Весь цветовой спектр нот

Весь цветовой спектр нот

Синтез музыки и живописи. Система соотношения между звуком и цветом.

Интерес к соотношению между звуком и цветом зародился в далёком прошлом. И. Ньютон первым из европейцев вплотную подошёл к решению этой проблемы. Считая, что Космос семе ричен, а число семь лежит в основе многих явлений природы, он разделил свет на семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, голубой, и ндиго и фиолетовый цвет. В своей книге «Оптика» (1704 г.) Ньютон представил круг цветов, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами. В этом круге цвета спектра разделены нотами от красного до фиолетового цвета. Начиная от ноты Р е( D) — красный , оранжевый — М и( E), жёлтый — Ф а( F), зелёный — С оль( G ), голубой — Л я( A ), индиго — С и бемоль( B ) и фиолетовый цвет — До(С).

Примерно через два столетия после И. Ньютона появились композиторы, которые соотносили между собой цвета и звуки. Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин слышали тональности, окрашенными в различные цвета. Вместе с тем, восприятие тональностей у них во многом не совпадало. Например, Скрябин слышал тональность До мажор в красном, а Римский-Корсаков в белом цвете. Скрябин утверждал тональность Ля мажор как зелёный цвет, а Римский-Корсаков говорил о ясном, весеннем, розовом состоянии, о цвете вечной юности и молодости. Для внесения большей ясности в этот вопрос следует напомнить, что тональность в музыке — это группа различных по высоте звуков, объединённых общим ведущим тоном или тоникой. Разные тональности, нередко, одинаковы по звуковому составу, но имеют различные тоники. Например, До мажор ( до-ре -ми -фа -сол ь -ля -си) и л я минор (ля -си -до -ре -ми -фа -соль). Кроме того, тональности часто вмещают в себя все 12 различных звуков, потому правильнее соотносить между собой не тональности, а конкретные звуки, как это сделал И. Ньютон в своей «Оптике». Возвращаясь к слуховому восприятию Римского-Корсакова и Скрябина, возможно лучше говорить не «цветном» слухе, а об образно-эмоциональном в идении тональностей, которое может меняться в зависимости от конкретного музыкального текста.

Читайте также:  Нота сердца ландыш жасмин амбра ваниль

Хорошо известно, как много соприкасался с музыкой Чю рлёнис. Он не связывал музыку и живопись через звук и цвет, но часто вносил в свои художественные произведения элементы духа музыки. Отсюда много говорящие сердцу музыканта названия: Соната, Andante, Finale, Fuga и многие другие.

Во второй статье третьего тома «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской очень обстоятельно и подробно раскрывает ся систем а соотношения между звуком и цветом. В этой системе звуку До соответствует красный , Ре — оранжевый, Ми — жёлтый, Фа — зелёный, Соль — синий, Ля — индиго и Си — фиолетовый цвет.

Два звука, частота колебания которых относятся как 2/ 1, образуют чистую октаву. Например, частота колебаний звука До первой октавы равна 261,63 Гц, а частота колебаний До второй октавы — 523,25 Гц., частота колебаний Ми большой октавы равна 82,41 Гц., а частота Ми малой октавы — 164,81 Гц. Звуки записываются на нотоносце при помощи басового и скрипичного ключей. Басовый ключ (первый в пр.№1) обозначает ноту Фа малой октавы на четвёртой линейке, а скрипичный ключ (второй в пр.№1) обозначает ноту Соль первой октавы на второй линейке нотоносца. Посредством ключа Фа записывают низкие, а посредством ключа Соль — высокие звуки. Шкала наиболее употребительных звуков имеет семь октав. В центре музыкального диапазона находится первая октава. Над ней вторая, третья, четвёртая и обычно один звук пятой октавы.

Ниже первой октавы, соответственно, расположены малая, большая, контроктава и несколько нот субконтроктавы.

Названия нот в каждой октаве одинаковые и между собой отличаются лишь названием октавы. Объясняется это тем, что музыканты воспринимают одноимённые звуки как подобные. Таким образом, любая чистая октава состоит из двух подобных звуков. В темперированном строе, являющегося основой современной музыкальной практики, всего 12 различных звуков: семь основных и пять дополнительных. Остальные звуки подобны одному из этих 12 звуков. Если звуки, входящие в чистую октаву, подобны, то тогда и частоты колебаний, относящиеся друг к другу как 2/ 1, 4/1, 8/ 1, 16/ 1 и т. д., также являются подобными. Отсюда можно сформулировать Закон чистых октав: частоты гармонических колебаний, образующие геометрическую прогрессию со знаменателем равным двум, подобны. Предположив, что этот космический закон универсален, а иначе и быть не может, легко найти подобные частоты между музыкальными звуками и частотой колебаний определённых частей спектра видимого света.

