Вертинский сероглазый король ноты

Вертинский сероглазый король ноты

СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ

Музыка Александра Вертинского
Слова Анны Ахматовой

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король…

Вечер осенний был душен и ал.
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли.
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву – такой молодой,
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на ночную работу ушел.

Дочку свою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу,

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля!»…

Из репертуара Александра Вертинского. Запись на пластинку – фирма «Парлофон», Германия, 1930-1931 гг., 79008.

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Один из трех романсов Вертинского на стихи Ахматовой. Другие два — «Темнеет дорога» и «Ее простое желание». На стихотворение «Сероглазый король» есть также романс Сергея Прокофьева. У Ахматовой ст. 10.: «И на работу ночную ушел», ст. 11: «Дочку мою я сейчас разбужу».

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889-1966)



Песни и романсы А. Вертинского. Песенник. Сост. и обработка В. Моделя. Л., «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1991.

Источник

Файл:Ноты Сероглазый король-Вертинский1.png

Исходный файл ‎ (730 × 1142 пикселя, размер файла: 26 Кб, MIME-тип: image/png )

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы просмотреть, как тогда выглядел файл.

Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание
текущий 22:30, 14 марта 2010 730 × 1142 (26 Кб) Виталий Липатов (обсуждение | вклад)

Вы не можете перезаписать этот файл.

Использование файла

Следующая 1 страница использует данный файл:

Источник

Ноты, Аккорды — Александр Вертинский — Песни и романсы

Ноты в pdf
Песенники, сборники песен
А. Вертинского с нотами для голоса в сопровождении фортепиано, аккорды


Песни и романсы
А. Вертинского

песенник
составление и обработка В. Моделя
«Советский композитор», Ленинград, 1991г.
ноты, аккорды
номер с1795к
(pdf, 19 Мб)

Над розовым морем. Слова Г. Иванова
Чужие города. Слова Р. Блох и А. Вертинского
Аленушка. Слова П. Шубина
В степи молдаванской. Слова А. Вертинского
Маленькая балерина. Слова Н. Грушко и А. Вертинского
Желтый ангел. Слова А. Вертинского
Дорогая пропажа. Слова М. Волина и А. Вертинского
Джимми-пират. Слова А. Вертинского
Палестинское танго (Аравийская песня). Слова А. Вертинского
Танго «Магнолия». Слова А. Вертинского
Матросы. Слова Б. Даева
Наши встречи. Слова В. Кривича
Откровенный разговор. Слова С. Смирнова
«Испано-сюиза» (шарж на западную кинозвезду). Слова А. Вертинского
Прощальный ужин. Слова А. Вертинского
Без женшин. Слова А. Вертинского
Доченьки. Слова А. Вертинского
Мадам, уже падают листья. Слова А. Вертинского
Дни бегут. Слова А. Вертинского
Темнеет дорога. Слова А. Ахматовой с изменениями А. Вертинского
Личная песенка. Слова А. Вертинского
В синем и далеком океане. Слова А. Вертинского
Девочка с моря. Слова Н. Новикова
Концерт Сарасате. Слова А. Вертинского
Фея. Слова М. Горького
Оловянное сердце. Слова А. Вертинского
За кулисами. Слова А. Вертинского
Пес Дуглас. Слова А. Вертинского
Ваши пальцы пахнут ладаном. Слова А. Вертинского
Буйный ветер. Слова А. Блока с изменениями А. Вертинского
Сероглазый король. Слова А. Ахматовой
Пани Ирена. Слова А- Вертинского
То, что я должен сказать. Слова А. Вертинского
Сумасшедший шарманщик. Слова А. Вертинского
Бал господень. Слова А. Вертинского
Маленький креольчик. Слова А. Вертинского
Ревность. Слова С. Рамма
Три пажа. Слова Н. Тэффи
Попугай Флобер. Слова А. Вертинского
Марлен. Слова А. Вертинского
Джонни. Слова В. Инбер
В голубой далекой спаленке. Слова А. Блока с изменениями А. Вертинского
Песенка о моей жене. Слова А. Вертинского
Минуточка. Слова А. Вертинского
Ее простое желание. Слова А. Ахматовой в переделке А. Вертинского
Старомодный романс. Слова А. Вертинского (монтаж)
Последнее письмо. Слова С. Есенина в переделке А. Вертинского
Дым без огня. Слова А. Вертинского
Ворчливая песенка. Слова А. Вертинского
Пред ликом Родины. Слова А. Вертинского

