Вертушки для рок гитары

Вертушки на гитаре. Обучение приему игры с примерами и упражнениями

Вертушки на гитаре. Общая информация

Вертушки на гитаре один из самых эффектных и красивых музыкальных приемов. Каждый гитарист в своей жизни если не играл, то точно слышал использование вертушек в той или иной композиции. В данной статье мы подробно разберем и расскажем, какие навыки нужны для их исполнения и сочинения.

Что такое гитарные вертушки?

По своей сути, вертушки на гитаре это небольшая музыкальная фраза, сыгранная в среднем или высоком темпе несколько раз по ходу исполнения соло. Она может двигаться по грифу, но ее гармоническая структура никак не изменяется, и после своего окончания она выходит в следующую часть партии. Гитарные вертушки можно часто услышать в хард-роке, метале и других смежных жанрах. Основная фишка этого приема – в его звучании и то, как все выглядит со стороны. Вертушки очень эффектно выглядят для зрителя, и создают ощущение сложной и быстрой партии. С их помощью можно акцентировать внимание на части композиции, добавить напряжения и украсить инструментальную часть песни.

Принцип исполнения

Как уже было сказано выше, любая вертушка – это часть соло на гитаре , поэтому исполнять их нужно только в определенных моментах вашей сольной партии. В основе этого приема лежит несколько аспектов:

  1. Быстрая игра и средняя или высокая скорость. Обычно фраза играется быстро и на высоких нотах.
  2. Очень часто используется прием легато , за счет того, что он сильно ускоряет игру.
  3. Фраза для вертушки обычно небольшая, не больше двух-трех тактов.
  4. Обычно вертушка обыгрывает какой-то аккорд, который уместен в конкретном сегменте композиции.
Читайте также:  Ноты для новичков пианино цифрами

Может показаться, что для того, чтобы придумать и сыграть вертушку, потребуется много навыков и умений. На самом деле, это не совсем так. Все дело в том, что, несмотря на кажущуюся сложность, вертушки сочиняются таким образом, чтобы минимизировать все технические трудности, с которыми может столкнуться исполнитель. Самая большая сложность в данном случае – это привыкнуть к высокой скорости игры на гитаре , и исполнять вертушку чисто, ведь из-за самых небольших запинок все может развалиться и звучать не так эффектно.

Как придумать гитарную вертушку?

В первую очередь – вам надо придумать полноценную сольную партию в интересующую вас композицию. Важно не только понимать, какие ноты играете вы, но и как движется гармония внутри композиции.

После этого выберите один из сегментов сольной партии и придумайте для него небольшую зацикленную музыкальную фразу, которая хорошо звучит в высоком темпе. Если вы не можете сыграть ее быстро – то потренируйтесь. Кроме этого, наверняка вы сможете найти места, где ноты можно извлекать при помощи приема легато. Вы можете обратить внимание на то, какие аккорды играются в текстуре композиции, и попробовать обыграть их.

Один из самых действенных способов придумать вертушку – взять небольшой кусочек известной вам музыкальной композиции, выкинуть из него несколько нот и зациклить. Это очень распространенный прием у метал-музыкантов, особенно играющих в жанре Fusion, где часто можно услышать знакомые кусочки классических произведений. Звучание вертушек ограничено только вашей фантазией и музыкальным арсеналом мелодических и технических приемов.

Как применять вертушки

Чаще всего вертушки используются как средство выражения и акцентирования внимания на какой-то части музыкальной композиции. За счет того, что мелодика этого приема повторяется в цикле, создается ощущение напряженности, стояния на месте. Особенно эффектно это будет звучать, если вертушка постоянно оканчивается на неполной ноте, или субдоминанте – тогда слушатель будет хотеть, чтобы мелодия, наконец, разрешилась, однако этого не будет происходить, что и создаст ощущение незаконченности, напряжения, подготовки.

