Венцкус ой ты мой дубочек ноты

Литовская народная песня «Ой, ты, мой дубочек» в обработке В. Венцкуса

Общие сведения о литовской народной песне и ее авторах. Виды обработки одноголосных музыкальных образцов. Анализ литературного текста и мелодии. Средства музыкальной выразительности. Приемы вокально-хорового изложения. Этапы работы дирижёра с хором.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.01.2016
Размер файла 358,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

I. Общие сведения о произведении и его авторах

II. Анализ музыкального текста

III. Музыкально-теоретический анализ

IV. Вокально-хоровой анализ

V. Исполнительский анализ

Список использованных источников

I. Общие сведения о произведении и его авторах

Литовская народная песня «Ой, ты, мой дубочек» в обработке В. Венцкуса написана для хора a`cappella.

В литовском фольклоре насчитывается около 500 тыс. народных песен. Они включают трудовые песни, песни о семейной жизни и любви, жалобные песни и праздничные песни, эпические, мифологические и военные песни, песни протеста и песни эмигрантов. Трудовые песни, которых очень много, обычно связаны с определенными сезонными работами — сенокосом, сбором урожая, жатвой, обработкой льна, ткачеством и т.д. Мотивы труда и любви часто переплетаются в народных песнях, воспевающих трудолюбие как одно из самых больших достоинств. В фольклорных произведениях воспевается материнство, но во многих песнях поется о скверном характере злой тещи. Жалобные песни — раудос (raudos) — поют не только на поминках, но и в других случаях, связанных с потерей члена семьи (например, жалобные свадебные песни). Есть песни, посвященные различным праздникам, таким как Рождество, Новый год, Масленица, Пасха и встреча лета, однако даже в песнях, посвященных церковным праздникам, содержание редко бывает сугубо религиозным. Тексты песен исторической, мифологической или военной тематики обычно очень абстрактны и не содержат упоминаний о каких-либо определенных событиях.

Литовские народные песни по традиции исполняются почти исключительно женщинами, мужчины же обеспечивают им инструментальное сопровождение, когда это предусмотрено жанром. Литовские песни, как правило, предполагают групповое исполнение; сольное пение можно услышать очень редко. Тексты песен обычно не сложены в рифму, при этом мелодия при переходе от одного куплета к другому может несколько меняться. В некоторых песнях используются символические образы, такие как, например, образ солнца, луны и звезд, которые упоминаются в текстах чаще всего, а также образные абстракции, связанные с растениями и животными.

Музыкальная обработка песни «Ой, ты, мой дубочек» написана Витаутасом Прано Венцкусом, русский текст Людмилы Некрасовой.

Витаус Прано Венцкус родился 15 мая в с. Илакяй д. Скипсщай Литовской ССР. Музыковед по образованию. В 1953 окончил теоретико-композиторский факультет Литовской консерватории по классу И. Бендорюса. С 1948 преподавал теоретические предметы в музыкальной школе-десятилетке. С 1957 преподаватель Литовской консрватории в Вильнюсе. Автор учебных пособий по сольфеджио (1955, 1968), рецензий на концерты и спектакли. Выступал как лектор.

Хоровым обработкам Венцкуса присуще высокое мастерство, которое заключается в гармоническом синтезе народного мелоса и средств его развития, симфоничность мышления, которая проявляется в динамичном развитии музыкального образа.

Автор русского текста Лидия Владимировна Некрасова.

Лидия Владимировна Некрасова (1910 — 1977) — автор стихов, многие из которых стали песнями: «До чего же хорошо кругом» (композитор Исаак Дунаевский), «Мы проходим у Кремля» (композитор Зара Левина), «Наш галстук» (композитор Исаак Дунаевский), «Осень» (композитор Мераб Парцхаладзе), «Парад на Красной площади» (музыка Аркадия Островского), «Походная» (музыка Елены Тиличеевой), «Пионерский марш» (музыка Реваза Габичвадзе), «Это Ленин наш родной» (композитор Халик Заимов), «Это наша Родина «(композитор Елена Тиличеева), а также повести «Я из Африки».

Обработка (нем. Bearbeitung) — в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста муз. произведения, преследующее определённые цели, например,приспособление произведения для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в учебно-педагогической практике, для исполнения другим составом исполнителей, модернизация произведений. Примерно до 18 в. Обработка рассматривалась как нечто равнозначное оригинальному композиторскому творчеству, в последующее же время в связи с ростом значения индивидуального начала в музыке сталапобочной, второстепенной областью. Тем не менее обработка, не являющаяся чисто ремесленной, составляет объект авторского права.

