Венгерский народный танец для гитары

Венгерский народный танец для гитары

1. Ла фолия.
2. Танец. (Хайнхофер)
3. Гальярда.
4. Вальс. (Д. Агуадо)
5. Венгерская народная песня. (Обработка В.Гуркина)
6. Полька. (М.Каркасси)
7. Вальс. (Ф.Сор)
8. Экоссез. (М.Джулиани)
9. Вальс. (Ф.Карулли, редакция В.Гётце)
10. Черный барашек. (Болгарская народная песня, переложение И.Боджиева)
11. Пьеса. (Д.Тюрк, редакция И.Никола)
12. Андантино. (М.Каркасси)
13. Танец. (Ф.Карулли)
14. Вальс. (М.Каркасси)
15. Аннушка. (Чешская народная песня, переложение В.Яшнева)
16. Менуэт. (И.Кригер)
17. Гавот. (Г.Телеман)
18. Вальс. (Н.Головина)
19. Ой ти, дiвчино зарученая (Украинская народная песня, редакция В.Гуркина)
20. Бурре. (Л.Моцарт)
21. Вальс. (М.Каркасси)
22. Лендлер. (И.Кюнфер, редакция В.Гётце)
23. Ехал казак за дунай (Украинская народная песня, обработка В.Гуркина)
24. Андантино. (Ф.Сор)
25. Менуэт. (Х.Неефе)
26. Вальс. (Русская народная песня)
27. Ой, за гаем, гаем. (Украинская народная песня, обработка А.Иванова-Крамского)
28. Вальс. (Ф. Шульц)
29. Песня любви. (И.Селеньи)
30. Вальс. (С.Рейхард)
31. Посею лебеду. (Русская народная песня, обработка В.Гуркина)
32. Лендлер. (Ф.Шульц)
33. Маленький вальс. (В.Гуркин)
34. Земелюшка чернозем. (Русская народная песня, обработка А.Иванова-Крамского)
35. Менуэт. (А.Диабелли)
36. Лендлер. (И.Кюфнер)
37. Пойду ль я выйду ль я. (Русская народная песня, обработка В.Гуркина)
38. Андантино. (Ф.Карулли)
39. Тема с вариациями. (А.Синополи)
40. Скерцо. (А.Диабелли)
41. Стоит гора высокая. (Украинская народная песня, обработка В.Яшнева)
42. Галоп. (В.Нейланд)
43. Алеманда. (В.Матиечка)

1. А.Шмидт
2. А.Иванов-Крамской
3. Ф.Карулли
4. Д.Агуадо
5. Н.Кост
6. А.Диабелли
7. А.Иванов-Крамской
8. М.Каркасси
9. М.Каркасси
10. Д.Агуадо
11. Ф.Сор
12. В.Гуркин
13. А.Диабелли
14. М.Джулиани
15. Б.ковач
16. А.Диабелли
17. Н.Кост
18. Ф.Карулли
19. В.Гуркин
20. А.Диабелли
21. Ф.Сор
22. Б.Ковач
23. Ф.Сор

Читайте также:  Какая гитара у муцураева

1. Старинная французская песня
2. Бурре. (Л.Моцарт)
3. Менуэт. (Г.Телеман)
4. Пьеса. (Ф.Карулли)
5. Экоссез. (ИКюфнер)
6. Сарабанда. (А Корелли)
7. Ты пойди, моя коровушка, домой. (Русская народная песня, обработка А.Иванова-Крамского)
8. Меланхолический танец. (В.Гуркин)

Источник

Венгерский народный танец для гитары

Самые первые танцы древних венгров были тотемическими. Они знаменовали соединение человека с природой и рассказывали о важных, этапных событиях: рождение, создание семьи, охота, война и смерть. С принятием христианства танцевальные традиции постепенно изменились. Поначалу церковь допускала священные пляски: христиане изображали мистерии в храмах, плясали в честь Бога и даже танцевали на кладбищах, желая почтить память умерших. К примеру, в Южном Задунавье довольно долго сохранялся танец «Bene Vendel», передающий скорбное настроение и боль утраты.

