Верди 4 духовных хора ноты

Ноты, партитуры, клавиры:
Верди 4 Духовных Хора

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Джузеппе Верди . Ave Maria состоит Джузеппе Верди . Для SATB хора а капелла. ISBN М-3007-0212- 4 . A Cappella ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты.

Перевод: И. Кирие — II. Глория — III. Sanctus — IV. Бенедикт — В. Agnus Dei. Духовная музыка. Хор ноты. Сопровождением органа ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Перевод: Реквием. Джузеппе Верди . Реквием состоит Джузеппе Верди . Голос: ноты. Хор ноты. Контрабас ноты.

Источник

Джузеппе Верди. Quattro pezzi sacri

Как всё начиналось.

Тема была четырёхтактной. Она не отличалась от сотен других, подобных ей тем. Обычная фигура музыкальной риторики, схоластическая формула. Тема-формула была бесстрастной и загадочной. Загадочной потому, что, как всякая тема, она таила в себе неизведанные возможности — была зерном, из которого под воздействием творческой мысли композитора должна вырасти великолепная и жизнеспособная постройка. Она могла быть многоярусной и многоголосной, эта постройка, величественной и целеустремлённой, строгой по мысли, но расточительно орнаментированной во внешнем звучании. Недаром синьор маэстро Алинови любил сравнивать форму фуги с архитектурой готического собора. «И здесь и там, — говорил он, — величавость сочетается с изобилием, весь ансамбль подчинён единой мысли, возвышенной и отвлеченной, а детали поражают смелостью и многообразием подлинной жизни».

Но за последнее время маэстро Алинови редко приходилось проводить излюбленную им параллель между построением фуги и архитектурой готического собора. Молодёжь была неискушенной в искусстве возведения полифонических построек. Увы! Увы! У молодёжи не было интереса к полифонии. Юношам не внушали, что музыка заложена там, внутри этого, кажущегося подчас сухим и отвлеченным, тематического материала. Им не сообщали ничего о величии и силе творческой воли композитора, способной исторгнуть из любой темы музыкальную форму грандиозную и живую, подобно тому, как Моисей исторг воду из камня, и им не указывали на примеры, где развитие музыкальной мысли приводит к глубочайшим философским обобщениям. Маэстро Алинови не раз с болью в сердце повторял себе, что дело обстоит именно так. Найти мелодию, выигрышную для певца, мелодию, легко запоминающуюся, суметь разукрасить эту мелодию как можно эффектней — вот к чему все стремились. И самая прекрасная тема в руках композиторов претерпевала лишь ряд внешних, подчас насильственных изменений и оставалась мертвой формулой. Ибо не оплодотворённая творческой мыслью композитора, она не могла превратиться в живую музыку.

И маэстро Алинови приготовился со всей приличествующей случаю строгостью раскритиковать фугу, написанную Джузеппе Верди. Но едва только он бросил беглый взгляд на мелко исписанные страницы нотной бумаги, как им овладело волнение. Внешний рисунок фуги сразу приковал к себе его внимание; фактура фуги показалась ему чрезвычайно выразительной и осмысленной, проработанной до мельчайших подробностей.

Когда через пять тактов вступил второй голос, вместе с ним появилось затейливое противосложение. И сразу образовалось взаимодействие противосложения и темы. И в этом взаимодействии тема зажила новой жизнью и была установлена некая закономерность, способствующая развитию музыкальной формы.

Теперь с каждым новым вступлением темы музыкальная ткань делалась всё богаче и богаче, точно раскатываемый ковёр, вытканный прекрасным и тонким рисунком. Голоса бежали одни за другими, вступали в единоборство, встречались и скрещивались в самых изысканных и сложных взаимоотношениях. Потом они расходились и снова встречались, сплетаясь в причудливые узоры.

Маэстро Алинови был взволнован до слёз. Он не мог понять, откуда у этого юноши из глухого провинциального городка такие знания, такое пылкое воображение, такая напряженная страстность в полифоническом мышлении.