Широкое применение находит обработка одноголосных музыкальных образцов. В прошлом в западно-европейской музыке была распространена полифоническая обработка напевов григорианского хорала; вся многоголосная музыка до 16 в. Создавалась на основе таких обработок. В 19 и 20 вв. большое значение приобрела обработка народных мелодий, которая часто называется их гармонизацией, однако фактически состоит в создании к народных мелодии сопровождения для того или иного инструмента или инструментов, выходящего за пределы простого последования аккордов. Обработка народных мелодий осуществляли многие композиторы — Й. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков П.И. Чайковский, А.К. Лядов и др. Такие обработки со временем составившие самостоятельный жанр, постоянно осуществляются и современными композиторами. Особые случаи обработки одноголосной музыки — добавление сопровождения к сочинениям, написанным для соло скрипки, виолончели и т.п. инструментов.

В их числе — обработка Ф. Мендельсоном сольной скрипич. чаконы d-moll И.С. Баха для скрипки с сопровождением фортепиано,обработки Р. Шуманом для того же состава сольных скрипич. сонат и сюит И.С. Баха. Обработка многоголосных сочинения, преследующая цель его приспособления для другого состава исполнителей, часто называетс аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произведение обрабатывается для исполнения оркестром, -оркестровкой. Наиболее ранние образцы подобной обработки связаны с приспособлением вокальных сочинений для исполнения инструментальными составами подобная практика сыграла важную роль в становлении инструментальной музыки. Распространены и обработки многоголосных сочинений, в которых состав исполнителей сохраняется. Такие обработки для одного инструмента, в первую очередь фортепианные сводятся обычно к облегчению в них технически трудных мест или же, напротив, к болееширокому применению в них виртуозного начала; последний вид обработок часто называются транскрипцией. Авторы транскрипций обычно вносят в них многое, идущее от их собственной творческой индивидуальности.

Обработки литовских народных песен также делали такие композиторы, как Гедрюс Купрявичюс, Ю. Груодис, Кришьянис Барон, и даже президент Латвии Вике-Фрейберга посвятила несколько сборников литовским песням.

II. Анализ литературного текста

-Ой, ты мой дубочек, что расти не хочешь,

Почему ты вянешь, мое сердце ранишь?

Никнешь почему ты, от зимы ли лютой,

От мороза злого, от дождя косого?

-Нет, не дождь студеный бьет мой лист зеленый,

От тоски, печали листья все опали.

Не среди дубравы, где душисты травы,

Вырос одинокий, я в степи широкой.

-Ой, ты мой дубочек, что расти не хочешь,

Почему ты вянешь, мое сердце ранишь.

Текст строится в форме диалога автора и дубочка. Автор спрашивает дубочек почему же он не растет и вянет, на что дубочек отвечает, что вянет он от печали.

Музыка отражает содержание текста. Вопрос автора написан в одной тональности, а ответ дубочка в другой, что подчеркивает форму диалога. Также кульминация в тексте ярко выделана музыкальной стороной.

III. Музыкально-теоретический анализ

Произведение написано в простой 3-х частной форме ABA. Данная форма выбрана автором для отражения строения текста. Каждая часть представляет собой период. 1 часть — период, который состоит из двух предложений. В каждом предложении входящие в него фразы подобны по звуковысотному рисунку: первые фраза повторяется во второй с добавлением второго голоса в терцию, характер устойчив, фраза строится в основном по звукам тоники, последующие две фразы постороены в форме вопрос- ответ. 2 часть написана в форме модулирующего периода. Кадансы мелодизированы, подчинены логике самостоятельного развития голосов, поэтому не всегда можно четко определить их тип.

Чаще в кадансовой зоне встречается VII натуральная ступень, что подеркивает народное происхождение песни. Для мелодии характерна выразительная распевность, преобладание плавного поступенного движения. Вместе с тем имеются ходы на нисходящую терцию, скачки на кварту вверх. Ходы на терцию отмечаются прежде всего на границах фраз: начало 2-й и 3-й фраз на терцию выше, чем последний звук предыдущих. Скачки на кварту отмечаются в начале 4-й фразы и на границе между 2-й и 3-й частями (общемелодическая кульминация).