Скачать ноты Вертинского


Александр Вертинский
То, что я должен сказать

ноты для голоса в сопровождении фортепиано
переложение М. Камилова
«Музыка», 1990г.
(pdf, 3 Мб)

Бал Господень
В голубой далекой спаленке. Слова А.Блока
Ваши пальцы пахнут ладаном
Лиловый негр
Маленький креольчик (Романс-ариетта)
Минуточка
Оловянное сердце
Пес Дуглас
Попугай Флобер
То, что я должен сказать
Я сегодня смеюсь над собой

скачать ноты


А. Вертинский
За кулисами

Песни, рассказы, записки, интервью, письма, воспоминания
1991г.
(pdf, 10.7 Мб)

А. Н. Вертинскому (1889-1957) заслуженно принадлежит приоритет в жанре авторской песни. Он начал сочинять и исполнять свои произведения еще в начале века, задолго до современных бардов. Время показало, что его искусство не стареет, что его песенная поэзия, выражающая многообразие человеческих чувств, по-прежнему затрагивает сердца и души, по-прежнему привлекает к себе внимание.
Впервые песни А. Вертинского даны в единой композиции с его художественной прозой, интервью корреспондентам газет, письмами к жене Л. В. Вертинской, а также воспоминаниями о поэте, композиторе и артисте К. Паустовского, А. Гладкова, Н. Сац, Ю. Олеши и др. современников. В книге содержится более 60 документальных фотографий Вертинского разных лет.
Рассчитана на массового читателя.

Ю. Томашевский. «Мы — птицы русские.
Александр Вертинский. Воспоминания
Детство
Я сегодня смеюсь над собой
Мечта не сбылась
Минуточка
Актерская колыбель
Безноженка
На Подоле
В голубой далекой спаленке
Отъезд из Киева
Буйный ветер
Москва
Маленькая балерина
Футуристы
Дым без огня
Театр миниатюр
За кулисами
Первые успехи
Попугай Флобер
Вера Холодная
Маленький креольчик
Ваши пальцы пахнут ладаном
Гастроли в Тбилиси
Дорогой длинною
Бенефис
Бал господен
Признание
То, что я должен сказать
Об Александре Вертинском (Константин Паустовский)
Сумасшедший шарманщик
Из интервью и бесед (Одесса, 1918 г.)
Мадам, уже падают листья
Александр Вертинский. Прощание с Родиной
Чужие города
Александр Вертинский. Эмиграция началась
О всех усталых
Александр Вертинский. Дым без отечества (из киносценария)
В степи молдаванской
Александр Вертинский. Сила песни
Концерт Сарасате
Из интервью и бесед (Рига, 1928 г.)
В синем и далеком океане
Об Александре Вертинском (Петр Пильский)
Испано-Суиза
Из интервью и бесед (Париж, 1931 г.)
Танго «Магнолия»
Александр Вертинский. Сероглазый король
Сероглазый король
Александр Вертинский. Мсье Дайблер
Палестинское танго
Александр Вертинский. Федор Шаляпин
Последнее письмо
Александр Вертинский. Юрий Морфесси
Дни бегут

Александр Вертинский. История с собакой
Пес Дуглас
Александр Вертинский. Обед с Чаплиной
Марлен
Из интервью и бесед (Нью-Йорк, 1935 г.) .
Рождество
Из интервью и бесед (Шанхай, 1938 г.)
Дорогая пропажа
Об Александре Вертинском (Вс. Ник. Иванов)
Классические розы
Об Александре Вертинском (Наталья Ильина)
Бразильский крейсер
Александр Вертинский. Шанхай, 1941 -й год
Джимми-Пират
Александр Вертинский. Мои дочери
Доченьки
Об Александре Вертинском (Александр Гладков)
Пред ликом Родины
Об Александре Вертинском (Александр Галич)
Пани Ирена
Об Александре Вертинском (Наталья Сац)
Джонни
Об Александре Вертинском (Константан Рудницкий)
Дансинг-гёрл
Об Александре Вертинском (Юрий Олеша)
Матросы
Александр Вертинский. Письма к жене (Л. В. Вертинской)
Киев, 21 августа 1945 г
Наши встречи
Нальчик, 4 сентября 1948 г
Темнеет дорога
Хабаровск, 1950 г
Сталино, 11 -е июля 1953г
Старомодный романс (1954 г.)
Прощальный ужин
(25 июня 1955 г.)
В нашей комнате
Иркутск, 27 марта 1956 г
Ее простое желание
Новосибирск, 28 апреля 1956 г
Ревность
Чарджоу, 16 октября 1956 г
Песенка о моей жене
Ленинград, 5 мая 1957 г
Личная песенка
Ленинград,9мая 1957 г
Над розовым морем
Об Александре Вертинском (Софья Гиацинтова)
Об Александре Вертинском (Леонид Трауберг)
Желтый ангел
Александр Вертинский. Размышления
Примечания
Каталог песен А. Н. Вертинского