И маэстро стал писать свой отзыв о композиторе из Буссето. «Автор этой фуги, композитор Джузеппе Верди из Буссето обладает редкими познаниями в области полифонии строгого стиля. В силу вышеизложенного считаю долгом удостоверить, что Джузеппе Верди достоин звания maestro di musica.

Из книги А.Бушен. «Молодой Верди»

«Четыре духовные пьесы» (1898) стали музыкальным завещанием Джузеппе Верди. Композитор работал над ними на протяжении десяти лет. Каждая из пьес предназначена для иного исполнительского состава и написана в ином стиле, показывая разные пути духовной музыки. Когда Италия теряла свое «музыкальное лицо», Верди обратил взор к национальным традициям.

Ave Maria для хора без сопровождения имеет подзаголовок «загадочная гамма, гармонизованная на четыре голоса». Саму гамму в 1889 году поместил в «Миланской музыкальной газете» Адольфо Крешентини. У Верди в четырех строфах ее поочередно ведут бас, альт, тенор и сопрано, в целом же пьеса напоминает хроматические мадригалы эпохи Возрождения.

Stabat mater для солистов, хора и оркестра – очень «человеческая», наиболее драматичная и современная по стилю пьеса. Laudi alla Vergine для детских голосов (voci bianche) на неканонический текст (первые семь терцин заключительной песни «Рая» Данте), напротив, воплощает ангельское пение. На практике эта пьеса чаще исполняется женским хором.

Te Deum для двойного хора и оркестра тройного состава также обращен к традиции: пьеса открывается одноголосным григорианским распевом. Но как только вступают весь хор и оркестр, становится невозможно не узнать мощный вердиевский стиль.

I Ave Maria
II Stabat mater
III Laudi alla Vergine Maria
IV Te Deum

Источник

Хоровое творчество Дж. Верди

специалист в области арт-терапии

1. Введение стр. 2

2.Раздел I . Особенности творчества Дж. Верди стр. 3

3. Раздел II . 2.1 Духовная музыка Дж. Верди. стр.4

2.2″Четыре духовные пьесы» стр.6

4. Заключение стр.10

5. Список использованной литературы стр.11

Творчество Джузеппе Верди имеет более чем столетнюю историю изучения, и все это время оно рассматривалось в основном в связи с оперным жанром. Духовная музыка в полном объеме никогда не становилась предметом специального исследования. Выделение духовной музыки в отдельную жанровую область из контекста всего творчества композитора позволяет выявить ее значимость и специфику; акцентировать роль религиозной тематики в содержательном слое музыки; обозначить связи духовных жанров с оперным творчеством; наконец, рассмотрение духовных жанров в историческом ракурсе дает основания для выводов об эволюции стиля композитора. Прежде всего, общая тенденция второй половины XIX века к философичности, раскрытию глобальных проблем бытия, спроецированных на внутренний мир художника. Среди них — проблемы Веры и Неверия, Жизни и Смерти, поиски высших истин и их отрицание, конфликты демонического и божественного начал и т.д. «Реквием» — один из самых ярких примеров воплощения канонического текста в хоровом творчестве.

Цель реферата – теоретически изучить драматургию духовных сочинений Дж. Верди и серьезно подготовиться к практическому воплощению хора Ave Maria .

Предмет исследования — духовная музыка Верди, составляющая важную и специфическую область творческого наследия композитора на примере «Четырех духовных пьес»

Структура реферата: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, нотное приложение.

Особенности творчества Дж. Верди

Как уже говорилось во введении, творчество Верди имеет более чем столетнюю историю. Он был великим оперным композитором 2-й половины 19-го века. Он написал 26 опер, реквием, около 20 романсов, вокальные ансамбли, несколько вокально-симфонических произведений. Обладал темпераментом и безупречным мастерством. Верди стремился создать музыкальную драму. Он хотел соединить вместе драму и музыку.