Кроме этого, со стороны вертушка выглядит очень эффектно и сложно, особенно если слушатель сам не играет на гитаре. Ваши руки двигаются очень быстро, за счет динамики, кажется, что вы играете очень много нот – несмотря на то, что все это время вы, по факту, находитесь внутри одной позиции. Таким образом, можно создать для публики «шоу», впечатлить ее и подарить больше эмоций от вашей музыки.

Упражнения на отработку

Упражнение 1

Здесь мы играем небольшой паттерн на одной струне. Помните про аппликатуру – каждый палец должен находиться на своем ладу. Постепенно увеличивайте темп, в котором играете, и вы получите классическую вертушку, движущуюся по гармонии.

Упражнение 2

То же самое – но теперь на двух струнах.

Упражнение 3

Теперь отработаем прием легато, сыграв небольшой быстрый паттерн на одной струне.

Упражнение 4

Усложним задачу – теперь нам надо играть паттерн сразу на трех струнах, используя при этом прием легато. Обратите внимание на гармонию – в ней используется гармонический минор, за счет чего она звучит по-восточному. Вам потребуется также постепенно наращивать темп и играть эту мелодию быстро.

Упражнение 5

Теперь – закрепление всего, что мы выучили. Здесь вам потребуются как навыки обычной сольной игры, так и легато. Кроме того, обратите внимание на музыкальный размер паттерна – он необычный, 5/4, поэтому внимательно следите за тем, как он играется. Это упражнение не только даст вам еще один паттерн в свой арсенал, но и позволит понять, как вообще звучат нечетные музыкальные размеры.

Примеры композиций с вертушками

Ниже приведены примеры различных рок-композиций с использованием вертушек.

  1. Led Zeppelin – Stairway to Heaven – соло Джимми Пейджа.
  2. Mark Knopfler – Sultans of Swing
  3. Cult of Luna – Ghost Trail – в основной теме, начиная с 2.55, вертушка используется через всю песню. Обратите внимание на то, как она движется по гармонии, и переходит в соло.
  4. Panopticon – Killing The Giants As They Sleep – начиная с 3.15
  5. Paul Gilbert – Fuzz Universe – вступление представляет собой своеобразную вертушку.

Источник

Как сделать вертушки на гитаре — обучение приему игры с упражнениями

Чтобы совершенствовать мастерство исполнения, не нужно заучивать все существующие аккорды и бои. Можно действовать иначе. Например, развивать скорость пальцев левой руки и чувство ритма. Но набивать руку на упражнениях скучно и непродуктивно, ведь они никогда не понадобятся в реальной музыке.

Вертушки на гитаре. Общая информация

Я предлагаю практиковаться на приемах, которые требуют серьезной подготовки. Их отличие от упражнений на развитие скорости в том, что подобные вещи встречаются в настоящих музыкальных композициях.

Поначалу они кажутся сложными, но с опытом вы сможете не только применять этот прием, но и играть увереннее в общем. Сегодняшняя тема – вертушки на гитаре.

Что такое гитарные вертушки

Это быстрый зацикленный пассаж, чаще всего электрогитарный. Такие фразы вставляют в кульминации сольных партий. Они драйвовые, выделяются на фоне остального звучания.

Их используют в разных жанрах:

Это эффектный прием, который создает впечатление виртуозной игры. Но это лишь аудио иллюзия. Для игры вертушек на гитаре нужно не так много усилий, как кажется слушателю. Этот прием стоит выучить, чтобы иметь возможность покрасоваться и разнообразить размеренную игру.

Принцип исполнения

Главный трюк игры вертушками на гитаре в зацикливании. Музыкант придумывает фразу (чаще всего на высоко звучащих ладах) так, чтобы она была простой. В ней не очень много нот. Обычно полтакта – такт, то есть 4-8.

Наступает время практики: нужно отточить технику так, чтобы исполнять на большой скорости.

Теперь такт повторяют несколько раз. Чтобы он не казался однообразным, в одном ключе создают больше одной последовательности нот и чередуют отрывки.

