Венская гитара что это

Содержание
  1. Венская гитара что это
  2. Венская гитара! Приветствую Вас на новом сайте, целиком посвященном венской гитаре! В XIX веке такие инструменты в Австрии делал известный мастер Иоган Шерцер. Так уж случилось, что в нашей стране лишь мне одному удалось возродить и довести до высокого мастерства этот вид гитар. Венские гитары, по сравнению с испанскими, обладают более мощным и певучим звуком и своеобразным тембром. Поэтому в то время, когда не было усиливающей звук аппаратуры, для концентрирования использовались исключительно такие инструменты. Я имею возможность изготовить гитары под заказ. Я могу передать опыт изготовления подобных гитар для внедрения в производство. Буду признателен за информацию по интересующим меня вопросам. Гитарный и струнный мастер Терский Вячеслав Автономович Мои телефоны: +7(861)258-94-28; +7(960) 494-96-25. Источник Венская гитара Венская гитара, аутентичная конструкция — построена по типу гитары Штауфера (старшего) модели 1811 года (отдельное спасибо моему коллеге из Швейцарии, за предоставленные материалы и информацию). Интереснейший инструмент, с широкими возможностями, обладает широким потенциалом — от мощного пронзительного звука до нежного теплого… Хорошая тембральная палитра, проекция, баланс. Этот тип гитар занимает важную нишу в мировой гитарной культуре на протяжении более чем двух веков. Испанская гитара ещё не была придумана Торресом, когда Венская была уже распространена, в т.ч. и в России, в виде семиструнной. Также нужно отметить, что Венская и Испанская гитары это разные инструменты, как конструктивно, так и в звуковом аспекте. Спецификация: Back and Sides – European maple, flame, best figure (highest grade, old-growth) Soundboard – German Spruce, AAA grade Neck – Rock Maple Fingerboard – West African Ebony Bridge – E.I. Rosewood Tuning Machines – GOTOH PREMIUM Finishes: Shellac, French polishing. Danish oil, wax, tung oil (applied a special technology). В данной гитаре не использовались никакие красители или тонеры… По просьбе заказчика вся древесина используемая в этом инструменте имеет естественный вид, и также были выполнены отдельные элементы декора. Источник Первая. Венская. пост xolodk » 02 май 2020, 21:50 » Первая. Венская. Привет всем! Еще одна попытка зайти на форум) Для начала условия игры: Дано: 15 летний школьник, который чинит гитары несколько лет, сделал с нуля одну кривую электруху и имеющий в распоряжении небольшую мастерскую Цель: осуществить старую мечту и запилить акустику Ну а теперь ближе к делу: Материалы выбрал следующие: 1) дека — кавказская ель 2) обечайки — ель 126 лет выдержки(разобранные половые доски из московского особняка) 3) дно — клен с вставкой из венге 4) гриф — переклей клен-венге-ясень 5) пластина на голову — тоже клен Захотел сделать венскую акустику с узкой талией, широким грифом(50 у верхнего порожка) и под металлические струны. Работа начата 27 марта, кажется Не мудрствуя лукаво, начертил все во фьюжне и подправил недочеты — Дерево на дно и деку покупал у Саши Эйштейна, работаю с ним не первый раз, все как обычно хорошо. Далее, заготовки были сфугованы и склеены — Дека Источник Венская гитара что это Еще раз встретиться с Терским я решил после того, как узнал, что у него была встреча с Зотом Малаховым, чемпионом мира по игре на классической гитаре. Оказалось, что Зот уже давно использует гитару Терского. Мастер был и удивлен и доволен этим фактом. Для него очень важно, чтобы гитара им изготовленная попала в хорошие руки. Готовый инструмент для Терского – как ребеночек. Кстати, на изготовление каждого уходит не менее девяти месяцев. Именно поэтому за 40 лет мастер создал их всего около сотни. Вячеслав Терский показывает фотоальбом. В нем сплошь популярные артисты, причем известные уже не один десяток лет. Все они используют гитары мастера либо для записи, либо на концерте. Жанна Бичевская, Андрей Макаревич, Александр Малинин, Леонид Агутин и Леонид Ярмольник отзываются о работе мастера Терского, используя исключительно превосходные степени. Некоторые покупают по два инструмента. У Андрея Макаревича уже целая коллекция – даже сыну в свое время он заказал венскую гитару уменьшенного размера. А вот гитара по заказу Игоря Талькова была почти готова к тому времени, когда его убили, сокрушается мастер. Я прошу рассказать, как прошла встреча с известным на весь мир гитаристом, получившем награды от двух губернаторов – Калифорнии и Кубани. В 2005 году Зот Малахов выиграл международный конкурс, и Арнольд Шварцнегер направил губернатору Кубани письмо с благодарностью за бережное и внимательное отношение к талантливой молодежи. – Зот Малахов пришел ко мне с отцом, мы долго общались, пили чай, кофе, фотографировались. Они более трех часов гостили у нас. Не менее часа Зот с удовольствием играл нам. Он действительно великолепный исполнитель. В его игре не было ни одной ошибки, ни одной неточности. – Что запомнилось из того, что играл Зот? – Когда он взял семиструнку испанского типа и попытался сыграть «Ой ты степь широкая», то быстро отложил ее в сторону, сказав в шутку «Текст забыл». А затем долго не выпускал из рук гитару Терского. Дело в том, что не каждый инструмент может точно передать эту неторопливую мелодию, а венская гитара подходит как нельзя лучше, но она должна быть семиструнной. – А что привлекает артистов в гитарах именно вашего производства? В чем их отличие от обычной гитары? – Привлекает громкость и глубина звучания. За основу я взял принципы изготовления классической венской гитары – у нее толстое, выпуклое дно, и она несколько больше обычной. Вдохновение я почерпнул в трудах австрийского мастера Иоганна Шерцера. Но поскольку я все время стараюсь что-то улучшить, то друзья говорят, что я его даже превзошел. Ведь каждую новую гитару я стараюсь сделать лучше предыдущей. Терский Вячеслав Автономович.Родился: 21 января 1936 года в ст. Сторожевой Карачаево-Черкессии. Образование: высшее медицинское, поступил в Кубанский медицинский институт, закончил Иркутский. Работал: семь лет врачом скорой помощи и более 20 лет врачом в таксопарке. Хобби: изготовление классических венских гитар. Стаж работы врачом: 30 лет и один день. Стаж изготовления венских гитар: 40 лет. Любимое музыкальное произведение: Малагуэнья. Кредо: открытость и прозрачность. Принцип в работе: нет предела совершенству. – Знаю, что это товар дорогой, штучный. Их покупают только истинные ценители. Кто самый большой любитель венских гитар? – Трудно сказать, в девяностые у меня была очередь на изготовление гитар, но во время дефолта она распалась. Готовые работы трудно было продать. И тогда меня выручил Андрей Макаревич – я отвез ему сразу несколько штук. – А какие еще особенности у венской гитары вашего производства? – Мне приходится учитывать тысячи мелочей. Для меня важны все детали, в каждой гитаре – четыре вида дерева. Специального дерева. Важно все: материалы, клей у меня специальный. Даже климат влияет. Здесь мне трудно работать – влажность высокая. Поэтому хочу перебраться обратно в Кисловодск. – Кроме силы и глубины звука я вижу, что гитары у вас еще и необыкновенно красивые. В орнаментах множество мелких деталей. – Да и при этом все орнаменты сделаны вручную. Вот смотрите, на каждую гитару у меня есть паспорт. Там указаны все параметры инструмента, рекомендации по хранению и эксплуатации. Вот здесь указано количество элементов декоративного оформления – их 7800 на каждый инструмент. На некоторых гитарах более 8000. В основном это различные виды дерева, но иногда я использую перламутр. У меня целый альбом, в котором музыкант может выбрать «дизайн» инструмента. – Вы говорили, что хотели бы сделать технологию открытой и доступной. Как насчет того, чтобы написать книгу, описывающую процесс создания венской гитары по Терскому? – Я уже начал эту работу, завел три тетради, в которых описываю все процессы. У меня научный подход, поэтому хочу описать все максимально подробно и точно. Но передать все нюансы вряд ли возможно, – этому ремеслу нужно учить индивидуально. – Исполнители ценят не только ваши гитары, но и струны. Вы говорили, что их постоянно заказывают. В чем их секрет? – Я учился делать струны самостоятельно. Причем внес значительные усовершенствования и даже хотел запатентовать технологию. У меня даже самые тонкие струны делаются не из одной нейлоновой нити, как в большинстве струнных наборов, а из множества микроскопических нейлоновых волокон, обмотанных тончайшей нитью. Сперва я не поверил своим ушам, и, чтобы проверить информацию, уткнулся носом в гитарный риф. Разглядеть фактуру первой струны мне удалось с трудом. Потрогал пальцем – мягкая. Совсем не похожа на серийные орудия пыток для учеников музыкальных школ. От звонка на сотовый выключается диктофон. Это знак. Мы пьем чай и беседуем о жизни. Когда тема снова касается венских гитар, я задаю свой последний вопрос. – У кого сейчас ваша лучшая гитара? Та, которой вы особенно гордитесь? – Я ее еще не сделал. Каждая следующая гитара у меня в чем-то лучше предыдущей. Я стремлюсь к совершенству, к идеальному звуку. Один мой друг сказал, что любовь к гитаре – моя прекрасная болезнь. И я всю жизнь ей неизлечимо болен. Источник Венская гитара. Краткий исторический экскурс. Вена 18 – 19-го веков – это без преувеличения музыкальная столица мира, культурный центр, куда стекались лучшие музыкальные традиции многих народов Европы и не только. Там смешивались культуры немцев, итальянцев, славяне, цыгане… Это был настоящий калейдоскоп красок и музыкальных традиций разных народов. Именно в то время творили Гениальные и Великие: Гайдн, Моцарт, Бетховен – композиторы первой Венской школы. Художественная жизнь Вены была глубока и многогранна. Пестрила и кипела. Искусство было в почете во всех слоях общества. Австрийская музыкальная культура славилась своими исполнителями и композиторами… Вена, в течение первых десятилетий 19-го века, была по преимуществу также городом гитары… Йохан Георг Штауффер (26.01.1778 – 24. 