В отличие от традиций раннего бельканто, в которых делался акцент в основном на сольные арии, Верди отвел хоровой музыке важное место в своём оперном творчестве. Он создал музыкальную драму, в которой судьбы героев не развивались в сценическом вакууме, а были вплетены в народную жизнь и являлись отражением исторического момента. Многие хоры из опер Верди показывают сплочённость народа под гнетом захватчиков, что было очень актуально для современников композитора, боровшихся за независимость Италии. Многие хоровые ансамбли, написанные великим Верди, стали впоследствии народными песнями.

Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых («Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло») звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.

Верди, в отличие от многих музыкантов XIX в., не провозглашал свои творческие принципы в программных выступлениях в печати, не связывал свое творчество с утверждением эстетики определенного художественного направления. Тем не менее его долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами творческий путь был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели — достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всем многообразии конфликтов — такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Диапазон ее воплощения был необычайно широк — от конфликтов социальных до противоборства чувств в душе одного человека. Вместе с тем искусство Верди несет в себе ощущение особой красоты и гармонии. «Мне нравится в искусстве все, что прекрасно», — говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.

2.1 Духовная музыка Дж. Верди.

Жанровая ветвь духовного творчества Верди до сих пор не была предметом пристального внимания исследователей, несмотря на то, что внимание к личности Верди не только не ослабевало на протяжении XX века, но и с особой силой проявилось во второй его половине. Внимание к творчеству Верди, в основном, было и остается сосредоточенным на оперном жанре. Для изучения духовных жанров все же были предприняты определенные усилия. С 1983 года Американским институтом издается Собрание сочинений Верди под редакцией Ф. Госсета. В планах издательства – обратиться к ранним духовным вокально-симфоническим опусам композитора, исполняемым ныне в концертной практике, видимо, до сих пор не публиковавшимся. Жанры духовной музыки Дж. Верди насчитывает всего несколько образцов: «Реквием», «Stabat Mater», «Te Deum», четыре хоровые и одну вокальную миниатюру, несколько ранних сочинений. Не занимая главенствующей роли в творческом наследии композитора, они тем не менее являют ряд истинных шедевров, обогативших мировую сокровищницу духовной музыки.

Появление духовных сочинений в творческой биографии Верди позволяет рассматривать их как три этапа, отделённые друг от друга значительным временным отрывом, эти периоды дают интересный ракурс исследованию эволюции хорового письма композитора. К первому этапу относятся опусы, появившиеся перед его операми (до 1836 года); второй период знаменуется «Реквиемом» (1874); третий представлен шестью разномасштабными произведениями (1880–1898), характеризующими поздний период творчества : это три вокально-хоровые и одна вокальная миниатюры (соответственно Pater noster (1880), Le laudi alla Vergine Maria (1886), Ave Maria для смешанного хора (1889) и Ave Maria для сопрано и струнного квинтета (1880)), а также два крупных вокально-симфонических произведения — Те Deum (1895) и Stabat Mater (1897).

Христианские идеи с особенной силой выявлены в сюжетах таких опер, как «Набукко», «Ломбардцы», «Стиффелио», «Сила судьбы». Помимо сюжета, в 13 из 26 опер композитора имеют место сольные или хоровые эпизоды, именуемые молитвой, что по смысловой специфике позволяет выделить их как отдельный жанр и представить в трех разновидностях.

Остановимся на молитве как жанре в оперном творчестве Дж. Верди. Можно выделить несколько типов молитвы в операх:

Первый тип – это наиболее часто встречающаяся сольная молитва как сольное высказывание героя. Ярким примером служит молитва Джизельды из первого действия ранней оперы композитора «Ломбардцы» (1843).

Второй тип – это хоровая молитва, имеющая значение контрастного фона, всегда обособлена и не зависит от основного действия: она оттеняет его, создает второй план. К этой группе относятся многочисленные хоры за сценой: монахов и монахинь, пилигримов, отшельников, крестьян, прихожан церкви.

