—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Игра «Аплодисменты»
Игра на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки, его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять.
Игра «Эстафета»
В игре подразумевается, что каждый из ребят уже более или менее владеет своим голосом и в его силах спеть если не всю песню целиком, то хотя бы ее небольшой отрывок. Отрывки музыкальных фраз не повторяются, а сразу передаются, как в эстафете, следующему участнику. Здесь главное – не «сползти», не потерять тон или, как говорится у профессионалов-музыкантов, «не потерять тональность». В этой игре важнее не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает и заканчивает. Они не должны дать увести мелодию от начального тона.
Игра «Музыканты»
Ведущий объявляет начало конкурса на лучшего исполнителя народного мотива или какого-либо другого музыкального произведения. Это может быть как нечто экзотическое, так и вполне простое, например, собачий вальс. Неизменное правило этой игры, придающее ей особую «соль», заключается в том, что исполнять произведение нужно на весьма своеобразном музыкальном инструменте. А именно, на пустых бутылках, выстроенных в ряд, используя в качестве дополнительного инструмента вязальную спицу. Победителем считается тот участник, который сумеет воспроизвести музыкальное произведение на своеобразном инструменте лучше всех.
Игра «Музыкально-литературные изыскания»
Ведущий раздает всем известные литературные произведения. Задача игроков в том, чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент. Для этого им выдается имеющийся ассортимент записей музыкальных произведений. Игрокам надо послушать отрывки мелодий и среди них выбрать тот, который, по их мнению, наиболее соответствует заданному литературному произведению. Ведущий оценивает, насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, которая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мелодию.
Игра «Музыка»
Можно играть как с ведущим, так и без него. Число игроков не ограничено.
Игроки должны вспомнить как можно больше песен с упоминанием музыки, музыкальных инструментов и самих песен. К примеру: «Льется музыка, музыка, музыка…», «Скрипач на крыше…», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер…».
Если в игре есть ведущий, то он меняется с тем, кто спел загаданную им песню. Если ведущий отсутствует, то игрок, не успевший за определенное время вспомнить песню, выбывает из игры.
Викторина «Ступеньки»
Все слова викторины начинаются на букву «Б», каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.
1) Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей». (Бах)
2) Французский композитор, автор оперы «Кармен». (Бизе)
3) Вид искусства, в котором все содержание передается через танец. (Балет)
4) Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям». (Барток)
5) Композитор, автор знаменитой песни «Катюша». (Блантер)
6) Великий немецкий композитор, который в середине жизни потерял слух. (Бетховен)
7) Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского «песня лодочника». (Баркарола)
Викторина «Музыкант»
Все слова- ответы этой викторины начинаются с буквы «Ш».
1) Польский композитор, проживший большую часть своей жизни во Франции. (Шопен)
2) Немецкий композитор, который сначала собирался стать пианистом. Этот композитор создал сборник «Альбом для юношества», по которому учатся играть юные музыканты. (Шуман)
3) Австрийский композитор, большинство пьес которого – песни и фортепианные миниатюры. (Шуберт)
4) Композитор, которого называют королем вальсов. (Штраус)
5) Великий русский певец- бас. (Шаляпин)
6) Композитор, в одной из симфоний которого есть эпиграф: «Посвящается моему родному городу Ленинграду и нашей грядущей победе над фашизмом». (Шостакович)
Викторина «Музыкальные инструменты»
1) Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно ударяя в него или потряхивая им. (Бубен)
2) Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть. (Пианино)
3) Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок – группы? (Гитара)
4) Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком. (Флейта)
5) Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны. (Контрабас)
6) Струнный инструмент, который называют «душой оркестра». (Скрипка)
7) Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать. (Барабан)
Игра «Настроение»
Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова или исполнение на инструменте фрагмента из цикла «Времена года» П. Чайковского: «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Июнь».
Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, бушующее, то спокойное), в «осенней песне» то же самое и т. д.
