- Вера Донская-Присяжнюк
- фотографии >>
- биография
- Донская-Присяжнюк Вера Артемьевна
- «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения» методическая разработка по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Вера Донская-Присяжнюк
- фотографии >>
- биография
- Донская-Присяжнюк Вера Артемьевна
Вера Донская-Присяжнюк
фотографии >>
биография
Донская-Присяжнюк Вера Артемьевна
Родилась 6 января 1929 года в с. Томилино Московской области.
В 1952 окончила вокальное отделение Московского музыкального училища им. Октябрьской революции.
В 1951-1971 — актриса вокально-драматической части Малого театра, с 1975 — актриса ГАБТ СССР.
Ушла из жизни 22 декабря 1984 года.
Урна с прахом в 3 секции закрытого Николо-Архангельского колумбария.
Малый театр:
1951 – Цыганка «Живой труп» Л.Н. Толстой (постановка Л.А. Волкова)
1952 – Куинсан «Порт-Артур» И.Ф. Попов и А.Н. Степанов (постановка К.А. Зубова и П.А. Маркова, режиссёр-ассистент Н.М. Залка)
1955 – Вторая танцовщица «Проданная колыбельная» Х. Лакснесс (постановка П.А. Маркова, режиссёр С.Б. Межинский)
1956 – Народная сцена «Власть тьмы» Л.Н. Толстой (постановка Б.И. Равенских, режиссёры-ассистенты Л.П. Новицкая, А.П. Грузинский)
1959 – Дама «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльд (постановка В.Г. Комиссаржевского)
1960 – Цыганка в хоре «Живой труп» Л.Н. Толстой (постановка Л.А. Волкова)
1960 – Продавец «Любовь Яровая» К.А. Тренёв (постановка И.В. Ильинского и В.И. Цыганкова)
1960 – Гостья у Лебедевых «Иванов» А.П. Чехов (постановка Б.А. Бабочкина)
1962 – Дама; Маска «Маскарад» М.Ю. Лермонтов (постановка Л.В. Варпаховского, режиссёр С.Ф. Конов)
1962 – Горожанка «Гроза» А.Н. Островский (постановка В.Н. Пашенной и М.Н. Гладкова)
1963 – Гостья на балу у Фамусова «Горе от ума» А.С. Грибоедов (постановка Е.Р. Симонова, режиссёр-ассистент М.М. Новохижин)
1963 – Вторая лоретка «Госпожа Бовари» Г. Флобер (постановка И.В. Ильинского и А.А. Шипова)
1964 – Участница пикника «Дачники» М. Горький (постановка Б.А. Бабочкина, режиссёры Д.Г. Кознов, М.Е. Турбина)
1965 – Массовая сцена «Умные вещи» С.Я. Маршак (постановка Е.Р. Симонова)
1966 – Придворная дама «Стакан воды» Э. Скриб (спектакль возобновлён Е.П. Велиховым, режиссёр В.И. Юрченко)
1966 – Секретарь Трошина «Сын» А.В. Софронов (постановка Л.А. Заславского)
1966 – Гостья у городничего «Ревизор» Н.В. Гоголь (постановка И.В. Ильинского, режиссёры В.М. Рыжков и В.И. Юрченко)
1967 – Провожающая «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневский (постановка Л.В. Варпаховского)
1967 – Народная сцена «Джон Рид» Е. Симонов (постановка Е.Р. Симонова, режиссёр М.Е. Турбина)
1968 – Девушка-ведущая «Ты – это я!» Л. Ленч (постановка Б.Ф. Попова)
1969 – Радка «Золотое руно» Н.Х. Осипова по мотивам повестей А. Гуляшки (постановка Г. Аврамова (Болгария)
1970 – Супруга Френсиса «Признание» С.А. Дангулов (постановка Р.Н. Капланяна, режиссёр М.Е. Турбина)
1970 – Массовые сцены «Растеряева улица» М.С. Нароков по Г. Успенскому (постановка В.М. Рыжкова)
Большой театр:
Жена хозяина таверны «Дон Кихот» Л. Минкус (балетмейстер-постановщик А.А. Горский)
Горничная у графини «Пиковая дама» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёрская редакция Б.А. Покровского)
Королева «Иван Сусанин» М.И. Глинка
С Варяжским гостем «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Герцогиня «Дон Кихот» Л. Минкус (балетмейстер-постановщик А.А. Горский)
Гостья на приёме «Октябрь» В.И. Мурадели (постановка И.М. Туманова)
Помещица «Евгений Онегин» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Хозяйка бала «Пиковая дама» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёрская редакция Б.А. Покровского)
Чёрная дама «Борис Годунов» М.П. Мусоргский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов)
Баба «Семён Котко» С.С. Прокофьев (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Графиня д’ Аранбер «Дон Карлос» Д. Верди (режиссёр-постановщик И.М. Туманов, режиссёр возобновления Г.П. Ансимов, режиссёры О.М. Моралёв. И.А. Морозова)
Девушка «Царская невеста» Н.А. Римский-Корсаков (режиссёр-постановщик О.М. Моралёв)
Монахиня «Хованщина» М.П. Мусоргский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёры О.М. Моралёв, И.А. Морозова)
(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
Источник
«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»
методическая разработка по музыке по теме
Методический доклад на тему «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertmeyster_gitary.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств №3 г. Мытищи
«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля
на разных этапах обучения»
преподаватель по классу
гитары Канаматова Р.М.
Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельности в процессе работы?
Вопросов много. Попробуем ответить на некоторые из них.
Обратившись к музыкальным энциклопедиям, читаем:
“Концертмейстер (нем.Konzertmeister, англ.leader, франц.violon solo):
- Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижера. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струнных ансамблях концертмейстер является обычно художественным и музыкальным руководителем.
- Музыкант, возглавляющий каждую группу струнных инструментов оперного или симфонического оркестра.
- Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.”
Общеизвестный факт что баянисты и аккордеонисты кроме преподавательской деятельности, работают и концертмейстерами, хотя в энциклопедиях ничего об этом не сказано. И гитаристы тоже получают специализацию концертмейстера в средних и высших учебных заведениях. Так почему гитаристы практически не работают в музыкальных школах концертмейстерами? Почему не воспринимается роль концертмейстера (преподавателя-гитариста) в игре с учеником или учениками, а только считается, что гитара с гитарой может быть только ансамбль?! Эти вопросы я хочу решить в своём методическом докладе.
Концертмейстеры в Детских школах искусств работают в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах хореографии, сольного пения, дирижирования, театрального искусства. Они исполняют аккомпанирующую партию в произведениях, написанных с сопровождением фортепиано, или выполняют роль аккомпанирующего инструмента, часто заменяющего оркестр.
Концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.
Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение со своими партнерами на концертной площадке, но и работает с ними на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с солистами художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого исполнения. Помимо высоких профессиональных качеств исполнителя, концертмейстер должен воспитать и развить у себя ряд специфических способностей, необходимых для успешной ансамблевой деятельности. Умение играть в ансамбле – очень важная сторона профессионального мастерства любого музыканта – исполнителя.
Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональные становления личности музыканта.
Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки.
Искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (Н.Крючков, Е.Шендерович, М.Смирнов и некоторые другие).
Авторы статей отмечают, что аккомпанементу принадлежит не подсобная роль, не чисто служебная функция гармонической и ритмической поддержки партнера, а концертмейстер в процессе исполнения становится равноправным членом единого целостного музыкального организма.
Я считаю одним из ведущих сборников в помощь педагогу работающего на начальном этапе обучения игре на гитаре, является 1 часть Веры Донских «Я рисую музыку». Где преподаватель выступает в роли концертмейстера, помогая тем самым выступать учащимся не только на классных занятиях, но и на зачётах, концертах и конкурсах .
Произведения сборника Веры Донских «Я рисую музыку» рассчитаны не только на исполнение на инструменте, но и пение песен, что является неисполнимым помощником в развитии чувства ритма и интонационных навыков.
Одной их таких важных особенностей является умение и готовность быть “вторым”. Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.
Другое, не менее важное требование – точнейшее следование тексту. Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим образом.
Концертмейстеру часто приходится упрощать фактуру, добиваясь более рационального способа изложения. При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки.
Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование. Конечно, в концертах или на экзамене чтение партии с листа или транспонирование почти не встречается, но в рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы.
Многие качества, присущие концертмейстеру приближают его к дирижеру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертами, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение “цементировать” ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.
Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
В рамках разговора об общих особенностях работы концертмейстера отметим, что любая другая музыкальная деятельность едва ли может сравниться с концертмейстерским искусством по своей многофункциональности и универсальности.
Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом , в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.
“Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”,– их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.
“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К.Виноградов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Донских В. Я рисую музыку. – Композитор – С-П., 2004
- Фетисов Г. А. «Гитара в ансамбле». Часть I, II. Учебно-методическое пособие. – М., 1997-2002
- Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе концертмейстера: сб. статей / ред. М.Смирнов М. 1974.
- Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано. Примерная программа для ДШИ, сост.Е.Пономарева, М., 2006.
- Музыкальная энциклопедия Т.2.
- Мострас К.Г.Конспект лекций по курсу методики обучения игре на скрипке.1949, Научная музыкальная библиотека им.С.И.Танеева.
- Сергей Никитин: «Джеральд Мур был крупнейшим аккомпаниатором ХХ века. Элизабет Шуман, Елена Герхардт, Эмануил Фойерман, Пабло Казальс, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Ханс Хоттер, Герман Прей, Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг, Виктория де Лос Анхелес – этот список выдающихся певцов и звезд вокального искусства можно продолжать бесконечно. Пожалуй, не было великого музыканта, который бы не успел с ним хотя бы немного поработать. Джеральд Мур сделал из аккомпанемента равноправный и полноценный ансамбль с исполнителем…»
Источник
Вера Донская-Присяжнюк
фотографии >>
биография
Донская-Присяжнюк Вера Артемьевна
Родилась 6 января 1929 года в с. Томилино Московской области.