Третий тип – молитва, исполняемая хором, не сопровождающая основное действие оперы, а пред­ставляющая первый план. Эта самая малочисленная группа фрагментов по смыслу наиболее близка жанрам собственно духовной музыки. Верди имеет в них большую свободу построения музыкальной формы и не подчиняет ее, как в предыдущей группе хоров, условностям сценического действия.

Уникальным явлением, относящимся только к оперному жанру, является применение молитвы-действия, как средства расширения сценического пространства. [В. Бубчикова; статья Жанры духовной музыки в творчестве Дж. Верди – 2012 г].

2.2″Четыре духовные пьесы»

Теперь обратимся собственно к «Четырем духовным пьесам» (Quattro Pezzi Sacri) — 1892 Верди. Цикл «Четыре духовных хора» не столь известен, как «Реквием», но, безусловно, заслуживает не меньшего внимания, также являясь одной из вершин творчества гениального итальянского композитора, стали музыкальным завещанием Джузеппе Верди. Композитор работал над ними на протяжении десяти лет. Каждая из пьес написана в ином стиле, показывая разные пути духовной музыки.

Он представлен следующими произведениями: двумя хоровыми миниатюра- ми a cappella – «Ave Maria» (№ 1, 1889) и «Le laudi alla Vergine Maria» (№ 3, 1886) и двумя крупными вокально-симфоническими произведениями – «Stabat Mater» (№ 2, 1897) и двухорный «Te Deum» (№ 4, 1895). Все четыре хора написаны для разных составов, что существенно затрудняет их совместное исполнение.

1. «Ave Maria» — «Радуйся, Мария»

2. «Stabat Mater» — «Стояла скорбная Мать»

3. «Le laudi alla Vergine Maria»

4. «Te Deum» — «Тебе Бога хвалим»

Хор « Ave Maria », который не предполагает единство фраз, цезур, общих для всех голосов, структурного членения. Он связан с имитационным вступлением голосов, а непрерывность, текучесть музыкальной ткани перекликается с принципами письма эпохи Возрождения. В этом хоре текучесть мелодики, переливы хоровой ткани совершенно не подчинены привычной тонально-гармонической логике, что способствует достижению наилучшего результата в приближении к церковному стилю в сочетании с полифоничностью хоровой ткани и нейтральной мелодикой. Ave Maria для хора без сопровождения имеет подзаголовок «загадочная гамма, гармонизованная на четыре голоса». Саму гамму в 1889 году поместил в «Миланской музыкальной газете» Адольфо Крешентини. У Верди в четырех строфах ее поочередно ведут бас, альт, тенор и сопрано, в целом же пьеса напоминает хроматические мадригалы эпохи Возрождения. Принцип цитирования «загадочной гаммы, как свое­образный cantus firmus [1] , а также полифоничность хоровой фактуры в «Ave Maria» родственны ренессансным образцам духовной музыки. Музыкальную форму этого хора можно определить как полифонические вариации на неизменную мелодию.

«Stabat Mater» для смешанного хора, солистов и оркестра продолжает линию драматургического прочтения канонического текста, намеченную в «Реквиеме». По образному строю, в котором преобладают мотивы скорби и сострадания. Стилевое свое­образие «Stabat Mater» Верди, по-видимому, объясняется не только образным содержанием духовного текста, но и личным переживанием композитора. Роль полифонии в нем сведена до минимума, а на первый план выступает яркий мелодизм Верди и речитативность, динамизирующие музыкальное развитие. «Stabat Mater» – образец романтической музыки с присущим ей обилием необычных тональных сопоставлений. Верди строит целое в текстомузыкальной форме, охваченной крупной безрепризной трехчастностью. Романтический принцип контрастного развертывания сказывается в постоянной и гибкой смене типов фактуры, ритмики, мелодики, темповых градаций.