Викторина «Эскалатор»
Все слова той викторины начинаются с буквы «А», ответы викторины надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор.
1) Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая его струны. (Арфа)
2) В опере так называется большая песня главного героя. (Ария)
3) Большая ария. (Ариозо)
4) Имя принцессы, героини балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». (Аврора)
5) Маленькая ария. (Ариетта)
6) Перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
7) Коллектив исполнителей – музыкантов. (Ансамбль)
Игра «Веселушки»
Не только песни – хорошая тема для игры, можно обратиться к частушкам.
Темы частушек разнообразны, а значит, и вариантов игры больше.
1) Игроки исполняют частушки на определенную тему: о школе, дружбе, домашних делах и т.д., кто не успел вспомнить частушку, выбывает из игры.
2) Игроки поют частушки, в которых есть определенное слово: например, «мальчик», «девочка», «школа» и т. д.; правила те же.
3) Ведущий или два игрока мимически показывают частушку, а остальные должны отгадать, о чем идет речь. Если им это удается, то частушка должна быть исполнена и т. д.
Игра «Все наоборот»
Ведущий запевает одну из песен, к примеру: «Ой, мороз, мороз…». Другой игрок должен вспомнить песню, где есть противоречие данной, например: «Я хочу увидеть лето, ты возьми меня с собой…», следующий будет искать противоречие уже этой песне: «Осень, ты на грусть мою похожа…» и т. д. повторять песни нельзя. Если кто-то замешкается больше чем на минуту, он выбывает из игры.
Игра «Наперегонки»
Дети делятся на две группы по 6-8 человек и поют гамму сверху вниз, снизу вверх на гласном звуке, постепенно изменяя темп: от медленного до очень быстрого. Каждая группа поет на своем звуке. Группы поют одновременно.
Длительность звуков меняется в зависимости от темпа. Учитель задает размер, если кто-то не выдерживает, выбывает из игры.
Игра «Классная классика»
Необходимо прослушать ряд классических произведений.
Примеры:
1) М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
2) П.И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
3) С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром (1 часть).
4) И.С. Бах. «Шутка» из сюиты си минор.
5) Н. Паганини. «Кампанелла».
6) И. Стравинский. Балет «Петрушка».
7) При повторном прослушивании произведений игроки должны угадать название и автора пьес. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
Викторина «Найди правильный ответ»
1) Какой из великих композиторов уделял много внимания развитию фортепианной музыки и сочинил 32 сонаты для фортепиано?
А. Бах; Б. Моцарт; В. Бетховен.
2) Какой из композиторов сочинил наибольшее количество опер – 26?
А. Гендель; Б. Верди; В. Шуберт.
3) Кто из композиторов создал первую русскую национальную оперу?
А. Глинка; Б. Мусоргский; В. Рахманинов.
4) Кто из композиторов был так же выдающимся дирижёром и пианистом?
А. Шуман; Б. Рахманинов; В. Григ.
5) Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки?
А. Бородин; Б. Чайковский; В. Скрябин.
Игра «Найди своего композитора»
Предварительная подготовка: Готовятся карточки с надписью имён и фамилий композиторов, чьё творчество изучалось на уроках. Кроме того, готовятся карточки меньшего размера, на которых пишутся названия сочинений этих композиторов.
Примерный перечень сочетаний.
М. И. Глинка. «Венецианская ночь», «Жаворонок», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Л. Бетховен. «Сурок», «Лунная соната», «Вариации на русскую тему», «Эгмонт».
Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Шествие гномов», «Утро».
Р.К. Щедрин. «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь горох».
Учитель назначает школьников, которые берут себе плакатики с фамилиями композиторов и выстраиваются у доски. Остальные участники игры разбирают карточки с названиями сочинений этих композиторов. По команде педагога «композиторы» открывают свои фамилии, а игроки стараются как можно скорее найти
Источник
Игротека
презентация к уроку по музыке по теме
Игры на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka.zip | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепление пройденного материала.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
- Начало игры (слайд 1). Сегодня мы с вами немного поиграем.