Скачать книгу

Источник

Романс «Сероглазый король»

Романс Александра Вертинского на стихи Анны Ахматовой «Сероглазый король» имел любопытную предысторию, связанную с идейным и поэтическим антагонистом его создателей — поэтом Владимиром Маяковским. Осенью 1921 года большевистское руководство страны начало масштабную партийную чистку, вызванную неоднозначной реакцией части коммунистов на первые результаты новой экономической политики. По аналогии с ней громкоголосый лидер футуристов, постоянно искавший новые формы для своих выступлений, решил устроить столь же масштабную чистку современной поэзии. Она началась в московском Политехническом музее 19 января 1922 года.

Афиша объявляла, что в этот день будут чиститься поэты, поэтессы и поэтессенки с фамилиями на буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. И что неявка на судилище не освобождает их от чистки — чистить будут заочно. Анне Ахматовой из-за начальной буквы фамилии пройти процедуру пришлось одной из первых, хотя и заочно. Маяковский, выступавший в качестве прокурора искусства, охарактеризовал ее как дрянную, мыльную поэтессу. Тем не менее он прочел одно из ее самых популярных стихотворений — «Сероглазый король» (1910). Считая, очевидно, что разоблачает автора в глазах собравшихся, он обратил их внимание на ритмическое сходство ахматовского стихотворения с популярной до революции песенкой об ухаре-купце («Ехал на ярмарку ухарь-купец, / ухарь-купец, молодой удалец!»).
Наскоро разделавшись с еще одним дореволюционным стихотворением Ахматовой, он предложил запретить ей на три года писать стихи, «пока не исправится». Большинством участников «суда» это предложение было поддержано*.
Ритмика «Сероглазого короля» и «Ухаря-купца», в самом деле, одна и та же. Но, во-первых, прежде чем стать популярной дореволюционной песенкой на мелодию Якова Пригожего (во многом благодаря певице Надежде Плевицкой), «Ухарь-купец» был широко известным стихотворением с трагическим содержанием, написанным поэтом Иваном Никитиным в 1858 году. Во-вторых, еще до Никитина, в ­1845-м, другой выдающийся русский поэт, Яков Полонский, в той же ритмике написал лирическое стихотворение «Тени» («Пó небу синему тучки плывут, / пó лугу тени широко бегут…»), которое намного раньше «Ухаря-купца» также сделалось народной песней.
Наконец, не менее популярной как до, так и после Октябрьской революции была песня на музыку А.Н. Дюбюка «Улица, улица» («Раз возвращаюсь домой я к себе,/ улица странною кажется мне…»), имеющая ту же ритмику. О чем это говорит? Да о том, что, создавая «Сероглазого короля», Анна Ахматова сознательно и вполне оправданно использовала ритмику, давно утвердившуюся в русском стихосложении. Народу она нравилась, Маяковскому, похоже, нет. Кстати, и сама поэзия Ахматовой нравилась народу почему-то больше, чем лозунговые стихи лидера футуристов.
Вдова поэта Осипа Мандельштама Надежда Яковлевна Мандельштам вспоминала, как в 1920-е годы на проводимые в провинции поэтические вечера Маяковского из-за нехватки народа организаторы свозили пожарных без касок. Ахматову же только раз в середине 1920-х разрешили выпустить, и «милиция еле сдерживала обезумевшую толпу, рвавшуюся в зал». Впрочем, вычищал Ахматову из русской литературы Маяковский, кажется, не только за мыльность поэзии и использование ритмики дореволюционных песенок.
Писатель Валентин Катаев оставил интересное воспоминание о том, как в 1910-е годы в Петербурге Маяковский в артистическом кафе «Бродячая собака» под звон тарелок читал свои стихи. Вместе с Катаевым там находились Ахматова и Мандельштам. Неожиданно Осип Эмильевич подошел к чтецу и сказал: «Маяковский, перестаньте читать стихи, вы не румынский оркестр». Хорошо слышавшая эту фразу и, надо полагать, не сдержавшая улыбки Ахматова наблюдала довольно жалкую растерянность Маяковского, не нашедшего, что ответить**. Такое Владимир Владимирович забыть не мог.
Вычищенный в 1920-е годы вместе со своей создательницей «Сероглазый король» надолго покинул культурное пространство страны. Стихотворение, впервые напечатанное в четвертом номере журнала «Аполлон» за 1911 год, только в 1976-м (!) вновь увидело свет в собрании стихотворений Ахматовой, вышедшем в Большой серии «Библиотеки поэта».
Однако в другом отношении «Сероглазому королю» повезло куда больше, чем это мог бы предвидеть Маяковский даже в год своей трагической гибели, 1930-м. Именно тогда находившийся на гастролях в Германии Александр Вертинский впервые записал на пластинку английской фирмы «Парлофон» бессмертные стихи Ахматовой, положенные на сочиненную им музыку:

