне принес пользу. » — признавался Брамс.
В Мюрццушлаге композитору хорошо жилось и работалось. Летом 1884 года он написал две первые части симфонии, следующим — две последние. В конце сентября 1885 года состоялось ее домашнее прослушивание: Брамс играл симфонию друзьям в четыре руки со знакомым пианистом. По воспоминаниям исследователя творчества Брамса М. Кальбека,по окончании первой части воцарилось молчание, наконец Э. Ганслик, приложивший немало сил для пропаганды творчества композитора, вздохнув, сказал: «У меня такое ощущение, будто меня отлупили два ужасно остроумных человека». Кальбек высказал сомнение по поводу скерцо и недоумение по поводу финала в форме вариаций, и хотя Брамс утверждал, что скерцо произведет иное впечатление в оркестровом звучании, а вариации в финале были использованы еще Бетховеном в Героической, сам он вовсе не был уверен в успехе.
Однако симфония покоряет друга Брамса, знаменитого дирижера и пианиста Ганса фон Бюлова, страстного пропагандиста его творчества на протяжении почти двадцати лет(ему посвящена Третья симфония). И он берется исполнить Четвертую в концертном турне по рейнским и голландским городам с руководимым им Мейнингемским оркестром. Премьера состоялась в Мейнингеме 25 октября 1885 года под управлением автора и прошла с огромным успехом. Этой же симфонией Брамс простился с Веной 3 марта 1897 года: уже смертельно больной, он присутствовал на ее исполнении в Венской филармонии под управлением прославленного Ганса Рихтера, когда-то впервые продирижировавшего здесь премьерами его Второй и Третьей симфоний.
Последняя симфония — вершина творчества композитора. Она значительно отличается от предшественниц, хотя и в ней получает воплощение основной принцип Брамса — сочетание традиций романтизма и классицизма. Романтическое начало ощущается с первых же звуков сонатного аллегро, окрашенного в лирические тона; романтическим духом веет и от балладной второй части. Классичность структуры проявляется особенно в средних частях, написанных в сонатной форме; притом третьей частью является скерцо, рисующее шумную картину народного празднества. В то же время уникальный полифонический финал, как и две первые части связанный с музыкой барокко, не только делает сочинение Брамса итогом XIX века, но и перебрасывает арку через два столетия.
Музыка
Первая часть начинается как бы с полуслова. И главная и побочная партии песенны, лиричны, напоминают о первой романтической симфонии — Неоконченной Шуберта. Главная, порученная скрипкам, строится на чередовании излюбленных Брамсом терций и секст, подчеркивающих близость к романсу. Но непритязательность этого бытового источника скрадывается изысканной деталью — прелестным эффектом эха, имитацией деревянных духовых. А сама тема интонационно родственна гораздо более глубоким слоям немецкой песенности и представляет собой вариант хорала «О мой Иисус, меня избравший к блаженству вечному», любимый Бахом (этот хорал открывает и последнее произведение Брамса — 11 хоральных прелюдий для органа). Главная партия кажется бесконечной в своем вариационном развертывании, которое внезапно прерывается фанфарным возгласом деревянных инструментов и валторн. Эта энергичная фанфара десять раз возникает на протяжении части, активизируя ее развитие и контрастно оттеняя широко разливающиеся, столь же песенные темы побочной партии. Завершает экспозицию мажорный вариант главной темы, создающий своего рода рамку. Разработка, подобно второй песенной строфе, открывается повторением главной партии в основной тональности (прием необычный, но уже использованный композитором в финале Третьей симфонии). Разработка драматична и подводит к печальной репризе, в которой главная тема, изложенная крупными длительностями, обнаруживает исконную — хоральную — природу. Еще одно ее преобразование происходит в коде — кульминации части: в суровых, резко акцентированных канонических имитациях фортиссимо слышится отчаяние, предвещающее трагический финал.
Необычная для Брамса крупная (в сонатной форме без разработки), а не камерная медленная вторая часть многолика, сочетает разные жанровые истоки. Открывает ее соло валторн строгого балладного склада. Контрастна активная связующая партия, в которой слышны фанфарные обороты первой части. Неторопливо развертывается песенная побочная в насыщенном звучании виолончелей с томительными хроматическими подголосками. В репризе в другой оркестровке она достигает гимнической кульминации и неожиданно уступает место прелестному обороту венского вальса, в котором с трудом угадываются интонации первой балладной темы.
Еще более необычна для Брамса третья часть — впервые используемое в симфонии скерцо, создающее резчайший контраст с соседними частями. Это картина народного веселья, шумного, звонкого, с двумя темами, чередующимися по принципу рондо-сонаты. Первая рисует веселящуюся толпу (главная, tutti), вторая — лирическую грациозную сцену (побочная, скрипки). Лишь на миг приостанавливается шумный хоровод, темп замедляется, и в отдаленной красочной тональности у валторн и фаготов приглушенно, таинственно звучат обороты главной темы, чтобы вновь уступить место стихийному веселью.