Цвета видимого света расположены в диапазоне одной октавы(от 400 до 790 ТГц). Начинается эта октава с красного и заканчивается фиолетово — красным цветом. Октаву видимого света можно назвать цветовой. Для того, чтобы найти подобную частоту колебаний в цветовой октаве, надо взять частоту какого — либо музыкального звука и сделать несколько десятков восходящих октавных шагов.

Возьмём частоту До первой октавы. Она равна 261,63 Гц. Последовательно умножим это число на 2 и через 41 октавный щаг получаем частоту равную 575330454350070 Гц или 575 ТГц, что соответствует одной из частот спектра видимого света. Сделаем то же самое с другими звуками первой октавы музыкального строя.

До диез или Ре бемоль ( диез повышает , а бемоль понижает ноту на 1/ 2 тона) равно 277,18 Гц, получаем 609525265973903 Гц или 609 ТГц.

Ре равно 293,66 Гц, получаем 645765169225400 Гц или 645 ТГц.

Ре диез или Ми бемоль равно 311,13 Гц, получаем 684182105499894 Гц или 684 ТГц.

Ми равно 329,63 Гц, получаем 724864035727606 Гц или 724 ТГц.

Фа равно 349,23 Гц, получаем 767964891536425 Гц или 767 ТГц.

Фа диез или Соль бемоль равно369,99 Гц, получаем 406808307160842 Гц или 406 ТГц. Для того, чтобы остаться в диапазоне цветовой октавы, надо, начиная с Фа диеза или Соль бемоля первой октавы, делать не 41, а только 40 октавных шагов. Это говорит о том, что цветовая октава начинается не с частоты подобной частоте звука До, а с частоты подобной частоте звука Фа диез или Соль бемоль. На это же указывает частота в 406 ТГц, которая относится к началу спектра видимого света.

Соль равно 392 Гц, получаем 431008558088192 Гц или 431 ТГц.

Соль диез или Ля бемоль равно 415,3 Гц, получаем 456627179015373 Гц или 456 ТГц.

Ля равно 440 Гц, получаем 483785116221440 Гц или 483 ТГц.

Ля диез или Си бемоль равно 466,16 Гц, получаем 512548340404060 Гц или 512 ТГц.

Си равно 493 Гц, получаем 543026802726011 Гц или 543 ТГц.

Рассчитаем числовое значение каждого тона хроматической цветовой гаммы видимого света другим способом. Для этого используем постепенное восходящее движение на темперированный цветовой полутон (1/ 12 часть октавы), путём умножения исходного числового значения (406808307160842 Гц) на. Получаем следующий числовой ряд в ТГц: 406, 431, 456, 483, 512, 543, 575, 609, 645, 684, 724, 767. Этот числовой ряд полностью совпадает с полученными ранее значениями и потому со всей определённостью можно утверждать, что данный ряд из 12 числовых значений тонов видимого спектра образует восходящую темперированную цветовую гамму. Необходимо также заметить, что при умножении 767 ТГц и при делении 406 ТГц на 1.059463 () получаем значения выходящие за пределы спектра видимого света — 812 и 383 ТГц. Все эти 12 частот видимого спектра соответствуют следующим цветам: 406 — красный, 431 — красно-оранжевый, 456 — оранжевый, 483 — оранжево-жёлтый, 512 — жёлтый, 543 — жёлто-зелёный, 575 — зелёный, 609 — зелёно-синий, 645 — синий, 684 — сине-фиолетовый,724 — фиолетовый и 767 ТГц — фиолетово-красный цвет.

Как уже говорилось для того, чтобы количество октавных шагов было одинаковым на всём протяжении цветовой октавы, надо начать гамму с Фа диеза. Начнём со звука Фа диез малой октавы, тогда звуки от Фа диеза до Си будут в малой , а от До до Фа в первой октаве. В этом случае количество октавных шагов равняется 41. (Пр. № 2)

Пр.№2 Таблица соотношения между звуком и цветом.