Со временем пляски стали терять свой строгий, чисто религиозный характер, поэтому появлялись указы королей и послания пап, запрещающие танцы. Однако запреты запретами, а простой люд стремился к чувственному выражению. Так, например, сохранились средневековые письменные упоминания так называемых венгерских круговых танцев (körtánc, füzértánc), в которых под народные песни танцевали одновременно мужчины и женщины всех возрастов. Подобные танцы завершали собой любое празднество.

К XVIII веку песенно-танцевальный фольклор Венгрии стал очень богат и разнообразен. В шутливом игровом танце «эгереш» (egeres tánc) пары изображали погоню кота за мышью. В озорном «шювегеше» (süveges tánc) мужчины танцевали сольную партию в высоких головных уборах из фетра (шювегах), а затем снимали их и приглашали женщин на шутливый поединок – нужно было постараться отнять головной убор. Если женщинам это удавалось, они танцевали свою сольную партию, затем так же приглашали мужчин отнять шювеги.

Очень популярным танцем был «лапоцкаш» (lapockás tánc). Танцоры становились в круг, в середине которого танцевала отдельная пара – мужчина и женщина. Один из танцующих двигался вне круга и в знак симпатии и заигрывания слегка ударял партнёра тонкой плоской дощечкой – «лапоцкой». Тот, до кого дотронулись, забирал дощечку, забегал в круг, а выбывший из пары начинал погоню с дощечкой за другим партнёром.

Источник

Венгерский народный танец чардаш

Зажигательные и ритмичные, душевные и мелодичные венгерские песни и танцы находят отклик в славянской душе, потому что венгерская культура чем-то похожа на нашу. Венгерский танец чардаш широко известен во всем мире. Его танцуют народные ансамбли в Европе и Америке, в Азии и даже в Австралии.

Венгерский танец чардаш полюбился танцорам и зрителям за свою живость и непосредственность, динамичность движений и разнообразие танцевальных фигур.

История танца

Название происходит от простонародного слова csárdá, в переводе с венгерского означающего «трактир». Откуда возник чардаш, точно не известно. Есть две основные версии.

Согласно первой, за основу чардаша был взят мужской танец «вербунок», который было принято исполнять на проводах в армию и на пунктах вербовки. Вообще следует отметить, что венгерские мужские танцы технически сложнее для исполнения, чем женские и парные.

Согласно второй версии, произошел от танца гайдуков, балканских повстанцев. Какая версия является правильной — историками не установлено. Но известно, что самый известный венгерский танец чардаш зародился давно — примерно в XVIII веке, а поэтому имеет свою историю развития.

Чардаш был популярен не только среди простых людей, но и среди высшего общества. К сожалению, театрально-эстрадные аранжировки, звучащие в модных салонах, искажали естественную красоту и «народность» этого танца. Но все же подлинность движений, передающаяся танцорами из поколения в поколение, сохранилась в народе.

Существует несколько вариаций исполнения, но такой же ритмичный как танец сальса. В разных областях чардаш танцуют по-разному, и даже название танца может звучать иначе. Но основа одна, танец узнаваемый, можно легко выделить общие движения.

Образцы плясового фольклора более полувека собирает и воплощает в своих постановках государственный народный ансамбль, в который входят музыканты и танцоры. Кроме того, популяризацией венгерской культуры занимается танцевальный ансамбль «Будапешт».

Музыка и костюмы

Чардаш условно можно поделить музыкально на 2 части. Сначала звучит медленная, лирическая музыка. В какой-то момент музыка становится быстрой, стремительной.

Чардаш раньше исполнялся под аккомпанемент свирели, волынки, и цитры. На сегодняшний день эти народные инструменты вытеснили скрипка, фортепиано и другие «академичные» инструменты. Наиболее известными и узнаваемыми музыкальными записями, в которых можно услышать элементы являются «Венгерские рапсодии» Ференца Листа, и «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса. В «Лебедином озере» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского также можно услышать венгерские мотивы. Чардаш и его элементы использовали в своем творчестве Витторио Монти, Имре Кальман, Иоганн Штраус, Золтан Кодай и другие известные композиторы.