- Прочитайте эпиграф к уроку (слайд 2). Как вы его понимаете?
- «Разобьемся» на две команды. 1 команда «Мажор», а вторая – «Минор».
- Головоломка «Ступеньки» (слайд 3).
Все слова этой головоломки начинаются на букву Б. Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.
- Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей». (Бах)
- Французский композитор, автор оперы «Кармен». (Бизе)
- Вид искусства, в котором все содержание передается через танец. (Балет)
- Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям». (Барток)
- Композитор, автор знаменитой песни «Катюша». (Блантер)
- Великий немецкий композитор, который в середине жизни потерял слух. (Бетховен)
- Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «Песня лодочника». (Баркарола)
- Кроссворд «Ноты» (слайд 11). Впишите буквы, чтобы можно было прочитать ноты.
- Ребус «Жанры песен» (слайд 13). Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен. (Трудовые, обрядовые, лирические, хороводные, исторические).
- Викторина «Найди правильный ответ» (слайды 15-21).
- Какой из инструментов является самым большим в мире? (Орган)
- Какой танец раньше было принято танцевать с кинжалами? (Лезгинка)
- Какой музыкальный термин в переводе означает «шутка»? (Скерцо)
- Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового? (отсутствием в руке дирижерской палочкой)
- Как называется музыкальное сопровождение песен? (Аккомпанемент)
- Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»? (Рондо)
- Какой музыкальный инструмент бывает русским, гавайским и испанским? (Гитара)
- Викторина «Слова иногда нуждается в музыке, но музыка не нуждается ни в чем» (слайд 22) .
- Музыка – это искусство … (звуков)
- Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования (консерватория).
- Кто написал фортепианный цикл «Времена года» (П.И. Чайковский)
- Как звали греческого бога-покровителя искусств? (Аполлон)
- Составьте слова (слайд 23) (как можно больше) из слов музыка+я (кум, кума, мука, язык, аз, узы, маяк, як, указ. ).
- Музыка. 6 класс. Составитель Н.Б. Улашенко. Поурочные планы по программе Критской Е.Д. «Корифей», Волгоград, 2011, стр. 95-96.
- Конева И.В., Н.В. Терентьева. Поурочные разработки по музыке.5 класс. «Экзамен», М., 2009, стр. 49-52.
- Музыка. 5 класс. Составитель Н.Б. Улашенко. Поурочные планы по программе Критской Е.Д. «Корифей», Волгоград, 2011, стр.92-93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это подборка из 13 игр для организации весёлого Дня рождения.
Дидактический материал» Игротека. Лингвистическая разминка».
Подбор игр для родителей с детьми для обогащения словарного запаса.
По каждой лексической теме стараемся подобрать или сделать свою мультимедийную презентацию либо на ознакомление с материалом, дибо новыми интересными фактами, или же играми на внимание, память. Предст.
Методический бюллетень учителей МО русского языка и литературы.
Это интересно! В своей статье я предлагаю подборку игр, которые позволят каждому родителю без специальных занятий, а в бытовых условиях в форме игры развить у ребенка мелкую моторику и фон.
Обобщение и систематизация знаний по теме: Производная и ее геометрический смысл.
Источник
КОМПОЗИТОРЫ — ДЕТЯМ: АЛЕКСАНДР ГРЕЧАНИНОВ
Композитор А.Т. Гречанинов внес большой вклад в развитие детской музыкальной литературы XX века. Композиторский талант А. Гречанинова (1864-1956) формировался в эпоху, когда русская музыкальная культура переживала небывалый расцвет. В 1881 году Гречанинов поступает в Московскую консерваторию, где занимается с В. Сафоновым, С. Танеевым, А. Аренским. Первые самостоятельные творческие начинания Гречанинова высоко оценил и поддержал Н.А. Римский-Корсаков. Наследие Гречанинова поражает масштабностью и разноплановостью: композитор активно работает в оперном жанре, обращается к симфонической и духовной музыке, пишет музыку к драматическим спектаклям, множество инструментальных и камерно-вокальных произведений.