01.1853) Самый главный и выдающийся Венский мастер своего времени. Великий идеолог и конструктор гитары на все времена. Эксперты сходятся во мнении, что Штауффер был величайшим мастером своего времени. Он был изобретательный гений, который, никогда не был удовлетворен тем, чтобы просто следовать проторенным путем, всегда искал новые технические идеи. Синтезируя итальянские и французские модели гитары в свой собственный венский дизайн, он придумал основную форму современной гитары, разрабатывал новаторские усовершенствования струнных инструментов. Изобрел новые инструменты в целом. Его техническое творение — он cо-изобретатель так называемого Hohlflügel (пианино с круговой клавиатурой) и некоторое время даже экспериментировал с конструкцией регулируемого грифа для виолончелей… Это оставляет впечатление, что он был одним из немногих художников своего ремесла, которые просто родились слишком рано. Он родился в венском пригороде Weißgerber. Карта Вены 1778 года и место где родился Йохан Георг Штауффер — Weißgerber № 44 (ныне Obere Weißgerberstraße 28)… Его отец был Матиас Штауффер (родился 4 июня 1726, умер между 1778 и 1802) чернорабочий из Weyregg am Attersee. Мать была Ева Розина Магицер, третьей женой его отца (первые две его жены умерли). Йохан Георг Штауффер начинал как плотник, а закончил своё ученичество у мастера (лютьера) Франца Гейссенхофа. В июне 1800 он принял Венскую гражданскую присягу и в мае 1802 года женился на Жозефе Фишер. У них родилось трое сыновей : Франц (25.03. 1803 — дата и место смерти неизвестно) был музыкальный вундеркинд и блестящий пианист. 12 сентября 1826 года Франц Штауффер обновил свой паспорт для поездки в Санкт-Петербург. Запись в протоколе Hauptregistratur городского совета Вены доказывает, что он был еще жив в 1846 году. Антон (12.06. 1805 – 28.10. 1871) – также был пианистом, и некоторое время давал концерты. В 1825 году он приезжал в Россию, где работал как пианист – преподаватель. В конце концов он отказался от своей музыкальной карьеры и решил следовать по стопам своего отца в качестве мастера музыкальных инструментов. В 1833 году Антон получил официальное «Befugnis» (разрешение мастера). Алоис (7.06.1806 – 23.06.1806) — существование третьего сына Штауффера ускользало от внимания исследователей, очевидно это вызвано тем, что Алоис умер младенцем. Несколько оригинальных фотографий тех мест, где в разные годы Штауффер жил со своей семьёй (наведите курсор на картинку, чтобы увидеть описание, при нажатии откроется большая)- Штауффер взял в свое распоряжение мастерскую скрипичного мастера Игнаца Бартла. Первоначально он строил инструменты по образцу итальянских мастеров гитары — Giovanni Battista Fabricatore и Gaetano Vinaccia. Георг Штауффер сделал уникальный синтез неаполитанских и французских влияний. Затем он разработал несколько вариантов, характерных для его собственного стиля гитары.. Он создал одну из лучших моделей своего времени — знаменитая «модель Легнани» , что подстегнуло продолжительные инновации, такие как Терц гитары и ранние Контрагитары. Он также экспериментировал с новыми формами скрипки. Ниже фото: альтернативная конструкция скрипки Штауффера от 1828 года, верхняя часть кажется шире, чем нижняя, оптическая иллюзия. Гитара с отдельными (дополнительными, открытыми) струнами, как мы знаем сегодня, была действительно создана в Италии в конце 18-го века, но в столице Австрии происходят не только её значительные улучшения: здесь были заложены основы для конкретного репертуара гитары и для её будущего главенства в Европе и за ее пределами. В 1820 году он проектирует и делает очередной шедевр – 10-ти струнную гитару, та самая «Magic Guitar». Она имела второй дополнительный гриф для открытых басовых струн, увеличенный корпус с характерной для гитар Штауффера узкой талией, внутри корпуса, от верхнего «шейного блока» (клеца) до нижнего был установлен металлический прут – распорка, который усиливал конструкцию и не позволял корпусу гитары «сложиться». Тут следует отметить, что так называемый прут–распорка не является изобретением Штауффера, как известно это было придумано до него, ещё раньше, во Франции. Что касается съемного грифа на болту — некоторые приписывают это изобретение Штауфферу, но выжившая и сохранившаяся до наших дней лира-гитара Gennaro Fabricatore показывает, что это изобретение было ещё ранее чем это сделал Штауффер. По словам Ian Watchorn: «…Штауффер использовал 4 основных длины вибрирующей струны (мензуры) — 640mm, 625 мм, 607mm и 596mm. Практически все Легнани стиля инструменты венских мастеров использовали мензуру 607 или 596мм…» По словам Gary Southwell: «…Эта модель «Луиджи Легнани», названа в честь известного гитариста, который помог её развить. Она имеет еловую деку и клен для «спины и боков». Две интересные особенности, которые делают эту гитару уникальными являются регулируемый гриф и шесть боковых колков в ряд на головке грифа. Эта гитара имеет мензуру 610мм, и 22 лада. Но встречаются некоторые гитары этого типа, дожившие до наших дней, с большей мензурой — 640 мм. Иоганн Георг Штауффер работал в Вене и был одним из лучших создателей гитары 19-го века, а также был отменным мастером скрипки и виолончели. Он также изобрел новый инструмент под названием Arpeggione. Был со-разработчиком Hohlflügel. Тем не менее, Штауффер лучше всего запомнился его гитарами. Он сделал много усовершенствований и инноваций с помощью своих экспериментов и акустических испытаний, а также с помощью его тесного сотрудничества с ведущими игроками, в частности Легнани, чье имя дается законченной модели гитары Штауффера. Венский стиль изготовления похож на французский с использованием системы распорки – прута. Стиль с характерным ярким звуком, его быстрыми отзывом и атакой. Он сделал инструменты для гитаристов, таких как Легнани, Мерц, Регонди и Шуберт. Штауффер подготовил других известных мастеров гитары, таких как Schertzer и C F Martin. « В 1830-1836 Штауффер также принимал активное участие в качестве музыкального издателя. Но больше времени он посвятил для своих изобретений, что, вероятно, стало основанием для начала его серьезных финансовых проблем. Бизнес-план Штауффера оказался неудачным и в конечном итоге привел к его уходу из его дела в целом. В отличие от концепции, изложенной в учредительном договоре компании Штауффера он никогда не получил достаточно прибыли, чтобы фактически погасить свой долг и причиной для этого были два аспекта: 1) он не был достаточно разумным, чтобы полагаться на популярность своих гитар и просто производить самые продаваемые товары. 2) Он продолжал заниматься своими масштабными экспериментами и опустошал свою прибыль, в т.ч. с разработкой и производством злополучной Hohlflügel ….В 1831/32 его финансовые неприятности продолжались, и его имущество было арестовано за долги. Затем он временно работал в мастерской своего сына Иоганна Антона Штауффера, прежде чем остановиться на короткое время в Кошице (ныне Словакия)… Но очевидно, что Штауффер и его сын никогда не оправились от своих бизнес — приключений и финансовых обязательств, полученных в результате роспуска «Staufer & Comp.». В 1833 году Штауффер ушел из своего дела и оставил долг, который должен был быть погашен его сыном. Благодаря его необузданной изобретательности и полного отсутствия у него деловой хватки, Штауфферу уже не удалось запустить свою мастерскую на долгосрочной прибыльной основе. Последний период своей жизни он провел в Венском городском доме престарелых св.Маркса где он продолжал работу в небольшой мастерской над своими идеями для гитары и других инструментов. Там он разработал несколько гитар с совершенно новыми понятиями — например, гитары с овальным корпусом и двойной «спиной», на которых всегда был лэйбл с надписью: «По последним данным акустического совершенствования Штауффера. Изготовлено в Вене, Landstrasse 572». 