Д.Верди — Аида
Сборники с нотами для фортепиано
Аида
опера в четырех действиях сочинение Верди
полное переложение для одного фортепиано
Москва, у П.Юргенсона
номер 2095
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. Вступление
2. Романс Радамеса
3. Дуэт и трио
4. Ансамбль
5. Сцена Аиды
6. Большая сцена и Финал
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
7. Вступление, сцена Амнерисы и танцы
6. Сцена и дуэт, Аида и Амнерис
9. Большой Финал
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
10. Вступление, хор и романс Аиды
11. Дуэт Аиды и Амонасра
12. Дуэт Аиды и Радамеса и Финал
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
13. Сцена и дуэт Амнерисы и Радамеса
14. Сцена Амнерис
15. Сцена и дуэт Аиды и Радамеса
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ЦАРЬ ЕГИПТА. Бас
АМНЕРИС, его дочь. Меццо-сопрано.
АИДА, раба, эфиопская царевна. Примо-сопрано.
РАДАМЕС. начальник дворцовой стражи. Первый тенор,
РАНФИС, верховный жрец. Первый бас.
АМОНАСР, царь эфиопский, отец Аиды. Первый баритон.
ГОНЕЦ. Тенор.
Жрицы, жрецы, министры, военачальники, придворные, солдаты, рабы, пленные эфиопы и египетский народ.
Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества Фараонов
Скачать ноты для фортепиано
«АИДА» ВЕРДИ
В конце 60-х годов прошлого века египетское правительство готовилось торжественно отметить открытие Суэцкого канала. Немалое внимание уделялось художественной стороне празднества. Для великого итальянского композитора Джузеппе Верди было полной неожиданностью предложение написать оперу для нового театра в Каире. Поначалу он ответил отказом. Однако именно в это время Верди как раз искал сюжет для оперного произведения. Прочтя сценарий, сделанный французским египтологом О. Мариетт-беем. он писал в одном из писем: «Я прочел египетскую программу. Это хорошо сделано, это великолепно по мизансцене, и есть две или три ситуации, хотя и не вполне новые, но бесспорно прекрасные. Кто это сделал? Здесь чувствуется опытная рука, хорошее знание театра. У меня есть желание сказать: «Я согласен». И он сказал — «я согласен».
Стихотворное либретто было сделано поэтом Антонио Гисланцони. Темы борьбы за свободу, патриотизма, трагического противоречия между чувством любви и чувством долга захватили композитора. Верди активно участвовал в детальной разработке либретто, а музыку написал менее чем за год. 24 декабря 1871 года «Аида» впервые увидела свет рампы на сцене каирского театра. Вскоре опера была поставлена и в миланском театре «Ла Скала», а вслед за тем начала свое победное шествие по всему миру. В 1875 году с ней познакомились любители музыки Петербурга. И всюду постановки «Аиды» сопровождались огромным успехом.
В творчестве Верди эта опере представляет значительный шаг вперед. Композитор создал масштабную музыкальную драму, полную острых психологических коллизий. Неисчерпаемо музыкальное богатство оперы. Вокальные партии отмечены редкой мелодической красотой; на резких контрастных сопоставлениях построены многочисленные ансамбли. Верди показал себя и великолепным мастером массовых с цен. В «Аиде» он часто использует и мелодический речитатив. Чрезвычайно важную роль в музыкально-драматическом развитии действия играет оркестр. Пользуясь выражением Мусоргского, можно сказать, что композитор, которому в ту пору было почти 60 лет, отправился «к новым берегам», хотя всюду и везде оставался самим собой.
После миланской премьеры Верди писал одному из своих друзей: «Вчера вечером «Аида» прошла великолепно. Не хочу перед тобой прикидываться скромником и скажу прямо: конечно, эта опера принадлежит к числу моих наименее плохих. Мне кажется, что это успех, который будет наполнять театр». Верди не ошибся в оценке своего труда. Действительно, «Аида» принадлежит к числу наивысших достижений великого итальянца. За прошедшие сто лет эта опера постоянно входит в репертуар всех крупнейших театров мира, став одним из самых любимых произведений миллионов людей.