Источник

Соответствие стихий цвету, ноте и числу

Проявление стихий в музыке так же многогранно, как и проявление стихий в любом другом феномене бытия.
Ритм и Форма, – ЗЕМЛЯ
Мелодия и – ВОДА
Темп, варивативность, – ВОЗДУХ
Мотив, вступление, – ОГОНЬ.
Мажор — ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ
Минор — ВОЗДУХ, ВОДА
Полифония — ВОЗДУХ, ВОДА.
ОГОНЬ — — Красный- малая секунда и большая септима. увеличенная кварта и уменьшенная квинта
Оранжевый — большая секунда и малая септима,
ЗЕМЛЯ — Желтый — малая терция и большая секста,
ЗЕМЛЯ — Зеленый — большая терция и малая секста,
ВОЗДУХ Голубой — кварта
ВОДА Синий — квинта,
Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота(ОГОНЬ), громкость(ВОЗДУХ), тембр(ВОДА), длительность(ЗЕМЛЯ).
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника, а это значит, что ЗВУК соотносим со стихией ОГОНЬ.
ВОЗДУХ распространяет его, так же как и рассеивает элемент ОГНЯ.
ЗЕМЛЯ фокусирует его, а ВОДА противодействует ему, так как является главным антагонистом.
Частота нот может вычисляться самостоятельно при помощи калькулятора.
Существует разный вид строя. Вердиевский наиболее гармоничен с биологической точки зрения, но в настоящее время повсеместно используется темперированный звукоряд, в котором нота ЛЯ имеет чистоту 440 Гц. При этом, в малой октаве это 220Гц, в большой 110 Гц, во 2 октаве 880, в 3й 1720, в 4 3440.
Равномерно темперированный ряд это математическая функция, геометрическая прогрессия. Каждая нота (полутон) отличается друг от друга корень 12 степени из 2, то есть на число 1,059463094.
Звук это низкочастотный цвет, а цвет, это низкочастотный звук.
Гипотетически можно представить следующее: допустим, нота Ля 1 октавы имеет длину 440гц, умножая на 2 мы получаем звук 3 октавы = 880 Гц, и так далее, но, когда мы окажемся в 41 октаве, то перейдем в видимый спектр излучения.
Весь видимый человеческим глазом спектр цветов помещается в одну октаву от ноты фа диез до фа следующей октавы. Семь чистых основных нот мажорной и минорной гаммы и 7 цветов имеют математические взаимосвязи.

Интервалы соответствуют определенному цвету.
ОГОНЬ — — Красный- малая секунда и большая септима. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое, стремительное.
Оранжевый — большая секунда и малая септима, более мягкий. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.
ЗЕМЛЯ — Желтый — малая терция и большая секста, прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада.
ЗЕМЛЯ — Зеленый — большая терция и малая секста, цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада.
ВОЗДУХ Голубой и синий — кварта цвет неба,
ВОДА Синий — квинта, цвет моря.
Кварта и квинта имеют цвета неба, моря — простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».
ОГОНЬ(тлеющий) — Фиолетовый — увеличенная кварта и уменьшенная квинта, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. И цвет и звук требуют разрешения, подкрепления, они не устойчивы.
Почему кварта чаще всего используется в маршах?
Потому, что этот интервал обладает природой ВОЗДУХА, зовет вперед, к расширению.
В народных песнях чаще всего используются терция ЗЕМЛЯ и квинта ВОДА,гармоничные интервалы, принимающие, не отторгающие, созвучные.

Соотношение частот в интервалах (для октавы от до до до):
1:1 ч1. ДО-ДО прима.
16:15 ДО-ДО# увеличенная прима или малая секунда. Тот самый знаменитый полутон.
В европейской традиции это наименьшей интервал между звуками, в то время, как на Востоке, люди отличают чертверти тона и они широко используются в музыке.
9:8 ДО — РЕ большая секунда, малая терция
6:5 ДО — РЕ#/МИ бемоль, увеличенная секунда, малая терция
5:4 ДО — МИ большая терция, уменьшенная кварта
4:3 ДО -ФА кварта, увеличенная терция
7:5 ДО — ФА # , тритон, увеличенная кварта, уменьшенная терция. ФИОЛЕТОВЫЙ цвет.
3:2 ДО — СОЛЬ квинта, уменьшенная секста
8:5 ДО — СОЛЬ #, малая секста, увеличенная квинта
5:3 ДО -ЛЯ большая секста, уменьшенная септима
16:9 ДО -ЛЯ# , малая септима, увеличенна секста.
15:8 ДО — СИ, большая септима, уменьшенная октава
2:1 ДО — ДО октава, увеличенная септима.
В музыке интервалы обозначаются цифрами:
Прима (1)
Секунда (2)
Терция (3)
Кварта (4)
Квинта (5)
Секста (6)
Септима (7)
Октава (8)
Многие из нас знаю считалочку последовательности цветов:
КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. Первая буква слова обозначает цвет.
Попробуем соотнести эту последовательность со звуком, но будем учитывать, что белый и черный цвета считаются моноцветами, разложением цвета и в данную последовательность не входят.
Прима — монозвук, БЕЛЫЙ цвет .
КАЖДЫЙ — Красный — ОГОНЬ, малая секунда, большая септима.
ОХОТНИК — Оранжевый ОГОНЬ — большая секунда, малая септима.
ЖЕЛАЕТ — Желтый ЗЕМЛЯ — малая терция, большая секста
ЗНАТЬ — Зеленый ЗЕМЛЯ — большая терция, малая секста
ГДЕ — Голубой ВОЗДУХ — кварта
СИДИТ- Синий ВОДА — квинта
ФАЗАН — Фиолетовый ОГОНЬ- септима