24 января 1853 года он умер, от паралича легких … Был захоронен спустя три дня на кладбище St. Marx Cemetery . По одним данным он скончался обедневшим, по другим данным он умер вполне успешным и в зените славы… На сей счет ни каких документов или свидетельств пока не найдено. Вход богадельни Святого Маркса, где Штауффер умер в 1853 году «Венская гитара», какой её создал и построил Йохан Георг Штауффер, была гитарой с жильными струнами, с изогнутой «спинкой», узкой талией, струны крепились к подставке пинами. В 1822 Штауффер и Иоганн Ertl получили имперские комиссионные для усовершенствования гитары, сфокусировавшись на расширении диапазона, ладовой накладки, грифа, разработка и создание колкового механизма и использование металлических ладов. В 1825/30, инструменты, как правило, имели форму головки грифа в виде восьмерки (аналогично форме тела гитары). В 1825 году Штауффер изобрел колковый механизм, названный в честь него — металлическая пластина с колковым механизмом с червячной передачей, расположенной в одной линии на верхней стороне головки грифа (шесть-в линию). Эту форму головки грифа «Штауффер» и этот дизайн воспроизвел его сын Антон, а также скопировано многими мастерами в 19 веке (в том числе, в дальнейшем, стало предтечей формы головки грифа для фирмы «Фендер»). В 1823 году Штауффер построил свой Arpeggione, инструмент с характеристиками гитары и виолончели. Композитор Франц Шуберт, который также имел гитару Штауффера, написал сонату для Arpeggione и фортепиано ля минор. Его гитары были исключительными, как ни какие другие. Там не было «пружин акустического веера», это была простая конструкция с гармонической пружиной (и также вспомогательными), но эта конструкция хорошо работает. Звук очень отличается от испанской школы, как и конструкция. Испанские гитары имеют медленный отклик (особенно на первых трех струнах). Это означает, что в течение доли секунды, после того, как струна была защипнута, звук начинается мягко, затем растет в полноту и медленно затухает. Это то, что способствует пению, спелому качеству испанских инструментов. Гитара Штауффера в этом смысле, гораздо быстрее. Звук срывается немедленно, когда струна щипается, гитара отвечает быстро, её звук пронзительный. Поэтому «Штауффер» не имеет такого же качества певучести, но это и не то, чего хотели австрийцы… Они хотели инструмент, который мог бы сыграть драматическую музыку, с большим количеством выражения. Басы являются фундаментальными, твердыми и глубокими, чтобы обеспечить основу для вашей музыки. Проекты «Stauffer» исключительно хороши и многие уцелевшие оригиналы, а также точные копии легкие и так же громкие, как современные классические гитары. Мерц играл на гитаре Шерцера; Шерцер был учеником Штауфера, который позже принял его мастерскую. Музыка Мерца удивительно хорошо подходит для Штауффер-гитар. Регонди владел гитарой Штауффера. Косте играл на Lacote, но он работал в тесном сотрудничестве с Degen-ом, датским гитаристом и композитором, который использовал гитару Штауфера. Музыка Костеса также хорошо звучит на «Штауффере». Русская (и несомненно цыганская) гитарная музыка также во многом драматична и напрямую связана именно с Венской гитарой. Именно этот инструмент как ни какой другой, передаёт исключительно точно эмоциональное содержание и истинную структуру этого музыкального искусства. Многие известные гитаристы того времени играли на Венской гитаре (а не на «испанщине»), которые часто завозились из Австрии, а также вполне успешно делались и русскими мастерами 19-го века. Ещё необходимо вспомнить Шраммель квартет, который был основан братьями Иоганнм и Йозефом Schrammel во время 1878/79 и быстро добился огромной популярности в окончательном составе с участием Антона Strohmayer и Георга Dänzer: Schrammel Quartet, ca. 1879 Musicians, с лева на право: Josef Schrammel, Johann Schrammel, and most likely Georg Dänzer, Anton Strohmayer. Их прекрасные работы, которые были основаны на народных мелодиях старой Вены, стали известны как «Schrammelmusik». Блестящая игра гитариста виртуоза Антона Strohmayer, на его контрагитаре, породила термин «Шраммельгитара». (Сегодня в Австрии, Германии и немецкоговорящей части Швейцарии термин «schrammeln» просто означает «играние», «бренчание» и очень немногие знают о корнях этого термина и этимологии). Штауффер и его ученики. Anton Stauffer— сын Иоганна-Георга Штауффера. Иоганн Антон Штауффер, начал работать в мастерской своего отца с 1826 года. Антон оставил свою мастерскую в 1848. Инструменты Антона немного больше по размеру, чем ранние Иоганна Георга Штауффера. Звук приятный и теплый, свежий, импульсивный и с огромным динамическим диапазоном. Инструменты Антона часто имеют регулируемый гриф на болту, 22 лада, а также деревянные колки. Фото ниже: Гитара Антона Штауфера, модель Легнани, 1840 год. Так же, как и гитары его отца, гитары Иоганна Антона Штауффера были абсолютные шедевры, которые были востребованы музыкантами, знатоками и ценителями. Антон Штауффер ушел из своей профессии в 1848 году. 28 октября 1871 году он умер в доме на Wiedner Haupstrasse 19. Дом где в последние годы жил и затем скончался Антон Штауффер… Christian Friedrich Martin —основатель C.F. Martin & Company, родился 31 января 1796 в Markneukirchen, в Саксонии. В текущей официальной истории Компании Мартин мы читаем, что «Христиан Фредерик взялся за семейное ремесло в раннем возрасте, в 15 лет, когда он покинул свой родной город и отправился в Вену чтобы поступить в ученики к Иоганну Штауфферу, известному гитарному мастеру». Мартин безусловно улучшил свои перспективы бизнеса в Саксонии исповедуя себя учеником знаменитого венского мастера. Хотя предполагаемое ученичество Мартина у Штауффера в Вене никогда не было подтверждено, это просто повторялось как факт, без каких-либо дополнительных доказательств в нескольких книгах о Martin Company. Идентичность учеников Штауффера в 1811 г. известна и Кристиан Фридрих Мартина среди них нет. 2 января 1811 года Титульный лист Wiener Zeitung содержится следующее примечание: Примечание в Wiener Zeitung относительно Штауффера и вклад его учеников. Хофманн опубликовал записку от 13 февраля 1811 г. «Местный гражданин, скрипичный и лютневый производитель Георг Штауффер представил документ Его Величеству, в котором он предложил — в дополнение к его налогов — добровольно отдать десять процентов от его общего дохода бизнеса в 1811 году, без вычета предыдущих расходов на I. & Р. Bancozettel фонд погашения. Вдохновленные этим примером его пять учеников: Johann Götz, Johann Buckschek, Franz Fink, Bernhard Enzensberger and Mathias Hametter также обязались дать один гульденов в неделю от их дохода для той же самой цели» Мартин делает гитары датируемые 1830-ми годами… Он сначала копировал преобладающий венский дизайн, из которых дизайн Штауффера был самым известным… Фото ниже: первая и вторая гитары датированы 1834 годом, третьяя 1840 год. Но позже начал он копировать испанские и английские гитары, которые были также копии испанского дизайна. По словам Курта Декортэ и его изучения более ранних схем X-пружин инструментов Guiot на гитарном семинаре в Бельгии, Мартин не изобрел схему X-пружин, так как это было сделано ранее другими гитаростроителями, включая Guiot. Ричард Брюн владеет и имеет несколько фотографий инструментов до 1800 г. с той или иной формой схемы «X» –пружин на деке… Брюн отмечает, что Кристиан Мартин, вместо того, чтобы претендовать на то «изобретение» X-пружин, предпочитает иметь мнение, что это было коммерчески популяризировано им. Изобретения, применяемые к гитаре часто появляются независимо друг от друга и одновременно; ключевым моментом является то, кто тот мастер, который вывел их в общий лексикон мастеров мира. Мартин сам никогда не утверждал, что изобрел Х-схему, насколько Ричард Брюн знает. (Торрес также не является изобретателем «акустического веера» в испанской классической гитаре, это было придумано до Торреса, другим человеком…) Мартин переехал в США в 1833 году. Позже Мартин гитары и другие инструменты, в основном американские отклонились от европейских начинаний, так как они следовали за испанским дизайном Mартина, но с X-схемой пружин согласно английских гитар середины 19-го века, а затем размеры тела гитары были увеличены. При жизни CF Martin делал классические гитары с жильными струнами. Он основал Martin Guitar Company в США, которая до сих пор процветает сегодня делая гитары со стальными струнами. Сталь-струнные гитары были введены намного позже в истории компании, в 20-м веке, после смерти основателя. Они не требуют от игрока особого умения играть, массовые народные гитары всегда коммерчески выгодны. Тем не менее, было несколько особенностей, которые были в большинстве инструментов CF Мартина. До середины 1840-х годов Мартин гитары характеризовались головкой грифа, которая имела все настроечные колки на одной стороне. Мартин позаимствовал этот дизайн от своего учителя в Вене, Иоганна Штауффера. Позже такая конструкция головки грифа была отклонена Мартином и не использовалась до тех пор, пока Лео Фендер не воскресил дизайн в 1948 году на его Telecaster гитаре. По словам эксперта Ken Vose: «Я думаю, что многие люди начинают видеть, что эти ранние гитары больше, чем просто музыкальные инструменты, они культурные иконы.» … Случай, вероятно, возможно случай сделал, что влияние Штауффера на Мартина было сопоставимо с влиянием Нокколо Амати на Антонио Страдивари, который был у него подмастерьем в середине 1600-х годов «. Johann Gottfried Scherzer. (1806 – 1874 … ) По следам Георга Штауффера появились и пошли мастера подлинной венской школы гитары: его сын Антон, их коллега Bernard Enzensperger, а также Franz Feilnreiter, Nikolaus Georg Ries, Johann Gottfried Scherzer, Ludwig Reisinger… и многие другие были его главными действующими лицами. К сожалению я не смог пока найти данные относительно того когда Шерцер появился у Штауффера. Но это произошло позже 1820-го года. Он был в числе его лучших учеников, а в последствии стал старшим по цеху сборки и выпуску гитар (говоря современным языком — бригадир, начальник участка). В мемуарах Макарова упоминается Штауффер и есть интересное примечание, что многие его гитары фактически были построены Шерцерем (очевидно имеется ввиду как раз этот факт). Также сообщается, что Мартин был бригадиром участка по изготовлению гитарных кейсов… После смерти Штауффера старшего, он работал в мастерской у его сына Антона. А когда тот отошел от дел, в 1848 году, Шерцер принял его мастерскую и работал самостоятельно. Тут нужно заметить, что подобная мастерская это вполне нормальный производственный цех, артель, где работали несколько групп людей (бригад) ответственных за те или иные виды работ. Сейчас, к большому сожалению, в основном среди русскоязычной аудитории, можно услышать или прочитать различные «легенды» и байки про Шерцера… Что якобы он был изобретатель грифа на болту, металлического прута-распорки внутри корпуса гитары, второй нижней «деки», закрытой колковой механики для струн (по сути ему приписывается изобретение Венской гитары… которая была изобретена до него, а кое-что и до его рождения), и даже есть термин «шерцерские пружины», т.