Венгерский танец чардаш, как и любой другой народный танец, танцуют, одеваясь в аутентичные национальные костюмы.

Национальный мужской костюм включает в себя полукафтан (его по-другому — доломан), узкие темные штаны, сапоги и шапку с пером.

Женские костюмы — это вышитые блузки, юбки «колокольчиком», фартуки и шикарные жилеты на шнуровке. Незамужние девушки носили на голове кокошник, замужние дамы — чепец.

Основные танцевальные движения

Весь вид венгерских танцоров выражает некую горделивость и торжественность. Поэтому хорошая осанка — очень важный момент для профессионала, исполняющего венгерские танцы.

Второй важный момент для танцора венгерских танцев — сильные и ловкие ноги. Основные движения выполняются ими. При почти неподвижном корпусе ноги, по народному выражению, «ходят веретеном».

Третий важный момент — отличный вестибулярный аппарат. Потому что присутствует огромное количество вращений как в парах, так и сольно.

Обычно музыка, под которую танцуют чардаш, условно делится на первую, мелодично-плавную часть, и вторую — ритмичную, как бы зовущую в пляс всех, кто ее слышит.

Композиционный рисунок танца может быть разнообразным. Чардаш выполняет роль так называемого «социального танца». Это значит, что на народных гуляньях его танцуют абсолютно все. Любой парень может пригласить любую девушку, поэтому импровизация в танце только приветствуется. Каждая пара может выполнять движения и фигуры по собственному усмотрению. Как и любой другой европейский танец, ведет мужчина.

В некоторых вариантах чардаша плавную часть танцевальной композиции исполняют исключительно женщины, ритмичную — исключительно мужчины, а в финале танца можно увидеть парные движения со множеством вращений. В середине танца дамы выполняют вращения во время исполнения мужских «хлопушек». Есть в парном чардаше и элементы поддержки.

Ближе к финалу танца начинается сумасшедшее количество вращений: вращаются девушки, держась за руку юноши, поднятую вверх, вращаются пары, вращается хоровод — крутись, мир! Сбросить 1 кг за неделю будет не проблема.

Чаще всего венгерский танец чардаш исполняется парно, но он вполне может быть и сольным номером.

Национальные напевы и танцы создают ощущение праздника жизни. Посмотришь на танцующих венгров, и как-то автоматически всплывает в голове мысль: «хорошо-то как!». Чтобы научиться танцевать, вовсе не обязательно ехать в Венгрию.

Народные ансамбли, в которые принимают как детей, так и взрослых, есть во многих городах!

Источник

Венгерский танец

Происхождение

Как и многие танцы других народов, венгерские зародились, как древние ритуальные действа. История венгерского национального танца начиналась в X веке. Крестьяне складывали песни, темы которых были очень разнообразны и были посвящены различным праздникам, историческим событиям, бытовым сценкам или обрядовым действиям. Популярности венгерских плясовых мелодий немало способствовали музыкальные произведения великих композиторов: Брамса, Листа, Шуберта. Самый известный танец Венгрии – это чардаш.

Как правило, мелодия венгерского танца делится на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а вторая – быстрая и темпераментная. Музыкальный размер венгерского танца – 2/4 и 4/4.

Танцы Венгрии неизменно исполнялись под звуки любимых венграми музыкальных инструментов. Духовые инструменты Венгрии – это свирель и волынка, щипковые – это цитра, а ударные – это дарбук. В настоящее время эти народные инструменты были вытеснены другими европейскими музыкальными инструментами. Только последние десять лет народ пытается восстановить утерянное музыкально наследие.

Известные танцы

Легенеш

Венгерская народная хореография прежде не знала женских сольных танцев. Зато мужской сольный танец «легенеш-танец» («танец парня») был широко распространен по всей стране и имел множество областных вариантов. В нем, как и в массовом танце, исполнителю давалась полная свобода импровизации. Танцы с саблями, палками, в сапогах со шпорами требуют виртуозного мастерства, музыкальности, точного следования ритмическому рисунку.