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
Знаешь, с охоты его принесли.
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой.
За ночь одну она стала седой…

Аккомпанировал Вертинскому немецкий пианист А. Блох. Романс повсюду имел огромный успех и неизменно исполнялся русским артистом на протяжении всех последующих лет его зарубежных скитаний. Через год в Польше Вертинский осуществил вторую запись «Сероглазого короля», украсившую одну из сторон граммофонной пластинки варшавской фирмы «Сирена-Электро». Она интересна тем, что аккомпанировал Вертинскому выдающийся польский пианист и композитор Ежи Петерсбурский (фамилия при рождении Мелодиста), который во время гастролей русского певца в Польше был его постоянным партнером. Так трех корифеев ХХ века — Анну Ахматову, Александра Вертинского и Ежи Петерсбурского — соединил на многострадальной польской земле печальный романс о смерти сероглазого короля.
К сожалению, возвратившись в 1943 году на родину, Александр Николаевич попал не в лучшее время для исполнения романсов на стихи Анны Ахматовой. Среди пластинок Апрелевского завода с его записями, выпущенных в 1944 году, хотя и встречается знаменитое танго на стихи поэта-эмигранта Георгия Иванова «Над розовым морем», тем не менее для «Сероглазого короля» места не нашлось. Тексты Ахматовой, похоже, считались страшней эмигрантских. Ситуация лишь усугубилась после пресловутого постановления ЦК ВКП (б) 1946 года «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», первыми жертвами которого стали писатель Михаил Зощенко и наша великая поэтесса Ахматова.
Прошли годы. Оттепель сделала свое дело, и с конца 1960-х годов фирма «Мелодия» начинает возвращать на родину песенное и романсовое наследие Александра Вертинского. С наступлением эры цифровых технологий записи певца (в том числе эмигрантского периода) окончательно возвращаются к российским слушателям в форматах CD и MP-3.
Несколькими годами раньше его песни и романсы начинают интерпретировать отечественные певцы-профессионалы. В 1986 году «Мелодия» выпускает альбом Аллы Баяновой «Мои песни», где четвертым номером записан «Сероглазый король». В 1991-м в фортепианном сопровождении Давида Ашкенази романс замечательно, на мой взгляд, исполнила певица Валентина Толкунова. В наши дни его поют на концертах популярные вокалисты более молодого поколения: Дмитрий Ряхин, Ирина Крутова и другие. Словом, романс Вертинского и Ахматовой помнят, любят и слушают отнюдь не «под звон тарелок».
Что же касается рассказанной истории столетней давности, случившейся в петербургском артистическом кафе «Бродячая собака», то, несмотря на обескураживающее сравнение Маяковского с румынским оркестром, Осип Эмильевич в целом относился к вождю футуристов хорошо. Н.Я. Мандельштам вспоминала, что муж рассказывал ей, «как они когда-то подружились в Петербурге, но их растащили в разные стороны: поэтам разных направлений дружить не полагалось».
Жаль, конечно. Но, что ни говори, выпивать и закусывать все же лучше под румынский оркестр, чем под чтение футуристических стихотворений.
Николай ОВСЯННИКОВ, Россия
______
*Изложено по кн.: А. Курсанов. Русский авангард, т.2, кн. 1. М., 2003.
**Изложено по кн: Ю. Карабчиевский. Воскресение Маяковского. М., 2008.

Источник

Читайте также:  Гитара как струны закручивать
Оцените статью