Мы получаем отрывок соло, который звучит «сложно», хотя не требует больших затрат. Этого достигают за счет маленькой длины отрывка и использования одной струны.

Это не значит, что усилия прилагать не нужно. Потребуется практика, чтобы нарастить скорость – самый впечатляющий элемент исполнения.

Как придумать гитарную вертушку

В прошлом абзаце вы встретили слово ключ. Оно могло быть непонятным.

Как и любая музыка, кроме намеренно диссонансной, вертушка для гитары создается в определенной гамме – мажорной или минорной. Кроме того, она строится вокруг определенной ноты – тоники. Все остальные должны с ней сочетаться. Легче всего искать соответствия по кварто-квинтовому кругу.

Смотрите по нему, какие звуки сочетаются и расставляйте их рядом.

  1. Пассаж не существует в пустоте, а является частью соло. Поэтому он должен гармонировать с остальной частью произведения. Например, если вся песня написана в ля-миноре, а вертушку вы сочинили в до-мажоре, сочетания не выйдет.
  2. Фразу легко придумать на основе аккордов самой композиции, упростив их или разложив на отдельные звуки.
  3. Гораздо проще технически выполнить задуманное на верхних ладах гитары, потому что они короче нижних.
  4. Для легкости располагайте ноты на соседних ладах и ближайших струнах гитары. Так вы сэкономите время, которое могли потратить на то, чтобы дотянуться до нужного места.

Как применять вертушки

Чаще всего вертушки используются в соло-частях и в их кульминациях, чтобы сделать акцент. Их проигрывают несколько тактов, добиваются высшей точки напряжения, потом его снимают и переходят к более размеренному ритму.

Упражнения на отработку

Для развития мастерства подойдут любые упражнения с возвратом:

  1. Гаммы. Это еще и способ заучить ноты. Возьмите табы гаммы (или выучите ее) и проиграйте под метроном. Начните с 60 ударов в минуту, постепенно увеличивайте темп до максимально возможного. Не переходите на более быстрый, не исполняя уверенно предыдущий.
  2. Адаптации известных произведений, где есть готовые табулатуры пассажей. Тот же Паганини никогда не писал свою музыку для гитары, но переложений есть немало.
  3. Легато или пулл-офф. Это вариант игры на гитаре, при котором струну дергают один раз, а потом снимают палец и оставляют ее звучать. Натренировавшись, можно сократить себе работу. Вместо нескольких касаний струны вы сделаете одно или два с пулами и обратными постановками пальца.
  4. Выступления известных гитаристов. Есть много записей выступлений рок-легенд, где видно их гитары и какие приемы используются. Попробуйте понять или даже повторить.

Несколько табулатур для тренировки:

Это адаптированный для гитары фрагмент из каприса Паганини. Попрактикуйтесь, обязательно под метроном.

А это второй фрагмент оттуда же.

Теперь сыграйте их поочередно. Менять позицию руки на гитаре после каждых 4 нот неудобно, поэтому лучше менять через каждые 2 такта (то есть 8 нот). Чтобы композиция стала совсем логичной, каждый фрагмент повторим по 4 раза. Постепенно увеличивайте количество ударов в минуту, и вот – ваша первая вертушка сыграна.

Примеры композиций с вертушками

  1. Stairway to Heaven – Led Zeppelin – легче разобрать известные примеры. Переслушайте знаменитое соло и найдите в нем нужные моменты. Кстати, здесь используется именно легато.
  2. На видео ниже вы найдете трек гитаристов-виртуозов метал-музыки и находящихся рядом с ней жанров. Не раз участники используют прием, который мы разбирали сегодня. К тому же это отличный вдохновляющий пример.

Мы разобрали вертушки – драйвовый и эффектный прием. А какие ваши любимые фишки на гитаре, сложные ли они? Делитесь статьей с друзьями-гитаристами, надеюсь, она будет полезна! Сохраняйте текст в закладки, чтобы вернуться к нему во время обучения.