Чарденгеле и топоток

Для венгерского танца обязательно совпадение музыкальной и танцевальной фразы. Проявляется это в трудовом танце «чарденгеле», построенном на сложном рисунке движений ног, и в трансильванской пляске «топоток», украшенной синкопами. В «топотке» каждый топот, каждый хлопок и удар по сапогу должны точно совпадать с самыми важными тактами синкопических музыкальных фраз.

Пантозоо

Как и в других венгерских танцах, не теряется естественность, мужественная грациозность в трансильванском танце «пантазоо», где своеобразные движения ног сочетаются с хлопками и хлопушками.

Куншагскю

Мужской танец «куншагскю» пастухов с палками. В Куншаге (районе Венгерской низменности) пастушество в течение многих лет представляло собой главный род занятий. Традиции пастушеской жизни отражаются не только в характерных костюмах и музыкальных инструментах, но и в том, что пастухи во время танца не расстаются со своим орудием труда — палкой.

Чардаш

Обобщенно-художественное и вместе с тем точное представление об основных чертах венгерской народной хореографии дает парный танец «чардаш». В литературе это название впервые встречается в 1840 году. Правящие круги всячески стремились вытравить из него подлинно народные черты. Искажали природную красоту этого танца различные салонные, театрально-эстрадные аранжировки. И только в народе танцы, получившие название «чардаш», сохранили естественные краски, подлинность движений. Ритм и мелодии «чардаша» получили претворение в оперных, балетных и опереточных партитурах.

Венгерский народ знает множество «чардашей». В каждой области страны есть свой «чардаш», имеющий местное название, специфические оттенки, манеру исполнения. Но, несмотря на огромное, поистине неисчислимое количество местных вариантов этого танца, можно установить его общие черты, характерные для всех вариантов. Танец «чардаш» не имеет канонизированных форм строго установленного композиционного рисунка. Обычно он исполняется парой или несколькими парами, но может исполняться и одним танцором. В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и желанию. «Чардаш» ведет мужчина. Он выбирает фигуры, направляет движения своей партнерши. В середине танца мужчины и женщины могут одновременно выполнять разные движения. Например: мужчины — хлопушки, женщины — вращения. К концу танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с одной стороны на другую.

Сценическая форма «чардаша» делится на две части. Первая часть — широкая, медленная, вторая — быстрая, темпераментная. Первой части свойственны сдержанность, певучесть, лиричность, второй — жизнерадостность, задор, преобладание виртуозной техники, особенно у мужчин. Есть «чардаши», в которых медленную часть исполняют женщины, быструю часть исполняют мужчины, и заканчивается танец парными движениями, в которых много вращений парных и женских.

Мужские танцы более древнего происхождения, и в силу условий жизни венгерского народа они развивались быстрее женских. Именно поэтому не случайно ведущее начало мужской пластики в таком танце, как «чардаш». Групповые мужские танцы нередко имеют круговое, хороводное построение, но, двигаясь, исполнители никогда не берутся за руки. Для мужских танцев характерны своеобразные движения рук, хлопки и хлопушки. Древнейшими мужскими танцами являются пастушеские. Они исполняются с шестами, кнутами, топориками, палками и требуют от участников ловкости, выносливости, технической сноровки. (Зольные пастушеские пляски не имеют пространственного рисунка, их чаще всего танцуют на одном месте.

Вербунк

Его название происходит от слова «вербовать», «Вербункоши», или вербовочные танцы, сложились в самом начале XIX века. Небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралом ходили по деревням, вербуя в армию крестьянских парней.

Вербовщиков сопровождали музыканты, наигрывавшие народные песни и танцы. На завербованных крестьян надевала солдатский чако и вешали саблю.

«Вербункоши» впитали приемы старинных солдатских танцев. «Вербункоши» бывают сольные и групповые. И тем и другим свойственны импровизация и строгие черты венгерского мужского танца.