е. Z-схема пружин на внутренней стороне деки (смешно… это изобретение относится к началу 18 века), ну и много ещё чего… На самом деле всё иначе, мягко говоря (в этой статье, выше, всё сказано)… Шерцер ничего такого не изобретал, а то что ему приписывают было придумано значительно раньше. Он долгое время был подмастерьем у Штауффера, а затем работал под его руководством (а также Штауффера младшего), был пропитан идеями и творчеством своего учителя. Когда Шерцер начал работать самостоятельно, то он продолжил эту линию – став одним из достойных продолжателей дела Штауффера, его идей, (в т.ч. некоторых не реализованных Штауффером при жизни), его учения, его школы, Венской школы. По словам Gary Southwell: «…Шерцер был учеником известного Штауффера вместе с другими, а также там был замечен CF Martin. В то время как Мартин переехал в Америку, Шерцер остался в Вене и в конце концов взял на себя дело своего хозяина. Он, как известно, выиграл первый приз за «лучшую гитару» на знаменитом конкурсе гитары в Брюсселе 1852 года, организованным Makaroff. Почитаемый особенно в России в конце 19 века, Шерцер остается относительно неизвестным для современных энтузиастов гитары. Хотя есть несколько сохранившихся инструментов, его репутация восстановлена благодаря повторной экспертизе. Имея удовольствие от изучения многих известных примеров его работы, которую я чувствую, то он должен рассматриваться среди самых лучших производителей гитар всех времен. Знаменитый гитарист Мерц, как известно, использовал Scherzer гитару». Фото ниже: оригинальная 11-ти струнная гитара Шерцера. В главе «Музыкальная часть» видеоролик. О «гитарах Шерцера» и Гитаре Шерцера. «… только в одной Москве «гитар Шерцера» больше чем сам Шерцер понаделал за всю свою жизнь…»… как-то сказал мой коллега и хороший товарищ, известный гитарный мастер из Москвы, когда я был у него в гостях, в его мастерской. На этом о «гитарах Шерцера» можно закончить. Гитара Шерцера. (на примере гитары Сергея Дмитриевича Орехова) Эта гитара датирована 1861 годом и была построена Шерцером, когда тот был уже самостоятельным мастером. Однако в книге Stauffer & Cо год производства этой гитары дается как 1867 , поясняя что год на этикетке неразборчив или отсутствует, но название улицы позволяет отнести этот инструмент к последнему периоду производства Шерцера. Согласно Stauffer & Co., The Viennese Guitar of the 19th Century, E.P. Hofmann, P. Mougin, S. Hackl 2011 — есть сведения и описание 13-ти струнной гитары Шерцера (1864-1870) которые показывают точно-идентичные размеры и пропорции 10-ти струнной гитары 1861 г. Которая в свою очередь была основана на модели, разработанной и построенной Штауффером в 1820-ом и последующие годы. Она является во многом точной копией (размерами и пропорциями) той самой «Magic Guitar» … К С.Д. Орехову она попала в виде 10-ти струнной гитары, но её аутентичный гриф был им заменен на другой, для семи струн. В 1988 году эту гитару Сергей Дмитриевич подарил Мотани Офи (Motanya Ophee) здесь сайт нынешнего владельца, где эту гитару можно увидеть в аутентичном виде и узнать её полную историю и о бывших владельцах. По словам Motanya Ophee: «… это не правда, что Орехов продал мне свою Scherzer гитару, он дал мне её в качестве подарка. Конечно, я также дал ему несколько подарков, которые он указал, что он хотел, среди которых был компьютер и аксессуары. Это был 1989 год в советские времена.» Дека гитары из Ели, её толщина составляет разные значения для определенных мест и имеет Z- схему пружин. Резонаторное отверстие оснащено простой розеткой в виде кольца (Венское кольцо). «Спина» имеет толщину 2,8 мм и сделана из двухслойной ламинированной древесины — Клён (1,4 мм, внутренняя сторона и Бразильский палисандр (1,4 мм внешняя сторона.) Описание в книге Stauffer & Co. говорит нам что, несмотря на то, что она немного больше, чем гитары Штауффера этой модели, гитара Шерцера (1864-1870) легче, в основном за счет более тонкой задней части… Если Шерцер сделал действительно некоторые изменения в 1861 г. на 10-струнной гитаре (что не совсем типично для Шерцера — например, нет доказательств того, что он немного расширил форму корпуса гитары, сохраняя пропорции и внутренний объем), толщина «спины» на этой гитаре 1861 года как раз где-то 2,8 мм. Корпус овальный, максимальная глубина «арки», овала «спины», составляет 15 мм в области талии, 6 мм на нижнем овале, 7 мм на верхнем, а разница глубины на талии 4,5 мм (имеется ввиду непосредственно «спина» гитары, а не дополнительная внешняя часть («второе дно») которая крепится к самой «спине» на 10 небольших опорах при помощи пяти шурупов)… Пружины «спины» довольно «мускулистые», эллиптической формы, 17 х 17 мм… Я даю лишь небольшую часть спецификации, что бы можно было иметь некоторое представление об этой модели. Ходит «молва» (опять же т.н. байка), что якобы технология строительства Венской гитары (в т.ч. произведенных Шерцером ) полностью утрачена и теперь всё покрыто некой тайной (это уже совсем не смешно)… Ну, может для кого-то это тайна, кто не стремится ничего сам найти, а только распространяет подобные слухи… тем самым отправляя многих людей по ложному пути… На самом деле это, конечно, совершенно не так. Ничего не утрачено Слава Богу! Всегда существовало и существует довольно много информации и литературы о Венском методе гитаростроения, с описанием мельчайших деталей и параметров. (некоторые литературные издания я привел выше). Существуют чертежи, план-схемы, и много других материалов по этой теме. Как говорится — «…ищите и обрящете, стучите и откроют, просите и дано будет… » (Ев. от Мф. 7:7) Эпилог. Почему Венская Школа Гитары, да потому Штауффер её в своем творчестве сформировал! Школа — есть направление! На этом всё! Точка! Музыкальная часть. Luigi Legnani, caprice N 9. Исполняет Benoit Albert. Гитара Йохана Георга Штауффера, Вена, 1821 или 1822 год. J. K. Mertz, “Romanze”. Excerpt from Bardenklange, Op. 13. Исполняет Benoit Albert. 9-ти струнная гитара Антона Штауффера, Вена, 1837 год. Weiss, Chaconne. Исполняет John Schneiderman. 11-ти струнная гитара Шерцера. Вена 1861 — 1870 г.г. Дополнительная информация. Итальянские и немецкие школы влияли друг на друга, и стали неразличимы очень быстро, особенно в случае со Stauffer и Fabricatore. Ранние гитары по Stauffer были копиями Fabricatore. Позже Штауффер разработал свою собственную модель, а затем еще Fabricatore в Неаполе сделал гитары в стиле Stauffer. Проекты, дизайн и инновации Штауффера стали стандартной моделью всей Австрии, Германии, Восточной Европы и России. Не думайте, что если вы нашли античную гитару в стиле «Штауффер» или «Мартин», то это было на самом деле сделано одним из этих 2-х мастеров. Поддельные гитары Штауффера и Мартина являются одними из наиболее распространенных инструментов вообще, с многочисленными поддельными этикетками. Тысячи гитар 19-го века в немецком-венском стиле «Штауффер» и «Мартин» были сделаны в то время. Это был преобладающий гитарный дизайн в те годы, так же, как сегодня все делают классические гитары которые выглядят как Торрес. Вы не можете быть уверены, что гитары этого стиля является гитарами Штауффера или Мартина, если у вас нет убедительных доказательств и документов подтверждающих подлинность. Гитары в этом стиле делали в течение 75 лет по всей Германии, Австрии, России и Восточной Европы десятки, если не сотни производителей. Только специалист может отличить истинную Stauffer или Martin от остальных. Данная статья основана на материалах западных литературных изданий, но прежде всего экспертов и исследователей, которые в свою очередь опирались на архивные документы того времени. Также благодарю моих коллег из Швейцарии и Австрии за предоставленные некоторые материалы и информацию. Копирование данной публикации на других ресурсах — ЗАПРЕЩЕНО. Источник
  3. Венская гитара
  4. Первая. Венская.
  5. Венская гитара что это
  6. Венская гитара. Краткий исторический экскурс.
Читайте также:  Ты это все керн ноты