Прочтите: Л. Соловцова. Джузеппе Верди. М., 1966.
100 лет со дня первой поста новки оперы Д. Верди «Аида»
Календарь — В мире музыки — 1971г.
Источник
Опера Верди «Аида»
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Верди
Создание «Аиды» (Каир, 1871 г.) связано с предложением со стороны египетского правительства написать оперу для нового оперного театра в Каире в ознаменование открытия Суэцкого канала. Сюжет был разработан известным французским ученым-египтологом Огюстом Мариеттом по старинной египетской легенде.
В опере раскрывается идея борьбы между добром и злом, любовью и ненавистью. Человеческие страсти, надежды сталкиваются с неумолимостью рока, судьбы. Впервые этот конфликт дан в оркестровом вступлении к опере, где сопоставляются, а затем и полифонически совмещаются два ведущих лейтмотива – тема Аиды (олицетворение образа любви) и тема жрецов (обобщенный образ зла, рока).
По своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере»:
- большими масштабами (4 действия, 7 картин);
- декоративной пышностью, блеском, «зрелищностью»;
- обилием массовых хоровых сцен и больших ансамблей;
- большой ролью балета, торжественных шествий.
Вместе с тем, элементы «большой» оперы сочетаются с чертами лирико-психологической драмы, поскольку основная гуманистическая идея усилена психологическим конфликтом: все главные герои оперы, составляющие любовный «треугольник», испытывают острейшие внутренние противоречия. Так, Аида считает свою любовь к Радамесу предательством перед отцом, братьями, родиной; в душе Радамеса борется воинский долг и любовь к Аиде; между страстью и ревностью мечется Амнерис.
Драматургия оперы
Сложность идейного содержания, акцент на психологическим конфликте обусловили сложность драматургии, которая отличается подчеркнутой конфликтностью. «Аида» – поистине опера драматических столкновений и напряженной борьбы не только между врагами, но и между любящими.
1 картина I действия содержит экспозицию всех основных персонажей оперы, кроме Амонасро, отца Аиды, и завязку любовной линии, которая отнесена буквально в самое начало оперы. Это трио ревности (№ 3), где раскрываются сложные взаимоотношения участников «любовного треугольника» – первая ансамблевая сцена оперы. В его порывистой музыке слышна и тревога, волнение Аиды и Радамеса, и едва сдерживаемый гнев Амнерис. Оркестровая партия трио основана на лейтмотиве ревности.
Кульминация I действия – монолог Аиды, характеризующий борьбу самых противоречивых чувств в ее душе. Он построен в виде большой свободной сцены[1], состоящей из 5 самостоятельных контрастных разделов:
а) вступительный речитатив, фиксирующий душевное смятение героини;
б) «безумное слово, о боги простите!» – ариозно-декламационного склада, он передает переживания Аиды, связанные с ее отцом;
в) «любовь забыла» – строится на лейтмотиве любви Аиды, которая вспоминает о Радамесе;
г) «и я не смею открыто, свободно. » – проникновенный и печальный;
д) «боги мои» – мольба о смерти в духе возвышенного lamento.
Монолог окружен двумя развернутыми массовыми сценами – сценой «прославления Египта» с торжественным гимном «К берегам священным Нила» и «сценой посвящения Радамеса» (это 2-я картина I д.), которые по контрасту подчеркивают его центральное положение. «Сцена посвящения» в драматургическом развитии выполняет функцию «торможения», т.е. временного отступления от основной психологической линии. Вместе с тем, она обогащает музыку оперы новым – ориентальным (восточным) колоритом, который подчеркивает экзотичность сюжета, рисует место действия.
Во 2 действии контрастность усиливается. В первой его картине более крупным планом дано противопоставление двух соперниц (в их дуэте), а во второй картине (это финал 2-го действия) значительно обостряется основной конфликт оперы благодаря включению в него Амонасро, эфиопских пленников с одной стороны, и египетского фараона, Амнерис, египтян с другой.
В 3 действии драматургическое развитие всецело переключается в психологическую плоскость – в область человеческих взаимоотношений. Один за другим следуют два дуэта: Аида-Амонасро и Аида-Радамес. Они очень различны в выразительном и композиционном решении, но в то же время создают единую линию постепенно возрастающего драматического напряжения. В самом конце действия происходит сюжетный «взрыв» – невольное предательство Радамеса и внезапное появление Амнерис, Рамфиса, жрецов.