Танецы с бутылками

Эти танцы спокойные, не быстрые. Женщины двигаются плавно и четко, сопровождая свой ход ритмическими постукиваниями каблучков пачу — туфель без задников. На их головах неподвижно стоят бутылки, доверху наполненные красным искрящимся вином.

Танец этот очень распространен в тех областях Венгрии, где принято носить тяжести на голове.

Многие исследователи считают, что этот танец связан с бытом и отражает гордый и независимый характер венгерской женщины. Возник он в тяжелую для венгерского крестьянства пору. Есть история о появлении этого гордого, женского танца:

Далеко от дома работал на барщине кормилец семьи. Жена доставляла ему еду, отправляясь с ребенком на руках в дальний путь. Корзину с едой она привязывала за спину, а бутылку с питьем, чтобы не плескалась, несла на голове. Проходя мимо барской усадьбы, женщина выпрямлялась и гордо шествовала, не желая показать, что ей трудно идти в жару с такой тяжелой и неудобной ношей.

Свадебный танец

Красив и декоративен свадебный танец со свечами. Особенно вдохновенно его исполняют в местечке Эчер, недалеко от Будапешта. Танец со свечами относится к старинным танцам. В прошлые времена он венчал свадебный праздник. Все гости брались за руки, держа в правой руке зажженную свечу, и девять раз, танцуя, обходили дом молодоженов.

Основные элементы костюмов

Женский костюм

Венгерская женская одежда прошла тернистый путь, но во все времена были люди, которые ценили, хранили национальное достояние.

Раньше одежда знатных дам и крестьянок практически ничем не отличалось. Они носили вышитые блузки и юбки с фартуком и традиционный шнурованный жилет. Головной убор у замужних женщин был чепец, а у молодых девушек парта (кокошник). Ткань, из которой шили платья дворянкам, была атласная или бархат. Отделку делали золотой, жемчужной нитью и кружевами. Они стоили не малых денег и передавались, как правило, по наследству. Даже императрица Мария Терезия облачалась во все венгерское по национальным праздникам мадьяр. И аристократы ко двору приходили в национальных костюмах, усыпанных драгоценными камнями.

Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок. В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами, но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата. Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Часто делали выкройку пруслика и юбки вместе, что напоминало с виду сарафан. Также женщины Венгрии носили пендей — нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти. Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый твердый обруч. В зимний период времени женщины одевали поверх костюма на плечи сложенный треугольником шерстяной или шелковый платок, перевязанный на груди. Заменой зимнего пальто стал кедмен, сшитый из овчины и короткий до пояса. А женщины из высшего сословия надевали из меха накидку – короткая коричневого цвета шубка до талии. Головными уборами зимой были разного вида чепчики – от самых простых полотняных, вышитых серебряными и золотыми нитями, до высоких, сложных. Из грубого шерстяного сукна, у которого длинная ворса напоминала овчинку, шили пальто очень простого покроя (губа). Так повелось, что сшитое новое пальто носили женщины, а мужчины донашивали его, накинув на плечи. По истечению многих лет народный костюм перестал быть популярным и за эти годы изменился. В настоящее время венгры не шьют национальные костюмы и давно уже не носят, а отдают предпочтение промышленным изделиям. К сожалению, сегодня национальную венгерскую одежду можно увидеть только в музее или на ежегодных фестивалях и праздниках.

Мужской костюм

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной — очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba — чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную — мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) — исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются «тюсе» (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась «bocskor». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Коллективы и личности

В 1950 году в Венгрии был создан Государственный Народный ансамбль (художественный руководитель — лауреат премии Кошута Миклош Рабаи, руководитель танцевальной группы — Золтан Матюш), завоевавший широкую популярность не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами. Создавая этот ансамбль, специалисты хореографического и вокального искусства проделали огромную предварительную работу, они записывали в венгерских селах и деревнях мотивы народных песен и танцев, прослушивали способных певцов. Танцевальная группа была отобрана из 1200 молодых танцоров.

Танцевальный ансамбль «Будапешт» (художественным руководителем до 1970 года был Иштван Молнар, последнее время ансамблем руководит Антал Шимон).

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Оцените статью