Венская гитара что это

Венская гитара!

Приветствую Вас на новом сайте, целиком посвященном венской гитаре!
В XIX веке такие инструменты в Австрии делал известный мастер Иоган Шерцер. Так уж случилось, что в нашей стране лишь мне одному удалось возродить и довести до высокого мастерства этот вид гитар. Венские гитары, по сравнению с испанскими, обладают более мощным и певучим звуком и своеобразным тембром. Поэтому в то время, когда не было усиливающей звук аппаратуры, для концентрирования использовались исключительно такие инструменты.

Я имею возможность изготовить гитары под заказ.
Я могу передать опыт изготовления подобных гитар для внедрения в производство.
Буду признателен за информацию по интересующим меня вопросам.
Гитарный и струнный мастер Терский Вячеслав Автономович
Мои телефоны: +7(861)258-94-28; +7(960) 494-96-25.

Источник

Венская гитара

Венская гитара, аутентичная конструкция — построена по типу гитары Штауфера (старшего) модели 1811 года (отдельное спасибо моему коллеге из Швейцарии, за предоставленные материалы и информацию).
Интереснейший инструмент, с широкими возможностями, обладает широким потенциалом — от мощного пронзительного звука до нежного теплого… Хорошая тембральная палитра, проекция, баланс.
Этот тип гитар занимает важную нишу в мировой гитарной культуре на протяжении более чем двух веков.
Испанская гитара ещё не была придумана Торресом, когда Венская была уже распространена, в т.ч. и в России, в виде семиструнной.
Также нужно отметить, что Венская и Испанская гитары это разные инструменты,
как конструктивно, так и в звуковом аспекте.


Спецификация:

Back and Sides – European maple, flame, best figure (highest grade, old-growth)
Soundboard – German Spruce, AAA grade
Neck – Rock Maple
Fingerboard – West African Ebony
Bridge – E.I. Rosewood
Tuning Machines – GOTOH PREMIUM
Finishes:
Shellac, French polishing.
Danish oil, wax, tung oil (applied a special technology).

В данной гитаре не использовались никакие красители или тонеры… По просьбе заказчика вся древесина используемая в этом инструменте имеет естественный вид, и также были выполнены отдельные элементы декора.

Источник

Первая. Венская.

пост xolodk » 02 май 2020, 21:50 » Первая. Венская.

Привет всем! Еще одна попытка зайти на форум)
Для начала условия игры:

Дано: 15 летний школьник, который чинит гитары несколько лет, сделал с нуля одну кривую электруху и имеющий в распоряжении небольшую мастерскую
Цель: осуществить старую мечту и запилить акустику

Ну а теперь ближе к делу:

Материалы выбрал следующие:
1) дека — кавказская ель
2) обечайки — ель 126 лет выдержки(разобранные половые доски из московского особняка)
3) дно — клен с вставкой из венге
4) гриф — переклей клен-венге-ясень
5) пластина на голову — тоже клен

Захотел сделать венскую акустику с узкой талией, широким грифом(50 у верхнего порожка) и под металлические струны. Работа начата 27 марта, кажется

Не мудрствуя лукаво, начертил все во фьюжне и подправил недочеты —

Дерево на дно и деку покупал у Саши Эйштейна, работаю с ним не первый раз, все как обычно хорошо.

Далее, заготовки были сфугованы и склеены —
Дека

Источник

Венская гитара что это

Еще раз встретиться с Терским я решил после того, как узнал, что у него была встреча с Зотом Малаховым, чемпионом мира по игре на классической гитаре. Оказалось, что Зот уже давно использует гитару Терского. Мастер был и удивлен и доволен этим фактом. Для него очень важно, чтобы гитара им изготовленная попала в хорошие руки.

Готовый инструмент для Терского – как ребеночек. Кстати, на изготовление каждого уходит не менее девяти месяцев. Именно поэтому за 40 лет мастер создал их всего около сотни.

Вячеслав Терский показывает фотоальбом. В нем сплошь популярные артисты, причем известные уже не один десяток лет. Все они используют гитары мастера либо для записи, либо на концерте.

Жанна Бичевская, Андрей Макаревич, Александр Малинин, Леонид Агутин и Леонид Ярмольник отзываются о работе мастера Терского, используя исключительно превосходные степени. Некоторые покупают по два инструмента. У Андрея Макаревича уже целая коллекция – даже сыну в свое время он заказал венскую гитару уменьшенного размера.

А вот гитара по заказу Игоря Талькова была почти готова к тому времени, когда его убили, сокрушается мастер.

Я прошу рассказать, как прошла встреча с известным на весь мир гитаристом, получившем награды от двух губернаторов – Калифорнии и Кубани. В 2005 году Зот Малахов выиграл международный конкурс, и Арнольд Шварцнегер направил губернатору Кубани письмо с благодарностью за бережное и внимательное отношение к талантливой молодежи.

– Зот Малахов пришел ко мне с отцом, мы долго общались, пили чай, кофе, фотографировались. Они более трех часов гостили у нас. Не менее часа Зот с удовольствием играл нам. Он действительно великолепный исполнитель. В его игре не было ни одной ошибки, ни одной неточности.

– Что запомнилось из того, что играл Зот?

– Когда он взял семиструнку испанского типа и попытался сыграть «Ой ты степь широкая», то быстро отложил ее в сторону, сказав в шутку «Текст забыл». А затем долго не выпускал из рук гитару Терского. Дело в том, что не каждый инструмент может точно передать эту неторопливую мелодию, а венская гитара подходит как нельзя лучше, но она должна быть семиструнной.

– А что привлекает артистов в гитарах именно вашего производства? В чем их отличие от обычной гитары?

– Привлекает громкость и глубина звучания. За основу я взял принципы изготовления классической венской гитары – у нее толстое, выпуклое дно, и она несколько больше обычной. Вдохновение я почерпнул в трудах австрийского мастера Иоганна Шерцера. Но поскольку я все время стараюсь что-то улучшить, то друзья говорят, что я его даже превзошел. Ведь каждую новую гитару я стараюсь сделать лучше предыдущей.

Терский Вячеслав Автономович.Родился: 21 января 1936 года в ст. Сторожевой Карачаево-Черкессии.
Образование: высшее медицинское, поступил в Кубанский медицинский институт, закончил Иркутский.
Работал: семь лет врачом скорой помощи и более 20 лет врачом в таксопарке.
Хобби: изготовление классических венских гитар.
Стаж работы врачом: 30 лет и один день.
Стаж изготовления венских гитар: 40 лет.
Любимое музыкальное произведение: Малагуэнья.
Кредо: открытость и прозрачность.
Принцип в работе: нет предела совершенству.

– Знаю, что это товар дорогой, штучный. Их покупают только истинные ценители. Кто самый большой любитель венских гитар?

– Трудно сказать, в девяностые у меня была очередь на изготовление гитар, но во время дефолта она распалась. Готовые работы трудно было продать. И тогда меня выручил Андрей Макаревич – я отвез ему сразу несколько штук.

– А какие еще особенности у венской гитары вашего производства?

– Мне приходится учитывать тысячи мелочей. Для меня важны все детали, в каждой гитаре – четыре вида дерева. Специального дерева. Важно все: материалы, клей у меня специальный. Даже климат влияет. Здесь мне трудно работать – влажность высокая. Поэтому хочу перебраться обратно в Кисловодск.

– Кроме силы и глубины звука я вижу, что гитары у вас еще и необыкновенно красивые. В орнаментах множество мелких деталей.

– Да и при этом все орнаменты сделаны вручную. Вот смотрите, на каждую гитару у меня есть паспорт. Там указаны все параметры инструмента, рекомендации по хранению и эксплуатации. Вот здесь указано количество элементов декоративного оформления – их 7800 на каждый инструмент. На некоторых гитарах более 8000. В основном это различные виды дерева, но иногда я использую перламутр. У меня целый альбом, в котором музыкант может выбрать «дизайн» инструмента.

– Вы говорили, что хотели бы сделать технологию открытой и доступной. Как насчет того, чтобы написать книгу, описывающую процесс создания венской гитары по Терскому?

– Я уже начал эту работу, завел три тетради, в которых описываю все процессы. У меня научный подход, поэтому хочу описать все максимально подробно и точно. Но передать все нюансы вряд ли возможно, – этому ремеслу нужно учить индивидуально.

– Исполнители ценят не только ваши гитары, но и струны. Вы говорили, что их постоянно заказывают. В чем их секрет?

– Я учился делать струны самостоятельно. Причем внес значительные усовершенствования и даже хотел запатентовать технологию. У меня даже самые тонкие струны делаются не из одной нейлоновой нити, как в большинстве струнных наборов, а из множества микроскопических нейлоновых волокон, обмотанных тончайшей нитью.

Сперва я не поверил своим ушам, и, чтобы проверить информацию, уткнулся носом в гитарный риф. Разглядеть фактуру первой струны мне удалось с трудом. Потрогал пальцем – мягкая. Совсем не похожа на серийные орудия пыток для учеников музыкальных школ.

От звонка на сотовый выключается диктофон. Это знак. Мы пьем чай и беседуем о жизни. Когда тема снова касается венских гитар, я задаю свой последний вопрос.

– У кого сейчас ваша лучшая гитара? Та, которой вы особенно гордитесь?

– Я ее еще не сделал. Каждая следующая гитара у меня в чем-то лучше предыдущей. Я стремлюсь к совершенству, к идеальному звуку. Один мой друг сказал, что любовь к гитаре – моя прекрасная болезнь. И я всю жизнь ей неизлечимо болен.