Внутри фразы мелодическое движение имеет «волнообразный» характер, чередуются подъем и спад. Внутрифразовая кульминация в первых фразах постепенно повышается и приходится на 2 предложение первой части. Общемелодическая кульминация находится примерно в середине построения, чуть сдвинута в направлении «золотого сечения» (27 такт), что формирует общую симметричность, уравновешенность мелодии. Общему нарастанию напряжения при подходе к кульминации и постепенному естественному его спаданию способствует также и то, что внутрифразовые кульминации первых двух фраз находятся ближе к концу.

Подобное расположение кульминаций способствует формированию ощущения естественно нарастающей и спадающей по ходу разворачивания мелодии драматичности образа.

Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности идейно- смыслового содержания хоровой музыки. Понимая это и глубоко проникая в мир стиха, композитор создаёт собственную музыкально- образную концепцию хора. Мелодия очень красивая, лиричная, напевная, протяжная.

Мелодия — тема однотональна, начинается с нисходящей тонической терции, далее мелодия постепенно движется вниз, вторая фраза повторяет первую за исключением окончания (пример 1). Во втором предложении 1 части мелодия тема звучит в партии вторых сопран ( пример2).

Произведение исполняется в спокойном темпе, в средней части темп немного ускоряется, подводя к кульминации и в 3-ей части темп возвращается к первоначальному, что придает симметричность произведению. Размер переменный 5/8 3/8, а во второй части встречается размер 6/8, что подчеркивает народное происхождение песни.

Ритмически рисунок не сложен и мало меняется на протяжении всего произведения. Восьмые чередуются с четвертными и четвертными с точкой в окончаниях фраз. Небольшую ритмическую сложность представляет средняя часть. Тема проходит у альтов. А у сопрано звучит вокализ. Ритмически голоса расходятся, так как сопрано вступают на третью восьмую.

Другим ярким средством музыкальной выразительности являются тональности, которые придают особые краски звучанию произведения. Основная тональность произведения — е-moll. Композитор использует минор, чтобы передать переживания автора и того, к кому он обращается. В средней части модуляция в тональность натуральной доминанты (h-moll). И в третьей части возвращается в исходную тональность — ми минор. Композитор использует характерные для народной музыки последовательности. Например: I-VI-III-VIIн (5 такт).

Таблица 1 Потактовая схема гармонического анализа:

Источник

Аннотация на муз. произведение «Дубочек»

специалист в области арт-терапии

Аннотация хорового произведения

«Ой ты, мой дубочек»

Венцкус Витаутас Прано родился 15 мая 1922 в селе Илакяй.

Музыковед. В 1953 окончил теоретико-композиторский факультет Литовской консерватории по классу И. Бендорюса.

С 1948 преподает теоретические предметы в музыкальной школе-десятилетке. С 1957 преподаватель Литовской консерватории в Вильнюсе.

Автор учебных пособий по сольфеджио (1955, 1968), рецензий на концерты и спектакли.

Выступает как лектор.

Литовская народная песня

Литовская народная музыка самобытна по своему мелодическому, ладовому, метроритмическому строению, в то же время родственна латышскому, белорусскому, украинскому фольклору. Литовская песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные семиступенные лады; встречаются пентатоника, переменные лады. Метроритмическая структура отличается большим разнообразием, сложным членением, часто асимметрична (5/8; 5/4; 7/8), типичен постоянно повторяющийся переменный метр (5/4 — 3/4; 4/4 — 5/4). Инструментальным наигрышам свойствен акцентированный ритм. Для различных районов Литвы характерны разные стили народных песен и традиции их исполнения. Преобладают песни куплетной формы. В детских, пастушеских песнях, плачах часто повторяются одна и та же мелодия и трёхчастные мелодии репризного характера (а-b-а) или же состоящие из 3 различных строк (а-b-с). Мелодии юго-восточной Литвы (Дзукии), как правило, одноголосны, отличаются распевностью; звукоряд их — в пределах терции, кварты, сексты. В северо-восточной Литве (Аукштайтия) существуют разнообразные виды многоголосного пения. Одноголосно исполняются наиболее старинные (плачи, колыбельные, пастушеские). Бытуют групповое антифонное пение, гетерофонное, при котором исполнители временами нарушают унисон, образуя различного рода созвучия. Контрастная и имитационная полифония встречается в особом виде старинных песен — сутартинес, основанном либо на канонообразном проведении мелодии, либо на противопоставлении голосов. По числу исполнителей сутартинес делятся на двойные, тройные и четверные. Для сутартинес характерны ладовые системы с незаполненными терциями, элементы битональности, параллельные секундовые созвучия, не разрешающиеся в консонанс, чёткая акцентированная метрика, синкопы. В северо-западной Литве (Жемайтия) своеобразны одноголосые жемайтийские мелодии с подчёркнутой доминантой, отличающиеся широкой распевностью, свободным ритмом.

