Весь нотный диапазон гитары

Особенности расположения октав на гитаре

Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.

Расположение на грифе гитары

Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.

На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.

Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.

Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.

Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.

Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:

Читайте также:  Wide putin ноты для гитары

Виды октав на гитаре

Октавы на грифе могут быть:

  1. По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.

На грифе инструмента имеются следующие октавы:

  1. Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
  2. Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
  3. Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
  4. Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.

Малая октава

Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.

Первая октава

Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.

Вторая октава

Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.

Третья октава

Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.

0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 E F G A H C D E F G A H
2 H C D E F G A H C D E F G
3 G A H C D E F G A H C D
4 D E F G A H C D E F G A
5 A H C D E F G A H C D E F
6 E F G A H C D E F G A H C

Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.

Латинские обозначения нот:

Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:

  • первые — серый цвет;
  • вторые — голубой цвет;
  • третьи — желтый цвет;
  • малые — зеленый цвет.

В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.

Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.

Источник

Что такое диапазон гитары — графические примеры с описаниями

Каждый музыкальный инструмент имеет ограничение по звукам, которые он может издавать. Человеческое ухо способно воспринимать до 20 тысяч герц. Это уже очень высокие звуки, граничащие с писком летучих мышей.

Общая информация

В этой статье мы поговорим о тех частотах акустических волн, которые могут быть интерпретированы в музыкальном плане. Конечно, инструмент с одним из самых обширных диапазонов – это фортепиано. На нем прослушиваются как низкие, почти утробные звуки, так верхние, «пищащие». Диапазон гитары также богат для восприятия.

Что такое диапазон инструмента

Это набор звуков, которые максимально возможно извлечь на инструменте. Обычно он измеряется в октавах. Часто (внизу или вверху) задействованы ноты из крайней октавы, но не целиком. Измерять расстояние от одной до другой ноты принято в полутонах. Их 12.

Человек слышит субконтроктаву (которой нет на гитаре), затем контроктаву. По мере увеличения частоты, меняется и название октав – малая, большая, первая, далее по возрастанию номеров (примерно до 5, дальше мы не слышим).

Дернув открытую шестую струну, мы получим «ми» большой октавы гитары, которая представлена не целиком (отсутствуют «до-ре»). Это решается изменением строя. Заканчивается диапазон гитары на «ми» второй октавы. Как видите, объем захватываемых звуков довольно большой, но ограниченный – около 3,5 полных октав. Но этого вполне хватает для получения запоминающейся музыки.

Частотный диапазон

Частотный диапазон гитары находится в среднем регистре для наших ушей, поэтому воспринимается приятно, музыкально. Нижняя граница находится на 75-80 Гц. Наверху она упирается в 1600-1700 Гц. Конечно, эти числа можно изменить путем перестройки инструмента или его модернизации (добавления количество струн, что равно увеличению звуков).

Преимущества гитарного диапазона

Толщина струн гитары влияет на высоту извлекаемого звука. Благодаря этому есть возможность играть абсолютно разные жанры:

  1. Басовое звучание подойдет для квинт-аккордов, рока, панка.
  2. Средний регистр богат оттенками, поэтому используется в классической музыке, блюзе, джазе, эстраде, поп-песнях.
  3. Верхние лады часто задействованы в металле и хард-роке (особенно в сольных партиях).

Почти любой стиль этнической музыки также входит в репертуар – от латино, фламенко до экзотики, вроде пустынной песни Туарегов.

Исходя из этого, мы можем разделись гриф гитары на участки (позиции), которые можно активно менять, экспериментировать. Поиграв в одной позиции, переходим во вторую, третью, слышим различия, придумываем свежие идеи для композиции. Инструмент позволяет использовать фантазию и реализовывать ее на практике.

Диапазон в разных строях

В Standart-строях

Наиболее распространенный стандартный строй гитары удобно расположился от «ми» большой октавы до «ми» первой. Кроме того, уже на этом этапе можно немного «подкорректировать» диапазон. Чаще всего этим занимаются рок и метал музыканты.

Распространенный прием – отойти от стандартного на полтона вниз. Как это сделать я объяснял в статье, как настроить гитару на полтона ниже. Этого бывает достаточно, чтобы сделать звучание глубже, а взятие многих аккордов проще. Опустив струны на тон, мы уже заходим на территорию Drop.

В Drop-строях

Тон ниже – это чаще всего металл, которому требуется брутальное звучание. Также, не обязательно раскручивать все колки одинаково. Некоторые строи предполагают особую настройку для каждой струны. Это добавляет неповторимый саунд, которого невозможно добиться «Стандартом».

Диапазоны разных гитар

Диапазон шестиструнной гитары

Гитаристы «довольствуются» тремя октавами – от «ми» большой до «ми» второй. Но, поверьте, этого хватит с головой, чтобы передать весь спектр чувств музыкального произведения.

Диапазон семиструнной гитары

Семиструнный инструмент захватывает вниз целый тон – начинается с «ре» большой. Обратите внимание, что при этом сокращается верхняя частота – также до «ре» первой. При экспериментах с прогрессивными и экстремальными жанрами возможно добиться звучания некоторых нот даже субконтроктавы.