Источник

Венская гитара. Краткий исторический экскурс.

Вена 18 – 19-го веков – это без преувеличения музыкальная столица мира, культурный центр, куда стекались лучшие музыкальные традиции многих народов Европы и не только. Там смешивались культуры немцев, итальянцев, славяне, цыгане… Это был настоящий калейдоскоп красок и музыкальных традиций разных народов. Именно в то время творили Гениальные и Великие: Гайдн, Моцарт, Бетховен – композиторы первой Венской школы. Художественная жизнь Вены была глубока и многогранна. Пестрила и кипела. Искусство было в почете во всех слоях общества. Австрийская музыкальная культура славилась своими исполнителями и композиторами… Вена, в течение первых десятилетий 19-го века, была по преимуществу также городом гитары…

Йохан Георг Штауффер (26.01.1778 – 24. 01.1853) Самый главный и выдающийся Венский мастер своего времени. Великий идеолог и конструктор гитары на все времена. Эксперты сходятся во мнении, что Штауффер был величайшим мастером своего времени. Он был изобретательный гений, который, никогда не был удовлетворен тем, чтобы просто следовать проторенным путем, всегда искал новые технические идеи. Синтезируя итальянские и французские модели гитары в свой собственный венский дизайн, он придумал основную форму современной гитары, разрабатывал новаторские усовершенствования струнных инструментов. Изобрел новые инструменты в целом. Его техническое творение — он cо-изобретатель так называемого Hohlflügel (пианино с круговой клавиатурой) и некоторое время даже экспериментировал с конструкцией регулируемого грифа для виолончелей… Это оставляет впечатление, что он был одним из немногих художников своего ремесла, которые просто родились слишком рано. Он родился в венском пригороде Weißgerber.

Карта Вены 1778 года и место где родился Йохан Георг Штауффер —
Weißgerber № 44 (ныне Obere Weißgerberstraße 28)…

Его отец был Матиас Штауффер (родился 4 июня 1726, умер между 1778 и 1802) чернорабочий из Weyregg am Attersee. Мать была Ева Розина Магицер, третьей женой его отца (первые две его жены умерли). Йохан Георг Штауффер начинал как плотник, а закончил своё ученичество у мастера (лютьера) Франца Гейссенхофа. В июне 1800 он принял Венскую гражданскую присягу и в мае 1802 года женился на Жозефе Фишер. У них родилось трое сыновей : Франц (25.03. 1803 — дата и место смерти неизвестно) был музыкальный вундеркинд и блестящий пианист. 12 сентября 1826 года Франц Штауффер обновил свой паспорт для поездки в Санкт-Петербург. Запись в протоколе Hauptregistratur городского совета Вены доказывает, что он был еще жив в 1846 году. Антон (12.06. 1805 – 28.10. 1871) – также был пианистом, и некоторое время давал концерты. В 1825 году он приезжал в Россию, где работал как пианист – преподаватель. В конце концов он отказался от своей музыкальной карьеры и решил следовать по стопам своего отца в качестве мастера музыкальных инструментов. В 1833 году Антон получил официальное «Befugnis» (разрешение мастера). Алоис (7.06.1806 – 23.06.1806) — существование третьего сына Штауффера ускользало от внимания исследователей, очевидно это вызвано тем, что Алоис умер младенцем.

Несколько оригинальных фотографий тех мест, где в разные годы Штауффер жил со своей семьёй (наведите курсор на картинку, чтобы увидеть описание, при нажатии откроется большая)-

Штауффер взял в свое распоряжение мастерскую скрипичного мастера Игнаца Бартла. Первоначально он строил инструменты по образцу итальянских мастеров гитары — Giovanni Battista Fabricatore и Gaetano Vinaccia. Георг Штауффер сделал уникальный синтез неаполитанских и французских влияний. Затем он разработал несколько вариантов, характерных для его собственного стиля гитары.. Он создал одну из лучших моделей своего времени — знаменитая «модель Легнани» , что подстегнуло продолжительные инновации, такие как Терц гитары и ранние Контрагитары.

Он также экспериментировал с новыми формами скрипки. Ниже фото: альтернативная конструкция скрипки Штауффера от 1828 года, верхняя часть кажется шире, чем нижняя, оптическая иллюзия.

Гитара с отдельными (дополнительными, открытыми) струнами, как мы знаем сегодня, была действительно создана в Италии в конце 18-го века, но в столице Австрии происходят не только её значительные улучшения: здесь были заложены основы для конкретного репертуара гитары и для её будущего главенства в Европе и за ее пределами. В 1820 году он проектирует и делает очередной шедевр – 10-ти струнную гитару, та самая «Magic Guitar». Она имела второй дополнительный гриф для открытых басовых струн, увеличенный корпус с характерной для гитар Штауффера узкой талией, внутри корпуса, от верхнего «шейного блока» (клеца) до нижнего был установлен металлический прут – распорка, который усиливал конструкцию и не позволял корпусу гитары «сложиться». Тут следует отметить, что так называемый прут–распорка не является изобретением Штауффера, как известно это было придумано до него, ещё раньше, во Франции. Что касается съемного грифа на болту — некоторые приписывают это изобретение Штауфферу, но выжившая и сохранившаяся до наших дней лира-гитара Gennaro Fabricatore показывает, что это изобретение было ещё ранее чем это сделал Штауффер. По словам Ian Watchorn: «…Штауффер использовал 4 основных длины вибрирующей струны (мензуры) — 640mm, 625 мм, 607mm и 596mm. Практически все Легнани стиля инструменты венских мастеров использовали мензуру 607 или 596мм…» По словам Gary Southwell: «…Эта модель «Луиджи Легнани», названа в честь известного гитариста, который помог её развить. Она имеет еловую деку и клен для «спины и боков». Две интересные особенности, которые делают эту гитару уникальными являются регулируемый гриф и шесть боковых колков в ряд на головке грифа. Эта гитара имеет мензуру 610мм, и 22 лада. Но встречаются некоторые гитары этого типа, дожившие до наших дней, с большей мензурой — 640 мм. Иоганн Георг Штауффер работал в Вене и был одним из лучших создателей гитары 19-го века, а также был отменным мастером скрипки и виолончели. Он также изобрел новый инструмент под названием Arpeggione. Был со-разработчиком Hohlflügel. Тем не менее, Штауффер лучше всего запомнился его гитарами. Он сделал много усовершенствований и инноваций с помощью своих экспериментов и акустических испытаний, а также с помощью его тесного сотрудничества с ведущими игроками, в частности Легнани, чье имя дается законченной модели гитары Штауффера. Венский стиль изготовления похож на французский с использованием системы распорки – прута. Стиль с характерным ярким звуком, его быстрыми отзывом и атакой. Он сделал инструменты для гитаристов, таких как Легнани, Мерц, Регонди и Шуберт. Штауффер подготовил других известных мастеров гитары, таких как Schertzer и C F Martin. «

В 1830-1836 Штауффер также принимал активное участие в качестве музыкального издателя. Но больше времени он посвятил для своих изобретений, что, вероятно, стало основанием для начала его серьезных финансовых проблем. Бизнес-план Штауффера оказался неудачным и в конечном итоге привел к его уходу из его дела в целом. В отличие от концепции, изложенной в учредительном договоре компании Штауффера он никогда не получил достаточно прибыли, чтобы фактически погасить свой долг и причиной для этого были два аспекта: 1) он не был достаточно разумным, чтобы полагаться на популярность своих гитар и просто производить самые продаваемые товары. 2) Он продолжал заниматься своими масштабными экспериментами и опустошал свою прибыль, в т.ч. с разработкой и производством злополучной Hohlflügel ….В 1831/32 его финансовые неприятности продолжались, и его имущество было арестовано за долги. Затем он временно работал в мастерской своего сына Иоганна Антона Штауффера, прежде чем остановиться на короткое время в Кошице (ныне Словакия)… Но очевидно, что Штауффер и его сын никогда не оправились от своих бизнес — приключений и финансовых обязательств, полученных в результате роспуска «Staufer & Comp.». В 1833 году Штауффер ушел из своего дела и оставил долг, который должен был быть погашен его сыном. Благодаря его необузданной изобретательности и полного отсутствия у него деловой хватки, Штауфферу уже не удалось запустить свою мастерскую на долгосрочной прибыльной основе. Последний период своей жизни он провел в Венском городском доме престарелых св.Маркса где он продолжал работу в небольшой мастерской над своими идеями для гитары и других инструментов. Там он разработал несколько гитар с совершенно новыми понятиями — например, гитары с овальным корпусом и двойной «спиной», на которых всегда был лэйбл с надписью: «По последним данным акустического совершенствования Штауффера. Изготовлено в Вене, Landstrasse 572». 24 января 1853 года он умер, от паралича легких … Был захоронен спустя три дня на кладбище St. Marx Cemetery . По одним данным он скончался обедневшим, по другим данным он умер вполне успешным и в зените славы… На сей счет ни каких документов или свидетельств пока не найдено.