Математически разложенные цвета (для монохромного звука, 2 октавы) дают следующее соответствие.
До — зеленый цвет
Ре синий
Ми сиреневый
Фа фиолетовый
Соль красный
Ля — оранжевый
Си салатовый — морской волны и до зеленого.
Между нотами си и до полутон, расстояние в два раза короче целого тона, по этому цвета близкие по оттенкам.
Гаммы бывают двух видов — минорная и мажорная. Очевидно, что последовательность подходит для гаммы СОЛЬ мажор.
Соль, центральная нота гаммы До мажор и предпоследняя нота Ля минор.

В музыке широко используется обращение интервалов. Когда верхний или нижний звук меняется местами со вторым звуком.
Так прима становится октавой.
Секунда септимой
Терция секстой
кварта квинтой
а средний между квинтой и квартой интервал вращается без изменений для слуха, называется он тритон.

Источник

Весь цветовой спектр нот

С какого возраста нужно проводить развивающие занятия?

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Стишки-запоминалки

Чтобы малышам было веселей учить табличку соответствия звуков определённым цветам, мы придумали специальные стишки-запоминалки:

  • На скакалке До скакала, покраснела и упала.

  • В мандарине нота Ре отдыхает в кожуре.

  • Солнце светит, мы лучи превращаем в ноту Ми.

  • Нота Фа сидит на ветке и мечтает о конфетке.

  • Нота Соль всегда хотела, чтобы с неба соль летела.

  • В синем море Ля купалась, полотенцем вытиралась.

  • В тучу фиолетовую Си попал ракетою.

Если Вы ещё не догадались, что цветные персонажи-нотки, которые Вы могли видеть на главной странице нашего сайта, могут звучать, то вернитесь на главную страничку и поиграйтесь с ними.

Можно нажимать на них поочереди как вверх, так и вниз, а можно и в произвольном порядке. Обязательно пойте ноты. Если Вы уже разобрали и выучили по цветным ноткам какую-нибудь детскую песенку («Петушок», «Василёк», «Чижик-Пыжик»), то их также можно попытаться исполнить.

Цель этих занятий — запомнить цвет каждой нотки. При перезагрузке странички голоса ноток должны меняться, но не всегда с первого раза. Для перезагрузки странички пользуйтесь клавишей F5.

Играйте! Это весело!

Указывая на машину, деревья, небо, мамину кофточку спрашивайте ребёнка: «А это какая нотка?» В такой забавной, игровой манере Вы вскоре выучите все названия нот, и соответствие их цвету.

Цветонотки

Надеюсь, Вы выучили, какому звуку соответствует какой цвет? Здорово! А теперь, давайте познакомимся с основными образами обозначающими ноты. Именно их мы и будем использовать в дальнейшем в нашей цветомузыкальной методике. А называть мы их будем ласково — «Цветонотки»:

  • Звук Си – фиолетовый – «фиолетовая тýчка».

  • Звук До – красный – «красное сóлнышко».

  • Звук Ре – оранжевый – «оранжевая пирамúдка».

Звук Ми – жёлтый – «жёлтое сóлнышко».

Звук Фа – зелёный – «зелёные вéтви».

Звук Соль – голубой – «голубое нéбо».

Звук Ля – синий – «синее море».

Альтерированные звуки (диезы, бемоли) – серый – «серая стенá».

Мы начинаем изучать музыкальные песенки с белых клавиш фортепиано (диатонический звукоряд), именно на них мы и наклеиваем цветоноты. А чёрные клавиши (альтерированные звуки) мы пока использовать не будем.

Мы будем использовать в наших уроках по методике «Пиано «Радуга» всего 8 белых клавиш фортепиано: диапазон звуков от Соль1 до Соль2.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

«Волшебная струна»

А так, будут располагаться цветонотки на струнных инструментах: гитаре, скрипке, виолончели, балалайке и всех других:

фиолетовая тýчка съедает красное сóлнышко; серая стенá; оранжевая пирамúдка; серая стенá; жёлтое сóлнышко скатилось с зелёных ветвéй; серая стенá; голубое нéбо; серая стенá; синее мóре; серая стенá .

Источник

Оцените статью