В 1952 окончила вокальное отделение Московского музыкального училища им. Октябрьской революции.
В 1951-1971 — актриса вокально-драматической части Малого театра, с 1975 — актриса ГАБТ СССР.
Ушла из жизни 22 декабря 1984 года.
Урна с прахом в 3 секции закрытого Николо-Архангельского колумбария.
Малый театр:
1951 – Цыганка «Живой труп» Л.Н. Толстой (постановка Л.А. Волкова)
1952 – Куинсан «Порт-Артур» И.Ф. Попов и А.Н. Степанов (постановка К.А. Зубова и П.А. Маркова, режиссёр-ассистент Н.М. Залка)
1955 – Вторая танцовщица «Проданная колыбельная» Х. Лакснесс (постановка П.А. Маркова, режиссёр С.Б. Межинский)
1956 – Народная сцена «Власть тьмы» Л.Н. Толстой (постановка Б.И. Равенских, режиссёры-ассистенты Л.П. Новицкая, А.П. Грузинский)
1959 – Дама «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльд (постановка В.Г. Комиссаржевского)
1960 – Цыганка в хоре «Живой труп» Л.Н. Толстой (постановка Л.А. Волкова)
1960 – Продавец «Любовь Яровая» К.А. Тренёв (постановка И.В. Ильинского и В.И. Цыганкова)
1960 – Гостья у Лебедевых «Иванов» А.П. Чехов (постановка Б.А. Бабочкина)
1962 – Дама; Маска «Маскарад» М.Ю. Лермонтов (постановка Л.В. Варпаховского, режиссёр С.Ф. Конов)
1962 – Горожанка «Гроза» А.Н. Островский (постановка В.Н. Пашенной и М.Н. Гладкова)
1963 – Гостья на балу у Фамусова «Горе от ума» А.С. Грибоедов (постановка Е.Р. Симонова, режиссёр-ассистент М.М. Новохижин)
1963 – Вторая лоретка «Госпожа Бовари» Г. Флобер (постановка И.В. Ильинского и А.А. Шипова)
1964 – Участница пикника «Дачники» М. Горький (постановка Б.А. Бабочкина, режиссёры Д.Г. Кознов, М.Е. Турбина)
1965 – Массовая сцена «Умные вещи» С.Я. Маршак (постановка Е.Р. Симонова)
1966 – Придворная дама «Стакан воды» Э. Скриб (спектакль возобновлён Е.П. Велиховым, режиссёр В.И. Юрченко)
1966 – Секретарь Трошина «Сын» А.В. Софронов (постановка Л.А. Заславского)
1966 – Гостья у городничего «Ревизор» Н.В. Гоголь (постановка И.В. Ильинского, режиссёры В.М. Рыжков и В.И. Юрченко)
1967 – Провожающая «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневский (постановка Л.В. Варпаховского)
1967 – Народная сцена «Джон Рид» Е. Симонов (постановка Е.Р. Симонова, режиссёр М.Е. Турбина)
1968 – Девушка-ведущая «Ты – это я!» Л. Ленч (постановка Б.Ф. Попова)
1969 – Радка «Золотое руно» Н.Х. Осипова по мотивам повестей А. Гуляшки (постановка Г. Аврамова (Болгария)
1970 – Супруга Френсиса «Признание» С.А. Дангулов (постановка Р.Н. Капланяна, режиссёр М.Е. Турбина)
1970 – Массовые сцены «Растеряева улица» М.С. Нароков по Г. Успенскому (постановка В.М. Рыжкова)
Большой театр:
Жена хозяина таверны «Дон Кихот» Л. Минкус (балетмейстер-постановщик А.А. Горский)
Горничная у графини «Пиковая дама» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёрская редакция Б.А. Покровского)
Королева «Иван Сусанин» М.И. Глинка
С Варяжским гостем «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Герцогиня «Дон Кихот» Л. Минкус (балетмейстер-постановщик А.А. Горский)
Гостья на приёме «Октябрь» В.И. Мурадели (постановка И.М. Туманова)
Помещица «Евгений Онегин» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Хозяйка бала «Пиковая дама» П.И. Чайковский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёрская редакция Б.А. Покровского)
Чёрная дама «Борис Годунов» М.П. Мусоргский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов)
Баба «Семён Котко» С.С. Прокофьев (режиссёр-постановщик Б.А. Покровский)
Графиня д’ Аранбер «Дон Карлос» Д. Верди (режиссёр-постановщик И.М. Туманов, режиссёр возобновления Г.П. Ансимов, режиссёры О.М. Моралёв. И.А. Морозова)
Девушка «Царская невеста» Н.А. Римский-Корсаков (режиссёр-постановщик О.М. Моралёв)
Монахиня «Хованщина» М.П. Мусоргский (режиссёр-постановщик Л.В. Баратов, режиссёры О.М. Моралёв, И.А. Морозова)
(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
Источник