Вход богадельни Святого Маркса, где Штауффер умер в 1853 году

«Венская гитара», какой её создал и построил Йохан Георг Штауффер, была гитарой с жильными струнами, с изогнутой «спинкой», узкой талией, струны крепились к подставке пинами. В 1822 Штауффер и Иоганн Ertl получили имперские комиссионные для усовершенствования гитары, сфокусировавшись на расширении диапазона, ладовой накладки, грифа, разработка и создание колкового механизма и использование металлических ладов. В 1825/30, инструменты, как правило, имели форму головки грифа в виде восьмерки (аналогично форме тела гитары). В 1825 году Штауффер изобрел колковый механизм, названный в честь него — металлическая пластина с колковым механизмом с червячной передачей, расположенной в одной линии на верхней стороне головки грифа (шесть-в линию). Эту форму головки грифа «Штауффер» и этот дизайн воспроизвел его сын Антон, а также скопировано многими мастерами в 19 веке (в том числе, в дальнейшем, стало предтечей формы головки грифа для фирмы «Фендер»). В 1823 году Штауффер построил свой Arpeggione, инструмент с характеристиками гитары и виолончели. Композитор Франц Шуберт, который также имел гитару Штауффера, написал сонату для Arpeggione и фортепиано ля минор.

Его гитары были исключительными, как ни какие другие. Там не было «пружин акустического веера», это была простая конструкция с гармонической пружиной (и также вспомогательными), но эта конструкция хорошо работает. Звук очень отличается от испанской школы, как и конструкция. Испанские гитары имеют медленный отклик (особенно на первых трех струнах). Это означает, что в течение доли секунды, после того, как струна была защипнута, звук начинается мягко, затем растет в полноту и медленно затухает. Это то, что способствует пению, спелому качеству испанских инструментов. Гитара Штауффера в этом смысле, гораздо быстрее. Звук срывается немедленно, когда струна щипается, гитара отвечает быстро, её звук пронзительный. Поэтому «Штауффер» не имеет такого же качества певучести, но это и не то, чего хотели австрийцы… Они хотели инструмент, который мог бы сыграть драматическую музыку, с большим количеством выражения. Басы являются фундаментальными, твердыми и глубокими, чтобы обеспечить основу для вашей музыки. Проекты «Stauffer» исключительно хороши и многие уцелевшие оригиналы, а также точные копии легкие и так же громкие, как современные классические гитары. Мерц играл на гитаре Шерцера; Шерцер был учеником Штауфера, который позже принял его мастерскую. Музыка Мерца удивительно хорошо подходит для Штауффер-гитар. Регонди владел гитарой Штауффера. Косте играл на Lacote, но он работал в тесном сотрудничестве с Degen-ом, датским гитаристом и композитором, который использовал гитару Штауфера. Музыка Костеса также хорошо звучит на «Штауффере». Русская (и несомненно цыганская) гитарная музыка также во многом драматична и напрямую связана именно с Венской гитарой. Именно этот инструмент как ни какой другой, передаёт исключительно точно эмоциональное содержание и истинную структуру этого музыкального искусства. Многие известные гитаристы того времени играли на Венской гитаре (а не на «испанщине»), которые часто завозились из Австрии, а также вполне успешно делались и русскими мастерами 19-го века.

Ещё необходимо вспомнить Шраммель квартет, который был основан братьями Иоганнм и Йозефом Schrammel во время 1878/79 и быстро добился огромной популярности в окончательном составе с участием Антона Strohmayer и Георга Dänzer:

Schrammel Quartet, ca. 1879 Musicians, с лева на право:
Josef Schrammel, Johann Schrammel, and most likely Georg Dänzer, Anton Strohmayer.

Их прекрасные работы, которые были основаны на народных мелодиях старой Вены, стали известны как «Schrammelmusik». Блестящая игра гитариста виртуоза Антона Strohmayer, на его контрагитаре, породила термин «Шраммельгитара». (Сегодня в Австрии, Германии и немецкоговорящей части Швейцарии термин «schrammeln» просто означает «играние», «бренчание» и очень немногие знают о корнях этого термина и этимологии).

Штауффер и его ученики.

Anton Stauffer— сын Иоганна-Георга Штауффера. Иоганн Антон Штауффер, начал работать в мастерской своего отца с 1826 года. Антон оставил свою мастерскую в 1848. Инструменты Антона немного больше по размеру, чем ранние Иоганна Георга Штауффера. Звук приятный и теплый, свежий, импульсивный и с огромным динамическим диапазоном. Инструменты Антона часто имеют регулируемый гриф на болту, 22 лада, а также деревянные колки. Фото ниже: Гитара Антона Штауфера, модель Легнани, 1840 год.

Так же, как и гитары его отца, гитары Иоганна Антона Штауффера были абсолютные шедевры, которые были востребованы музыкантами, знатоками и ценителями. Антон Штауффер ушел из своей профессии в 1848 году. 28 октября 1871 году он умер в доме на Wiedner Haupstrasse 19.

Дом где в последние годы жил и затем скончался Антон Штауффер…

Christian Friedrich Martin — основатель C.F. Martin & Company, родился 31 января 1796 в Markneukirchen, в Саксонии. В текущей официальной истории Компании Мартин мы читаем, что «Христиан Фредерик взялся за семейное ремесло в раннем возрасте, в 15 лет, когда он покинул свой родной город и отправился в Вену чтобы поступить в ученики к Иоганну Штауфферу, известному гитарному мастеру». Мартин безусловно улучшил свои перспективы бизнеса в Саксонии исповедуя себя учеником знаменитого венского мастера. Хотя предполагаемое ученичество Мартина у Штауффера в Вене никогда не было подтверждено, это просто повторялось как факт, без каких-либо дополнительных доказательств в нескольких книгах о Martin Company. Идентичность учеников Штауффера в 1811 г. известна и Кристиан Фридрих Мартина среди них нет. 2 января 1811 года Титульный лист Wiener Zeitung содержится следующее примечание:

Примечание в Wiener Zeitung относительно Штауффера и вклад его учеников. Хофманн опубликовал записку от 13 февраля 1811 г.

«Местный гражданин, скрипичный и лютневый производитель Георг Штауффер представил документ Его Величеству, в котором он предложил — в дополнение к его налогов — добровольно отдать десять процентов от его общего дохода бизнеса в 1811 году, без вычета предыдущих расходов на I. & Р. Bancozettel фонд погашения. Вдохновленные этим примером его пять учеников: Johann Götz, Johann Buckschek, Franz Fink, Bernhard Enzensberger and Mathias Hametter также обязались дать один гульденов в неделю от их дохода для той же самой цели» Мартин делает гитары датируемые 1830-ми годами… Он сначала копировал преобладающий венский дизайн, из которых дизайн Штауффера был самым известным… Фото ниже: первая и вторая гитары датированы 1834 годом, третьяя 1840 год.

Но позже начал он копировать испанские и английские гитары, которые были также копии испанского дизайна. По словам Курта Декортэ и его изучения более ранних схем X-пружин инструментов Guiot на гитарном семинаре в Бельгии, Мартин не изобрел схему X-пружин, так как это было сделано ранее другими гитаростроителями, включая Guiot. Ричард Брюн владеет и имеет несколько фотографий инструментов до 1800 г. с той или иной формой схемы «X» –пружин на деке… Брюн отмечает, что Кристиан Мартин, вместо того, чтобы претендовать на то «изобретение» X-пружин, предпочитает иметь мнение, что это было коммерчески популяризировано им. Изобретения, применяемые к гитаре часто появляются независимо друг от друга и одновременно; ключевым моментом является то, кто тот мастер, который вывел их в общий лексикон мастеров мира. Мартин сам никогда не утверждал, что изобрел Х-схему, насколько Ричард Брюн знает. (Торрес также не является изобретателем «акустического веера» в испанской классической гитаре, это было придумано до Торреса, другим человеком…) Мартин переехал в США в 1833 году. Позже Мартин гитары и другие инструменты, в основном американские отклонились от европейских начинаний, так как они следовали за испанским дизайном Mартина, но с X-схемой пружин согласно английских гитар середины 19-го века, а затем размеры тела гитары были увеличены. При жизни CF Martin делал классические гитары с жильными струнами. Он основал Martin Guitar Company в США, которая до сих пор процветает сегодня делая гитары со стальными струнами. Сталь-струнные гитары были введены намного позже в истории компании, в 20-м веке, после смерти основателя. Они не требуют от игрока особого умения играть, массовые народные гитары всегда коммерчески выгодны. Тем не менее, было несколько особенностей, которые были в большинстве инструментов CF Мартина. До середины 1840-х годов Мартин гитары характеризовались головкой грифа, которая имела все настроечные колки на одной стороне. Мартин позаимствовал этот дизайн от своего учителя в Вене, Иоганна Штауффера. Позже такая конструкция головки грифа была отклонена Мартином и не использовалась до тех пор, пока Лео Фендер не воскресил дизайн в 1948 году на его Telecaster гитаре.

По словам эксперта Ken Vose: «Я думаю, что многие люди начинают видеть, что эти ранние гитары больше, чем просто музыкальные инструменты, они культурные иконы.» … Случай, вероятно, возможно случай сделал, что влияние Штауффера на Мартина было сопоставимо с влиянием Нокколо Амати на Антонио Страдивари, который был у него подмастерьем в середине 1600-х годов «.