Отдельную страницу в творчестве Гречанинова составляет музыка, посвященная детям. В своей книге «Моя жизнь» композитор одну из глав называет — «Моя детская музыка» и признается:
«…я обожаю детей и для меня было всегда большой радостью общение с ними. Когда сестра моя, Надежда Тихоновна Имберх, приезжала иногда к нам со своей четверней ребятишек погостить на Волгу, я забрасывал даже на некоторое время свою музыку и весь отдавался в распоряжение детворы. Увлекательные игры, в которых немалую роль играла фантазия и изобретательность, как детская, так и моя, катание на лодке, собирание грибов и цветов, пение хором песенок, большей частью народных, под аккомпанемент на рояле, — все это следовало одно за другим, и весельем и радостью наполняло наши дни. С детьми я всегда чувствовал себя равным им, мне не нужно было под них «подделываться». Этой способностью — как бы перевоплощаться в ребенка, вероятно, и нужно объяснить, что я с такой легкостью и с таким увлечением всегда сочинял музыку для детей». (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91).
История рождения детской музыки Гречанинова тесно связана с педагогической деятельностью композитора, который вспоминал:
«В Москве издавна существовала музыкальная школа сестер Гнесиных, из которых вышло немало первоклассных музыкантов. Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского – это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело…» (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91).
Так родились двухголосные песенки на народные тексты – сборник «Ай-ду-ду!» (1903 г.), за этим сборником последовали следующие: «Петушок» (1907 г.), «Времена года» (1908 г.), «В деревне» (1908 г.). По просьбе Т.Л. Беркман, в школе которой Гречанинов руководил детским хором, композитором были сочинены первые детские пьесы для фортепиано, вошедшие в последствие в сборник «Детский альбом». Композитор сочинил множество небольших и технически несложных пьес для фортепиано, которые предназначались для начинающих музыкантов. Свои фортепианные пьесы Гречанинов, как правило, объединял в «альбомы»: так появились «Дедушкин альбом» (1929 г.), «Стеклянные бусинки» (1929 г.), «День ребенка» (1927 г.), «На зеленом лугу» (1924 г.). Названия пьес, вошедших в «Детский альбом» (1923 г.) («Сказочка», «Солдатики маршируют», «Верхом на палочке», «Заболела няня», «Скучный урок», «Колыбельная», «После бала», «Я уже большая») и в «Дедушкин альбом» («Мама любимая!», «Нянина сказочка», «Марш», «Заболел котик», «На качелях», «На прогулке», «Праздники!»), красноречиво говорят о темах и образах, характерных для детской фортепианной музыки Гречанинова. В детских альбомах композитора встречаем портреты близких людей, окружающих ребенка: мамы и нянюшки, сценки детских игр и повседневных занятий, картины природы.
Помимо легких фортепианных пьес для маленьких слушателей и исполнителей композитор сочиняет и оперы. Светлая и наивная история о елочке, которая из леса мечтает попасть на праздник к детям легла в основу сюжета оперы Гречанинова «Елочкин сон» (1912 г.), полюбились детям и оперы композитора «Мышкин теремок», «Кот, Петух и Лиса».
Композитор также выделял в своем творчестве музыкальные страницы о детях, не предназначенные для исполнения начинающими музыкантами:
«Довольно много написано мною также песен из детского мира и не для детского исполнения, сборники, «Снежинки» (1908 г.), «Курочка Ряба», «Тропинка» (1920 г.). (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 92).
К теме детства Гречанинов обращался на протяжении всей своей творческой жизни, не оставил он ее и в годы эмиграции и продолжил сочинять пьесы для детей. В 1925 году композитор покинул Россию и вернуться на родину, тоску по которой он постоянно испытывал за границей, ему уже было не суждено.
Источник