Видеоурок игры на гитаре — как играть вертушки на гитаре (рок импровизация):

Растяжка пальцев для игры на гитаре — эффективные упражнения. Об этом можно почитать у нас на сайте.

Источник

Вертушки для рок гитары

Я решил записать небольшую серию видео о вертушках в соло-гитаре в стиле «Рок». Ее цель – не показ собственно вертушек, хотя и это тоже будет, а дать полное понимание – что это, для чего они по-настоящему нужны, на чем они основаны, как их исполнять и как сочинять самостоятельно. То есть, это будет краткая энциклопедия по этому исполнительскому приему.
Начнем с того, что определим – что такое вертушки.

Итак, вертушки это короткие зацикленные фразы, как правило, исполняемые в быстром темпе. Для чего они исполняются? Первая и главная цель, о которой наверное знают все – это создание эффекта крутой скоростной игры, впечатление виртуозности гитариста. Первое, но не единственное – о других целях скажу позднее.
Заметьте, я употребил слова «эффекта», «впечатления» — так чем же исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры?

Когда мы говорим о реально виртуозной игре, то подразумеваем, что играть действительно технически сложно. А исполнитель, демонстрируя виртуозность, играет какое-то технически сложное произведение — например, какой-нибудь каприс Паганини.

И слушатель, помимо того, что получает эстетическое удовольствие от музыки, еще и восхищается тем, как исполнитель ловко справился с этими техническими сложностями.
А вертушка – как раз наоборот, заранее так составлена, чтобы вызывать наименьшие технические проблемы. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой (и правой) руки. При помощи игры вертушек эффект «стены звука» достигается «малой кровью» — Это гитарный трюк. Этот трюк основан на однотипной последовательности движений – так называемом «динамическом стереотипе». О нем отдельно скажу позднее.

А теперь я сделаю маленький трюк. Мы возьмем начало этого каприса Паганини в трактовке Стива Вая. И отрежем четыре ноты в самом начале . И зациклим их — вот так.

Алле… Ап! Получается вертушка!

То же самое можно сделать и со следующими четырьмя нотами. И еще одна вертушка:

А теперь скомбинируем их. Конечно, играть по одному циклу вертушки и сразу же менять — это сложно. Слишком часто придется скакать с позиции на позицию. Но это и не нужно. Достаточно играть по два цикла каждую:


А еще проще — без ущерба для эффекта — играть по четыре цикла:

Если говорить об боксах — а это поможет нам просто перенести (транспонировать) эту вертушку в другую тональность, пользуясь не абсолютной (нотной) а относительной (аппликатурной) шкалой на грифе — то вертушка располагается на стыке четвертого и пятого боксов минора:

И вот практический вывод номер один.
Чтобы сотворить приличную вертушку, можно взять кусочек какого-нибудь произведения, отрезать несколько (три-четыре) ноты – и зациклить их. Только обратите внимание на то, чтобы их удобно было играть, особенно стыковку конца и начала цикла. И поскольку мы уже заговорили сегодня о Стиве Вае – то вот его крутая вертушка, которой он едва не размазал Юджина в сцене дуэли:

Вертушку можно сыграть в различных вариантах звукоизвлечения — в том числе и полностью легатно — пуллами (pull off) и хаммерами (hammer on). Если ее зациклить, то получается что период в четыре цикла полностью укладывается в ТРИ такта. Вот так:

И в относительной шкале на грифе (боксах) вертушка располагается в аппликатуре стыка второго и третьего боксов:

>>> В ПРОДОЛЖЕНИИ мы поговорим о том, для чего еще нужны и особо ценны вертушки – и где их применять.

Еще на ту же тему:

Подписывайтесь на мой канал Youtube:

И в мою группу в социальной сети ВКонтакте где также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Источник

Оцените статью