Диапазон четырехструнной бас-гитары

Это уже отдельный инструмент со своими задачами и колоритом. Обычно он поддерживает ритм-секцию, поэтому особенно выделяется низкий регистр. Нижний предел бас-гитары – это «ми» контроктавы. Наверху уже идет пересечение со средними частотами обычной гитары – район «соль» большой.

Диапазон пятиструнной бас-гитары

Музыканты недолго думали и расширили нижнюю границу еще больше, добавив толстую пятую струну. Теперь басисты способны «залезать» на «си-бемоль» субконтроктавы. При этом жертвовать «верхом» не приходится – там все также «соль» большой.

Заключение

Если вы познакомитесь с частотными возможностями вашего инструмента, это поможет взаимодействовать с группой, ансамблем, расширять границы собственного творчества.

Расскажите в комментариях, была ли вам полезна эта информация. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках!

Статью дополнит тематическое видео о диапазоне гитары и о том, как располагаются ноты на грифе:

Источник

Октавы на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Человеку, начинающему обучение игре на любом инструменте, в первую очередь интересно узнать, каковы его особенности и возможности. При этом наиболее важны: строй, звуковой диапазон, тембр и уровень сложности техники игры. Для многих решающим фактором при выборе является диапазон музыкального инструмента, его способность охватить несколько октав. В этой статье пойдёт речь об октавах на гитаре: их количестве на грифе, расположение на струнах и ладах.

Что это такое?

В музыке октава имеет несколько значений.

  • Интервал между двумя нотами, звучащими одинаково, но отличающимися по высоте (частота акустического колебания более низкого звука в 2 раза меньше высокого). Если эти ноты воспроизвести одновременно, то они сливаются практически в единый звук.
  • Восемь ступеней любого диатонического звукового ряда, например, от ноты «ми» до следующей по высоте (вниз или вверх) ноты «ми», от звука «соль» до следующего «соль» и так далее.
  • VIII ступень диатонического звукоряда.
  • Темперированный музыкальный строй (звукоряд), состоящий из 12 полутонов от ноты «до» до ноты «си». Именно на такие математически равные интервалы (октавы) и делится весь звуковой диапазон звуков, используемых в музыке.

Весь звуковой музыкальный материал по правилу темперированного строя состоит из 7 полных октав и 2 неполных. Самой низкой по звучанию является субконтроктава. Она же – одна из неполных октав, в которой всего 3 звука: «ля», «си-бемоль» и «си». Далее следуют полные октавы: контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвёртая. Завершает музыкальный звуковой ряд нота «до» пятой октавы.

Весь перечисленный звуковой арсенал содержится на клавиатуре фортепиано. Что касается шестиструнной гитары с классическим строем, то она, конечно, столько звуков не способна воспроизвести. Впрочем, ей вполне хватает и собственного диапазона, о котором и говорится далее.

Сколько октав на гитаре?

Звуковой диапазон 6-струнной гитары стандартного испанского строя, имеющей на грифе XIX ладов, начинается с ноты «ми» малой октавы (открытая шестая струна), а заканчивается нотой «си» третьей октавы (XIX лад первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары содержит 4 октавы:

  1. неполная малая;
  2. полная первая;
  3. полная вторая;
  4. полная третья.

Малая октава представлена пятью нотами («ми», «фа», «соль», «ля», «си» с соответствующей альтерацией). Эти звуки можно сыграть либо только на 6-й струне, либо на ней сыграть первые 3 ноты («ми», «фа», «соль»), а ноты «ля» и «си» – на 5-й.

Нота «до» первой октавы расположена на грифе гитары в двух местах — на III ладу 5-й струны и VIII ладу 6-й. Больше нигде она не играется. Самый высокий звук первой октавы «си» находится в нескольких местах на разных струнах: открытая 2-я струна, III лад 3-й, IX лад 4-й, XIII лад 5-й и XIX лад 6-й. На грифе гитары с XIX ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве основного звукоряда. Нет ни одного её звука лишь на первой струне.

Вторая октава более многочисленная своими чистыми (без альтерации) звуками на грифе: их здесь 28. «До» второй октавы можно взять на четырёх струнах:

  • на 2-й (I лад);
  • на 3-й (V лад);
  • на 4-й (X лад);
  • на 5-й (XV лад).

Завершающий октаву звук «си» получится на первой, второй и третьей струнах, зажатых на VII, XII и XVI ладах соответственно. Струна №6 звуков второй октавы не содержит.

Высокие звуки третьей октавы расположены только на мелодических струнах (третьей, второй и первой). Да и те находятся выше VIII лада по грифу.

Как построить и играть?

Гитарный классический строй продуман настолько тонко, что построить и сыграть гамму в одну октаву от любого звука можно в одной позиции, не перемещаясь по грифу. Это очень удобно для начинающих гитаристов. Для игры мелодии посложней (с более широким диапазоном нот) тоже можно подыскать наиболее рациональное место на грифе, учитывая расположение одних и тех же звуков в разных местах и на разных струнах.