Johann Gottfried Scherzer. (1806 – 1874 … ) По следам Георга Штауффера появились и пошли мастера подлинной венской школы гитары: его сын Антон, их коллега Bernard Enzensperger, а также Franz Feilnreiter, Nikolaus Georg Ries, Johann Gottfried Scherzer, Ludwig Reisinger… и многие другие были его главными действующими лицами. К сожалению я не смог пока найти данные относительно того когда Шерцер появился у Штауффера. Но это произошло позже 1820-го года. Он был в числе его лучших учеников, а в последствии стал старшим по цеху сборки и выпуску гитар (говоря современным языком — бригадир, начальник участка). В мемуарах Макарова упоминается Штауффер и есть интересное примечание, что многие его гитары фактически были построены Шерцерем (очевидно имеется ввиду как раз этот факт). Также сообщается, что Мартин был бригадиром участка по изготовлению гитарных кейсов… После смерти Штауффера старшего, он работал в мастерской у его сына Антона. А когда тот отошел от дел, в 1848 году, Шерцер принял его мастерскую и работал самостоятельно. Тут нужно заметить, что подобная мастерская это вполне нормальный производственный цех, артель, где работали несколько групп людей (бригад) ответственных за те или иные виды работ.

Сейчас, к большому сожалению, в основном среди русскоязычной аудитории, можно услышать или прочитать различные «легенды» и байки про Шерцера… Что якобы он был изобретатель грифа на болту, металлического прута-распорки внутри корпуса гитары, второй нижней «деки», закрытой колковой механики для струн (по сути ему приписывается изобретение Венской гитары… которая была изобретена до него, а кое-что и до его рождения), и даже есть термин «шерцерские пружины», т.е. Z-схема пружин на внутренней стороне деки (смешно… это изобретение относится к началу 18 века), ну и много ещё чего… На самом деле всё иначе, мягко говоря (в этой статье, выше, всё сказано)… Шерцер ничего такого не изобретал, а то что ему приписывают было придумано значительно раньше. Он долгое время был подмастерьем у Штауффера, а затем работал под его руководством (а также Штауффера младшего), был пропитан идеями и творчеством своего учителя. Когда Шерцер начал работать самостоятельно, то он продолжил эту линию – став одним из достойных продолжателей дела Штауффера, его идей, (в т.ч. некоторых не реализованных Штауффером при жизни), его учения, его школы, Венской школы.

По словам Gary Southwell: «…Шерцер был учеником известного Штауффера вместе с другими, а также там был замечен CF Martin. В то время как Мартин переехал в Америку, Шерцер остался в Вене и в конце концов взял на себя дело своего хозяина. Он, как известно, выиграл первый приз за «лучшую гитару» на знаменитом конкурсе гитары в Брюсселе 1852 года, организованным Makaroff. Почитаемый особенно в России в конце 19 века, Шерцер остается относительно неизвестным для современных энтузиастов гитары. Хотя есть несколько сохранившихся инструментов, его репутация восстановлена благодаря повторной экспертизе. Имея удовольствие от изучения многих известных примеров его работы, которую я чувствую, то он должен рассматриваться среди самых лучших производителей гитар всех времен. Знаменитый гитарист Мерц, как известно, использовал Scherzer гитару». Фото ниже: оригинальная 11-ти струнная гитара Шерцера. В главе «Музыкальная часть» видеоролик.

О «гитарах Шерцера» и Гитаре Шерцера.

«… только в одной Москве «гитар Шерцера» больше чем сам Шерцер понаделал за всю свою жизнь…»… как-то сказал мой коллега и хороший товарищ, известный гитарный мастер из Москвы, когда я был у него в гостях, в его мастерской. На этом о «гитарах Шерцера» можно закончить.

Гитара Шерцера. (на примере гитары Сергея Дмитриевича Орехова)

Эта гитара датирована 1861 годом и была построена Шерцером, когда тот был уже самостоятельным мастером. Однако в книге Stauffer & Cо год производства этой гитары дается как 1867 , поясняя что год на этикетке неразборчив или отсутствует, но название улицы позволяет отнести этот инструмент к последнему периоду производства Шерцера. Согласно Stauffer & Co., The Viennese Guitar of the 19th Century, E.P. Hofmann, P. Mougin, S. Hackl 2011 — есть сведения и описание 13-ти струнной гитары Шерцера (1864-1870) которые показывают точно-идентичные размеры и пропорции 10-ти струнной гитары 1861 г. Которая в свою очередь была основана на модели, разработанной и построенной Штауффером в 1820-ом и последующие годы. Она является во многом точной копией (размерами и пропорциями) той самой «Magic Guitar» …

К С.Д. Орехову она попала в виде 10-ти струнной гитары, но её аутентичный гриф был им заменен на другой, для семи струн. В 1988 году эту гитару Сергей Дмитриевич подарил Мотани Офи (Motanya Ophee) здесь сайт нынешнего владельца, где эту гитару можно увидеть в аутентичном виде и узнать её полную историю и о бывших владельцах. По словам Motanya Ophee: «… это не правда, что Орехов продал мне свою Scherzer гитару, он дал мне её в качестве подарка. Конечно, я также дал ему несколько подарков, которые он указал, что он хотел, среди которых был компьютер и аксессуары. Это был 1989 год в советские времена.»

Дека гитары из Ели, её толщина составляет разные значения для определенных мест и имеет Z- схему пружин. Резонаторное отверстие оснащено простой розеткой в виде кольца (Венское кольцо). «Спина» имеет толщину 2,8 мм и сделана из двухслойной ламинированной древесины — Клён (1,4 мм, внутренняя сторона и Бразильский палисандр (1,4 мм внешняя сторона.) Описание в книге Stauffer & Co. говорит нам что, несмотря на то, что она немного больше, чем гитары Штауффера этой модели, гитара Шерцера (1864-1870) легче, в основном за счет более тонкой задней части… Если Шерцер сделал действительно некоторые изменения в 1861 г. на 10-струнной гитаре (что не совсем типично для Шерцера — например, нет доказательств того, что он немного расширил форму корпуса гитары, сохраняя пропорции и внутренний объем), толщина «спины» на этой гитаре 1861 года как раз где-то 2,8 мм. Корпус овальный, максимальная глубина «арки», овала «спины», составляет 15 мм в области талии, 6 мм на нижнем овале, 7 мм на верхнем, а разница глубины на талии 4,5 мм (имеется ввиду непосредственно «спина» гитары, а не дополнительная внешняя часть («второе дно») которая крепится к самой «спине» на 10 небольших опорах при помощи пяти шурупов)… Пружины «спины» довольно «мускулистые», эллиптической формы, 17 х 17 мм… Я даю лишь небольшую часть спецификации, что бы можно было иметь некоторое представление об этой модели.

Ходит «молва» (опять же т.н. байка), что якобы технология строительства Венской гитары (в т.ч. произведенных Шерцером ) полностью утрачена и теперь всё покрыто некой тайной (это уже совсем не смешно)… Ну, может для кого-то это тайна, кто не стремится ничего сам найти, а только распространяет подобные слухи… тем самым отправляя многих людей по ложному пути… На самом деле это, конечно, совершенно не так. Ничего не утрачено Слава Богу! Всегда существовало и существует довольно много информации и литературы о Венском методе гитаростроения, с описанием мельчайших деталей и параметров. (некоторые литературные издания я привел выше). Существуют чертежи, план-схемы, и много других материалов по этой теме. Как говорится — «…ищите и обрящете, стучите и откроют, просите и дано будет… » (Ев. от Мф. 7:7)

Эпилог.

Почему Венская Школа Гитары, да потому Штауффер её в своем творчестве сформировал! Школа — есть направление! На этом всё! Точка!

Музыкальная часть.

Luigi Legnani, caprice N 9. Исполняет Benoit Albert. Гитара Йохана Георга Штауффера, Вена, 1821 или 1822 год.

J. K. Mertz, “Romanze”. Excerpt from Bardenklange, Op. 13. Исполняет Benoit Albert. 9-ти струнная гитара Антона Штауффера, Вена, 1837 год.

Weiss, Chaconne. Исполняет John Schneiderman. 11-ти струнная гитара Шерцера. Вена 1861 — 1870 г.г.

Дополнительная информация.

Итальянские и немецкие школы влияли друг на друга, и стали неразличимы очень быстро, особенно в случае со Stauffer и Fabricatore. Ранние гитары по Stauffer были копиями Fabricatore. Позже Штауффер разработал свою собственную модель, а затем еще Fabricatore в Неаполе сделал гитары в стиле Stauffer. Проекты, дизайн и инновации Штауффера стали стандартной моделью всей Австрии, Германии, Восточной Европы и России.

Не думайте, что если вы нашли античную гитару в стиле «Штауффер» или «Мартин», то это было на самом деле сделано одним из этих 2-х мастеров. Поддельные гитары Штауффера и Мартина являются одними из наиболее распространенных инструментов вообще, с многочисленными поддельными этикетками. Тысячи гитар 19-го века в немецком-венском стиле «Штауффер» и «Мартин» были сделаны в то время. Это был преобладающий гитарный дизайн в те годы, так же, как сегодня все делают классические гитары которые выглядят как Торрес.

Вы не можете быть уверены, что гитары этого стиля является гитарами Штауффера или Мартина, если у вас нет убедительных доказательств и документов подтверждающих подлинность. Гитары в этом стиле делали в течение 75 лет по всей Германии, Австрии, России и Восточной Европы десятки, если не сотни производителей. Только специалист может отличить истинную Stauffer или Martin от остальных.

Данная статья основана на материалах западных литературных изданий, но прежде всего экспертов и исследователей, которые в свою очередь опирались на архивные документы того времени. Также благодарю моих коллег из Швейцарии и Австрии за предоставленные некоторые материалы и информацию.

Копирование данной публикации на других ресурсах — ЗАПРЕЩЕНО.

Источник

Оцените статью