Финал — трагическая кульминация цикла — необычен не только для Брамса, но и вообще для симфоний XVIII—XIX веков. Форма, не встречающаяся ни в одном симфоническом финале, воскрешает жанр полифонических вариаций эпохи барокко (чакону, пассакалью), столь любимый Бахом. Эмоциональная сила воздействия музыки так велика, что заставляет забыть изощренную изобретательность развития и чеканную строгость формы. За темой, изложенной в виде восьмитакта ровными крупными длительностями, следуют 30 вариаций, не изменяющих строгой структуры темы, и более свободная кода. Тема духовых, неуклонно поднимающаяся по тонам звукоряда на нисходящем басу, а затем резко срывающаяся вниз, заимствована у Баха (в кантате № 150 «Тебя алкаю я, Господь» она служит басом в № 4). Брамс обостряет ее, вводя хроматизм в мелодию и усложняя гармонию. В полифонических сплетениях, мотивных дроблениях возникает бесконечное разнообразие мелодий. Тема в первоначальном мелодическом виде повторяется трижды, отмечая новые разделы, что позволяет обнаружить некоторые закономерности сонатной формы. Экспозицию составляют тема и 15 вариаций, причем 10-я и 11-я, в которых мелодическое движение как бы застывает на фоне неустойчивых блуждающих гармоний, играют роль связующей партии. 12-я — одна из красивейших бесконечных мелодий Брамса: экспрессивная жалоба солирующей флейты в сопровождении словно неуверенного аккомпанемента скрипок, альтов и валторн. После нее утверждается одноименный мажор, и в массивной звучности сарабанды у тромбонов на фоне хоральных аккордов духовых слышатся отголоски музыки вечного противника Брамса — Вагнера. Это сфера побочной партии (вариации 13—15). Разработку открывает возвращение первоначальной темы духовых, на которую накладывается мощный низвергающийся поток у струнных фортиссимо (16-я вариация). Реприза начинается 23-й: начальную тему, порученную валторнам, оплетают неистовые переклички деревянной и струнной групп. Последующие семь представляют собой вариации на вариации, в последней, 30-й, уже трудно уловить тему. В коде она дробится, разрабатывается, рисуя картину последней отчаянной схватки, — и все стремительно скатывается в бездну.
Известный немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер писал: «Мне кажется подлинно сверхъестественным страшное душевное содержание этой вещи, я не могу избавиться от навязчиво возникающего образа неумолимой судьбы, которая безжалостно влечет к гибели то ли человеческую личность, то ли целый народ. Конец этой части, насквозь раскаленный потрясающим трагизмом, — настоящая оргия разрушения, ужасный контраст радостному и шумному ликованию последней симфонии Бетховена». Так Брамс ставит точку в своем симфоническом творчестве, таков один из итогов развития симфонии в XIX веке. Другой итог подведет десять лет спустя в своей Девятой Брукнер.
Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1885) принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса. С потрясающим драматизмом и несгибаемой стойкостью духа в ней рассказывается о трагических перипетиях жизненной борьбы.
Замечательно начало первой части: как продолжение ранее начатой душевной беседы, в духе элегического романса звучит сердечный напев главной партии. Его играют скрипки в октаву; альты и виолончели сопровождают арпеджио; деревянные духовые дают имитации терциями. Из сочетания терций и секст, любимых интервалов Брамса, образуется эта мелодия:
Элегическое повествование становится все более напряженным и прерывается воинственным кличем — призывом к действию (см. пример 72). Применение гармонического мажора придает героической теме суровый, тревожный оттенок. Ее появление — в явном или скрытом виде (она проводится во всей части не менее десяти раз!) — всегда неожиданно, дает стимул к активизации музыкального развития. Так и здесь: тема-призыв, обрамляя страстную (словно признание) мелодию побочной партии, еще более подчеркивает ее лиризм (см. пример 73). Разработка, как обычно у Брамса, сжатая и напряженная, приводит к несколько видоизмененной репризе. Большое значение имеет обширная кода: начальная элегическая тема приобретает теперь трагические очертания. Такие свободные переходы от одного состояния к другому характерны для этой части — они сообщают музыке черты балладного повествования.
Романтично начало следующей части. Задумчивый монолог валторн выдержан в духе старинного романса (в начале использован мелодический мажор):
Вторжение преобразованной темы-призыва не может нарушить созерцательного настроения. Оно прекрасно выражено в коде, где поет восьмиголосный хор струнных divisi. Этот замечательный колористический эффект опровергает ходячие суждения о якобы недостаточной красочности фантазии у Брамса. Подобные неверные суждения еще более опровергаются третьей частью, изображающей шумное карнавальное веселье: словно жизнь во всем великолепии своих красок вторглась в ход развития личной драмы.
Но неумолим жестокий приговор судьбы! Именно так звучит суровый хорал духовых инструментов, излагающих тему финала. Эта 8-тактная тема служит основой для тридцати двух вариаций и проходит в разных голосах, но преимущественно в басу (Точнее сказать, эта пассакалья имеет тридцать одну вариацию и развернутую коду.).
Сама тема конфликтна по содержанию, что вызвано диссонирующим повышением IV ступени в миноре как вводного тона к доминанте. Появление этого звука сопровождается грозным тремоло литавр:
Удивительно искусство, с каким Брамс осуществляет в пассакалье непрерывность развития, стирает грани переходов от одной вариации к другой. Идя по бетховенскому пути, он привносит закономерности сонатных принципов в построение вариационного цикла (Приводимая далее нумерация отсутствует в партитуре Брамса: желая подчеркнуть непрерывность музыкального развития, он отказался от указания порядковых номеров вариаций.). Так образуются три раздела формы: вариации 1—10 дают экспозицию трагедии, 11—15 — ее лирический центр, где выделяется волнующий монолог флейты, к которой присоединяются затем кларнет, гобой (12):
Драма уступает место идиллии, и минорный лад заменяется мажором (E-dur, 13—15). Музыка замирает на жалобной фразе флейты и прерванном кадансе. 16-я вариация дает внезапное возвращение начальных образов — это своего рода расширенная реприза, вбирающая в себя раздел разработки. Именно здесь драматизм достигает предела, и непрерывное нагнетание напряжения приводит к трагической развязке. Музыка эта покоряет своим душевным величием и выражением непреклонной мужественности.
Источник