в «Stabat Mater» проявляются интонационные связи. Среди них наибольшее значение имеет вступительная тема – унисонный хоровой, которая и завершает произведение скупым звучанием струнных в нижнем регистре, образуя тематическую арку от начала к концу. Далее, зерно этой темы – синкопированный ритм восходящей секундовой интонации от IV# к V ступени – появляется в оркестровом сопровождении второй строфы текста. Эта же интонация прослеживается и в аккомпанементе соло басовой партии. Если данная интонация вносит напряженность и щемящий оттенок в характер музыки, то другая противопоставлена ей: она «снимает» напряжение, смягчая и расслабляя его. Речь идет о нисходящем мотиве, характеризующего лирические образы. При первом появлении (47 такт) этот мотив запоминается благодаря гармонизации: D7 c cекстой с разрешением (предъемом с двойным задержанием), что придает ему особую мягкость и специфически итальянскую выразительность. Далее этот мотив, ритмическая и мелодическая структура которого легко узнается, предстает каждый раз в ином гармоническом оформлении. Особую роль в объединении формы как целого, помимо интонационных связей, играет ритмическая пульсация, которая на протяжении всего произведения имеет тенденцию к учащению.

Четырехголосный женский хор «Laudi alla Vergine Maria» родственен «Pater noster» (характерно, что они имеют и общую тональность G-dur): в нем неторопливое разворачивание музыкального материала сочетается с ясным членением по строфам. Для этого произведения, светло-лирического по настроению, характерна прозрачность звучания фактуры, явно заметна и роль имитационной полифонии. Поэтический текст – фрагмент XIII песни Дантова «Рая», являющий собой хвалебное обращение к Богоматери, – во многом определяет характер музыки, которая достигает здесь необычайной просветленности. Знаменательно, что при первом исполнении «Quattro pezzi sacri» именно этот хор по требованию публики был повторен.

«Te Deum» для двойного хора с оркестром в значительной степени показывает интерес Верди к музыкальной культуре предшествующих эпох. “Te Deum” исполняется обычно в большие праздники, торжественные и шумные, или во время коронации. Христос рождается от Девы и открывает человечеству Regnum coelorum. Человечество верит в Judex venturus; взывает: “Salvum fac” и кончает молением, взволнованным, печальным, доходящим до ужаса».

Форму «Te Deum» следует определить как текстомузыкальную, традиционную для старинных жанров духовной музыки, представляющую собой крупную трехчастность, что соответствует строению латинского текста. «Te Deum» Верди использует приемы письма, свойственные и предшествующим эпохам, и традициям духовных жанров (цитирование cantus firmus, антифонное пение, речитативность хорального склада), в то же время, это грандиозное произведение являет и яркий позднеромантический стиль: в нем значительная тематическая роль передана оркестру, а в по- строении формы важную роль играют лейтмотивы.

Итак, тема взаимоотношения человека и высшей силы, зазвучавшая сперва в операх Верди, с течением времени приобрела яркое музыкальное воплощение в специальных жанрах духовной музыки и потребовала от композитора поиска иных, индивидуальных для них средств воплощения. Верди, безусловно, достиг в них и подлинной «музыкальной ценности», и истинно «духовного колорита», столь яростно отрицаемых композитором в музыке своего раннего духовного опуса 1836 года.

1. Бубчикова В.В. Духовная музыка Дж. Верди: к вопросу об эволюции стиля композитора // Музыковедение. 2012. №4.

2. . Бубчикова В.В. Отзвуки Ренессанса и барокко в духовной музыке Дж. Верди: к вопросу об эволюции стиля // Старинная музыка. 2011. №3 – 4. – С.3 38-43.

3. Бубчикова В.В. Жанры духовной музыки в творчестве Джузеппе Верди // Музыкальная академия. 2012. №4.

4. Казанцева Л. Понятие исполнительской интерпретации: сборник статей / Л. Казанцева // Музыкальное содержание: наука и педагогика. — Уфа. 2005. — С.

5. Соловцова Л. Джузеппе Верди / Л. Соловцова. Изд. 4-е. — М., 1986

[1] л ат., букв. — сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo

Источник

Читайте также:  Гитара yamaha f310 или fender
Оцените статью