4 действие – абсолютная вершина оперы. Налицо его репризность по отношению к I действию: а) оба открываются дуэтом Амнерис и Радамеса;
б) в финале повторяются темы из «сцены посвящения», в частности, молитва великой жрицы (однако если раньше эта музыка сопровождала торжественное величание Радамеса, то здесь – его ритуальное отпевание).
В 4 действии – две кульминации: трагическая в сцене суда и «тихая», лирическая в финале, в прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Сцена суда – это трагическая развязка оперы, где действие развивается в двух параллельных планах. Из подземелья доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса, а на переднем плане с отчаянием взывает к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис наделен в сцене суда трагическими чертами. То, что она, в сущности, сама оказывается жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному лагерю: она как бы занимает место Аиды в основном конфликте оперы.
Наличие второй, «тихой» кульминации – чрезвычайно важная особенность драматургии «Аиды». После грандиозных шествий, процессий, триумфальных маршей, балетных сцен, напряженных столкновений, подобная тихая, лирическая концовка утверждает прекрасную идею любви и подвига во имя нее.
Ансамблевые сцены «Аиды»
Все важнейшие моменты в развитии психологического конфликта в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами, роль которых исключительно велика. Это и «трио ревности», выполняющее в опере функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис – первая кульминация оперы, и дуэт Аиды с Радамесом в финале – развязка любовной линии.
Особенно велика роль дуэтных сцен, возникающих в наиболее напряженных ситуациях. В I действии это дуэт Амнерис с Радамесом, перерастающий в «трио ревности»; во 2 действии – дуэт Аиды с Амнерис; в 3 действии два дуэта с участием Аиды следуют подряд. Один из них – с отцом, другой – с Радамесом; в 4 действии тоже два дуэта, окружающих кульминационную сцену суда: в начале – Радамес–Амнерис, конце – Радамес–Аида. Едва ли найдется другая опера, в которой было бы столько дуэтов.
При этом все они очень индивидуальны. Встречи Аида с Радамесом не носят конфликтного характера и приближаются к типу «ансамблей согласия» (особенно в финале). Во встречах Радамеса с Амнерис участники резко обособлены, но борьбы не возникает, Радамес уклоняется от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и Амонасро в полном смысле слова можно назвать духовными поединками.
С точки зрения формы все ансамбли «Аиды» являются свободно организованными сценами, построение которых всецело зависит от конкретного психологического содержания. В них чередуются эпизоды, основанные на сольном и ансамблевом пении, речитативные и чисто оркестровые разделы. Яркий пример очень динамичной сцены-диалога – дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт испытания»). Образы двух соперниц показаны в столкновении и динамике: эволюция образа Амнерис идет от лицемерной мягкости, вкрадчивости к нескрываемой ненависти. Ее вокальная партия строится преимущественно на патетическом речитативе. Кульминация в этом развитии наступает в момент «сбрасывания маски» – в теме «Ты любишь, люблю и я». Ее неистовый характер, широта диапазона, неожиданность акцентов характеризуют властный, неукротимый нрав Амнерис.
В душе Аиды отчаяние сменяется бурной радостью, а затем мольбой о смерти. Вокальный стиль более ариозный, с преобладанием скорбных, молящих интонаций (например, ариозо «Прости и сжалься», основанное на печальной лирической мелодии, звучащей на фоне арпеджированного аккомпанемента). В этом дуэте Верди использует «прием вторжения» – как бы в подтверждение торжества Амнерис в его музыку врываются звуки египетского гимна «К берегам священным Нила» из I картины. Еще одна тематическая арка – тема «Боги мои» из монолога Аиды из I действия.
Развитие дуэтных сцен всегда обусловлено конкретной драматургической ситуацией. Примером могут служить два дуэта из 3 д. Дуэт Аиды с Амонасро начинается их полным согласием, что выражается в совпадении тематизма (тема «Возвратимся мы скоро в край родной» звучит сначала у Амонасро, затем у Аиды), но его итогом становится психологическое «отдаление» образов: Аида морально подавлена в неравном поединке.