Если необходимо, например, сыграть первую октаву, то новичкам самым лёгким решением будет разучить гамму до мажор в первой позиции:

  • «до» на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
  • «ре» – открытая четвёртая;
  • «ми» на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
  • «фа» на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
  • «соль» – открытая третья;
  • «ля» на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
  • «си» – открытая вторая;
  • «до» второй октавы (гамма должна завершаться звуком «до» следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.

Любую гамму правильней играть в восходящем и сразу же – в нисходящем движении.

В случае двух- и трёхоктавных гамм лучше воспользоваться аппликатурой А. Сеговии, разработанной этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных построений. Практически все гитаристы начинали развивать своё техническое мастерство именно на данном материале.

Рассмотрим типовую двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:

Эта гамма позволяет сыграть целый ряд мажорных построений от различных звуков, не меняя аппликатуру. Другими словами, выучив всего одну гамму от звука «до», можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:

  • от ноты «ре», сдвинув всю аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав её на V ладу с той же пятой струны);
  • от ноты «ми», начав порядок пальцев и струн с VII лада;
  • от ноты «фа», расположенной на VIII ладу пятой струны;
  • от ноты «си», расположенной ниже на один лад от звука «до» на пятой струне (II лад).

Самый высокий звук ми мажорного построения, начинающегося от ноты «ми» на VII ладу пятой струны, получается на XII ладу первой струны.

Новичку, обучающемуся на классическом инструменте, дальше XII лада сдвигать правую руку за любым пальцем левой руки по грифу не стоит — там не очень удобно играть ещё неопытному гитаристу.

Однако на инструменте, имеющем вырез на корпусе в районе высоких порожков, можно продолжить сдвигать руку и играть гаммы от звуков «фа», «соль», «ля» и даже «си» первой октавы. Хорошо играть эту типовую гамму, сдвигаясь по полутонам, то есть проигрывая в том числе и альтерированные мажорные построения (до-диез мажор, ре-диез мажор и так далее). Один из вариантов игры — не останавливаясь, двигаться вверх по грифу, играя последовательно все поддающиеся данной аппликатуре мажорные тональности (как вверх, так и вниз).

Типовая соль мажорная гамма в три октавы:

Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и имеет в своём движении три перехода:

  1. со второй (II) в пятую (V);
  2. с пятой (V) в восьмую (VIII);
  3. с восьмой (VIII) в двенадцатую (XII).

При движении назад переходов всего два:

  1. с двенадцатой позиции (XII) в седьмую (VII);
  2. с седьмой (VII) в исходную вторую (II).

И если в типовой гамме до мажор возвращение назад происходило без изменений по тем же нотам и струнам, то в соль мажоре в нисходящем движении был выбран другой путь струн и ладов.

Соль мажорное построение, как и до мажор, тоже можно играть, сдвигаясь по грифу в другие тональности.

А чтобы всегда быть в курсе, какие тональности играются в данный момент, нужно знать тоновые интервалы между звуками основного звукоряда:

  • между звуком «до» и «ре» 1 тон (2 лада на гитарном грифе: например, на пятой струне «до» находится на III ладу, а «ре» – на V);
  • между «ре» и «ми» – 1 тон;
  • между «ми» и «фа» – 1/2 тона (соседние лады);
  • между «фа» и «соль» – 1 тон;
  • между «соль» и «ля» – 1 тон;
  • между «ля» и «си» – 1 тон;
  • между «си» и «до» – 1/2 тона.

Указанные интервалы должны сохраняться в построении мажорной гаммы от любого звука.

Новичкам при игре гамм удобнее ориентироваться не на звуки, а на ступени гаммы.

В до мажоре звуки поделены на такие ступени:

  • «до» – I ступень (тоника);
  • «ре» – II ступень;
  • «ми» – III ступень;
  • «фа» – IV ступень;
  • «соль» – V ступень;
  • «ля» – VI ступень;
  • «си» – VII ступень;
  • «до» – VIII (I) ступень.

Практически безошибочно мажорную последовательность звуков можно выдерживать по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Здесь отражена как раз очерёдность интервалов по ступеням:

  • между I и II ступенями — тон;
  • между II и III – тон;
  • между III и IV – полутон;
  • между IV и V – тон;
  • между V и VI – тон;
  • между VI и VII – тон;
  • между VII и VIII – полутон.

Среди минорных особой популярностью пользуются мелодические гаммы ля минор (типовая и с использованием открытой пятой струны) и ми-минор с использованием открытой шестой струны. Приводим их аппликатуры на рисунке ниже.

Все гаммы являются очень полезными упражнениями для овладения гитарным грифом, а также техникой плавных переходов из позиций в позицию. Кроме того, начинающим они помогут быстрее запомнить расположение нот и октав на грифе инструмента, растянуть пальцы и увеличить их силу.

Источник

Оцените статью