Общий анализ содержания произведения

Ой ты, мой дубочек, что расти не хочешь,
Почему ты вянешь, моё сердце ранишь?

Никнешь почему ты, от зимы ли лютой,
От мороза злого, от дождя косого?

Нет, не дождь студёный бьёт мой лист зелёный,
От тоски-печали листья все опали.

Не среди дубравы, где душисты травы,
Вырос одинокий я в степи широкой.

Форма произведения
Хор написан в куплетно-вариационной форме с элементами трёхчастности.

Ладотональные особенности
В первой части тональность произведения при ключе e — moll . Во второй фразе кратковременное отклонение в C — dur , в четвёртой в a — moll . Во второй части звучит гармонический h — moll . Происходит смена тональности в e — moll , D — dur , затем C — dur и заканчивается в D — dur . Третья часть возвращает в e — moll .

Произведение «Ой, ты, мой дубочек» написано для многоголосного женского хора. Это I и II сопрано, I и II альты. Партия альтов делится лишь в одном месте, которое указано как необязательное для исполнения.

Мелодия развивается по горизонтали, она очень напевна. Главную роль в музыкальном развитии играет текст: от него зависит динамика и интонационные краски.

В первой части мелодию ведут первые, а затем вторые сопрано. Она очень яркая в динамическом плане. Во второй части мелодия в партии альтов, а сопрано играют роль подголоска. Динамика постепенно нарастает и к концу части и из pp переходит в f . Третья часть – чуть изменённая реприза первой. Она интересна хроматическими ходами у альтов и завершается распевной мелодией в нижнем голосе.

Произведение написано в переменном метре: 5/8 и 3/8. Дирижируется по двухдольной схеме и на раз.

Движение осуществляется преимущественно восьмыми длительностями. Вторая часть завершается четвертными с точкой, а в третьей в партии альтов два такта происходит движение четвертями. В конце третьей части сопрано держат одну ноту, в то время как у альтов мелодическая линия.

Движение происходит на терцию и секунду. Внутри партии расстояние между голосами большей частью составляет терцию или кварту.

В гармонии присутствуют секстаккорды, трезвучия, увеличенные трезвучия, квартсекстаккорды и хроматизмы.

Динамика произведения довольно разнообразна. Мелодия начинается на p в партии первых сопрано, через два такта к ним присоединяются вторые сопрано и динамика чуть увеличивается ( mp ). В пятом такте хор становится трёхголосным и поёт на mf с небольшим крещендо к слову «вянешь» и диминуэндо к окончанию фразы. Девятый такт исполняется уже на f , на словах «от дождя косого» во втором проведении происходит диминуэндо переходящее в печальное pp .

Вторая часть наращивает динамику каждые два такта (от pp до mf ) и затем хор величественно вступает на f , которое через три такта переходит на диминуэндо. Предложение заканчивается небольшим замедлением в последнем такте.

Третья часть – это вариация на первую. К мелодии сопрано с самого начала присоединяются альты, идущие по хроматизмам. Однако динамика отличается от первой части, потому как исполняется вся часть на p с небольшим развитием на словах «почему ты вянешь». Завершается часть «умирающими» аккордами на фермате.

Начинается хор tranquillo (тихий), вторая часть mesto (печально), конец второй maestoso (величественно) с небольшим замедлением в конце. Третья часть в темпе первой и заканчивается на morendo (умирающий).

Хор имеет смешанную фактуру: аккордовую и гомофонно-гармоническую.

Произведение написано для женского четырёхголосного хора a ’ capella . Ансамбль хора естественный, диапазон рабочий.

Партия сопрано ведёт мелодию, однако во второй части они исполняют роль подголоска.

Во время пения хором должна использоваться мягкая атака звука. Весь хор исполняется на цепном дыхании в нюансе легато.

Текст произведения требует чёткой, но не грубой дикции. Как можно более быстрое проговаривание согласных и пропевание гласных помогут вести мелодию и динамику.

В третьей части важно услышать партию альтов, в которой проходит хроматическая гамма.

Фразировка происходит по 4 такта. Кульминация в первой части проходит на словах «Никнешь почему ты…» и у I сопрано подголосок, во второй «Не среди дубравы…» и у партии сопрано гармоническая функция. В третьей части нет яркой кульминации, только небольшой динамический подъём на словах «почему ты вянешь…».

Источник

Читайте также:  Родная калинов мост под гитару
Оцените статью