Дуэт Аиды с Радамесом, наоборот, начинается контрастным сопоставлением образов: восторженные возгласы Радамеса («Опять с тобой, дорогая Аида») противопоставлены скорбному речитативу Аиды. Однако, через преодоление, борьбу чувств достигается радостное, восторженное согласие героев (Радамес в любовном порыве решается бежать с Аидой).
В виде дуэтной сцены выстроен и финал оперы, действие которого разворачивается в двух параллельных планах – в подземелье (прощание с жизнью Аиды и Радамеса) и в храме, расположенном над ним (молитвенное пение жриц и рыдания Амнерис). Всё развитие финального дуэта направлено к прозрачной, хрупкой, устремленной ввысь теме «Прости, земля, прости, приют всех страданий» (№ 268). По своему характеру она близка лейтмотиву любви Аиды.
Массовые сцены «Аиды»
Психологическая драма в «Аиде» разворачивается на широком фоне монументальных массовых сцен, музыка которых рисует место действия (Африка) и воссоздает суровые величавые образы древнего Египта. Музыкальную основу массовых сцен составляют темы торжественных гимнов, победных маршей, триумфальных шествий. В I действии две такие сцены: сцена «прославления Египта» и «сцена посвящения Радамеса».
Главная тема сцены прославления Египта – торжественный гимн египтян «К берегам священным Нила», который звучит после того, как фараон объявил волю богов: египетские войска поведет Радамес. Все присутствующие охвачены единым воинственным порывом. Особенности гимна: чеканность маршевого ритма, оригинальная гармонизация (ладовая переменность, широкое использование отклонений в побочные тональности), суровый колорит.
«Сцена посвящения» – это 2 картина оперы, отличающаяся яркой восточной (ориентальной) окраской. Для того чтобы создать ощущение ориентализма Верди использует:
- тембровую красочность (арфы в молитве великому богу Ра, ансамбль трех флейт в священном танце);
- изысканно-красочные созвучия и нетрадиционные гармонические обороты;
- узорчатость и прихотливость мелодического и ритмического рисунка, обилие пониженных ступеней, гармонический и мелодический мажор, ладотональную переменность.
Яркий пример ориентального тематизма – молитва великой жрицы (№245). Эта печальная заунывная мелодия с пониженными ступенями лада, ум.З, с изменчивым ритмом, несколько раз чередуется с сосредоточенным хоралом жрецов, а своеобразным продолжением ее является священный танец жриц, по музыке очень близкий молитве и в той же тональности.
После величественного речитатива Рамфиса следует торжественный хор жрецов «Боги, победу дайте нам». Мощное нарастание приводит к кульминации – одновременному звучанию хора жрецов и молитвы жриц.
Самая грандиозная по масштабу массовая сцена «Аиды» – финал 2 действия. Как и в сцене посвящения, композитор использует здесь самые разнообразные элементы оперного действия: пение солистов, хор, балет. Наряду с основным оркестром применяется духовой оркестр на сцене. Обилие участников объясняет многотемность финала: в его основе множество тем самого различного характера: торжественный гимн «Слава Египту», певучая тема женского хора «Лавровыми венками», победный марш, мелодию которого ведет труба соло, зловещий лейтмотив жрецов, драматическая тема монолога Амонасро, мольба эфиопов о помиловании и т.д. Множество эпизодов, составляющих финал 2 д., объединяются в стройную симметричную конструкцию, состоящую из трех частей.
I часть трехчастна. Она обрамляется ликующим хором «Слава Египту» и суровым пением жрецов, основанном на их лейтмотиве. В середине же звучит знаменитый марш (соло трубы) и музыка балета.
2 часть контрастирует крайним своим драматизмом; ее образуют эпизоды с участием Амонасро и эфиопских пленников, молящих о помиловании.
3 часть – динамическая реприза, которая начинается с еще более мощного звучания темы «Слава Египту». Теперь она объединяется с голосами всех солистов по принципу контрастной полифонии.
[1] «сценой» он назван и в авторской партитуре.
Источник